Рассказ-23-Прощание славянки-16-05-1973г вч 22269

Бравый солдат Митя -- 23. в/ч 22269.
Валерий Дмитриев.
"Прощание Славянки". 16е мая 1973 года.

...Закончилась двухмесячная командировка на Завитинском полигоне и всех ребят привезли на этом же ГАЗ-66 обратно в часть. Во время тряски в дороге, Митяй всё время держал на коленях аккордеон в футляре, что бы его не повредить.
  В части им объявили, что завтра в 15:00 часов на станцию Екатеринославка с Востока прибудет их дембельский эшелон. И все "дембелЯ" начали усердно готовиться к отъезду домой.
  Митяй же, сначала, разыскал в офицерской гостинице хозяина аккордеона.
  Лейтенант очень обрадовался и хотел отблагодарить его деньгами. Но Митяй денег не взял, а попросил в благодарность сыграть ему Марш Славянки, и офицер его великолепно исполнил.

  Все, кто отслужил свои два года усердно оформляли документы и готовили свои парадные мундиры, наглаживая их утюгами в бытовой комнате.
 Митяй взял у старшины парадные лавсановые брюки 60го размера!
-- Зачем тебе такие здоровенные? -- недоумевал старшина, -- Тебе же 48й в самый раз?!
Но Митяй знал, для чего. Он принёс эти брюки в ателье, где ему их за ночь перешили под модные тогда "клёши", и взяли совсем не дорого.
  В швейном ателье работали жёны офицеров, и они отлично понимали, что солдаты не очень-то богаты.(помню, взяли всего шесть рублей за полную перешивку брюк. И я им до сих пор благодарен, и помню добро. Хотя и штанов этих уже давно не сохранилось, а память жива!)...

... Вечером, после ужина, весь личный состав батальона занимался своими делами в своей казарме. И, вдруг, дневальный скомандовал: -- Смирно!!!
  В дверях все увидели генерала!
Дежурный по батальону подошёл к нему строевым шагом и доложил:
-- Товарищ генерал-майор! Третий батальон готовится к вечерней поверке...
-- Вольно, Сынки! -- прервал его генерал, -- Я, просто, пришёл посмотреть, как Вы тут живёте. Занимайтесь своими делами.
  Товарищ сержант, -- обратился он к Митяю, -- Подойдите ко мне!?
Митяй строевым шагом подошёл и начал докладывать:
-- Товарищ генерал-майор!...-- но генерал спокойно остановил его:
-- Сынок, ты давно служишь?
-- Завтра уже домой! Товарищ генерал!
-- А почему у тебя на гимнастёрке нет значков?!
-- Так, нам их ведь не выдавали никогда, -- ответил Митяй. Он промолчал, что солдатам и ему самому приходилось покупать эти значки у предприимчивых зав-складов-прапорщиков.
-- Танкисты! Сынки! Я обещаю, что завтра каждый из Вас получит значки! Все, кто их заслужил! -- заверил генерал...

... И точно, на следующее утро всем и Митяю выдали новые значки со склада. Видимо, генерал навёл в штабе много"шороху".
У Митяя уже были купленные, и ему пришлось выбирать, какие красивее, а лишние подарил сослуживцам, которым ещё предстояло служить и служить...

... После обеда было торжественное построение полка на плацу.
 В центре перед всем полком в почётном строю стояли дембелЯ с чемоданами и в первой шеренге с ними был Митяй.
Командир полка произнёс трогательную речь о том, как доблестно служили эти танкисты, и пожелал тем, кто остаётся, служить так же.
  Митяй разглядывал лица своих молодых товарищей и немного завидовал тем, кто ещё остаётся. Но, когда дембелям дали команду:
-- На ле-во! Прямо! Шагом! Марш! -- и полковой оркестр заиграл марш Прощание Славянки, Митяй уже ничего не видел. Слёзы заливали глаза. Он заметил, что плачут и все его товарищи, уходя навсегда с этого плаца в другую гражданскую жизнь...

... Перед посадкой в вагоны всех построили на перроне и велели открыть свои чемоданы для досмотра. Искали оружие, боеприпасы и армейские фотографии.
 В чемодане Митяя лежал спортивный костюм, туалетные принадлежности с полотенцем и подарки для Мамы и от сослуживцев. Предвидя обыск, Митяй завернул в газету десять армейских фотографий и спрятал их в труселях за поясом. И видел, как офицеры забирают у ребят их дембельские альбомы и даже отдельные фотографии.
  Но, это Советские Офицеры! И в штаны к Митяю они не полезли.

  После недолгих прощаний, танкисты спокойно, без споров, заняли свои места в вагоне. И, когда поезд тронулся, долго махали руками своим офицерам из окон уходящего на Запад эшелона...

... Прошли дни и теперь они уже ехали по самому берегу Байкала.
-- Вот бы остановился эшелон?! -- мечтали ребята, -- Хоть бы руками потрогать эту красоту!? Видимо, машинист услышал их молитву и остановил поезд, пропуская встречный состав.
  До озера было всего десять метров, и многие побежали к воде.
Митяй тоже подошёл к берегу, попил из ладоней и умылся этой чистой и прозрачной, но очень холодной водой. Но эшелон тронулся, и всем пришлось догонять и запрыгивать в вагоны на ходу.
-- Ну вот и в Священном Байкале водички испили! -- радовались ребята...

... Когда проехали Красноярск, Митяй достал из чемодана подарки от сослуживцев. Это были красивые погоны из чёрного бархата с "золотыми" лычками и буквами "СА" из рондоля и точную копию "золотой" звезды Героя Советского Союза. С улыбкой полюбовался этой звездой и положил её обратно в чемодан:
-- Вот же наши умельцы! Прямо,--ювелиры! -- сказал он, и начал лезвием отпарывать свои неказистые погоны на мундире, что бы пришить новые,-- Хоть, это и нарушение формы одежды, но мы уже свободные гражданские люди!...

... Подъезжая к родному Новосибирску, Митяй со своими земляками--однополчанами обошли весь вагон и горячо попрощались со своими товарищами, которые ехали ещё дальше на Запад, за Урал в Украину и Беларусию.
  Настроение было приподнятое, и они, оставшись вчетвером на привокзальной площади, ожидали свой 23й троллейбус. Ведь они жили все рядом, и знали друг-друга ещё до Армии...


***В своих рассказах я ничего не выдумал. Мало того, я многое скрыл и недосказал. А кое-что уже подзабыл за пятьдесят лет. Но, у меня всегда была хорошая память***.


Рецензии