Моя дочь танцовщица. Часть 4. Сергей Наенко

Сергей Наенко , хореограф, балетмейстер-постановщик.   


Наенко С.В., в качестве преподавателя характерных танцев, появился в Алинином шестом классе. Родом из Ростова-на Дону, скромной русской семьи. Родители, образованные люди, хотели, чтобы сын учился и чего-то добивался в жизни.  Родители, правда, не взяли его за руку и не привели в танцевальную студию. Он сам пришел, и на долгие годы остался в балете. Не жалеет успешный артист балета, балетмейстер, педагог, Заслуженный артист Украины (2010 г.).
Выпускник Ленинградского хореографического училища (ныне С.-Петербург, преподаватели: Б. Ожегов, Роберт Иосифович Гербек).               
    
Историческая справка. 

   Ленинградское хореографическое училище им.А.Я.Вагановой - одно из старейших русских балетных школ.Как танцевальная школа, основана в 1738, которая в 1779 влилась в Петербургское театральное училище; после Октябрьской революции 1917 танцевальные классы училища были преобразованы в 7-летнее, а затем в среднее хореографическое училище. В 30-е годы открылись национальные отделения, курсы по подготовке педагогов и балетмейстеров. Училище сыграло видную роль в создании и становлении национальной школы русского балета.
 С 1985 года Наенко С.В. служит во Львовском театре оперы и балета им. С. Крушельницкой. По совместительству с 1990 года – преподаватель и балетмейстер Львовской хореографической школы, позже - с 2013 г. - доцент кафедры режиссуры и хореографии, факультета культуры и искусств Львовского университета.               
    Наенко  сыскал славу отличного хореографа, балетмейстера-постановщика балетов: «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрина (2002), «Возвращение Баттерфляй» Дж. Пуччини-М. Скорика (2006), «Последняя ночь Федерико Гарсия Лорки» А. Сиренко (2011), «Мелочи» В.-А. Моцарта, «Любовь-волшебница» на музыку М. де Фальи (оба – 2017); танцев в операх и опереттах: "Кармен" Ж. Бизе (1991), "Аида" Дж. Верди (1995), "Моисей" М. Скорика, "Веселая вдова" Ф. Легара (обе – 2001), "Золотой пингвин" А. Сиренко (2002), Кармина Бурана К. Орффа (2007), Орфей и Эвридика К. Глюка (2009), Волшебная флейта (2013), Директор театра (2019) В.-А. Моцарта, «Когда цветет папоротник» Е. Станковича (совместно с А. Шошиным, 2017), «Ключ на мостовой» Ж. Оффенбаха (2019).               

Выпускник Ленинградского хореографического училища, Наенко С. заметно выделялся среди преподавателей-мужчин львовской школы. Это был умный, образованный, утонченный, обаятельный, 21-летний юноша, наделенный богатым воображением; нарциссизмом не страдал.               

Обладая безупречной пластикой, потрясающей физической формой, Сергей стал вскоре одним из лучших балетмейстеров театра.               

Во Львовской хореографической школе Наенко щедро делился своим мастерством, и был отличным наставником. Его уроки, репетиции передавали петербургскую технику исполнения, которая считалась одной из лучших в мире.               

   Преподавание характерных танцев имеет свою, особенную, специфику. Начиная с XIX века, к характерному танцу относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Народный танец – это гораздо больше, чем просто шаги и фигуры. Школьников знакомят с красотой народных танцев и песен, богатством народной культуры как таковой. На первый план выходит практическое приобретение отдельных танцевальных элементов и танцев, их постепенная интеграция в более крупные композиции. Речь идет, в основном, о творческой работе при целом ряде интересных ощущений и впечатлений. Целью является танец, задуманный как внутреннее пение, выраженное движением. В народном танце присутствуют основы современного и классического танца. Обучение проходит в тесной связи с танцевальным ансамблем, который ежегодно участвует во многих концертах и выступлениях в стране и за рубежом.               

