Век Людовика XIV
П.Черкасов. Правители Франции XVII - XVIII в.в. М. 2019.
П.Губер. Мазарини. М. 2000.
Л.Ивонина. Мазарини. М. 2007.
Ж.-К.Птифис. Железная маска. М. 2006.
Ф.Блюш. Людовик XIV. М. 2006.
Ф.Боссан. Людовик XIV - король-артист. М. 2002.
Ж.Лабрюйер. Характеры, или Нравы нынешнего века. Разные издания.
Ф.де Ларошфуко. Мемуары. Максимы. Л. 1971.
Б.Тарасов. Паскаль. Разные издания.
В.Большаков. Корнель. М. 2001.
В.Кадышев. Расин. М. 1990.
Ф.Мориак. Жизнь Жана Расина.
М.Булгаков. Жизнь господина де Мольера. Кабала святош. Разные издания.
Ж.Ленотр. Версаль при королях. М.2003.
После занятия о Кромвеле и английской революции мы переносимся в тогдашнюю Францию, где во 2-ой половине XVII века, при Людовике XIV, произошёл наивысший расцвет абсолютизма.
Людовик XIV формально царствовал 72 года (с 1643 по 1715 г.г. ) - в Европе это до сих пор непревзойдённое количество лет, когда на троне находился один монарх. Правда, совершеннолетия по тогдашним понятиям (16 лет) он достиг лишь в 1654 году, тогда же состоялась коронация. И вынужден был ждать настоящей власти ещё 8 лет - до смерти временщика, кардинала Мазарини. Но всё равно время его настоящего правления растянулось более чем на полвека, и это - целая эпоха, называемая "Великий век", и сам король также удостоился прозвища "Великий".
До 1661 года фактическое правление Францией осуществляли королева-мать - Анна Австрийская и Мазарини, бывший её выдвиженцем и фаворитом. В 1660 году король женился по выбору матери - на Марии-Терезии Австрийской, бывшей испансоц инфантой. Этот брак должен был быть примирительным после противоборства Франции и Испании в Тридцатилетней войне и ещё десятилетней обоюдной - до Пиренейского мира 1658 г. В дальнейшем Людовик будет использовать свой брак для обоснования претензий на владения Священной Империи. Первенца от этого брака будут много лет считать наследником престола и назовут Великим Дофином. Впрочем, молодой король сразу же начнёт отдавать в личной жизни предпочтение фавориткам. После недолгих пассий на 14 лет его сердце займёт госпожа де Монтеспан.
И вот в марте 1661 года умирает всесильный до сих пор кардинал. Первое, удивившее придворных, заявление короля - он не будет назначать нового первого министра. "Вы будете мне помогать вашими мранат, когда я вас об этом попрошу" - властно объявил он министрам. Король помнил унижение своей семьи, покинувшей на два года Париж во время волнений, получивших название Фронды. (Конечно, о Фронде знают читатели романов Дюма и зрители фильмов по ним).Тогда роль оппозиции, пытавшейся ограничить абсолютизм, играл Парижский парламент.
Письмо короля Парижскому парламенту:
«Вся власть принадлежит Нам. Мы держим её по божьей воле, чтобы ни один человек, независимо от его состояния, не мог претендовать на неё … функции правосудия, оружие, финансы всегда должны быть разделены; должностные лица парламента не могут иметь иных полномочий, кроме тех, которые Мы соизволим возложить на них, чтобы вершить правосудие [ … ] Поверят ли потомки, что эти офицеры претендовали на председательство в управлении королевством, на формирование советов и сбор налогов, на присвоение себе всей полноты власти, которая причитается только Нам».
«L';tat c’est moi» («Государство — это я»).
В дальнейшем король вообще низвёл роль Парижского парламента до ведомства, регистрировавшего его распоряжения. А контроль за столицей передал в 1667 г. созданном полицейскому ведомству.
Уже в сентябре 1661 г. был отправлен под суд выдвиженец Мазарини, интендант финансов Фуке, живший роскошнее, чем сам король (приказ о его аресте исполнил... Шарль д'Артаньян).
