Ч. 7 Почему не было морских сражений

Предыдущая страница   http://proza.ru/2022/08/25/1303

В воспоминаниях Николая Герасимовича Кузнецова говорится: «В конце сентября положение Одессы ещё не было критическим, при поддержке флота город мог бы обороняться долго.
 
Но опасность, нависшая над Крымским полуостровом со стороны Перекопа, заставила Ставку использовать все силы Черноморского флота и Приморскую армию для обороны Крыма, и особенно, Севастополя, на случай, если противник прорвётся на полуостров».

На море надводным кораблям Черноморского флота в 1941 году воевать с вражескими кораблями не пришлось: турки соблюдали нейтралитет, румыны, как выразился в мемуарах вице-адмирал Борис Фёдорович Петров, отсиживались в своих базах. Непродолжительные бои вели речные корабли только на Дунае.
 
В 1941 году Черноморский флот воевал с береговыми батареями противника и его авиацией, поддерживал артиллерийским огнём сухопутные части, совершил артиллерийский набег на Констанцу, благодаря помощи кораблей эскадры держалась Одесса.

В Чёрном море не могло быть морских сражений, подобных тем, какие вели союзники против немецкого и японского флотов, потому что там и сил таких не было. Черноморский флот не был океанским.

Потери несли от мин и авиации: погиб во время артиллерийского набега на Констанцу лидер «Москва». Подорвался на мине эсминец «Быстрый», восстановить который не удалось.

Вражеская авиация потопила канонерскую лодку «Красная Армения» и эсминец «Фрунзе». Корабли Черноморского флота обеспечивали охрану транспортов, перевели в порты Кавказа недостроенные корабли из Николаева, перевозили войска и снабжение Приморской армии, эвакуировали раненых и гражданское население, а также вывозили различные ценности.

Во время обороны Одессы, которую осаждали 18 дивизий противника, надводные корабли Черноморского флота совершили 165 выходов в Одесский залив. Каждый выход приходилось вести не только контрбатарейную борьбу с противником, но и отбиваться от пикирующих бомбардировщиков  опытных немецких пилотов из 10-го авиакорпуса.

Эсминцы «Безупречный» и «Беспощадный» получили серьёзные повреждения, но смогли дойти до Севастополя. Получил повреждения подводной части и лидер «Ташкент», часть отсеков которого оказалась затопленной.

По мнению адмирала Игоря Владимировича Касатонова, виноват в том был штаб флота, который не выделил авиационного прикрытия. Но что такое штаб? Это конкретные люди, которых не хотят называть.

Командир эсминца «Бойкий» Георгий Фёдорович Годлевский после войны в воспоминаниях написал: «Бои эсминцев с бомбардировочной авиацией в течение 21-22 сентября ещё раз подтвердили слабость их зенитного вооружения».

До войны главным в практических стрельбах эсминцев, крейсеров, линкоров и береговых батарей были морские цели. Но уже в начале войны на Чёрном море приоритеты резко поменялись. Главной стала стрельба по береговым и воздушным целям.

До войны корабли готовили к морскому бою, но ни линкору, ни крейсерам ни разу не пришлось сражаться в морском бою с таким же противником, потому что немцы не использовали против Черноморского флота свои большие корабли.

Если береговые цели успешно поражали с помощью корректировочных постов и наблюдательных пунктов, то с авиацией так не получалось. Самолёты обнаруживали с помощью дальномеров за 50-60 секунд до того, как они сбрасывали бомбы или торпеды.

На корабле успевали произвести лишь два-четыре залпа. Вероятность поражения цели была низкая, поэтому и стрельба малоэффективная, в основном, для моральной поддержки.

Нужны были радиолокационные станции, а на Черноморском флоте имелась только одна радиолокационная станция «Редут-К» – на крейсере «Молотов», который вошёл в строй перед самой войной, 14 июня 1941 года.

В 1941 году только корабли новой постройки имели приборы управления зенитным огнём «Горизонт» и «Союз», но поскольку заводы эвакуировали, то их производство прекратили.

Во время печально известного таллинского перехода кораблей зенитная артиллерия не смогла сбить ни одного самолёта.

