Работа в НИИИиПТ ФСИН России

(На фото, сидят: Б.В.Юрченко, И.А.Дворникова; стоят: А.И.Юшкевич, Ю.И.Власов, Ю.И.Мищенко)

Отдел  ведомственного  нормативно-методического  обеспечения  мобилизационной  подготовки  и  гражданской  обороны

Совершенно случайно, в конце зимы 1998 года, возвращаясь с дачи, в ожидании автобуса разговорился с незнакомым пожилым мужчиной о его собаке. Он, удовлетворив моё любопытство и увидев на мне военный бушлат, поинтересовался, не знаю ли я офицера в отставке, который бы мог выполнять штабную работу. «Так вот он я! – предложил себя». Он назвал адрес и номер телефона, по которому следует позвонить. Я непрерывно повторял номер телефона, пока не записал его на автобусном билетике ручкой, взятой у рядом сидящей студентки.
 
Итак, мне предложили перейти работать в учреждение, где буду выполнять какую-то штабную работу, за которую буду получать 600 тысяч рублей ежемесячно. Причём заработная плата будет осуществляться не с месячными задержками, не через суд, было и такое в нашем НИИ ИТ, а регулярно, 2 раза в месяц.
В марте я позвонил. Мне сказали, что пока в моих услугах не нуждаются. Я оставил свой номер телефона. В апреле позвонили мне и попросили зайти. Новое моё учреждение имело название ЦНИР (Центр научно-исследовательских работ) «Комплекс». Центр работал в интересах ГУИН (Главное управление исполнения наказаний) МВД России.
 
Учреждение имело простонародное название «НИИ тюрьма», из которого было ясно, кого оно обслуживает. Позже ЦНИР несколько раз менял своё название. В том числе был назван НИИИиПТ (Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий), короче говоря, центр стал институтом. Менялась так же и его принадлежность, то ГУИН МВД, то ГУИН Минюста России, то, наконец, ФСИН России.

Отдел, в который меня брали, занимался разработками методических документов по мобилизационной подготовке (МП) и гражданской обороне (ГО) в интересах уголовно-исполнительной системы (УИС). Одно время отдел работал в интересах всего Минюста России, включая УИС. С образованием ФСИН России всё возвратилось на круги своя.
 
Накануне перевода в ЦНИР зашёл к Евгению Дмитриевичу Козлову. Он, полковник в отставке, когда-то служил во 2 ЦНИИ, затем более 20 лет проработал в «Комплексе». Мне было интересно узнать, куда я иду, справлюсь ли я, бывший локаторщик, с решением новых задач. Мы познакомились с Евгением Дмитриевичем, обменялись информацией. Он заверил меня, что, имея мою подготовку, почти 30-летний стаж работы в научных учреждениях, с работами Центра я справлюсь. Одновременно он позвонил в Центр, где меня совершенно не знали, и заверил их, что я им подойду.
 
При первой беседе в Центре будущий начальник отдела показал мне название темы и спросил, справлюсь ли я. Я, бросив взгляд на название темы, совершенно не поняв, что эта за тема и что мне нужно будет делать, самоуверенно заявил, что справлюсь.

Отдел, в который пришёл 12 мая 1998 года, начал формироваться в начале года. В нём вместе со мною было 5 человек.
 
Начальник отдела, Борис Владимирович Юрченко 1947 года рождения. Он, выпускник Калининского ВУЗа, был способным, грамотным, работящим, ответственным и, главное, деликатным человеком. В Центре работал с 1980 года.
 
Ранее он занимался решением производственных задач. Его способности, упорство помогли ему быстро перестроиться для работы по тематике МП и ГО. По натуре Борис Владимирович был трудоголик. Несмотря на гипертонию, на то, что он начальник, работал за себя и за того парня. В работе всегда был сосредоточен и последователен. Легко входил в курс дела. Мы с ним впоследствии хорошо сработались. Он, как настоящий начальник, все выходные материалы отдела пропускал через себя. Как правило, мои материалы имели небольшие замечания, которые не требовали серьёзных доработок. Это может быть от того, что в ходе работы над новым для меня материалом, я не стеснялся с ним консультироваться.
 
Сердцем отдела был подполковник в отставке Василий Ефимович Ружицкий, 1928 года рождения. Именно с ним, идя с дачи, мы встретились и познакомились. Это он предложил мне перейти работать в Центр. Будучи офицером, он был ракетчиком. Затем стал служить в Учебно-методическом центре г.Твери по делам ГО и ЧС (чрезвычайные ситуации). Уволившись в конце семидесятых годов из армии, он перешёл работать в Центр. Здесь они долго и продуктивно работали вместе с Е.Д.Козловым, ушедшим из Центра в 1996г. в возрасте 72 лет.Василий Ефимович хорошо владел тематикой вновь созданного отдела. После его ухода в 2000 году, тоже в возрасте 72 лет, я продолжил его дело по вопросам МП.

Ещё до создания отдела, вместе с Василием Ефимовичем по вопросам ГО и ЧС работал Анатолий Иванович Юшкевич, 1944 года рождения. Он пришёл на смену Е.Д.Козлову. Когда мы с ним, представительным и серьёзным, впервые встретились, то мне показалось, что он старше меня. Оказалось, что на четыре года моложе.
Многое нас связывало с ним. И я, и он лейтенантами служили на кабине «П» ЗРС С-75. После окончания Харьковской академии в 1974г. он был направлен служить на Балхашский полигон, где я неоднократно бывал в командировках. Его трудолюбие, ответственность за порученное дело были замечены на Балхашском полигоне. В результате, он дослужился до начальника управления и звания полковника. Уволился он из армии и уехал с полигона в 1994 году. Проработав пару лет в политехническом институте г.Твери мобилизационным работником, он по протекции всё того же Василия Ефимовича перевёлся в Центр.