   Сергей наследовал яркую, славянскую красоту. Славянская красота всегда отличалась животворящим огнем духовности, интеллекта, доброты, благородства, жертвенности. Светлая кожа, утонченные, чувственные черты лица,изящные линии губ,                прямой, но не выдающийся нос, серые глаза и каштановые волосы, - человеку такой внешности окружающие невольно приписывали позитивные качества: ум, хороший характер, профессионализм. Наенко обладает тем, что нельзя купить за деньги - потрясающей харизмой, особым даром притяжения и очарования. В его одежде есть чувство стиля. Правда, конкретный стиль не так важен, главное, как его носят. В стиле и гармоничности Сергею не откажешь. Это просто вопрос благородной стати и хорошего самочувствия.               
Долгие годы никто не догадывался, что этот уверенный в себе красавец подвержен однополой любви.               

   С детских лет для Сергея женщины были существами с другой планеты. Взрослея, он обнаруживал в женщинах отсутствие рациональных рассуждений. Они были нелогичны, непредсказуемы, капризны, подвержены эмоциональным всплескам: глупы и крикливы.               

   Может, поэтому он долго развивал в себе глубину своего понимания и  аргументации относительно выбора женского, танцевального сотрудничества.               

    Наенко, со свойственной ему наблюдательностью и способностью оценить подлинность балетного умения, настороженно проводил выбор, изучая будущую партнершу среди учениц балетной школы. Исподволь, незаметно определял, как ученица реагирует на его замечания и советы, как жестикулирует, куда смотрит, когда идет урок. Заметил, что Алина часто бывает напряженной и сосредоточенной, и это ему нравилось: видно было старание совершенствоваться.               

Женское чутье Алины, приводящее в смятение душу, ощущало, что за ней наблюдают. Взгляд абсолютно уверенного в себе человека можно было бы понять: педагог всегда так смотрит на своих учеников. Однако, этим взглядом Сергей ее пугал. Сжавшись от страха, она не могла сдвинуться с места, чувствуя, как бешено бьется сердце, а задания у станка превращались в сплошной, безумный ад. Стеснение не позволяло что-то сказать преподавателю, даже отвести взгляд от пола и смело посмотреть ему в лицо было совершенно немыслимо.

Что еще Сергей заметил в своей ученице? Каждый поворот головы, каждая поза, актерские жесты и мимика были филигранно отточены. Поражала своеобразная пластика, движение тела, которые отличались эмоциональной насыщенностью. В них сквозила и угадывалась долгая и напряженная работа над собой. Проницательный взгляд педагога, да и интуиция подсказали: нашлась ему пара!

Старательна, делает успехи, умна, красива, ничего не скажешь. Так постепенно, шаг за шагом, собирая крохи в единое целое, ему удавалось раскрывать творческий потенциал ученицы. Когда узнал Алину лучше, пришел к выводу, что «не все бабы дуры».               

Всякое случалось в короткой, учебной практике Наенко. Но в школьных делах он придерживался основного правила: в классе все ученицы равны и выделять никого нельзя. Не удивительно, что многим девочкам со смазливыми личиками, и таящими в себе бездну любовных утех и обещаний, Сергей нравился своей особой красотой и талантами. Некоторые девушки тщетно старались показать себя с наилучшей стороны. 

Но он не поддавался их чарам, оставался к ним глух и нем. Особо назойливой ученице подмечал любую оплошность, и не упускал случая сделать ей замечание, продолжая отвечать холодностью, иногда даже грубостью. Фальшь достаточно уловима для педагога.               

Случались у педагога непродуманные и неудачные в работе моменты. Обнаружив промахи, Сергей надевал на себя личину невозмутимого учителя с большим опытом работы, что в жизни не было правдой, и исправлял погрешности.               

