Весёлый Роджер или Почему бы не полетать

         Насколько я себя помню, а это где-то с году, помню я и свои ранние сновидения. То есть сейчас они почти стёрлись, как и прочие, несонные, воспоминания - мы не храним в памяти каждый свой день, эта память имеется, но в неактивных "файлах". Так вот - мне с рождения снились сны всегда цветные и в раннем детстве - почти всегда недобрые. Не знаю, с чем это связано, но по опросам других детей могу сообщить: дети, видящие и помнящие свои сны, имеют весьма невесёлый опыт. Просто они редко жалуются родителям, откуда детям знать, что всякие страхи и ужасы ночи - не норма, что с ними надо что-то делать, да и - если подумать, что можно с этим сделать? Дети принимают реальность такой, какой она им дана. Они просто не знают, что жизнь может быть иной, привыкают жить в такой действительности, какая есть. Плохие сны - дети плачут сквозь сон и зовут маму. Плохие родители - дети плачут, но любят этих родителей... Плохие люди вокруг или рядом - дети плачут и гибнут... но редко жалуются. Не зря говорится, что взрослый человек - это ребёнок, который выжил...
         Итак, сны. Не знаю, можно ли что-то с ними действительно, эффективно поделать... Есть ли такие специалисты. Но дети терпят свои ночные события, приспосабливаются, учатся с ними справляться ничуть не меньше, чем с реальностью бодрствования. Мне лично снилась такая дрянь как догоняющие меня скелеты (откуда такие знания анатомии у практически младенца, для меня до сих пор загадка), черти (и этой экзотики в обычной жизни тоже не водится вроде бы), охотящиеся на меня покойники - заметьте, это было ещё до эпохи фильмов про зомби, такого кино ещё не снимали и тем более не показывали детям.
         Снилось электричество высокого напряжения, которое жутко гудело, притягивая, вот оно затягивает меня на обнажённые, протянутые по земле провода, и потом меня там трясёт, бьёт... (ну тут хоть на генетику можно списать - папа у меня был электрик). Снилось настигающее - вот-вот настигнет! - ревущее за спиной пламя, от которого я убегала по узкому, не шире метра, коридору, на половину роста взрослого человека окрашенному унылой зелёной краской - по стандартам того времени такие коридоры были обычны... Снилось, что мама меня теряет или вообще бросает... и ещё многое в таком роде...
         Вот представьте, что ребёнку ещё нет трёх, а он видит такое каждую, за редким исключением, ночь. ...Ещё снилась всякая другая, менее травматичная, но зато более многообразная совсем уж хрень. Снилось и хорошее, но оно не впечатляло так, как плохое. Да и ненадёжным оно было, это хорошее, зыбким, часто перерождающимся в свою противоположность.

         А теперь вспомним, что маленьким детям от природы приходится спать много - больше, чем взрослым. Их время сна - куда больше, чем треть жизни, как у взрослых. Поэтому спать, господа, я не любила. Но деваться было некуда. Не спать совсем я не умела - да и никто не умеет, Его Величеству Сну покорны все живущие. А ещё наши взрослые, как садисты, нас, детей, всегда старались укладывать спать днём. Даже было в нашей семье такое наказание - за всякие детские грехи: марш в постель! Как вам такое инферно?
        Мой ребёнок, когда стал способен со мной делиться, рассказывал мне про свои сны примерно то же самое... И я не знала, чем помочь, вот ужас-то... Только поделиться собственным опытом и наработками, однако кому они когда помогали... Так что у меня вырос также "неспящий" ребёнок, кошмар воспитателей в детском саду... И внук мой  - "неспящий". И второй, ещё не достигнув двухлетия, уже начинает сокращать свой дневной сон, хотя по нему не видно, чтобы ему снились ужастики, а он ещё не говорит, чтобы впечатлениями с нами поделиться.
        Как только ребёнок становится способен сократить время своего сна - он это делает.

