Что ещё добавить?

(Газета "Междуречье", 17 июня 1993 г., с. 7)

Как и положено было с давних времён, главные улицы в Грачах носят имена вождя и исполнителей революции: Ленина и Пролетарская. Остальные – проулки да закоулки – Садовая, Вишнёвая, Баррикадная, Степана Разина...
В извилистых объятьях заросшей и затянутой илом речки Сакарки покоится нижний хутор, где живут «аборигены» в старых, но крепеньких, большей частью кирпичных одноэтажных домах, и вся власть, и обслуга (сельсовет, контора, клуб, почта, магазины, музей) здесь же.
Дворы ухоженные и большие, много цветов. Ветер насквозь продувает улицы, разнося на весь хутор разноголосое кваканье лягушек. Неторопливо направляются к речке ли, к пруду ли, что прямо при въезде на хутор, рыболовы- карасиков половить.
Без конца снуёт техника: то трактор, то машины промчатся по мостику в верхний хутор, то легковушки остановятся у конторы с вывеской «государственный комитет РСФСР совхоз «Греческий», над которой «реют» совершенно неопределённого цвета, то ли серо-белые, а скорее всего, давным-давно – бывшие – красными, вконец затрёпанные ветром флажки; уютный садик вкруг здания, где сегодня отмечают какой-то праздник местного масштаба.
На «Бугре» (так называют жители верхний посёлок) – средняя школа на 200 человек с укомплектованным штатом, новые коттеджи с удобствами для работников хозяйства. Всего в Грачах 297 дворов и около тысячи жителей, из коих только половина работников.
В общем, хутор, как хутор, не хуже других, жить в нем можно, хотя многое чего хотелось бы исключить. Судите сами.

Смена власти

Теперь уже бывшая председательша сельского совета Татьяна Ястребова ушла в бригадиры пятой овощеводческой бригады КСП «Грачёвское» – давно пыталась.
На её место «заступил» учитель С.Н. Костыгов. Проблемы хутора ему хорошо знакомы – почти что десять лет здесь живёт. Некоторые хуторяне отнеслись к этому недоверчиво: «Опять выбирают председателя со школы. Чего он сделает? Одна уже была – много ли было толку?»
Ну, насчёт толку грачёвцам виднее, а если по поводу «опять» – так ведь сами выбирали, вернее упрашивали.
Сменилась власть и в КСП «Грачёвское»: был В. И. Бородин, стал – А.В. Ястребов. Что изменилось в хозяйстве от этой смены, судить, может, рановато, а доволен ли этим народ –тоже кто как. Я беседовала с женщинами, уже отработавшими в хозяйстве (М. Н. Клименко, П. А. Кузиной) или продолжающими трудиться на благо общества (3.А. Хайминой, телятницей, и домохозяйкой Р. В. Сафроновой) и другими. Их мнение на эту смену положительное, «может, при новом, молодом начальнике получше будет», а то ведь, считают они, все развалилось в хозяйстве: столовой не стало, лагерь труда и отдыха растащили, кормоцех «развалился», томатный цех закрыли, садик всю зиму и весну не работал...
Начальство (бывшее) осмелело: начисляли рабочим копейки, а себе тысячи. Кто «пасся» вокруг него, тому только и было хорошо.
Когда «уходил» В.И. Бородин, говорил, что жалеть мол, об этом будете. А никто и не жалеет, особенно пенсионеры:
– Считаем, мало наказали, если продолжает хозяйничать.
Каково будет новое руководство? Хотелось бы надеяться – лучше.
Наверняка, есть на хуторе и иное мнение по этому вопросу, но оно мне «не встретилось».

А работу спрашивали

Горькая обида осталась у Марии Никитичны на сердце. Тридцать пять лет проработала телятницей, а на пенсию ушла – и забыли, что такая была. «Да не больно-то нас вспоминали и прежде. Только работу спрашивали. Сейчас дояркам – то масло, то муку – да всё дают (за деньги, конечно), а о пенсионерах забыли. Может, Новый вспомнит?»

Заколдованное место

Есть на хуторе такое местечко: как забредёт туда чья-нибудь скотина, так и с концами. Словно её и не было. Особенно «прилипают» к тому месту тёлочки годовалые да козы, прикатывают сюда прямиком с фермы бидоны, говорят, за какой-то живой водой, что огнём горит и силу даёт, а когда й отнимает. Любопытные хуторяне заглядывают, бывает, сюда по разным надобностям.
Нечистая сила, что охраняет это место, встречает посланцев от людей по-разному: кого привечает, кому угрожает, а бывает, и отдаёт добычу. Вот, например, депутатам М. Гордееву и Е. Домничеву удалось даже расколдовать годовалую телку Р. В. Сафроновой. А больше никто не может. Ещё бы: говорят, этой нечистой силе помогает какая-то учительница, а учителя многое чего знают.

Приходите поцеловать замок

Магазины, продовольственный и промтоварный (Кузьмичёвского потребительского общества), рядом, но оба закрыты. Один на санитарную уборку, другой извещает: «ушла в Кузьмичи».
И так систематически, потому что «магазины» любят отдыхать, и у них много всяких других дел, кроме торговли: то собрание, то профилактический день, то заболеют. К тому же, и вовремя не открываются. Хоть бы предупреждали, что завтра, мол, хлеба не купите потому-то и потому-то. А то приходишь – целуй замок да иди ни с чем.
Не справляются, что-ли, продавцы со своей работой? Так надо кого посильнее назначить. Или... ведь и один человек может работать по совести. Кто их разберёт. Они сами себе начальники.

Куда вы дели почтальона?

Вот про заведующую почтой Галину Яковлевну Орищенко плохого не скажешь, хоть и её заведение часто на замке. Почта работает с 10 до 13, потому надо уложиться именно в это время. А каково это с фермы или с поля? Люди приходят после работы дать телеграмму или отправить посыл-у, а Галина Яковлевна на марше. Она и заведующая почтой, она же и почтальон. После обеда разносит по адресам почту. Разве под силу все это одному человеку?
Раньше-то на почту можно было придти с 9 до 18 часов, успевали и после работы. Такой подарочек преподнесли Галине Яковлевне, а точнее хуторянам, городищенские начальники. Подарочек-то примеряли только на себя, а грацёвцам он боком выходит. Раньше ещё и почтальонша была, а теперь на полставки никто не идёт.
Интересная новость: а вот из районного узла почтовой связи по телефону сообщили, что есть, оказывается, отдельный почтальон в Грачах, даже фамилию назвали. Это не Галина Яковлевна Орищенко. Может, что перепутали? Возможно, как начальник, она под одной фамилией, а как почтальон – под другой? Или грачёвцы куда-то дели своего почтальона? Может, опять эту загадку «расколдуют» сельские депутаты?

Эпилог

О смене власти – сказали, о драках рассказывали, о музее – тоже, отдельно; на приблудных коз жаловались, о нехорошем ветеринаре сообщали, о заколдованном месте – предупредили. Но что-то ещё есть замечательное в Грачах.
Что, что?...
А-а... ФАП.
Это замечательное место, где все вопросы решаются сами собой, в мгновение ока – об этом оптимистично сообщила фельдшер В. П. Бирюкова.
– Нет проблем у нас! Скорая есть, лекарств в достатке, а цены такие, кто глянет – сразу выздоравливает...
Нет, жить в Грачах все-таки можно.

В. Вольская


Рецензии