Польская операция НКВД польза разгадки ее тайн

Польская операция НКВД 1937-38 годов: можно ли что-то сказать о том, как разгадка ее тайн может быть полезна для России?

Более подробный подзаголовок:
можно ли что-то сказать о разгадке ее тайн путем применения к этому вопросу передовых достижений российской междисциплинарной естественнонаучной школы, а также дать ответ на вопрос, как сама разгадка ее тайн могла бы быть полезной для России

С посвящением ее
85-летнему юбилею

Добрый день, дорогие друзья ! Добрый день, дорогие читатели этой статьи!
Как хочется произнести магические слова: глубокий вдох, глубокий выдох.. Ну наконец-то, в год 85-летнего юбилея тех событий тревожных, появился тот публицистический продукт, который, как представляется, назревал давно и нужен многим. Причем нужен давным-давно. Тема острая, хотя на дворе уже совсем другая эпоха. Тема, чем-то напоминающая давно остывший пепел. Тема, перекликающаяся с другой: самоидентификация поляков русскоязычного пространства (или: россиян польского происхождения), но тема изрядно запущенная. К тому же начало августа, разгар отпусков. Как часто говорят поляки – szczyt urlopowy. В Москве стоит весьма душевная августовская жара, которой наслаждаются многие и которая многих отключила от жизни деловой*.
* - правда, не удалось избежать того, что ее последние строки написаны в первые дни осенней прохлады. Нужно отметить справедливости ради..
Вопросы целей и задач предпринимаемой попытки написания этой статьи. Пользуясь тем, что автор этих строк является математиком по диплому, можно даже перейти на математический язык, на котором это бы звучало как вопрос ее целевой функции данной статьи. То, что можно добиться путем ее написания.
Итак…
- можно ли добиться социальной справедливости и как вообще могло бы выглядеть достижение социальной справедливости по вопросу жертв польской операции НКВД… хочется напомнить, что фактически у всех родственников незаконно репрессированных есть документы о реабилитации?
- можно ли поставить вопрос, на какие стороны жизни советского общества тех лет и лет, непосредственно ей предшествующих, польская операция НКВД проливает свет, какие при этом раскрываются тайны и как раскрытие этих тайн могло бы быть полезным для России и ее граждан?
Второй пункт подразумевает некий исследовательский процесс, а на выходе осмысление его результатов и раскрытие неких тайн тех событий. На поверхность может выйти некий весьма интересный материал, некие весьма интересные элементы жизни СССР тех лет. И тем самым картина познаний о той эпохе весьма обогатится… И это может быть интересно буквально всем, в том числе и молодежи, в то числе и даже подрастающему поколению, у которых о той эпохе часто представление весьма смутное. Причем независимо от того, имеется или не имеется, ощущается или не ощущается в жилах польской кровь. Хоть малейшая ее капля*.
* - одна серьезная ремарка... при самых первых шагах пиара этой статьи,
поведенных в том числе среди молодежи, со стороны отдельных ее представителей прозвучала идея в обязательном порядке акцентировать внимание на то, что материал написан для общего развития... пользуясь данным напутствием автор статьи делает данное примечание: данная статья широкой общественности представлена с целью общего развития
Все в целом, в известной степени, может поспособствовать снятию не то что социальной напряженности, но… по крайней мере, отдельных психологических комплексов. И тогда великие слова знаменитого поэта неоспоримо польского происхождения Роберта Станиславовича Петкевича, более известного как Роберт Иванович Рождественский из его произведения «Реквием»:
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это нужно не мертвым
Это надо живым
зазвучат по-новому и зазвучат громко и полновесно.
Вот, собственно, и два пункта, и два параметра целевой функции этой статьи. Окажутся ли они раскрытыми? Решающим будет мнение читателей. Выразить надежду на позитив, конечно же, хочется.
* * *
Понемногу переходим к основной части статьи. Продолжить можно многим, но хочется продолжить рассмотрением банального вопроса взаимоотношения республики Польша и польской диаспоры мира. В частности, польской диаспоры стран русскоязычного пространства. Можно вспомнить что-то упоительно-мажорное. Например, то, что вскоре, примерно через полвека после написания гимна Польши, знаменитой «Jeszcze Polska nie zgin;;a», в середине XIX века был написан гимн польской диаспоры мира «Marsz, marsz, Polonia». Точнее, появился военный марш, который впервые был исполнен польскими легионерами в неком вооруженном конфликте, имеющем месте на территории Бразилии. Сведения об этом с осознанием всей особенности ситуации распространились по всему миру, и в итоге было решено, что этот марш идеально подходит на роль своего рода гимна польской диаспоры мира, в качестве какового он и был признан.
Если переходить к вещам более спокойным и даже где-то минорным, то можно вспомнить характеристику Польши междувоенной (1920-1939) как страны переплетения противоречий. Точку зрения, весьма популярную в мировом коммунистическом движении, в частности, в кругах коминтерна. Точку зрения весьма правдивую и во многом удобную как исходный пункт рассмотрения. На тот момент Польша фактически после 1-й мировой войны как государство возродилось. А до этого она в течение более чем ста лет как государство не существовала, и тогда в роли своего рода «территорий переплетения противоречий» выступали территории бывшей первой Речипосполитой, входящие в состав Российской империи. А невообразимые территории первой Речипосполитой – это более пятисот тысяч квадратных километров. Это достигало и где-то даже превосходило территорию современной Франции. Благодаря этому родилась меткая поговорка, характеризующая территорию Речипосполитой во времена ее максимального процветания: “kraj od morza do morza” – «страна от моря до моря».
