Ключ к пониманию природы жизни

Итак, ДНК – нить и РНК – нить. Но за непрестанным ДНКаканьем и РНКаканьем (как сказал бы легендарный русский биолог Тимофеев-Ресовский), научная мысль прошла мимо фундаментальной по своей значимости истины.

Суть в том, что линейная (одномерная) нить не ограничилась материальной основой для записи, хранения и воспроизведения генетической информации. Она приобрела в биологическом структурировании всеобъемлющий, не только ближний но и дальний порядок (если говорить языком физики). Она проникла снизу доверху во все сферы жизни. В союзе с водой нить образовала ее внутреннюю среду. Нить стала универсальным строительным материалом всякой живой плоти, которая по своим физико-механическим свойствам приобрела в силу этого принципиальные отличия и преимущества от господствующей в мире трехмерной кристаллической решетки.

Если бы удалось разобрать до конца какое-нибудь существо (или хотя бы его часть) на структурные составляющие (подобно тому, как мы это делаем порой, распуская связанный из пряжи свитер), то от него, естественно, не осталось бы ничего, кроме различного рода нитей.

Все живое из нити и от нити. Все живое есть связка, клубок нитей. И только потому мы не замечаем в простой обыденности существования этой великой реальности, что биологические нити либо слишком тонки, либо к тому же еще и плотно упакованы.

Короче, в архитектонику живой материи заложена основополагающая и руководящая структурная идея – нематоморфизм (от греч. nema - нить).

Именно здесь начинаются эволюционные истоки жизни. Именно здесь, в биологическом нематоморфизме лежит ключ к пониманию природы живой материи, а также самого происхождения и сущности жизни.

Подробно об этом в моей публикации «Линейная доктрина жизни»:
https://albercul.livejournal.com/1319073.html


Рецензии
Давно знаком с Вашей теорией нематоморфизма! Поддерживаю! Альберт Владимирович - Вы Галлер наших дней!

Андрей Черников   07.06.2023 18:12     Заявить о нарушении
Доброе утро, Андрей Михайлович!

Спасибо! Но мне, к сожалению, так и не удалось ничего найти о Галлере в контексте нематоморфизма.

Альберт Кулик   08.06.2023 01:17   Заявить о нарушении
В продолжение.

Не зная фактов, мне трудно пока судить о степени моей причастности к творчеству Галлера. Может, Вам что-то известно на этот счет конкретно? Тогда прошу сообщить. Мне это очень интересно.

А вот к В.И. Вернадскому причастен определенно. Мой нематоморфизм идет в продолжение и развитие (на структурном уровне) его учения о живом веществе биосферы Земли.

Альберт Кулик   08.06.2023 09:47   Заявить о нарушении
Альбрехт Галлер в своем многотомном сочинении развивал идеи, которые прежде назывались "живой анатомией", и сейчас - "физиологией", а также предвосхитил возникновение гистологии.
Не знаю, переводили ли сочинения Галлера на русский язык, но писали о том, что он большое место отвел описанию волокнополобных структур.

Андрей Черников   11.06.2023 12:21   Заявить о нарушении
Альберт Владимирович! Могли бы Вы подтвердить цитатами Вернадского Ваш вывод о нем, как о предтече развиваемых Вами идей?

Андрей Черников   11.06.2023 12:28   Заявить о нарушении
А смысл? По живому веществу Вернадского существует огромная и общедоступная литература. Причем, на русском языке. Но все в ней сводится к функциональному (главным образом, геохимическому и в планетарном масштабе) значению такового. Но живое вещество - это не только функция, но и структура. А вот о структуре, об архитектонике живого вещества ни Вернадский, ни его многочисленные последователи и почитатели ничего не сказали. Кто-то должен был восполнить этот пробел? Ну, вот я и восполнил своей концепцией нематоморфизма.