Как-то на перемене подошел к ученице с вопросом: « Могу ли я узнать о твоих планах?». И, чуть насмешливо покосившись, предложил сотрудничество. Алина вначале опешила: ее учитель, писаный красавиц, предмет вздохов и желаний многих девчонок школы, ее несбыточная мечта, причина всех ее слез и улыбок за два последних года. Разволновалась и сразу не смогла дать ответ. Стояла перед ним соляным столбом и не могла сдвинуться с места, не то, чтобы говорить. Учитель ждал ответа, и, желательно, сиюминутного.Ей импонировала мысль о том, что Сергей Наенко явно выделяет ее из всех остальных учениц. Алина, наконец, пришла в себя:               

- Я крайне польщена и ценю ваше предложение, но это зависит от того, как совпадут наши понимания хореографии в дружественном альянсе.               

Столь нестандартный и смелый ответ ученицы еще раз убедил Сергея в правильном выборе партнерши. Могла ли она долго раздумывать? От счастья не убежишь и не скроешься. Особенно если оно само так бесцеремонно настигает тебя. Алина с радостью ухватилась за предложение, посланное ей судьбой. Так завязался их творческий альянс и многолетняя, бескорыстная дружба. С этого нового для Алины времени начался удивительный период, полный тревог и надежд. Она не только почувствовала особый вкус к учению, но стала заниматься с настоящей, увлеченной страстью. Наенко не давал расслабляться. Он напоминал ей преподавателя Матильды Кшесинской - Христиана Петровича Иогансона, который не только был учителем, но и вдохновенным творцом-романтиком.               

Следует признать, что появление в школе Сергея Наенко максимально наэлектризовало атмосферу в девичьем коллективе.

Некоторые школьные девочки пронзали Алину откровенным, злобным взглядом. Такие не желали упустить случай, стараясь побольнее ударить.               

Подлость – частый гость подобных процессов среди печальных лиц, которые по-своему понимают, что таким способом можно суметь изменить происходящее в свою пользу. Делали больно, вели себя враждебно, считая, что вправе так поступать, а Алина пыталась понять причину происходящего. Невыносима была жизнь в ненависти и негативе, которую она вынуждена была получать. И тяжело осознавать, что подобные отношения оскорбительны.               

- Унижая тебя, они унижают себя, - сказала подруга Лена, и была права. Алина находилась в полном замешательстве:               

– Почему они злятся? Возможно, кто-то из них уже успел побывать на свидании? - впрочем, меня это не касается, - думала Алина.               

- Очевидно, ученицы ревновали, расстроившись с выбором партнерши Сергея.- ответила Лена.               

- Нет смысла разбираться в запутанной, глупой истории, — воскликнула она вдруг. -  Строить коварные планы мести - ниже моего достоинства.

Благодаря таким злобствующим людям, думала, мы приобретаем опыт и понимаем, как делать нельзя. Придется девицам смириться, - решила избранница, а мне - жить, учиться, бороться и побеждать.               

Такой была Алина – стойкой и несокрушимой, такой и идет по жизни с мыслями о том, почему девичьему обществу крайне не хватает уважения друг к другу, почему исчезает взаимопонимание, куда девается умение конструктивно критиковать, как выработать в себе необходимость отвечать за свое безобразное поведение.

На занятиях Сергей редко улыбался. Но когда это случалось, его лицо становилось радостным и счастливым, уверенным и дружелюбным, но не уставшим и отчаявшимся, когда в работе не все получалось, как бы хотелось.               