Здесь обязательно на первый план мы должны выдвинуть самоидентификационный фактор и его взаимосвязь с языковой средой, национальным составом населения и наличием/отсутствием ассимиляционных процессов, в ряде случаев неизбежных. Там, где поляки составляли неоспоримое национальное большинство, а это примерно территория нынешней Польши, входящая в состав Российской империи, и Виленская часть Литвы (т.н. край Виленский – Вильно (Вильнюс) и его окрестности), ассимиляционных процессов фактически никаких не происходило. Доминирующим языков общения и в селе, и в городе был польским, доминирующей самоидентификацией был «поляк» без каких-либо дополнений, доминирующей религией было католичество.
Несколько иначе обстояли дела в других регионах Российской империи. Что касается ссыльных, вынужденных переселенцев, а также добровольных переселенцев в азиатские части Российской империи – фактически польская диаспора Сибири, Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии, а также, частично, Поволжья, Кавказа и европейского русского Севера, то там фактически в русскоязычной языковой среде, особенно городской, ассимиляция происходила довольно быстро. Русский язык по сравнению с польским был и государственным, и, с точки зрения автора этих строк и не только его, лингвистически несколько более развитым. Хотя бы потому, что ему выпало быть языком империи:*
* - можно провести подробный филологический анализ, но на страницах этой работы этим заниматься не хочется

Несколько меньшими темпами ассимиляционные процессы шли в населенных пунктах сельского типа, но таковых на территории Российской империи за пределами территории первой Речипосполитой известны лишь два. А если бросить взор на оставшуюся территорию первой Речипосполитой, фактически земель бывшего Великого княжества Литовского – а это почти вся территория Литвы, Беларуси и правобережной Украины – то там прослеживалась тенденция к ассимиляции дворянства и городского населения, особенно у служивших на государственной службе. Сельское же, крестьянское население сохраняло язык дольше. А язык повседневного общения был во многом диалектизирован, и отличался от такового центральных районов Польши. При этом интересную роль играл религиозный фактор: если селение было католическим и там был костел и парафия, то его обитатели однозначно считались поляками. Особенно ярко это прослеживалось на территории Беларуси.
Продолжая тему лингвистики. На момент разделов первой Речипосполитой в конце XVIII века процессы формирования славянских языков как таковых еще не завершились. В современном виде не выглядели ни русский, ни польский, не говоря уже об украинском и белорусском. Это предопределило в известной степени особенность польской самоидентификации всего польского населения Украины и Беларуси: население польского происхождения продолжало себя считать поляками независимо от лингвистических особенностей, и неканоничность польского языка как языка семейного общения во многих семьях отнюдь не считалась предосудительной. Из поколения в поколения в течение всего XIX века, и даже во многом в XX-м, передавалось: «Jeste;my inne, niz w Warszawie, ale jeste;my nie gorzej» – «Мы другие, чем в Варшаве, но мы не хуже». И так было долго. Вплоть до тех трагичных событий, которым посвящена статья.
Нельзя забывать и о факторе психокультурном. Начиная со времени наступления относительной стабильности после трех разделов первой Речипосполитой и завершения наполеоновских войн (1815) у всех без исключения ее граждан появился шанс чувствовать себя гражданами Российской империи. Страны большой, страны Великой, страны столичной. На тот момент расположенной на трех континентах. Некогда в роль страны столичной претендовала и сама Речпосполитая, но не сбылось. А на момент начала разделов, увы, Речпосполитая уже прочно себя ощущала страной провинциальной.
И именно это ощущение, ощущение себя гражданами страны Великой, и питало многих поляков. Прежде всего оставивших свой след на географической карте мира и Российской империи. Достаточно упомянуть Николая Пржевальского (Niko;aj Przewalski), Яна Черского (Jan Czerski) и Бориса Вилькицкого (Borys Wilkicki). Именно поэтому на протяжении всего XIX века в Санкт-Петербург и тянулась вереница польских переселенцев… Сильных, способных и амбициозных.
Город на Неве здесь, в этой статье, должен быть упомянут обязательно, ибо на момент развала СССР именно в нем была самая многочисленная диаспора советских поляков – шестьдесят тысяч человек. В Москве их насчитывалось всего лишь десять тысяч. А всего советских поляков на тот момент было один миллион двести тысяч.
И, разумеется, не лишне будет напомнить о полноте польского социума, т.е. о том, что польское населения было представлено фактически всеми слоями населения. И в памяти многих образ поляка закрепился как образ гордого умного воинственного штяхтича, военного или полицейского. И после всего изложенного, в качестве своего рода вывода мы можем сказать смело: атмосфера переплетения противоречий, репутация территории переплетения противоречий, характерная для сугубо польских губерний Российской империи, распространялась и на все ее польскоязычное население.
* * *
Далее Советским республикам выпадает гражданская война (1918-1922), а свежевозрожденной Польше выпадает масса вопросов и вереница непрерывных двухлетних вооруженных конфликтов (1918-1920), завершившаяся Виленским мятежом (1922), блоком из нескольких референдумов: Силезский (Шленский, 1920, если не автор не ошибается), Ольштынский (Алленштайнским, 1921, насколько помнится, но можно уточнить), тем же Виленским (1922), первыми чемпионатами Польши по футболу (1921, 1922 и т.д.), рижским мирным договором с Союзом молодых Советских республик (название неофициальное, как легко можно догадаться, 1922… детали, опять же можно уточнить)… Территория второй Речипосполитой после относительной политической стабилизации в 1922 году – 388 тыс.кв.км. Из них примерно чуть больше половины – с неоспоримым польским большинством, и чуть меньше половины – с неоспоримым польским меньшинством среди населения. Для сравнения – площадь современной Германии (после объединения в 1991 году) – 380 тыс. кв.км, площадь современной Польши – 312 тыс.кв.км. Восточная граница второй Речипосполитой идет примерно от Даугавпилса до Каменец-Подольского. Около восьмисот километров по воздуху. Ее охрана возлагается на приграничную полицию, с одной стороны, и на погранвойска с другой. А некоторым горячим головам и криминальным элементам со стороны Польши предоставляется право на участие в полулегальных бандформированиях. Все это происходит при относительно быстром восстановлении довоенного уровня жизни.
