Субмарина 640 проекта

На заставке редкий кадр. Подводная лодка С-62 проекта 640 (антенна "Касатка" в сложенном состоянии) после ремонта на Дальзаводе во Владивостоке в 1969 году. Эта лодка единственная из всех кораблей этого проекта имела барбет от кормового орудия и поэтому легко идентифицируется, однако фотографий с этим кораблем после модернизации практически нет.

4 единицы этого проекта переоборудованы из подводных лодок проекта 613 (класса «Виски» по классификации НАТО).

Особенности: наличие раскрывающейся антенны РЛС «Касатка» для обнаружения воздушных целей. Для установки блоков радиолокационной станции из подводной лодки удалена 2-я группа аккумуляторной батареи (в четвертом отсеке). Поэтому подводная лодка могла находиться в подводном положении малое время.

Фактически это была всплывающая РЛС, предназначенная для развертывания в позиции радиолокационного дозора на морских угрожаемых направлениях в единой системе ПВО страны.

С включением РЛС большой мощности, лодка через 3-4 ч. разряжала аккумуляторную полубатарею и должна была заряжать ее в надводном положении. На жаргоне подводников лодка-РЛС именовалась как «лопата».

Имела автономность всего 10 суток. Боевая устойчивость ее была крайне малой. Использованием торпед с ядерной боевой частью на этой подводной лодке не предусматривалось.

В апреле–мае 1970 года боеготовые силы всех наших флотов были развернуты в океанские и морские зоны по единому замыслу и плану грандиозного учения «Океан» под руководством главнокомандующего ВМФ. Дизельные ПЛ ТОФ также принимали непосредственное участие в этом учении. Оставшиеся к этому времени в боевом составе средние дизельные ПЛ проекта 613 находились на позициях у Сангарского и Корейского проливов с задачей обнаружения и слежения за АУГ ВМС США при входе их в Японское море. В его центральной части несла боевое дежурство подводная лодка радиолокационного дозора С-62 (была в то время в составе флота и такая ПЛ с мощной РЛС), которая освещала надводную и воздушную обстановку на обширном пространстве. Несколько дизельных ПЛ в составе разнородных противолодочных сил проводили поисковую противолодочную операцию в заливе Петра Великого по поиску и вытеснению американских ПЛА, которые постоянно вели разведку на подходах к главной базе флота. В Филиппинском море большие дизельные ПЛ проекта 641 вели массированный поиск американских ПЛАРБ.

Помимо участия в таких масштабных маневрах дизельным ПЛ доводилось участвовать и совсем в иных мероприятиях. Так, например, командованию бригады ПЛ в бухте Улисс поставили задачу подготовить ПЛ для проведения гравиметрических съемок в Тихом и Индийском океанах. Продолжительность похода девять месяцев. Для обеспечения похода выделили резервный экипаж, теплоход для отдыха сменившихся экипажей и снабжения подводников свежими продуктами, танкер для обеспечения топливом и водой. Выбор пал на большую дизельную ПЛ проекта 611 Б-833 (командир капитан 2 ранга Петров, он же старший на походе). Лодку дооснастили оборудованием для замера гравиметрического поля, прикомандировали специалистов по обслуживанию этого оборудования и производству замеров.

Казалось бы, задача не боевая и не свойственная подводным лодкам, но она имела общегосударственное значение и выполнялась в том числе и в интересах обороны, так как эти данные были необходимы для расчета траекторий полета искусственных спутников земли, крылатых и баллистических ракет и других прикладных целей. И это сложнейшее задание было успешно выполнено ценой огромных усилий экипажа лодки. Маршрут следования пролегал вне путей интенсивного судоходства в районах, где никогда не действовали наши ПЛ, часты штормы, ураганы и постоянная тропическая жара.

Эти события происходили в год столетия со дня рождения В.И.Ленина. Всех участников учений наградили  нагрудным знаком «Океан», кто-то получил медали и боевые ордена. Кроме этого, всех офицеров Советской армии и военно-морского флота СССР, а также курсантов военных училищ наградили юбилейной медалью к 100-летию со дня рождения Ленина наравне с участниками Великой Отечественной войны. Эта медаль носилась рядом с медалью Золотая звезда Героя Советского Союза.

В этот год я еще был студентом Хабаровского медицинского института, где в те годы была военно-морская военная кафедра. Поэтому летом 1970 года нас отправили на военно-морскую практику, во время которой мы приняли военную присягу.  Я был на практике в поселке «Заветы Ильича» под Совгаванью, где базировались подводные лодки 613 проекта, так называемые «средние» или «эски». Именно в это время я впервые зашел на борт субмарины, к которой был приписан, и на ней вышел в море. Во время похода лодка часть времени находилась под водой, и я прошел посвящение в подводники.

А  в феврале 1971 года в институте состоялось распределение выпускников, и я, как почти еще полсотни выпускников 1971 года, попал служить на флот.  Служба моя началась  с 1 июля, когда я получил месячный отпуск, и лишь в первых числах августа прибыл во Владивосток.  Пока мы с моим другом Борей Шевцовым, таким же выпускником института, получали военное обмундирование и решали другие вопросы вначале с отделом кадров КТОФ, прошло некоторое время. Боря получил распределение на Камчатку на сторожевой корабль, а я на подводную лодку попросился. По здоровью я был годен к службе в подплаве, и так получил направление на должность начальника медицинской службы большой подводной лодки 611 проекта Б-63.  Лодка заканчивала капитальный ремонт на СРЗ-178 во Владивостоке и были приписана к 4-й бригаде 6-й эскадры подводных лодок КТОФ.

