Моя дочь танцовщица. Часть 3. Балетная школа

Львовская детская хореографическая школа. 


1981 год. Директор школы - Мария Викторовна Замай-Белова. Завуч школы - Надежда Никифоровна Котик.               
   

Программа семилетнего обучения достаточно насыщенная. Преподавали танец: классический, характерный, современный, народный, дуэтный. Кроме этого, дважды в неделю - занятие игрой на фортепьяно. Затем - уроки истории искусства, истории балета, теория музыки и гимнастика.               

Учащиеся школы были задействованы в спектаклях Львовского театра оперы и балета: «Сотворение мира», «Возвращение Баттерфляй», «Баядерка», «Коппелия», «Щелкунчик».  Эти балеты входят в избранный круг классических балетов, которые постоянно присутствуют в репертуаре балетных трупп, не теряя популярности почти 150 лет.               

Учиться в школе было нелегко. Ежедневный физический труд: уроки, репетиции, дважды в неделю – фортепьяно. Следовало постоянно держать себя в форме, поддерживать определенный вес.

В первом классе, куда поступила Алина, азы балета преподавала молодая, изящная Алла Сердцева, дама с непростым характером. Алла умела фантастически одеваться и всегда элегантно выглядела. И даже если бы накинули на ее тело мешок, она и в нем была бы неотразимой. Свои роскошные, белокурые волосы она зачесывала назад, связывая их могучим узлом. Очаровательная улыбка Аллы была ее тайным орудием и никогда не сходила с лица, чем и вызывала приятное расположение к хозяйке. С такой очаровательной улыбкой и обратилась Алла к маме девочки:               

- Я вас огорчу, но я привыкла говорить правду. Девочка невнимательная, отвлекается, занята своими интересами, да и физические данные оставляют желать лучшего.               

Сказано было сильно и не в хорошей манере.                               

- Я крайне ценю вашу заботу о детях – ответила мать Алины. - Но, простите, Алине всего шесть лет, и в ней еще не выработалось стремление проникновенно внимать словам педагога.               

Щеки Аллы зарделись, она резко кивнула, смерив гостью изучающим взглядом:               

- Это неважно. – ответила. - У меня весь класс такого возраста. Я принципиальна, и всегда имею свое мнение. Нарушать своих принципов не готова. Занятие с вашей дочерью – пустая трата времени и сил, - заявила она ледяным тоном.               

Прозвучало явным предостережением, которого не стоило игнорировать.               

Мать так и поняла заявление педагога, которая собиралась приложить к этому максимум усилий.  Она пыталась объяснить учительнице, что семья не видит в будущем дочь балериной.               

- В данный момент наше желание – это, чтобы дочь ощутимо развивала гибкость тела, укрепляла мышцы, и становилась уверенной в себе. А владение танцевальными навыками, грация не помешают для девочки. Становление же танцевальной жизни напрямую зависит от уровня преподавателя.               

Маму порядком задел весь разговор с педагогом, но она поняла, что если продолжить препирательства, то можно забрести в такие дебри, из которых придется выбираться только путем скандала. Поэтому она решила несколько смягчить ситуацию.               

- Кстати, вы знаете, что устроила сегодня Алина? Не успела проснуться, как попросила поставить пластинку с музыкой П.И. Чайковского «Щелкунчик». Я сказала, что сейчас слишком рано, а после обеда она успеет ее послушать. И что же?  Дочка подумала и сказала: «Мама, так давай скорее обедать!» Всего шесть лет, а такая смышленая.               

В голосе мамы звучала неподдельная гордость, и Алла невольно улыбнулась своей божественной улыбкой.               

Закончив разговор с педагогом, мать закрыла за собой дверь. Сколько же прошло лет! Алла Сердцева  в свои 75 продолжает преподавать в Детской хореографической школе. Сейчас понимание педагогом поведения ученика на уроке звучит совершенно иначе, чем в прошлые годы.               

Алла Сердцева открыто признается, что:               

«Моя основная работа не подвергается критике. Критиком может быть каждый. Скажи: косой, кривой, горбатый. Я, наоборот, воспитываю в концепции детства: ты можешь, ты лучшая, ты красавица, ты большая молодая женщина», – говорит хореограф Алла Сердцева. (взято из интернета).               

Учатся дети, учатся их педагоги.

К нашему счастью, во втором классе преподавать классический танец стала прекрасный педагог Нина Николаевна Поспелова. Эту группу учениц она вела несколько лет подряд. Увлекательное обучение в дружественной и комфортной атмосфере резко отличалось от методов преподавания прошлой учительницы.          

С ранних лет юная ученица обожала танцевать, охотно посещала балетные спектакли в театрах, но домашние танцы перед большим трюмо вскоре сменились серьезной, трудовой работой в хореографической школе.               