Что еще можно и нужно упомянуть для полноты картины, нарисованной пока в общих чертах? Вереница конфликтов между Советской Россией и Польшей, двумя молодыми государствами, в 1919-1920 годах, включавшая победоносное шествие Красной армии от Днепра до Варшавы, создание Белостоцкого правительства, просуществовавшего буквально один месяц, не вполне понятные переговоры между Лениным и Троцким, с одной стороны, и Буденным и Ворошиловым, с другой стороны, об участии Первой Конной в походе на Варшаву. Завершилось все общеизвестно как: разгром Красной Армии близ города Радзыминув, примерно в 25 км от исторического центра Варшавы, что тем самым означало триумф стратегии мгновенной мобилизации всех боеспособных слоев населения, а отнюдь не окопной оборонительной войны. Обилие пленных красноармейцев и рижский мирный договор. И это все общеизвестно.
Если бросить взгляд немного назад, на годы дореволюционные, то нельзя не отметить, что в умах поляков Российской империи витали как идея всеобщего равенства и социалистической революции, так и идея возрождения независимости Польши. Причем среди поляков, проживающих на территориях без ярко выраженного польского национального большинства, идея всеобщего равенства и социалистической революции явно перевешивала. Именно этим и объясняется большое количество поляков в рядах российского революционного движения.
Притчей во языцех является дошедшая преимущественно в общих фразах история Константина Крупского, чья фамилия неоспоримым образом связана с белорусским городом Крупки. В биографии его знаменитой дочери, коей выпало быть женой обладателя титула «вождя мирового пролетариата», и которой приписывается немало событий, связанных с годами революционными, о связи ее отца с польскими повстанцами 1864 года написано совсем лаконично: «был связан, хотя не принимал участия в событиях». Что за этим стоит – не вполне понятно, может быть, можно дать волю рассуждениям сугубо конспирологическим. Правда, известно то, что само восстание являло собой череду не вполне плановых импульсивных вооруженных выступлений.
Еще весьма ярко выглядит биография Юзефа Пилсудского, который начал борьбу с царизмом среди революционеров-социалистов, а на пике карьеры оказался в роли главнокомандующего вооруженных сил Польши…
Тем не менее, факт остается фактом: поляков, бывших гражданами Российской империи, и среди революционеров, и среди участников гражданской войны на стороне красных было немало. Включая, разумеется, и лиц частично еврейского происхождения. Дзержинский, Воровский, Менжинский, уже упомянутая Крупская.. Всех перечислять в этой статье вряд ли имеет смысл.
А что касается самой революции, то.. все-таки нельзя не забывать о ее антикоррупционном характере. Государственные займы, то и дело приводящие к возрастанию государственного долга, с одной стороны, и приводящие к обогащению относительно узких слоев общества, с другой. Большие денежные массы, переходящие в теневой оборот. Имеющие как окончательно распределенный, так и окончательно нераспределенный характер. Во втором случае очень часто можно говорить о КНДМ – коллективных нераспределенных денежных массах. С точки зрения автора этих строк, фактора, очень часто упускаемого из виду при рассмотрении многих экономических и политических вопросов.
При рассуждении об этом все чаще всплывают воспоминания о коллективной добыче. Добытой то ли на охоте, то ли путем победы над противником во время войны. Ситуация, резко обостряющаяся в военное время. Представители тех слоев населения, которые непосредственно в коррупционных процессах не принимают участие, тем не менее, в поле зрения которых эти процессы попадают, испытывают к их участникам не лучшие чувства. Недаром лозунг большевиков, под которым они проводили экспроприации – «грабь награбленное» частенько среди бедных слоев населения находил отклик и понимание.
Если все-таки вопрос российских КНДМ как-то и затронуть, то в роли его накопителей исторически оказались дворяне и казаки. Именно по этим слоями и пришелся основной удар революции. Может быть, ответ на вопрос, зачем революция вообще была нужна. Если построить фразу на языке русской православной традиции, то если деяния всякие непотребные и жуткие и учинялись, то на них и была неплоха кара божья. И в роли этой кары божьей и оказалась революция. И революционеры. В роли жертв – коррупционеры или члены их семей. То есть, те, на которых указал перст божий.
И, в чем где-то даже трагикомизм ситуации, в роли одного из благословителей революции оказался и самодержец российский, которого скоррупированное чиновничество достало довольно-таки быстро. Автор этих строк с конспирологической версией солидарен.
Итак, революция как ритуал жертвоприношения, когда в роли жертв оказались наиболее скоррупированные слои российского общества, а в роли карающего меча – революционеры. Картина жестокая, но картина простая. И эти же революционеры оказались при власти. Грезя в мечтах романтических построить мир без коррупции.
Немного о природе и о диалектике развития КНДМ. Любая денежная масса любит любые сигналы об опасности, и по этой причине многие и российские дворянские, и российские казачьи КНДМ тем или иным путем покинули территорию России и оказались на территории стран другой цивилизации. КНДМ – это денежные средства, у которых есть некий коллективный владелец и на тему судьбы которых отдать свой голос могут многие.