Для управления огнём крупнокалиберной артиллерии эсминцев использовалась система «Мина», а на крейсерах – система «Молния». На крейсере «Молотов» была установлена усовершенствованная система «Молния-АЦ» с новым центральным автоматом стрельбы.
 
При обороне Одессы участвовало 27 кораблей огневой поддержки, которые 165 раз выходили в море для стрельбы по береговым целям. Без поддержки флотом Одесса долго бы не продержалась.

Подводные лодки Черноморского флота совершили 103 боевых похода. Им удалось потопить пять транспортов противника, общим водоизмещением около 18 тыс. брт.

Крупные транспорты противником использовались крайне редко, в основном, это был малотоннажные суда: сейнеры, паромы, баржи, шхуны.

Дело в том, что румынскую нефть доставляли баржами по Дунаю и по железной дороге. Суда противника успевали за ночь совершить переход между портами Констанца, Сулина, Бургас, Варна.

В этом районе Чёрного моря глубины небольшие. Противник выставил параллельно берегу минные заграждения. Действовать подводным лодкам, учитывая и гидрографические особенности в этой части моря, было непросто.

Самая результативная подводная лодка Щ-211 потопила оба самых больших транспорта, которые были обнаружены в том году.

Подводные лодки Щ-205, Щ-206 и Щ-209 первыми в начале войны вышли на боевые позиции. Подводная лодка Щ-206, которой командовал капитан-лейтенант Сидор Алексеевич Каракай, с экипажем 42 человека, погибла по неизвестной причине. Две другие лодки противника не обнаружили.

Подводная лодка Щ-205 должна была занять позицию в районе мыса Сфынтул-Георге (Олинька) у берегов Румынии. Через 18 суток, 9 июля, лодка вернулась в Севастополь.

Проверка штурманских прокладок и журнала боевых действий показала, что лодка не дошла до назначенной позиции. Невыполнение приказа расценили как трусость, поэтому командира подводной лодки капитан-лейтенанта Павла Севастьяновича Дронина предали суду военного трибунала и расстреляли.
 
В середине сентября 1941 года крейсеру «Ворошилов» поставили задачу: разгромить скопление войск и танков в посёлке Алексеевка, уничтожить элеватор с зерном в порту Хорлы и штаб корпуса противника в Скадовске.

На этот раз штабу Отряда лёгких сил предложили самим разработать решение о проведении операции.

Я пишу про 1941 год, и у меня в голове не укладывается, что сейчас идёт война между Российской Федерацией и Украиной. Такое раньше и в страшном сне не могло присниться.
 
Думаю, счастье, что два близких друга, служивших в годы войны на крейсере «Молотов», командир БЧ-2 Або Юдович Врубель и командир дивизиона живучести Алексей Дмитриевич Зинченко, не дожили до этого позорного времени.

Продолжение http://proza.ru/2022/08/31/1076

На фотографии: командир эсминца "Бойкий" георгий Фёдорович Годлевский


Рецензии
"Невыполнение приказа расценили как трусость, поэтому командира подводной лодки капитан-лейтенанта Павла Севастьяновича Дронина предали суду военного трибунала и расстреляли" - куда ужжж проще, взять и растрелять... Нет бы извлечь уроки, поработать над ошибками...

По поводу нынешнего положения вещей: так же в голове не укладывается... Русские с украинцам настолько тесно переплелись. Взять меня. Да,я еврейка по материнской линии, НО!!!По матери Бабушка - польская еврейка, дедушка -украинец, познакомились на ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ в 1937г.(если память не изменяет). Дед по комсомольской путевке приехал, бабушка уже жила на тот момент в Хабаровске. По отцу бабушка коренная сибирячка из тунгусов, дед - ангарский казак. Мама по паспорту украинка. Отец русский. Я-смесь ципленка с поросенком, живущая 20 лет в Израиле. И как мне ненавидеть кого-то из тех или других?...

Юля Рудакова   03.09.2022 20:17     Заявить о нарушении
Дорогая Юля, я тоже удивлялся, зачем расстреливать людей, когда они могли искупить свою вину на фронте рядовым красноармейцем или краснофлотцем.
Что касается нынешней войны, то она преступная.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   03.09.2022 20:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.