Назначенный министром финансов Жан-Батист Кольбер заменил проворовавшегося Фуке. При нём культивироваося классический меркантилизм - поддержка государственными средствами и опекой хозяйства страны с упором на индустрию.
Кольбер при поддержке короля направил финансы на развитие промышленности, Во Франции появились лучшие в Европе суконные мануфактуры. Прорывались каналы вдоль рек и между ними, что способствовало торговому судоходству.
За 20 лет Кольбер увеличил французский военный флот с 20 до 200 кораблей. Прошла модернизация основных портов.
Военными реформами занимался маркиз де Вобан, построивший 30 новых крепостей и известный как выдающийся военный инженер.
Людовик XIV не любил Лувр, и приказал перестроить для себя Тюильрийский дворец и сад. Но настоящей его любовью и символом стал, конечно, пригород Парижа Версаль. Там около 20 лет строился королевский дворец и обустраивался знаменитый парк.
Центральное помещение, Зеркальная галерея, было не только самым большим в Европе — фрески этого зала, созданные в мастерской Шарля Лебрена, восхваляли лишь короля — не так, как в других дворцах, где прославлялись родоначальники династии и олимпийские боги. Английский дипломат Мэтью Прайор с британской иронией писал: «Его дом в Версале — самое большое посмешище в мире; он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами».С 1682 года Версаль стал главной резиденцией Людовика, заменив собой Сен-Жермен-ан-Ле.
Сам он заявлял «громким голосом, в котором звучал гнев: делайте, что хотите, но, если вы это разрушите, я построю это заново, как было прежде, и без каких-либо изменений». Это пишет Шарль Перро, да-да, тот самый автор прославленных на века сказок, который был членом Академии надписей и изящной словесности.
Первым подражанием Версалю был дворец Венария Реале около Турина, строительство которого начинал кузен короля герцог Карл-Эммануил Савойский в 1659 году.
До 30 лет король постоянно танцевал в придворном балете, то изображая весну, то — облаченный в пачку из солнечных лучей — Аполлона, предводителя муз и бога солнца, изображение которого он поместил на свой личный герб.
Прозвище "король-солнце" пошло от самого известного такого балета, где Людовик изображал Солнце, а придворные - планеты, вращающиеся вокруг него. Система Коперника, таким образом, внедрялась в сознание... Вспоминают и другое. На Карусели 1662 года, данной в честь рождения первенца королевской четы, Людовик XIV гарцевал перед зрителями на коне в костюме римского императора. В руке у короля был золотой щит с изображением Солнца. Восточный фасад Лувра украсили колоннадой из спаренных коринфских колонн, вензелями «L» (Людовик), коронами и солнечными лучами. Две триумфальные арки он приказал воздвигнуть в честь своих побед: арку Сен-Дени (1672) и триумфальные ворота Сен-Мартен (1674), — на последних король изображен обнаженным Гераклом, увенчанным Победой. Мадам Монтеспан появлялась в золотом платье, демонстрируя «триумф красоты на обозрение всем послам». «Каждый день балы, балеты, комедии, пение и игра на разных музыкальных инструментах, скрипки, променады, охота и другие развлечения следовали одно за другим». Итак, "король танцует"... "Король танцует" - так называется франко-немецко-бельгийский художественный фильм 2000 года про век Людовика XIV, в котором танец солнца проходит как лейтмотив.
На медалях Франции в те годы помещались надписи: «Rex, Dux et Miles» («Король, вождь и солдат») или «Nec Pluribus Impar» («Из многих нет тебе равного»).
«Абсолютный без возражения, — по словам Сен-Симона, — Людовик уничтожил и искоренил всякую другую силу или власть во Франции, кроме тех, которые исходили от него: ссылка на закон, на право считались преступлением».
Король сошёл со сцены лишь в 1670 году.
Но, конечно, Людовик не только танцевал в балете, но и заказывал всю музыку и остальные изящные искусства, вслед за Ришелье и Мазарини выступив как их покровитель.
Систематизировалась вся культурная система, заботой государства стали основанные в те годы Академии надписей и изящной словесности, музыки, архитектуры и, наконец, Академия наук, окончательно образованная в 1666 году (год Лондонского пожара, чумы и церковного раскола в России).