О российских КНДМ, оказавшихся на западе, принимая во внимание их сугубо российское происхождение, в курсе многие, и при этом у многих и в мозгах, и на языке вертятся вопросы их возврата в Россию. Наверняка с хранителями этой КНДМ время от времени ведутся переговоры о возврате средств этой КНДМ в Россию, хотя бы частичном. Причем переговоры эти наверняка ведутся по принципу кнута и пряника, т.е. угроз и заигрываний, исполнения этих угроз и уступок. В случае явного намека на последние. Как это практикуется в мировой дипломатии. А со стороны Советской России, или СССР, непосредственная команда переговорщиков формируется по принципу максимальной эффективности.
Этот принцип максимальной эффективности на практике выглядит так: формируется одна группа непосредственных переговорщиков, вторая, третья… Первый этап переговоров – это всегда вскрытие потребностей, далее моменты принципиальные, моменты технические, политтехнологические нюансы. Есть еще отдельные аспекты, непосредственно связанные с экономикой… Статьями расходования возвращенных средств… отвечая на вопрос, что же стоит за фразой «экономика» из предыдущего предложения.
А вопрос статей расходования возвращенных на территорию бывшей Российской империи средств… давайте подумаем, как эти статьи расходов могли бы выглядеть. Более-менее понятно, что они могли бы отражать  общие интересы обеих сторон-участниц переговоров. И тем самым в роли дел наиболее приоритетных вырисовываются некие проекты в области культуры, жизни духовно-нравственной.
А еще, вполне вероятно, на поверхность может выплыть вопрос содействия по нанесению ударов возмездия. По нанесению этих ударов по тем, кто оказался в роли их обидчиков во время революции. Прежде всего по самим революционерам, и богатства хранителей КНДМов норовивших отобрать, и самой их жизни пытавшихся угрожать. По всякого рода троцкистам, зиновьевцам, представителям национальностей иностранных государств… Фраза, частенько фигурирующая в документах тех лет. Т.е., по латышам, немцам, эстонцам, евреям, полякам… Удар возмездия, удар слепой мести. По степени своей слепоты похожий на те, которые наносились революционерами по дворянам, купцам, казакам и прочим не самым бедным слоям Российской империи .
При этом экономика как таковая в поле зрения участников переговорного процесса, разумеется, находится. Но она сложна и требует регулярного контроля, к тому же лишена непосредственной эмоциональной компоненты. Поэтому она как направление потоков средств из КНДМ не всегда оказывается наиболее приоритетной.
Проведенные рассуждения выглядят банально, хоть и несколько нестандартно с точки зрения затрагиваемой темы. И кстати, упомянутые здесь элементы теории КНДМ как движущего фактора многих событий является плодом разработки российской междисциплинарной естественнонаучной школы (аббревиатура РМЕШ), о достижениях которой можно прочесть здесь. Собственно, ответ на вопрос происхождения столь роскошного заголовка, где упомянута эта самая школа.
Разумеется, она во многом конспирологична, во многом даже не изложена, но – хотя бы в зачаточном состоянии она существует. И, может быть, ее недоработка является причиной провала многих прогнозов мировых экономистов. На что жалуются многие, в том числе сами экономисты.
Да, цвет настроения – серый. Как цвет давно остывшего пепла. Автор этих строк пытается, раскрывая тему, максимально гасить какие-либо эмоции. Как ему это удается – мнение читателей. А с целью минимизации эмоций грусти и шекспировского трагизма, можно вспомнить КВН-вскую шутку перестроечных лет авторства не так давно от нас ушедшего Александра Борисовича Кондратьева, прозвучавшую на концерте в честь 60-летия октябрьской революции со сцены концертного зала МФТИ: «Каждый юбилей 17-го – это юбилей 37-го». Ибо любой удар чреват контрударом. Тема бесконечна.
* * *
Следующий этап развития темы? Поляки русскоязычного пространства, а после 1922 года – советские поляки, сразу же после революции? Продолжая раздел предыдущий? Продолжим ! Попытаемся, по крайней мере…
Фактически сразу же после провозглашения независимости была провозглашена репатриация для поляков русскоязычных территорий. Эта акция имела частичный успех для всех тех, кто оказался в ссылке в их азиатской части.
В предыдущем разделе упоминалось, что советско-польская граница в 1922 году составляла более восьмисот километров. Это казалось унизительным и вызывало раздражение у многих граждан СССР, особенно причастных к силовым структурам. Брестский вокзал Москвы по причине отсутствия непосредственных поездов до Бреста переименовывается в Белорусский, но от этого едва ли им было легче. С другой стороны, можно смело вспомнить о том, что наступает время НЭПа в экономике и торжества лозунга интернационализма во внутренней политике.
Для поляков СССР это выражается во многом, в том числе в создании двух польских автономных республик: на территории Беларуси с центром в г.Койданов (Дзержинск), и на Украине с центром с г.Довбыш (Долбыш, Мархлевск). На гуманитарных факультетах во многих городах были группы с преподаванием на польском. Кое-где в местах компактного проживания поляков даже имело место развитие системы среднего образования на польском. СССР существенно опережал Польшу по темпам индустриализации. О том, что немало поляков благодаря участию в революции в СССР заняли высокое общественное положение, видимо, упоминать не стоит. Дабы не повторяться.
Духовные достоинства социализма и его победы, особенно в период подъема энтузиазма 20-х – первой половины 30-х годов, многими воспринимались на ура. Что касается отношений поляков СССР с РП (от RP – Rzeczpospolita Polska, популярная аббревиатура - ВП), то отношения с ней были в известной степени непростыми. Между двумя странами был введен строгий визовый режим, который в ряде случаев выступал в роли серьезного ограничителя. Власти РП, переваривая итоги варшавского похода Красной армии и деятельности белостоцкого правительства на территориях, временно ею занятых (1920), несмотря на одержанную победу, приходили к выводу о нежелательности активного контакта с поляками из СССР, как принято тогда было в RP выражаться и их называть – Polacy Wschodu. Поляки Востока.