Прибыв в штаб бригады, я узнал, где находится экипаж подводной лодки Б-63, нашел его и представился командиру капитану 2 ранга Сергиенко, а затем флагманскому врачу.  Прежде чем получить разрешение на самостоятельное  командование медицинской службой, мне дали месяц на сдачу зачетов по многим руководящим документам. Как оказалось, в 6-й эскадре  вообще и 4-й бригаде был большой недокомплект докторов, если мне не изменяет память, что-то человек 12.  Именно поэтому, когда в августе начались учения «Восток», аналогичные прошлогодним учениям «Океан», но только для КТОФ, меня направили на выход в море на С-62.  А так как у меня не было допуска на командование медицинской службой, вместе со мной направили проходящего практику курсанта военно-медицинской академии имени Кирова в качестве помощника. Причем я был лейтенантом м/с, а он, до этого окончивший военное училище, уже имел звание старшего лейтенанта.

Нам не повезло.  В Японском море разыгрался шторм, лодка, имеющая на большой рубке огромную антенну, обладала большой парусностью, а так как большую часть плавания проводила в надводном положении, то её кидало по волнам, как щепку. Оказалось, что я не подвержен морской болезнью, а вот мой помощник подвержен, и  весь поход пролежал на диване в офицерской кают-компании, где у доктора рабочее место, питаясь в основном соками и компотом. Примерно так же чувствовали себя и многие моряки на субмарине. Так что этот выход для меня запомнился именно морской болезнью у многих офицеров и матросов. По прибытии во Владивосток была проведены мини-учения по эвакуации через верхне-рубочный люк пострадавшего - моего помощника, старшего лейтенанта м/с, так ослабевшего, что его пришлось поместить в лазарет береговой базы.

Как я понял из разговоров с офицерами в кают-компании, такая лодка с огромной антенной на рубке была сделана, чтобы не списывать как-то во время погружения повредившую прочный корпус лодку, и была единственной в своем роде на Тихоокеанском флоте.  Но недавно я подписался в «Одноклассниках» в группу подводников, и увидел на фотографии знакомую лодку. И решил кое-что прочитать о ней в интернете. И вот что мне стало известно.

Подводная лодка С-62  613 проекта была заложена на судостроительном заводе в Николаеве в 1950 году, с 1951 года была в составе Черноморского флота.  С 1959 по 1961 год прошла модернизацию до проекта 640 на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком.  Летом 1961 года совершила межфлотский переход из Северного флота на Тихоокеанский, и вошла в состав 19-й бригады 6-й эскадры Тихоокеанского флота.  В 1963 году получила звание «Отличный корабль», в следующем году совершила боевую службу, как говорят подводники, «автономку». С 1966 по 1969 год была приписана к базе Конюшкова. В 1969 по 1970 года проходила ремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке и была в составе 4-й бригады 6-й эскадры КТОФ. В 1970 году принимала участие в учениях «Океан», а в  1971 году – в учениях «Восток».  В 1975 году была списана и в течение 1975-76 года утилизирована на заводе в бухте Диомид во Владивостоке. Так закончила свой путь средняя подводная лодка С-62 в рядах Черноморского и Тихоокеанского флотов.

Кроме небольшого по продолжительности выхода на лодке 613 проекта во время военно-морской практики и недельного плавания на С-62, больше на лодках этого проекта я не выходил.  Она была меньше по водоизмещению и по количеству экипажа, чем моя «родная» Б-63.  Но в общем служба на ней мало чем отличалась от службы доктора, вернее, начальника медицинской службы на других дизель-электрических подводных лодок, которые правильнее было бы назвать не подводными, а ныряющими, потому что большую часть плавания проходило в надводном положении.  Но к С-62 это относилось еще в большей степени, чем к другим.  Но все же самое большое неудобство для меня, как начальника службы, оставляло отсутствие личного спального места.  На лодках 613 проекта доктор спал на диване в кают-компании, а вот на лодках 611 проекта спальное место было на втором ярусе 4-х местной каюты командиров БЧ и служб. Согласитесь, это намного удобнее для отдыха, особенно в так называемый «адмиральский» час после обеда.  Хотя условия обитания личного состава на всех дизельных лодках послевоенной постройки были очень суровые.  Но что делать, военная служба не сахар, особенно на субмаринах.


Рецензии
Очень интересно, спасибо Александр! Поселок "Заветы Ильича", Совгавань- все такие знакомые названия! Там же служил на подлодке муж моей сестры Володин Владимир. Не встречались?

Полина Ребенина   28.08.2022 12:58     Заявить о нарушении
А может быть имя Владислав Дворников вам знакомо? Он тоже служил начальником медицинской службы на подводной лодке. Правда на Северном флоте.

Полина Ребенина   28.08.2022 13:01   Заявить о нарушении
Нет, не помню таких фамилий, полвека прошло с тех пор.

Александр Щербаков 5   28.08.2022 17:43   Заявить о нарушении