Ведущий автор трагедий Жан Расин удостоился у короля приглашения читать свои новые пьесы у него в покоях.
Николя Депрео Буало занимал должность королевского историографа, но больше прославился как поэт и теоретик классицизма. Наиболее детально его принципы были определены им в трактате "Поэтическое искусство"(1674 г.). Отсюда пошло строгое деление на высокий, средний и низкий стиль, и высокий стиль не в последнюю очередь прославлял короля и его деяния.
Мольера король оценил как выдающегося мастера и пригласил ставить спектакли при дворе, Но изнанка королевского покровительства, о которой так выразительно написал Михаил Булгаков, обнаружилась скоро - после премьеры знаменитой комедии "Тартюф".
В первой редакции комедии, поставленной на Версальских празднествах в мае 1664 года, главный герой пьесы был духовным лицом.Всем, кто смотрел комедию Мольера, нетрудно было заметить, что герой ее, Тартюф, вызывавший такое отвращение к набожным ханжам и лицемерам, поразительно напоминает своим поведением агентов тайного общества святых даров. Этому обществу покровительствовала королева-мать, и святоши-доносчики получали вое большую силу в Париже. Их целью была тайная слежка за вольнодумцами и “еретиками”. Тотчас же по окончании празднеств королева-мать обратилась с требованием к Людовику XIV немедленно запретить представление на сцене крамольной сатиры Мольера. К Анне Австрийской присоединился парижский архиепископ. “Сир! Так как обязанность комедии состоит в том, чтобы направлять людей, забавляя их, то я полагал, что лучшее, что я могу делать,- это обличать в смешных изображениях пороки моего века, и так как лицемерие, несомненно, один из самых распространенных, самых несносных и самых опасных пороков, то мне казалось, сир, что я окажу немалую услугу всем честным людям в вашем королевстве, если напишу комедию, которая осмеяла бы лицемеров и выставила бы как следует напоказ все заученные ужимки этих фальшивомонетчиков благочестия, старающихся обмануть других притворным рвением и поддельной благостью… Тартюфы под рукой изловчились войти в милость к вашему величеству, и оригиналы добились устранения копии” - написал драматург королю.
Мольер был вынужден снять с Тартюфа рясу, с тем, чтобы прекратить оскорбление церкви и религии. Во второй редакции главный герой был переименован в Панюльфа, стал светским человеком, а сама комедия получила название «Обманщик» и расширилась до пяти действий. Пьеса заканчивалась развенчанием лицемера благородным монархом и была одобрена Людовиком XIV. Отъезд французского короля в армию и устное разрешение на постановку пьесы позволили президенту парламента
Ламуаньону запретить “Обманщика” на сцене. Огорченный Мольер на семь недель закрыл свой театр и чувствовал себя настолько разбитым и угнетенным, что некоторое время не мог работать. Мольер направил Людовику XIV прошение, в котором обещал прекратить писать, если нападки на его произведения и впредь продолжаться. Тем временем “Обманщик” разошелся по стране и получил невероятную популярность в частных домах, где нередко ставился в рамках домашних спектаклей.После смерти в 1666 году королевы-матери и наступления в 1668 году примирения между католиками и янсенистами постановка многострадальной комедии вновь была разрешена. Пьеса получила двойное название – «Тартюф, или Обманщик», главному герою было возвращено его первоначальное имя, но он так и остался светским лицемером, прикрывающимся мнимой святостью. Религиозная терпимость, наступившая к этому времени в обществе, окончательно пресекла нападки на комедию тайного «Общества святых даров», что позволило представить пьесу на суд публики в феврале 1669 года и обеспечить ей долгую сценическую жизнь.
В последние годы жизни Мольер уже предпочитал ставить лёгкие смешные пьесы, такие, как "Проделки Скапена", "Мещанин во дворянстве". Музыку к комедиям, где было много дивертисментов, писал первый придворный композитор итальянского происхождения, и тоже Жан-Батист Люлли. Как известно, Мольер умер после представления новой комедии - "Мнимый больной". Король, услышав об этом, будто бы сказал:"Он был велик".