Многими советскими поляками этот факт отнюдь не воспринимался как трагедия, ибо довольно быстро вспоминалось такое понятие, как польская честь в одном и ее проявлений, выраженной в уже упомянутом изречении «Jeste;my nie gorzej» – «Мы не хуже». Действительно, тогдашний советский строящийся социализм в социалистическом СССР был способен, был в состоянии решить многие вопросы не хуже, чем в капиталистической Польше с ее весьма развитым частным сектором.
Туристического обмена как такового для простых граждан тогда фактически не существовало. И советские поляки, которые просто хотели посетить РП, были часто вынуждены идти на всякие ухищрения. К примеру, в будущем весьма популярный советский актер театра и кино, уроженец Киева Вацлав Дворжецкий, был с целью посещения РП затеять целую театральную интригу связанную с нелегальным переходом границы близ Шепетовки, арестом властями РП, перевербовкой (или инсценировкой перевербовки? шпионские игры на ухищрения обильны - ВП) со стороны властей РП, и его шпионская деятельность (или якобы шпионская деятельность - ВП), завершившаяся арестом со стороны советских властей, судом и ссылкой в лагеря. Собственно, нелегкий водоворот, в который попал по молодости в будущем популярный актер.
Сама Польша пребывала в состоянии в известной степени подвешенном, и далеко не всеми странами Европы были признаны ее междувоенные восточные границы. Определенная напряженность, определенный страх перед востоком, страх перед ударом возмездия сохранялся. Как показали события 1939 года, страх отнюдь небезосновательный.
Примерно от 20-х годов XX века началось в РП движение по сближению Польши и польской диаспоры мира. Возникло профильное культурно-просветительское общество «Polonia», и во многих городах страны возникли его региональные организации. В 1930 и 1934 годах были проведены два ее съезда. И на этих съездах, к сожалению, отсутствовали представители от Литвы и СССР. По вполне понятным причинам.
Так что чуть ли не единственной отдушиной во взаимоотношениях между двумя странами был культурный обмен. Интерес в польскому джазу, польскому кино, другим проявлениям польской популярной культуре в СССР общеизвестен.
И, завершая этот раздел. В качестве формальности и банальности. Никаких общесоюзных организаций по объединению поляков СССР и их представлению в органах власти и других инстанциях, не существовало. Были ли инициативы по созданию подобных организаций, неизвестно. Грустное обстоятельство, которое со временем сыграет в минус.
* * *
А теперь непосредственно к событиям 1937 года. Итоги операции: убитыми, пропавшими без вести, депортированными и оставшимися без работы оказались около четырехсот тысяч человек. Данные вполне официальны. По целому народу был нанесен невосполнимый удар. Хоть во многом это произошло ввиду его недостаточной самоорганизованности, где-то на заднем плане маячит намек на геноцид. Если, разумеется, будет кому об этом намекнуть…
Логичный вопрос о причинах…. Как это ни странно, официального ответа на вопрос о причинах сталинских репрессий нет… Как это ни странно. И работа в архивах была, и книги написаны. И даже статьи есть. И их даже можно поискать. И даже была переписка автора этих строк с одним журналистом демократической направленности. Тот, правда, утверждал обратное: что таковые и есть, и названы… Но он все говорил на таком языке эвфемии, на котором можно сказать все, что угодно. И объяснить все, что угодно. Как это принято среди гуманитариев на постсоветском пространстве.
Тогда… тогда очень хочется в качестве ответ на этот вопрос вернуться к мысли об ударе возмездия, который был нанесен наиболее воинственной и жаждущей мести частью русской диаспоры по революционерам. В особенности по представителям иностранных государств.
Что для этого было нужно? Как это ни прозвучало бы странным, немного. Всего-навсего преобладание «своих» людей в профильном народном комиссариате, в данном случае в народном комиссариате внутренних дел (НКВД), отсутствие серьезной инфраструктуры по защите своих интересов у возможных жертв и некое целевое финансирование. Последний фактор покрыт мраком, легальные данные по нему фактически недоступны… И остается разве что строить догадки по косвенным данным.
Последнее в виде неких КНДМов у белогвардейской диаспоры мира было. О втором позаботился сам советский социалистический строй с его преобладанием интересов государства над интересами человека. С первым мало-мальски благоприятная ситуация возникла в 1934 году, когда в мае этого года в подмосковных Горках-6, неподалеку от знаменитого Архангельского и недавно выстроенного Новорижского шоссе ушел из жизни Вячеслав Рудольфович Менжинский. Непосредственный преемник Дзержинского на посту председателя ОГПУ (НКВД как структура оформится чуть позже - ВП).
Многие историки первым актом сталинских репрессий считают убийство С.М.Кирова, на тот момент первого секретаря Ленинградского обкома партии, произошедшее в первый день зимы 1934-35 годов. Через полгода. Своего рода пробный камень, своего рода первая ласточка? На тот момент в роли непосредственного преемника Менжинского оказался как народный комиссар внутренних дел Генрих Григорьевич Ягода. Со временем арестованный и расстрелянный.
О нем есть две точки зрения. Первая – что его занятие этой должности является незаслуженно высоким. И вторая – что он с антипатией относился к весьма популярным лозунгам социалистического аскетизма. С точки зрения конспирологии это может говорить о том, что он мог открыть или просто не воспрепятствовать открытию любых денежных каналов. В том числе белогвардейских.
