Капризница

         С какого времени жизни воспоминания остаются с нами? Лет с трех – четырёх? Помню эпизодами, небольшими вспышками дошкольное детство. Жили сначала в маленькой избёнке, по рассказам матери, населенной не только нашей семьёй, но и полчищами клопов. Тогда ядов специфических не было. Боролись с домашними насекомыми  кто - чем мог. Мать, биолог по образованию, хорошо знала, к чему может привести неконтролируемое  размножение паразитов, какие болезни они переносят. Вымораживала, обваривала кипятком, постоянно мыла и стирала. Победила, всё-таки, врагов.
         Но, оставались ещё тайные враги, от которых нельзя было избавиться. Старухи.  Почему-то к нам всегда приходили старые тётки и часами сидели на табуретках, разговаривая с матерью или отцом. Они наблюдали нашу жизнь изнутри. Скандалы, распри, болезни детей и пр. Как у матери хватало терпения их выносить? Часто приходила одна баушка, всё пыталась нас воспитывать. «Что ты вертишься, что скачешь, - говорила она мне, - посиди спокойно».  А я думала тогда, как она может полдня сидеть, не шелохнувшись, на табуретке, от скуки покручивая большими пальцами рук вокруг друг друга. Лучше уж связала бы матери носки. 
         Наконец, переехали в новый дом. Помню, сидела на узлах с махрами и играла резиновым попугаем, пеленая его рваным коричневым носком. Избавились от тесноты, тут бы вздохнуть свободно. Ан, нет. Следом за нашей семьёй в дом переползли старухи. И не только они. Набивалось народу по двадцать человек. Собирались соседи, люди с улицы напротив, из деревни через речку. Сидели и слушали моего отца до поздней ночи. Он слушал запрещённые «голоса» по приёмнику, делал выводы. Рассказывал про международную обстановку, как бы жили в селе люди, если была бы хорошая дорога, и был проведён газ. Однажды отец «поймал» Китайское радио. Хорошо помню, на ломаном русском китаянка объясняла, что Советский Союз взял у них много всего, взамен дал очень мало.   
         Как-то, не помню, какая из соседок, наверное, тётя Лена Платонова, угостила меня варёным яичком. Апрель, я на улице, играю яйцом, повязываю его платочком, разговариваю с ним, как с живым существом. Семья была большая, наверно не досыта кормили. Не на всех вдоволь хватало варёных яиц. Но тут, на уложенные рядом с домом доски, подсела ненавистная мне баушка. Она сказала: «Давай, я облуплю твоё яичко». Взяла его, разбила. Свежее сваренное яичко не хотело прощаться со своей скорлупой. Старуха исковыряла своими грязными ногтями всё яйцо, и отдала его мне.
         Как мне было его жаль. Какое горе меня охватило. Я заплакала навзрыд. Взрослым не понять маленького человечка. Почему в данный момент ребёнок плачет? Почему не узнать о его беде? Просто послушать, о чём он говорит. Не досуг. А старуха сказала тогда: «Какая капризная девчонка».



            28. 08. 2022 года. Художник К. Петров-Водкин.


Рецензии
Почему ребёнок плачет - мама, бабушка, но не посторонний человек.все ясно и понятно, мне по нраву. Малахитовая кнопка..,

Сергей Плетнев   11.05.2023 21:41     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.