Люлли возглавил в 1669 году созданную Академию музыки. Труппа Мольера была в 1680 г. преобразована в театр "Комеди франсез".
В 1682 г. основан образцовый столичный коллеж имени Людовика Великого.
Среди советников короля мы увидим и человека, известного всем с детства - Шарля Перро. Занимался он государственными делами, а сборник "Сказки матушки гусыни", обессмертивший имя сказочника, выпустил в 1697 г. на досуге.
Процветали и парижские литературные салоны, начало которым было положено ещё при Генрихе IV. Но здесь, особенно у мадам Лафайет. была представлена и оппозиция абсолютному монарху.
Король по-прежнему затевал всё новые войны, стремясь упрочить внешнее могущество страны. Шесть лет (1672-1678) продолжалась война в Нидерландах, во время которой погибли д'Артаньян и маршал Тюренн. Мир был выгодным: к Франции перешло герцогство Франш-Конте - анклав среди французской территории.
Казалось, в начале 1680-ых годов Франция находится на вершине могущества.
В 1681 г. "на кончике пера" к Франции был присоединён Эльзас.
В 1683 г. Франция образовала в Северной Америке большую колонию, названную именем Людовика - Луизиана.
Если бы король на этом образумился и смог дальше мудро править - рассуждали впоследствии многие историки - то страна сохранила бы процветание и благодарную память о монархе... Но в том-то и дело, что не было ограничений воле Людовика, становившегося для себя непогрешимым. В том же 1683 г. умер Кольбер, и у трона больше не оказалось столь дальновидных и талантливых людей.
...Воспитанием Людовика Бургундского, внука короля и следующего после Великого Дофина наследника престола, занимался Франсуа де ла Мотт-Фенелон. Около ста лет вся Европа читала его нравоучительный роман "Похождения Телемака". В 1692 году он обращается к Людовику:
"Ваш народ, который вы должны были бы любить, как детей своих, и который до сих пор был так горячо приверженцев к вам. умирает с голоду. Обработка земель почти заброшена, города и деревни пустеют, ремесла влачат жалкое существование и не кормят более рабочих. Вся торговля уничтожена. Таким образом, вы разрушили половину действительных сил внутри вашего государства, чтобы совершить и удержать за собой бесполезные победы за её пределами... Народ начинает утрачивать ркжественные чувства, доверие и даже уважение.
Ваши победы и завоевания не радуют его более; он полон раздражения и отчаяния. Мятеж понемногу загорается всюду. Они думают, что вы вовсе не жалеете их в несчастьях, что вы любите только свою власть и свою славу". Через некоторое время Фенелон был возведён епископом в дальнюю епархию.
Действительно, разорительные траты на армию и на всякие придворные нужды крайне разорили страну, особенно крестьянство. В последние 30 лет правления "короля-солнца" провинцию сотрясают волнения отчаявшихся людей.
Из "Мемуаров Людовика XIV":
"Я пожелал настоять на маленькой сумме лишь для того, чтобы дать им знать, что я располагаю и властью и правом. Сначала это произвело дурное впечатление, однако то, как я поступаю, пусть не просто и не безболезненно, оказалось полезным для будущего. Простолюдины, либо напуганные чем-то, что казалось им новым, либо тайно подстрекаемые знатью, яростно восставали против моих приказов. Мягкость наказаний, налагаемых теми, кому я поручил их осуществлять, была воспринята как слабость и робость, что лишь усугубило возмущение, вместо того чтобы его погасить. Бунтовщики собирались в разных местах; их было до шести тысяч человек, и ярость их уже была явной. Я послал войска, чтобы покарать их, но большая часть бунтовщиков к этому времени разбежалась. Я простил легко всех тех, чье отступление от бунтовщиков свидетельствовало о раскаянии. Некоторые же, упорствовавшие в своем преступлении, были взяты с оружием в руках и отданы в руки правосудия. За свое преступление они заслуживали смерти. Я же сделал так, что большинство из них были лишь сосланы на галеры, и я избавил бы их даже от этого мучения, если бы не полагал в данном случае необходимым следовать голосу разума, а не движениям моей души». Но известно, что следовали и многочисленные казни мятежников. Было много арестованных, брошенных в тюрьмы. Совсем не пустовала в те годы Бастилия. Но кто был самый известный её узник - Железная маска (доставлен в Бастилию в 1670 г. , умер в 1703 г.) - так и неизвестно.