Еще один тонкий момент, лежащий скорее в плоскости демографии. Именно к середине 30-х годов большинство советских беспризорных, ставших таковыми благодаря гражданской войне, достигли совершеннолетия. Ущербность от неполноценного уличного детства они ощущали изрядную, профессию из них удалось получить немногим. Многие из них пошли на службу в компетентные органы, где узкоспециализированных профессиональных навыков требовалось относительно немного, а их непосредственное начальство часто их просто прессовало информационными блоками о тяжелом международном положении и врагах народа.
Сам приказ о проведении польской операции НКВД 11 августа 1937 года был подписан уже при Ежове, сменившего Ягоду в сентябре 1936. Эту личность окутывает большое количество тайн, и это общеизвестно.
Можно передать один интересный информационный блок, касающийся отношения к этой операции Константина Ксаверьевича (Константиновича) Рокоссовского. Он считал, что сам Сталин понятия не имел (!) о том, что имеет место подобная операция.
А если словам Рокоссовского поверить? А если продолжить рассуждения? А если кто-то просто поставил подпись вместо него? К примеру, кто-то из его замов, обладающих этим правом? Как это принято в делопроизводстве? Ее поставил кто-то из его формальных или неформальных заместителей, кто-то из его окружения, из его серых кардиналов? Консприрологические версии строить можно.
Первый вопрос, заданный в начале статьи. Можно ли добиться здесь социальной справедливости и как вообще достижение этой социальной справедливости по данному вопросу могло бы выглядеть. Вопрос непростой, так как на него было не в состоянии дать ответ даже общество «Мемориал». Правда, последнее с определенного момента превратилось в структуру, которая работает на себя. Его офис отнюдь не был местом, куда потомки заключенных и репрессированных могли заходить как в дом родной. Все-таки, начиная с уже упомянутого момента, оно превратилось в объединение историков, которое тяготело к сугубо профессиональной архивно-исследовательской деятельности.
Как создалось впечатление в целом, сотрудники «Мемориала» во многом замкнулись, можно даже сказать – зациклились на вопросе открытости/закрытости архивов. Да, архивы НКВД примерно в начале 1990-х в течение некоторого времени были открыты, а затем опять закрылись. Но ведь достижение социальной справедливости – это вопрос не только архивизма. Это вопрос политики. Системы отношений народа и власти.
Автор этих строк припоминает свой единственный (или один из двух ? не ахти как принципиально - ВП) за всю жизнь визит в общество «Мемориал», встречу с Арсением Борисовичем Рогинским, на тот момент – председателем этого общества… Дело было где-то между 2002-м и 2005-м. Диалог после самопредставления как внука репрессированного по итогам польской операции НКВД состоялся примерно следующий:
– Скажите, пожалуйста, как политик-профессионал, как вы бы видели окончательное решение вопроса по жертвам сталинских репрессий?
– Отвечу вам как историк-профессионал, что пока у нас много архивов находится в закрытом состоянии… – а далее примерно о том, о чем писалось двумя абзацами выше.
Все. То есть политики – никакой. Есть только исследовательский процесс. Или игра в исследовательский процесс, если материала для исследований как такового нет. При этом, что самое пикантное, есть его финансирование… Крупное ли, мелкое… но оно есть.. Может быть, это финансирование с целью достижения справедливости по вопросу репрессий бы было несколько более уместно пустить на что-то другое?
Одна необходимая оговорка. При этом, разумеется, по немного другим каналам, он получал приглашения на отдельные культурно-массовые мероприятия по данной теме, в частности, на показ фильмов по данной теме. Только это эмоции облегчения и движения в нужном направлении вселяло не всегда.
Теперь мнение автора этих строк как философа-концептуалиста. Данный вопрос имеет три компоненты: исследовательская, концептуальная, референдальная. Исследовательская – это когда в результате исследовательского процесса можно мало-мальски путно изложить вопросах о причинах и причинно-следственных взаимосвязях рассматриваемого вопроса. В данной случае, репрессий. Концептуальная компонента дает ответ на вопрос, а что же можно вообще придумать, а если несколько более научно – какие схемы можно разработать, а референдальная может дать ответ на вопрос пути оптимального разрешения всех политически сложных контроверсийных вопросов. Которые, с точки зрения автора, должны решаться строго путем референдумов.
Тем гражданам и юридическим лицам (преимущественно фондам - ВП) стран золотого миллиарда, которые осуществляют финансирование «Мемориала», было бы неплохо сообщить, что с целью достижения справедливости по вопросу реп было бы неплохо принять во внимание другие пути взаимодействия с потомками репрессированных. Разве что если они скованы в своих финансовых действиях и могут выделять средства лишь на исследовательские процессы. А о такой акции, как выплата единоразовых компенсаций потомкам жертв репрессий, они и не помышляют. Если, разумеется, о таком концептуальном пути решения вопросов они вообще были поставлены в известность.
Вот, собственно, и все. Не вдаваясь в мелкие детали и принимая во внимание августовскую жару и отпускной разгар. Основная часть статьи завершена. Отдельные правки внесены в первые дни осенней прохлады.
Пролила ли эта статья хоть на что-то свет для вас, граждане России и стран русскоязычного пространства? Показались ли она вам полезной? Может ли она быть полезной для России? Вопрос к вам, дорогие читатели, мнение за вами.
А теперь еще раз Петкевич-Рождественский:
Вспомним всех поименно
Горем вспомним своим
Это нужно не мертвым
Это надо живым
* * *
А сейчас глубокий вдох, глубокий выдох. Тот раздел статьи, который, строго говоря, большинству жителей стран русскоязычного пространства читать совсем не обязательно, ибо непосредственного отношения к теме статьи он не имеет, и повествует лишь о том, а что же происходило дальше, после вышеописанных трагических событий. И о нынешнем положении дел.. Если, разумеется, нет исключительного интереса к современной жизни и бытию их соотечественников польского происхождения. Или, что то же самое: поляков русскоязычного пространства.