        Однако вернёмся ко мне, любимой, и моим детским проблемам со снами.         
        Не из тех я натур, которые будут мучиться безропотно. Жаловаться взрослым было бесполезно - чем бы они могли помочь. Так что я научилась летать. Да-да. Простейший и приятнейший способ избавиться от домогательств сномучителей - показать им свой задний фасад, вид снизу, уходящий в перспективу... светлую, хотелось бы надеяться... Мне стали доступны крыши , башни, небо и ветер... Однако эти сволочи сонцы (или снецы) не оставляли попыток добраться - отращивали длиннющие руки, сами вытягивались и стелились следом, но... Но...))) Но отлягаться от них, улетая и весело и даже злорадно хохоча - это уже совсем другое дело.
        И вот такая нескучная ночная жизнь продолжалась для меня до восьми лет. Неслабый срок, а? Даже убийцы не всегда столько получают по приговору суда...
        Как всё случилось. В солнечный весёлый летний денёк мы с мамой пошли на кладбище - надо было масляной краской (как сейчас вижу: зелёной! опять зелёной!) покрасить деревянную пирамидку-памятник на могилке одной убитой разбойниками девушки, она была одинокой, и потому никто больше за это не взялся, кроме мамы как её подруги, бедняжку и хоронить-то пришлось нашей семье, потому что она жила у нас, мы вместе снимали квартиру... И вот, петляя по тропинке между могилок, мы увидели у одной из могил НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЧЕРЕП (как уж он там оказался - ума не приложу... но кладбище было очень старым...). Нет, закалённая своей суровой ночной реальностью, я не умерла тут же от ужаса, а смогла завизжать. Ка-а-а-к я ора-ала-а-а.... Череп же!! Ужасный, настоящий, пробравшийся из снов в явь!!! А-А-А-А....!!!!
        Мама мне не мешала, спасибо ей за это. Прижала меня к себе. Дождалась, когда я же вдоволь наорусь. И только потом сказала:
        - Глупенькая, чего ты испугалась? Он же мёртвый и уже никогда никому ничего не сделает, просто не сможет. Бояться надо - живых...
        И мы пошли дальше - красить памятник. И покрасили. То есть мама красила, а я храбро гуляла рядом. Пошли назад. Я, конечно, боялась новой встречи с черепом. Но, имея защиту мамы, всё равно шла. Однако, хотя мы шли вроде бы той же тропой, черепа на том месте уже не было. Ушоль. Или его забрал тот, кто зачем-то выкопал, или мудрая моя мама дальновидно череп прикопала, или она меня вообще провела чуть стороной... Но черепа мы больше не встретили.
      
        Так вот: с этой впечатляющей встречи с черепом кошмары как отрезало. Иногда что-то страшное, конечно, ещё снилось в течение жизни, а как же. Но это уже как у всех.  Шок при поддержке мамы сделал великое дело.
        А вот способность и страсть к полёту - остались на всю жизнь.  И это великое благо - иногда иметь возможность полетать. (Желательно каждую ночь, но тут как получится...) На самом деле это одно из немногих моих достижений в жизни, которым я рада.
        И способность всегда точно знать, что я не сплю. Или, когда сплю, что это - сон.
        Во сне мы обычно забываем помнить, что мы спим. И вот не знаю, как остальные, а я глубоко внутри всегда знаю,  когда сплю, а когда нет.  Только однажды у меня возникли сомнения. Мне нечасто снились сны настолько полно совпадающие с явью, чтобы их можно было перепутать - во сне всегда что-нибудь иначе. А тут - стою я на краю крыши, где мы как раз зубрили конспекты перед экзаменом за третий курс, надеясь успеть "надышаться перед смертью". И всё как всегда: нагретая солнцем тёплая-тёплая, чуть покатая, крыша, одеяло, чтобы удобно было валяться, толстые, растрёпанные "общие" тетради с концентратом бесценных, но не лезущих в опухшую голову знаний... Весёлый трепет тополиных листьев у самых ног - ярко-зелёных, нежно-молодых, ещё не огрубевших, не запылённых... И сомнение: если вот сейчас оттолкнуться - полечу, как обычно? Или это не сон и я упаду? И сразу - ха, раз сомнения - значит, точно сон. Урра!!!
        И - я оттолкнулась кончиками пальцев и прыгнула...


Рецензии