Жан де Лабрюйер - домашний учитель внука герцога Конде, находившийся длительный период при дворе в Версале, в 1688 г. выпустил книгу "Характеры, или Нравы этого века" и был избран за неё в члены Парижской академии. Образцом для Лабрюйера послужили "Этические характеры" Теофраста, где повествование состоит из портретных зарисовок типов общества, афоризмов и нравоучительных рассуждений.
«Они не желают ничему учиться — не только управлению государством, но и управлению своим домом».
«Христианская проповедь превратилась ныне в спектакль».
«О сильных мира сего лучше всего молчать. Говорить хорошо — почти всегда значит льстить, говорить дурно — опасно, пока они живы, и подло, когда они мертвы».
"В деспотическом государстве нет отеспства: другие вещи заменяют его - корысть, слава, служба монарху".
"Какое положение кажется вам наиболее приятным и наиболее свободным: положение пастуха или овец? Стадо ли существует для пастуха или пастух для стада? Вот нехитрое изображение народов и государя, ими управляющего, если только он добрый государь.
Роскошь и пышность в монарх всё равно, что украшенная золотом и каменьями одежда на пастухе, золотой посох в его руках, золотое ожерелье на собаке, привязанное золотым или шёлковым шнуром. Какая польза в этом золоте для стада? Какая защита против волков? "
"Милость со стороны государей не исключает заслуг, но и не доказывает того, что они есть".
Некоторые стороны жизни явно отставали во Франции в развитии, как и сельское хозяйство, правду говоря, запущенное ещё Кольбером. Многие современники жаловались на плохое медицинское обслуживание, недостаточное благоустройство городов.
Лишь в 1702 г. в Париже было налажено уличное освещение. Тогда же город разделили на 20 округов.
Воспитательницей детей Людовика от Монтеспан становится маркиза Ментенон. И скоро король поменяет прежнюю фаворитку на новую, последнюю официальную.
Именно под влиянием Ментенон король всё больше становится набожным. И в 1682 г. принимается "Заявление галликанского духовенства" об организационной независимости от папы. Это позволило Людовику использовать католическую церковь в своих целях.
В 1683 г., почти одновременно с Кольбером, королева отошла в мир иной, и король тайно обвенчался с фавориткой. Она совсем не походила на молодых прежних пассий венценосца - была на три года его старше, к тому же вдовой вольнодумного поэта Скаррона, рупора Фронды. Двор, как писали современники, оделся во всё чёрное, с соответствии со строгими и клерикальными вкусами Ментенон.
Считается, что именно Ментенон убедила короля отменить в 1685 г. Нантский эдикт и лишить многих прав гугенотов.(Обратим внимание, что примерно в то же время в Индии падишах Аурангзеб отменил законы Акбара, уравнивавшие веры...)
В то же время именно она основала первые в Европе светские школы для девочек.
Последствиями отмены эдикта Генриха IV о веротерпимости были вновь начавшиеся преследования гугенотов и эмиграция 200 тысяч из них в различные края, в том числе протестантские страны Еаропы, Северную Америку, Южную Африку. Страна потеряла процветающих негоциантов, мастеров, моряков...
Король пускается во всё новые внешние военные авантюры, пытаясь расширить ещё больше свои владения, Но вторжение в немецкое герцогство Пфальц в 1686 г. привело к образованию антифранцузской коалиции германских государств, Голландии, Испании, Швеции и Англии, на 11 лет затянулась безрезультатная для Франции война. В 1700 г. умер бездетный испанский король Карл II. Людовику удалось убедить его передать престол Бурбонам - внуку "короля-солнца" Филиппу Анжуйскому. Но Англия, Португалия, Австрия, Голландия и ряд германских государств поддержали кандидата из Габсбургов, и началась 13-летняя война за испанское наследство. Французов разбили в Центральной Европе и Италии, Англия захватила Гибралтар и Менорку. Утрехтский мир 1713 г. означал для Франции ослабление влияния в Европе.