И не только я один так считаю. Вот я нашел: "Необычайно плодотворными, развивающими учение В. И. Вернадского о живом веществе, является работы профессора Курского педагогического университета А.В. Кулика, позволяющие увидеть природу глазами ученого и поэта: «Все биологические тела от мала до велика построены… из линейно (одномерно) организованных элементарных единиц материи, длина которых многократно превышает поперечные размеры, а именно из полимерных нитей (например, коллагеновых или целлюлозных). Будучи достаточно длинной, тонкой, эластичной, полимерная нить способна, изгибаясь, повторять и описывать любые геометрические формы и очертания…Из нити можно сделать (т.е. связать)все. И природа не прошла мимо такой возможности. Нематоморфизм (от греч. nema - нить) и текстуральность (от лат. texo – сплетаю и textum – ткань) приобрела в построении биологических систем, если говорить языком физики, не только ближний, но и дальний порядок". Подробнее об этом здесь:

Альберт Кулик   11.06.2023 16:11   Заявить о нарушении
Цитату можно найти в поисковике по тексту.

Альберт Кулик   11.06.2023 16:19   Заявить о нарушении
=Не знаю, переводили ли сочинения Галлера на русский язык, но писали о том, что он большое место отвел описанию волокнополобных структур.=

А есть ли оригинал на немецком? Перевести ныне нетрудно.

Альберт Кулик   11.06.2023 16:26   Заявить о нарушении
Но это (ссылка) вроде бы как не о том (не в тему). Я имел в виду "описание волокноподобных структур" у Галлера. Или хотя бы более общую публикацию, где оно содержится, чтобы мне можно было найти его.

Альберт Кулик   11.06.2023 22:21   Заявить о нарушении
Альберт Владимирович!

О Галлере, как об авторе научных текстов о волокнополобных структур, мне известно из советских источников по истории науки, например, из "Истории биологии" под редакцией акад. Блюхера.
К сожелению, с оригинальными трудами Галлера я не знаком.

Андрей Черников   17.06.2023 09:27   Заявить о нарушении
Замучил автонабор на телефоне - плодит ошибки!
Академик Бляхер

Андрей Черников   17.06.2023 09:29   Заявить о нарушении
Андрей Михайлович, спасибо за ссылку. Но я не нахожу по ней информацию о Галлере в контексте нематоморфизма. Возможно, это связано с тем, что у меня сейчас проблемы со зрением. Не могли бы указать страницу или даже процитировать "О Галлере, как об авторе научных текстов о волокноподобных структурах"?

Альберт Кулик   17.06.2023 10:45   Заявить о нарушении
Добрый день, Альберт Владимирович!

Вы лучше меня знаете, что история естествознания - это очень важная сфера науки. Новые пути в науке следует искать в её прошлом, как это ни парадоксально!

При этом история естествознания - очень сложная сфера для исследования. Она требует не только навыков архивной работы, стандартной для историка, но и глубоких специальных знаний той науки, историю которой он восстанавливает.

Я бы очень хотел помочь Вам в Ваших исследованиях, но вряд ли эта задача мне по плечу.
Может бы Вам обратиться в Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова?

Андрей Черников   20.06.2023 15:56   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Андрей Михайлович!

=Я бы очень хотел помочь Вам в Ваших исследованиях, но вряд ли эта задача мне по плечу.=
А я и не рассчитываю на помощь. Я исхожу из простого правила. Кто сказал А, тот должен сказать и Б. В данном случае - привести конкретные факты о Галлере в контексте биологического нематоморфизма. Я их не нахожу. Судя по всему, и Вы тоже.

=Может бы Вам обратиться в Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова?=
А с чем? Для этого должен быть повод. А его у меня нет.

Альберт Кулик   21.06.2023 08:41   Заявить о нарушении
Альберт Владимирович!

ИИЕиТ может дать точную справку об авторах, рассматривавших живое вещество с точки зрения, предложенной Вами.
Наивно было бы считать, что никто и никогда не думал и не писал о волокноподобных структурах до Вас.
Упомянутый выше Галлер был плодовитым автором, однако многие его труды никогда не переводились на русский язык, а в наши дни не доступны - слишком узок круг ученых, кого они могли бы заинтересовать.

Андрей Черников   21.06.2023 20:09   Заявить о нарушении
Андрей Михайлович! Вижу, требуются мои разъяснения. Причем, по существу.