Несколькими страницами ранее было четко написано, что одной из причин репрессий 30-х было отсутствие у большинства представителей национальностей иностранных государств четкой структуризации по национальному признаку. До сих пор в рамках нынешнего государственного устройства РФ все вопросы, касающиеся всех национальных меньшинств, не имеющих национально-территориального образования как такового и тем самым распорошенных по многим регионам РФ, в том числе российских поляков, проходят через… министерство регионального развития Российской Федерации. Сколь странно бы это не звучало.
Стоп. Все по порядку. Хотя бы следуя хронологическому порядку. 2-я мировая с ее бурными событиями (1939-1945), ее конец… возникновение ПНР… Две волны репатриации (1945-46 и 1956), по ходу которых уехали все, кто мог (более точно: кто имел право - ВП) уехать. Массовая реабилитация всех репрессированных после XX съезда КПСС в 1955 году.
И вопросы самоидентификации, и вопросы самоогранизации советских поляков по-прежнему в подвисе. Время от времени молодое поколение польского происхождения нарывается на провокационные и полупровокационные вопросы типа «Если ты польского происхождения, то почему ты живешь здесь» и другие… Вопроса о самоидентификации никто не поднимает, равно как и вопроса о создании каких-либо общественных объединений с национальной окраской. В итоге почти все представители этноса обречены или на ассимиляцию с потерей польской идентичности, или на ощущение себя не вполне понятно кем.
80-е… перестройка… время наступает немного иное. Тут тебе и роскошный букет антисталинских статей в «Огоньке», и общая благостно-демократическая атмосфера с элементами легкой тревожности, и… наконец-то создание хоть каких-то структур с национальной окраской. Автору этих строк выпало быть свидетелем этого процесса фактически с самого начала, примерно с 1989 года, когда были весьма и весьма роскошные собрания московских поляков на всё ДК им.Серафимовича близ польского посольства. Официальным названием возникшей региональной общественной организации стало «Дом польский», а со временем дошло даже до создания общероссийской общественной организации с весьма занятным названием «Конгресс поляков в России» (“Kongres Polak;w w Rosji”) со вполне допустимым законодательством статусом «Федеральная национально-культурная автономия». И даже несколько съездов и бесчисленное количество совещаний было проведено…
Одно небольшое несколько маргинальное, но существенное отступление. Любая организация со статусом «Федеральная национально-культурная автономия» является организацией национально-культурной, но никак не политической. Политических организаций среди российских поляков не было вообще, и вопросы политического характера российским полякам им было предписано решать через различные инстанции. Сейчас они должны решаться через минрегионразвитие. Как уже упоминалось в этой статье чуть выше. А между тем, политические вопросы – это вещь весьма серьезная: представление коллективных интересов, разрешение спорных вопросов.. Не вполне корректное употребление резких местоимений, самым популярным из которых было бы местоимение «ваши» с намеком на правительственные круги РП… Можно, разумеется, этого избежать, но для этого идентифицироваться бы как-то почетче…
Из реальных коллективных политических достижений можно признать разве что введение карты поляка. Не без долгих разговоров, не в наилучшем виде (карта отказалась отнюдь не бессрочной, со сроком лишь на десять лет, что создает ряд неудобств), не без грядущих злоупотреблений в виде торговли ею – но карта была введена. Разумеется, со льготами для ее обладателей лишь на территории РП. Сам факт ее введения многими был воспринят на ура, ведь хотя бы частично решался вопрос самоидентификации. Правда… Правда, об этом было бы неплохо рассказать в первую очередь другим гражданам России, той замечательной страны, в которой мы живем… Дабы не у последних не возникало ощущения халявки и эмоций зависти… Рассказать путем проведения интересных и занятных культурно-массовых мероприятий… Для последних были бы неплохи хоть какие-то средства, а мы постепенно переходим на тему, связанную с ними.
Опять давайте вспомним 1989-1990-е годы… Одно из бурных заседаний московских поляков в ДК им.Серафимовича. Можно даже сказать – тусовок, которых во время перестроечное было обилие. Зал на тот момент там вмещал минимум триста человек, и он часто был заполнен почти полностью. Бурная дискуссия на тему коллективного зарабатывания денег. Мнение номер один, высказанное красивым усатым мужчиной: давайте с целью коллективного зарабатывания коллективных денег организуем несколько концертов танцевальных коллективов, ибо билеты на их концерты стоят весьма дорого и их относительно немного. Мнение номер два, высказанное стройной худощавой дамой весьма почтенного возраста: такого делать не надо.
Вот и все. Вот и фактически единственный (!) разговор на тему зарабатывания (хочется подчеркнуть – зарабатывания, не выпрашивания, не выбивания) коллективных денежных средств, имевший место за все тридцать лет полонийного движения в России. По крайней мере, которому был свидетель автор этих строк. Где-то даже очень странным выглядит то обстоятельство, что народ, традиционно гордившийся своими предпринимателями и экономистами, не смог выработать концепта зарабатывания коллективных денежных средств. Увы, деэкономизация.
А без совместных коллективных денежных средств тяжеловато. Тяжеловато реализовать абсолютно любые начинания в непроизводственной сфере, в сфере спорта, науки и искусства. И без этой экономической компоненты жизнь и деятельность полонийных организаций оставляет весьма тягостное впечатление. Культурно-просветительские организации на вопросы, связанные с просвещением и культурой, вынуждены клянчить… пардон, просить деньги у определенных фондов из РП. Путем заполнения заявок (позвольте повториться, ибо мысль по ходу статьи уже звучала) и т.д. и т.п. Пригласить серьезных специалистов на серьезную работу – опять же, нельзя… не из чего платить… Организовать какой-либо массовый праздник - куда там... Т.е. любая деятельность со стороны деятелей полонийных – это строго общественная работа. В отличие от деятельности дипломатов из РП, представляющих, как и все дипломаты мира, интересы своего государства, с интересами России и полонии российской далеко не всегда совпадающие.