Франция была вытеснена из Италии и Южных Нидерландов.
Последним внешним успехом Франции был захват в 1712 г. у Голландии островов Маврикий и Реюньон, который был назван Бурбон. Слабое утешение - то, что Бурбоны всё же удержали испанский престол. И на долгие годы французы стали распевать песенку "Мальбрук в поход собрался" про английского полководца герцога Мальборо. Как часто бывает, ирония помогала смягчать уныние от военного поражения. Послушаем эту песню на занятии - в XIX веке её знала вся Европа.
Маршал Вобан в первые годы XVIII века писал, что одна десятая населения Франции довела до нищеты, а пять из оставшихся девяти десятых не в состоянии подать ей милостыню. Ещё три десятых живут стеснённо, в долгах, и лишь одна десятая не бедствует - это аристократия и богатые буржуа. Таковы были итоги "великого века". Сам маршал издал свою книгу нелегально и находился в опале...
Полная неясность в плане будущего наступила в 1711 году, когда умер наследник, 50-летний "Великий дофин". Род Бурбонов явно вырождался физически - к тому моменту не было в живых ни других сыновей, ни внуков "короля-солнца". Слабеющий король судорожно узаконил своих двух сыновей от Монтеспан. Но наследником всё же был признан малыш-правнук, герцог Анжуйский.
Король до последнего держался бодро и как мог, вылечивал себя от болезней, Но в начале августа 1715 г. он упал с лошади и повредил ногу. Началась гангрена, но Людовик отказался от ампутации и предпочёл скорее умереть. "Не следуйте моим плохим примерам" - самокритично обратился он к приведённому 5-летнему наследнику. А фаворитке и тайной супруге сказал: «При предстоящей нашей разлуке меня утешает мысль, что она не будет продолжительна и мы скоро свидимся». На что мадам Ментенон ответила: «Очень любезное утешение! Эгоистом жил, эгоистом и умирает».
А вот последние слова короля:«Я слишком любил войну и здания».
Он правил 72 года и 110 дней.
В дни его похорон в Париже ходили по рукам стихи:
Тот, кто народ свой обобрал,
Лежит спокойно в храме Божьем.
А если б он прожил подольше,
То сам бы зад нам показал.
Прощай, Людовик Богоданный,
Поет народ твой благодарный.
Лежит король, всех побеждавший,
За веру жизнь свою отдавший,
Взметнется к Господу душа,
Народ оставив без гроша.
Лежит король людей бесчестных,
Заимодавцев друг известный,
Презренной женщины вассал
И мирной жизни враг бездушный.
Молиться за него не нужно,
Таких мерзавцев свет не знал.
Его зловредные декреты
Народ оставили без хлеба,
Пусть отправляется на небо,
Но к дьяволу его советы!(Перевод Надежды Александровой)
«Надо признать, что у Людовика всегда была возвышенная душа, которая его подвигала на великие дела»(Вольтер). Не все разделяли это снисходительное отношение к венценосцу.
Вопросы: А какое отношение у вас? В чём сильные, и в чём слабые стороны политики Людовика XIV?
"Нация не составляет самостоятельного тела во Франции - она вся пребывает в личности короля". Так учили королевского внука. Сравните это утверждение с тем, что заявлял Лабрюйер. Почему в то время получалось не по Лабрюйеру?
"Нужно, чтоб вы избегали, как могли, войну, войны - это разорение народов". Так говорил умирающий король, обращаясь к наследнику. Что это - фигура вежливости ("убивать нехорошо") или Людовик делал какие-то выводы?
Фенелон резко критиковал короля - пострадал, но несильно. Всё же какие были во Франции границы произвола власти и почему?
Музыкальная составляющая занятия - конечно, пьесы и сценические номера Люлли в т.ч. - "турецкий дивертисмент" в "Мещанине во дворянстве". Можно включить и фрагменты французского мюзикла "Король-солнце" К.Уали.
Свидетельство о публикации №222082801139