Их первый совместный танец, волшебный, магический, колдовской, состоялся на концерте, завершающем учебный год. Зажигательный, народный, венгерский танец чардаш, под музыку Монти. Когда закончилась музыка и завершился танец, Алина не сразу поняла, что аплодисменты, цветы и теплые взгляды направлены на их пару, которая проявила недюжинные хореографические способности и зрелое, актерское мастерство. Одним словом, выложились без остатка. Алина была настолько ошеломлена, что щеки ее пылали, в глазах блестела радость, которую ей тщетно хотелось скрыть. С этого концерта у нее сформировалось острое желание чаще выступать на сцене. И понимала, что для этого нужно совершенствоваться, расти и развиваться. Сергей с завораживающим взглядом смотрел на свою школьницу. В то время он уже добился определенной известности и признания публики. Пользовался большим авторитетом в театре и в школе. Теперь радовался за двоих. Его душа была наполнена положительными эмоциями, а тело пребывало в исступлённо-восторженном состоянии. Не зря они долгими вечерами репетировали до упаду, оттачивая каждое движение. Тогда ей казалось, что Сергей слишком много требует, отдаваясь танцу полной мерой, до достижения идеального результата.               

– Теперь мне понятно, - утверждает Алина, - что репетиции, долгие, изнуряющие, приносят, в конце концов, радость победы над собой.               

– По-моему, - ответил Сергей – изуродовать на сцене композицию, дух танца, сыграть бесчувственно и безобразно – это не просто неприлично, это омерзительно.  Но если есть уверенность в себе, исходит изнутри, подделать ее невозможно. Работая над своей самооценкой, и никогда не прекращая ее строить, Сергей многого добился в жизни. Режиссер-постановщик высшей категории, он  совершил много хореографических постановок, и в каждом танце умело обнаруживал основной стержень, пропуская его через себя, не изменяя своему чувству стиля.
 

Такими были, кроме венгерского, цыганский, испанский и другие парные танцы, которые вошли в сокровищницу хореографического мастерства этой пары.               

Вкладывая в танец душу, весь свой темперамент, пара создавала огромное и незабываемое впечатление. Магия их таланта никого не оставляла равнодушным. В июне 1991 года в Германии состоялись Дни Украины. Это был ряд мероприятий, целью которых - рассказать жителям страны об активной и разносторонней деятельности Украины, которая основывается на украинско-немецких партнерских проектах. Все желающие смогли погрузиться в мир украинского кино и музыки, искусства и культуры, узнать многое другое о нашей стране.   

Сергей с Алиной вошли в состав участников творческих коллективов. Началась большая работа: выбор танцевальных номеров, репетиции, и вскоре - успешные выступления по городам Германии. Упорство и желание совершенствоваться в танце, пока не достигнут своей цели, дали серьезные результаты. Публика с восторгом принимала пару.
               

А ведь совсем недавно между балетной парой не сразу нашелся общий язык. Поначалу сложности были для обеих сторон. Сергей, намного старше партнерши, доказывал своё превосходство и стремился руководить, пренебрегая мнением Алины. Требования к ней были сильно завышены. Уверенный в себе, он знал, на что способен сам, пытался заставить ее поверить в это, и внушить мысль быть послушной его воле. Собственно, стараться соответствовать его ожиданиям. С таким решением коллега не могла согласиться. Алина, с адекватной самооценкой, умела устанавливать контакты в любых коллективах, была открыта для общения, активна и не боялась проявить инициативу. Некоторое время представление Алины о ее партнере рисовалось в драматичную картинку сотрудничества. Однако, каждая репетиция того периода подвергалась испытанию женских нервов и терпения. Алине посчастливилось, что она умела владеть собой, не теряя присущей ей выдержки. Не всегда удавалось обоим проявить самые лучшие качества, но они стремились, когда до изнеможения трудились, глубже вникая в достоверность, повторяя одни и те же па. Случались споры и ссоры двух творческих людей, увлеченных одной общей идеей.               

С опаской стала Алина представлять свой сценический путь совместно с Наенко.  Взвешивала, решала, не спала ночами, и не находила выхода.               