Отсутствие серьезной экономической компоненты еще предопределило то, что очень часто весьма серьезные представители сильной половины человечества в полонийном движении себя не видели вообще. Все-таки образование, работа с детьми, культура – сферы традиционно женские. Поэтому хочется выразить очередную осмысленную эмоцию: увы, феминизация.
Теперь закономерно переходим к вопросам психокультурики и национальной самоидентификации, а также взаимоотношений с РП. Частично для всех граждан бывшего Советского Союза этот вопрос был решен путем введения вышеупомянутой карты поляка. А… дальше? Дальше у нас многонациональная Российская Федерация, в которой мы все живем с давних пор и которую мы любим. Причем не меньше, чем историческую родину. А пока… пока реальность состоит в том, что «сугубо своих» мероприятий для граждан России со стороны российских поляков проводится крайне мало, одними из немногих были балы (к одному из немногих из таковых был причастен автор этих строк - ВП) и концерты фольклорных коллективов. Они имели весьма неширокую целевую аудиторию. При желании, разумеется, можно было бы разработать нечто не менее роскошное, к примеру, ежегодный фольклорный праздник на свежем воздухе, типа такого, как готовят другие национальные меньшинства, но увы…
Да, более яркая национальная самоидентификация была бы неплоха, но на это как-то постоянно не хватает то ли времени, то ли сознания, то ли ощущения коллективных интересов. Почему бы всем гражданам РФ польского происхождения ясно не идентифицироваться как «российский поляк»? Почему бы не выработать свою собственную символику, к примеру, собственного баннерного колористического логотипа на основе национальных флагов России и Польши, своего гимна? По меньшей мере, гордо и патриотично.
В целом: когда на публичных мероприятиях российской полонии висят флаги РП и не висит флаг России, когда упоминается, что все собравшиеся в зале – поляки и не упоминается, что они граждане России, это выглядит как минимум пикантно. Нельзя же опускаться до уровня клуба потенциальных эмигрантов… Нельзя хе забывать знаменитое «Jeste;my nie gorzej» и понимать, что любой взгляд на поляков из РП в их сторону воспринимался бы как минимум странно.
А в той ситуации, что есть, региональные организации сами пишут, позвольте повториться, заявки (wnioski по польски) в фонды из РП… на развитие культуры и образования.. При этом граждане РП, сотрудники этих фондов, тоже отнюдь не боги и отнюдь не супермены, и могут расходовать средства строго по своим выделенным статьям. Мнение поляков из русскоязычных территорий отнюдь не очень часто высказывается и отнюдь не очень часто выслушивается. Государственная система есть государственная система, а система международных отношений есть система международных отношений. Увы. Одно из печальных проявлений не лучше политической и экономической развитости.
Руководство «Конгресса поляков в России», находящееся в Москве в вышеописанные процессы не очень вовлекается… Кое-что из тех вопросов, что можно было бы и попытаться решить путем наличия общих корней и общих интересов, не решаются. Да, плюсы и минусы децентрализации, о которой можно говорить смело.
Тут можно еще вспомнить о т.н. «Комиссии по решению спорных вопросов между Россией и Польшей».. Она существует то ли при МИДе, то ли при МГИМО, то ли лишь в социальной сети «В Контакте»… В любом случае о том, чтобы там были представлены российские поляки, автор этих строк не слышал ничего…
Итак, феминизация, деэкономизация, децентрализация… На этом вряд ли далеко можно уехать. Уже не уехали. А если вспомнить еще проводимые преимущественно в костелах (ах, да – приглашать особо некуда ! Ни денежных средств, ни механизма их зарабатывания….) празднования рождества и Пасхи… когда они проводятся в Москве, иногда теряется ощущение того, что ты находишься в крупнейшем мегаполисе Европы той страны, которая всегда претендовала на роль страны столичной, и что ты попадаешь в некую глухую польскую провинцию… Да, сии мероприятия выглядят немного как подражание провинционализму в неявной форме.
В целом ситуация безнадежна? Нет, отнюдь не безнадежна... Конкретное время спецоперации придает ситуации новые черты, свои плюсы и свои минусы. Минус – это то, что и «Дому польскому» и прекрасному польскому хору «Баськи» уже не предоставляется место на территории посольства РП, и его главное место сборов переехало в Дом народов России на улицу Щепкина. Плюс – это то, что в них по этой причине уже не видят иностранных агентов.
А в целом, как и тридцать лет назад, в руках российской полонии немало..
Ну вот, собственно, и все.. С небольшим извинением за опоздание в один день: и жара, и занятость, и четверг как день недели. Завершать пришлось в пятницу. А загружать в мало-мальски завершенном виде – вообще через две недели.
С выражением благодарности г-же Людмиле Брыжко за всяческую поддержку и первый комментарий, г-ну Станиславу Сергееву за посильную литературную редакцию, и… всем кто путем лайков, комментарием и репостов проявил свое неравнодушие !
Поддержка автора и не только его: 2200 2404 0551 5350 "Мир".

P.S. Продолжившее ее небольшое поэтическое творение по данной теме - пройдя по этой ссылке
И... одно необходимое примечание, имеющее место по ходу статьи, которое хочется продублировать: по просьбе молодежи, акцентирую внимание на том, что статья носит характер «для общего развития».


Рецензии