= ИИЕиТ может дать точную справку об авторах, рассматривавших живое вещество с точки зрения, предложенной Вами.=
Но у меня нет нужды в этом. Таких авторов, которые бы шли впереди меня, нет. Как я уже писал выше, в понимании живого вещества (по Вернадскому) «все сводится к функциональному (главным образом, геохимическому и в планетарном масштабе) значению такового. Но живое вещество - это не только функция, но и структура. А вот о структуре, об архитектонике живого вещества ни Вернадский, ни его многочисленные последователи и почитатели ничего не сказали. Кто-то должен был восполнить этот пробел? Ну, вот я и восполнил своей концепцией нематоморфизма».
Подробно (непредвзято и весьма обстоятельно) об этом в сравнительно недавней публикации: Черняго Л.С. Концепция В.И. Вернадского о живом веществе как созидательной силе // Философская школа. 2017, №2. - С. 50-57.
= Наивно было бы считать, что никто и никогда не думал и не писал о волокноподобных структурах до Вас.=

А разве так стоит вопрос? Разве я где-то и когда-то давал повод так его ставить? О невидимых глазу биогенных (как мы сказали бы теперь) «волокноподобных структурах» на тканевом уровне стало известно задолго до Галлера (в связи с изобретением микроскопа). Позднее ими наполнились до самых краев гистология, цитология, молекулярная биология, генетика. Но практика шла нередко впереди теории. И, если взглянуть шире, биогенные «волокнообразные структуры» были известны человеку задолго до всяких наук. Текстильные волокна, не только растительного, но и животного (шерсть, биссус, шелк) происхождения. Вездесущая (в том числе и в пещерах древнейших людей) паутина пауков. Корневые нити травянистых растений, скрепляющие почву и т.д.
Ну и что? Все это - многообразные, разрозненные и не связанные друг с другом в единую картину факты. Все это – знания. Но есть еще и научное понимание. Так вот, это понимание и дает моя общебиологическая концепция нематоморфизма.
Очень важно. Нематоморфизм – это не только новое слово, но новые смыслы. Это ключ к пониманию: 1. природы живой материи; 2. происхождения и сущности жизни; 3. биологической целесообразности оптической асимметрии живого вещества (только правые сахара и только левые аминокислоты). В целом же концепция биологического нематоморфизма идет в существенное дополнение к естественнонаучной картине мира.
Вот ведь в чем соль обсуждаемой нами проблемы.

= Упомянутый выше Галлер был плодовитым автором =
Не только «упомянутый». На Галере с самого начала Вами был сделан почему-то особый акцент. Вот я и хотел узнать от Вас, почему? Может, Галлер не только констатировал факты существования «волокнообразных структур», но и дал им более широкую, скажем, натурфилософскую оценку? Но так и не узнал.

Альберт Кулик   22.06.2023 11:12   Заявить о нарушении
Давал ссылку на статью Л.С. Черняго, но она не прошла.
Ничего. Статья легко находится по тексту (приведенные мною библиографические данные).

Альберт Кулик   22.06.2023 11:32   Заявить о нарушении
Я прекрасно Вас понимаю, Альберт Владимирович, и поддерживаю Вашу теорию. Но я говорю о метазнании, а не о содержании Вашей теории.
Чтобы теория стала общепризнанной, она должна встроиться в общую парадигму науки, а для этого необходим поиск предшественников. Пока не будет дан глубокий анализ новизны Вашей концепции в контексте исторического развития биологии, признания у серьезных ученых получить не удастся.
Возможно, подобные идеи на более примитивном уровне были в натурфилософов (например, у Шеллинга или др.)

Андрей Черников   22.06.2023 13:31   Заявить о нарушении
=я говорю о метазнании=
Ну, и в каком же это смысле?

=необходим поиск предшественников=
А если их нет. Не высасывать же их из пальца?)

Я с давних пор и по сие время занимаюсь разработкой концепции нематоморфизма в общебиологическом контексте. А начало было положено еще в 1991 году моей публикацией «Нематоморфизм и некоторые проблемы экологической инженерии» в довольно серьезном журнале «Успехи современной биологии» (том 52, Вып. 3, с. 476-494).
Кстати, вскоре после этого в журнале Наука и жизнь вышла статья под названием «Нити природные и синтетические» (1992, № 7). Статья была написана редакцией, по материалам моей вышеупомянутой публикации в «Успехах современной биологии», но от моего имени. По иронии судьбы, я узнал об этом только на днях случайно, блуждая по Сети.
Далее вышла монография «Текстуральный фактор в биосфере». Далее – много статей в развитие концепции биологического нематоморфизма вышло в журнале «Экология и жизнь». Добро давал сам основатель журнала – академик Н.Н. Моисеев. Далее вышли (и выходят) статьи в «ХиЖ». Много материалов по теме размещено мною в Интернете. Такая вот история.