Учиться было нелегко. В процессе школьного, балетного обучения Алина прочувствовала потерю иллюзий от того, как балетная жизнь выглядит на самом деле. Поняла, что только серьезное отношение к учебе принесет желаемые результаты. Ежедневный, физический труд: уроки за партой и у станка, старание держать себя постоянно в форме, поддерживая определенный вес, два раза в неделю уроки фортепьяно.

Уже в первом классе к женскому дню 8 марта Алина вместе с педагогом по фортепьяно Любовью Кулик готовила к концерту две пьесы. А по субботам приходилось заниматься в подготовительном классе общеобразовательной школы: полгода осталось до начала занятий в первом классе.               

Первым выходом  семилетних учениц на большую сцену театра оказалось исполнение «танца цветов» в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик». Балет мы смотрели, Алина знала его содержание, слышала музыку. Но все это не было таким значимым теперь, таким, как личное участие в его выступлении. Это было величайшей мотивацией продолжать учиться в балетной школе.               

Ожидая выхода на сцену, девочки за кулисами молча рассматривали громко беседующих, взрослых балерин. Смотрели минуту, две и больше, готовы были смотреть на них часами. А те говорили и говорили. Алине казалось, что девушки ведут себя неправильно, потому что молчат о своем выступлении, о балете.               

– Разве интересно, - говорила она маме после спектакля, - что одна балерина хвасталась своими новыми сапожками, купленными в Риме, а другая – новой бирюзовой блузочкой от какой-то Зары?               

И вдруг до нее дошло! Сегодня сбылась мечта, она танцевала на сцене. Ощущение радости, наслаждения и счастья долгое время не покидало ее.             

Не важно, что танец длился всего 10-15 минут. А совсем юная, наивная девчонка пока не знает, что она лишь заглянула за красивый фасад.               

После выступления девочкам сделали небольшую экскурсию по театру. Величественное здание Львовского театра оперы и балета было построено известным архитектором Зигмундом Горголевским в 1900 году в классических традициях, с выраженными архитектурными элементами барокко и ренессанса. По своей красоте и пышности театр сравнивают с Венским.               

Девочек все приводило в восторг. Роскошно обставленная оперная сцена, Зеркальный зал и Музыкальный салон, фойе и люстры, лестницы и коридоры. Девочки окунулись в сказку, полную волшебства, и долгое время сказка не покидала их.               

Вечером, после спектакля, уже лежа в постели, маленькая балерина никак не могла успокоиться. Бесконечно вспоминала все нюансы выступления, осмотр здания театра, переполненные гостями партер, ложи и балконы, и позже, мечтательно вздыхая, тихо промолвила: - «словно во сне», и уснула.

Алине очень хотелось сохранить веер- сценический реквизит, как память о первом выступлении на большой сцене. Но веер каким-то образом исчез. Никогда больше в жизни она не испытывала одновременно таких противоположных чувств, счастья от успеха и сожаления от потери.               

Каждый учебный год в мае хореографическая школа получала возможность арендовать театр оперы и балета для отчетного, большого концерта, который являлся логическим завершением учебного года. Мероприятие позволяло продемонстрировать достижения учеников в освоении стиля классического балета, укоренившегося в традициях поколений, партерный тренаж, балетный экзерсис у станка, участие в постановке танцевальных этюдов и номеров. Это был праздник для учеников, преподавателей. 

Партер и все балконы были заполнены гостями – родителями, родственниками, друзьями учеников, принимающих участие в показательном концерте.               

Перед каникулами всегда был открытый урок Нины Николаевны для родителей. Повезло детям: очень серьезный и умелый педагог. В ее классе в основном были артистичные ученицы, подающие признаки очевидного таланта. Программа старших классов включала номера из балетов: «Коппелия», «Золушка», «Лебединое озеро». В выпускных классах представляли уже и сольные выступления каждой ученицы. Это был их звездный час! И хотя сольный номер длился всего шестьдесят секунд, каждая старалась показать себя во всей красе – как она тонка, гибка, грациозна. И когда по окончании выступления раздавались бурные аплодисменты, выпускница была на седьмом небе от счастья. Ею, несомненно, руководило и страстное желание – поразить своими способностями воображение присутствующих. Ведь не зря вложено в каждую из них столько лет упорного труда.               

Был и концерт по фортепьяно у Любови Владимировны. Алина неплохо сыграла, и ей аплодировали.               

Вместо семи лет учебы в хореографической школе класс Нины Поспеловой продолжал учиться еще три года. Через 10 лет учебы, овладев техникой классического танца, сдав государственные экзамены, Алина получила диплом об окончании школы. Школа выпустила ученицу в свободное плаванье. Теперь  все зависело от индивидуальных качеств выпускницы. Это и технический, профессиональный уровень, и природная одаренность, и музыкальная культура. Включается и трудолюбие, и артистизм, и особая харизма, и творческая свобода мышления. Алина всегда знала, чего хочет.

Руководствовалась лозунгом: «Если хочешь –можешь».


Рецензии