Нередко пробегала мысль оставить сцену и серьезно начать заниматься своей основной профессией – юридической, которой отдано пять учебных, университетских лет. Специальность выбрала сама, и она ей нравилась. Некоторое время преподавала в одном из вузов города, и даже защитила диссертацию. Откровенно говоря, обе профессии приносили счастье. Это ее жизненный баланс и гармония насыщенной жизни. Оставить балет?  Такой вариант тоже имел право на существование, но только не для Алины. Нет, она намерена расти и в этом направлении. Балет для нее – настоящее призвание. Она точно верила в себя и свой успех, все было при ней: и получаемые знания в балетной школе, и артистизм, и внешние данные. По мере продолжения совместного творчества настал тот час, когда и Сергей научился слышать аргументы коллеги. Уважая чужие принципы, даже, если  они не совпадают с его, он пытался понять собеседника.               

Зоны конфликта были успешно преодолены. Пара пришла к более тесному общению и более глубокому пониманию иных взглядов другого человека. Когда она говорила, слушал внимательно, заранее не выказывая никаких эмоций, не задавая лишних вопросов. Позже, по окончании речи, могла спросить, почему принял ее решение.               

– В этом есть определенная логика, - совершенно серьезно отвечал он,  автоматически обретал правильную мотивацию и желание делать то, что важно и нужно.               

Магия таланта этой пары никогда и никого не оставляла равнодушным.               


Однажды Сергей, набравшись духу, извинился:
- Прости, что вел себя слишком покровительственно.            
– Ничего страшного, - ответила она-, это и для меня было своеобразным уроком.

Алина заново открывала для себя Сергея, а он по-новому открывал для себя ученицу. Между ними возникла искренняя привязанность и дружба. Чем больше она узнавала Сергея, тем горячее благодарила судьбу за их встречу. Для нее Сергей оставался непререкаемым авторитетом. Зная его характер,               

Алина мысленно составила правила своего поведения с учителем:               

- внимательно слушать, когда говорит о деле;               
- не перебивать, когда говорит;               
- не быть надоедливой;               
- быть терпеливой на репетициях.               

Ею руководило одно страстное желание – поразить его. Заулыбалась, чувствуя его присутствие, словно он был рядом. На минуту представила, что, если вдруг она выскажет свои интересные соображения и предложения, и он поймет, что именно так и следует поступить. Тогда он скажет: «А я и не знал, что ты умная девушка».


В последнее время Сергею приходила в голову шальная мысль уговорить Алину остаться в театре и сотрудничать вместе во всех балетных постановках. Хотя он знал, что эти летние месяцы пройдут для нее очень и очень непросто: Алина готовилась к поступлению на юрфак. Так и случилось. В 1992 году она стала студенткой. Как-то спросили Алину, что ее стимулирует, а, может, и восхищает в столь долгой и плодотворной, совместной работе с Сергеем Наенко.               

- Наши совместные усилия в творческой работе перешли в стадию, когда мы стали понимать друг друга с полуслова. Восхищает меня открытость и  настойчивость Сергея дойти до самых глубоких истоков, до основного, смыслового содержания танца.

Выразить их так, чтобы зритель воспринял наши намерения с пониманием и согласием.  Что еще заметила Алина в столь продолжительном альянсе – это в совместной работе все пронизано его верой и его философией, это развило единство общих целей, общее видение процесса от начала и до завершения. Так рождалось то взаимное проникновение, которое в итоге давало возможность наилучшим образом создавать единый результат, устраивающий обоих.               

Как-то Алина сказала: «Я благодарна Сергею за всё, что тот сумел мне дать.  Благодарна за его дружбу, щедрость, за массу советов, которые получила. След, что сумел этот профессионал оставить за собой, даже небольшими поступками доброты, невозможно стереть». Именно Сергей научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать танцы, объяснял, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене.               

Это редкий человек, у которого многие учились.               

18 марта 2018 г. во Львовской опере программой-премьерой «Любовь- волшебница" отметили 30-летие творческой деятельности заслуженного артиста Украины Сергея Наенко.


Рецензии