А что значит, по-вашему, «серьезные ученые»?

Альберт Кулик   22.06.2023 15:38   Заявить о нарушении
Альберт Владимирович! Кто же оспаривает Ваш приоритет!) Я Ваш сторонник с момента выхода в свет Вашей монографии.
Метазнания - знания о знаниях, неотъемлемая часть современной науки, но Вы и без меня об этом знаете.

Андрей Черников   22.06.2023 18:39   Заявить о нарушении
=Кто же оспаривает Ваш приоритет!=
То-то и оно, что никто не оспаривает. Ровным счетом никто. Как и никто не возражает по существу моей линейной доктрины жизни. И это при всем том, что доктрина эта нарочито выставляется мною на всеобщее обозрение в различных модификациях, с разных сторон и в разных изданиях с давних пор и по сие время. Если бы у меня существовали предшественники, они непременно были бы названы моими доброжелателями. Если бы возникали возражения по содержанию, они были бы так или иначе обозначены. Но этого ни разу не случилось. И в этой связи я хотел бы на миг вернуться к Вашему предыдущему комментарию.

=Пока не будет дан глубокий анализ новизны Вашей концепции в контексте исторического развития биологии, признания у серьезных ученых получить не удастся.=
Анализ дан. И не единожды. Фокус в другом. Кому из нынешних «серьезных ученых» это признание доставит удовольствие?
Но признание рано или поздно придет. Потому что от истины, которую открывает моя концепция, никак не отвертеться «в контексте исторического развития биологии».

Альберт Кулик   23.06.2023 10:12   Заявить о нарушении
Тут еще есть одна (возможно, малоизвестная, но очень даже важная) деталь. В биологии (в с/х-науках тоже) подавляющее большинство составляют ученые-диверсификаторы. Они всю жизнь профессионально копаются в деталях, ищут те или иные факты. Нередко бывают очень узкими специалистами. Другое дело, ученые-унификаторы. Их сознание заточено на поиск общего в единичных, разрозненных и часто разнородных фактах, заточено на обобщения, на открытие и формулировку новых закономерностей. Науке необходимы и те, и другие. Но диверсификаторам трудно оценить научный результат унификатора. Бывает, они даже не могут его понять. Для них «все это – философия». И все бы ничего, но, повторяю, диверсификаторов в
названных науках, куда ни кинь, - подавляющее большинство.

Альберт Кулик   23.06.2023 13:41   Заявить о нарушении
Добрый день, Андрей Михайлович!

=Возможно, подобные идеи на более примитивном уровне были у натурфилософов (например, у Шеллинга или др.)=
Там не нашел. Но есть нечто (по Е.П. Блаватской) аж... в Ведической космологии. "Отец-Матерь прядет тань. Ткань эта - Вселенная. Как паук вытягивает и прядет свою паутину, так и Вселенная происходит". Я встретил это очень давно. И даже писал об этом где-то (в эпиграфе к своей публикации).
Не знаю как со Вселенной, а вот что касается природы жизни, так это представление вполне реально (в свете нематоморфизма). Прямо в точку. Я бы теперь его перефразировал и сформулировал следующим образом. Как паук вытягивает и прядет свою паутину, так и живая материя (а, следовательно, и живое вещество) происходят.

Альберт Кулик   29.06.2023 14:14   Заявить о нарушении
Короче, по нематоморфизму в моих публикациях есть все. И его общебиологическая суть и разносторонняя значимость. И реальные и твердо выверенные научные факты (приведенные под особым углом зрения в единую систему). И новизна. И прототипы. И прочая, и прочая.
Казалось бы, куда же еще. Но (если прибегнуть к библейской фразеологии) и видеть будут - не увидят, и слышать будут - не услышат.

Альберт Кулик   01.07.2023 09:39   Заявить о нарушении