В отделе была должность инженера. Её замещала Елена Викторовна Ильина, 1959 года рождения. Она пришла в Центр в 1986 году. Её инструментом был компьютер. До его появления наши теоретические разработки, написанные в рабочих тетрадях, печатались в машинописном бюро (МБ). С появлением компьютера наш материал стал набираться Леной. Работала она быстро, аккуратно, ответственно, не допуская никакой халтуры, исправляя наши грамматические ошибки. От неё постоянно шли вопросы: «Ещё материал есть?». Мы за нею не успевали. Всё свободное время она занималась повышением своих знаний по компьютеру.

Месяц спустя после меня, в июне 1998 года, в отдел из НИИ ИТ, с помощью моей подсказки, перевёлся Юрий Иванович Мищенко, 1946 года рождения. Он вместе с Анатолием Ивановичем занимался вопросами ГО. С его появлением мне стало веселее, так как мы и здесь в рабочее время стали делать два раза в день получасовую физзарядку.

В 2001 году Анатолий Иванович ушёл  работать в Администрацию Заволжского района Твери, где ему значительно больше платили. На его место в 2002 году из Академии ПВО пришёл полковник в отставке Анатолий Васильевич Котляров, 1948 года рождения. Волевой, физически развитый, бывший спортсмен. Вскоре, в конце 2003 года, при очередной кадровой реорганизации он ушёл из отдела и института.

В 2003 году при реорганизация института, Лена надела погоны (аттестовалась), и перешла работать в РИО (редакционно-издательский отдел). На её место пришла миловидная, жизнерадостная, доброжелательная, майор милиции в отставке, мать двоих детей, бабушка внука, Дворникова Инна Альбертовна, 1957 года рождения, выпускница 17-й школы г. Калинина, дочь бывшего заместителя начальника УВД по Калининской области. Заменить в полной мере стахановку Лену она не смогла. Тем более, что начальник института, принимая её на работу научным сотрудником, заверил, что в нашем отделе ей нечего будет делать. Нет худа, без добра, и наоборот. Обстоятельства заставили всех нас овладевать компьютером. Благо, что к этому времени они стали принадлежностью каждого сотрудника. Инна была добрая, готовая всегда придти на помощь. И, главное, ответственно вела в отделе делопроизводство. Документов из всех регионов страны  поступало в отдел огромное количество. И мы выпускали немало документов. Все они, секретные, тем более мобилизационные, должны были быть соответствующим безошибочно образом оформлены.

К концу 2003 года в отдел вернулся Анатолий Иванович. Семья наша стала полноценной, обстановка деловой и доброжелательной. От того, что в отделе тёплая, дружественная обстановка, на работу шёл с настроением. Не смотря на то, что работали мы от звонка (8:30) до звонка (17:30), время летело быстро. При необходимости, по разрешению начальника отдела можно было выйти из института для решения неотложных дел.
 
По праздникам, дням рождения сотрудников собирались вместе. Выпивох среди нас не было. За праздничным обедом на 5-6 человек достаточно было бутылки коньяка. Нашу компанию любили сотрудники соседних отделов. Часто к нам присоединялась Валентина Анатольевна Гомозова, ранее долгие годы трудившаяся бок о бок с Борисом Владимировичем. С удовольствием приходила к нам подруга Инны, Татьяна Александровна Хромышева. Естественно, и покинувшая нас Елена Викторовна Ильина, не забывала нас.Как правило, приглашали в гости Алексея Андреевича Мищенко, полковника, заместителя начальника УФСИН по Тверской области, начальника отдела МП и ГО.

На дни рождения покупали подарки. Новорождённый накрывал стол. Единственной для меня неудовлетворённостью было то, что среди сотрудников не было любителей слушать моих анекдотов. Правда, я их всё равно рассказывал по какому-либо случаю.
 
Работа в НИИИиПТ была ещё примечательна тем, что рядом был Дом быта, в котором продавалась гжель. Однажды увидав её, стал постоянно приобретать её. За 13 лет собралось более 40 наименований (около 100 предметов). Впредь, по будням и праздникам накрываем стол гжелью. С появлением гжели исчезла головная боль: что дарить родным, близким и своим сотрудницам.


            Работа  по  чрезвычайным  обстоятельствам

Взяли меня в отдел на достаточно высокую должность «Главный специалист». Первая моя тема называлась приблизительно так: «Планирование действий учреждений и органов УИС при чрезвычайных обстоятельствах».

Моя новая тематика выходила за рамки радиолокации, которой занимался более 20 лет, и за рамки протоколов сопряжения, которыми занимался 4 года. Но, получив отличную научную школу в учебных заведениях, а также во 2 ЦНИИ, я, как оказалось, мог успешно работать и по другим направлениям. Моё новое научное направление меня не смутило. Разработать мне нужно было Методическое пособие, раскрывающее тему исследования.
 
Я пришёл работать в УИС, когда она переходила в подчинение из МВД в Минюст, как это принято во всём мире. Подобные материалы в МВД были проработаны в бытность руководства им генералом армии А.С.Куликовым.
 
(Анатолий Сергеевич Куликов (род. 4 сентября 1946 года, пос. Айгурский, Ставропольский край) — российский военачальник, министр внутренних дел (1995—1998), генерал армии.
Доктор экономических наук (1992), действительный член РАЕН. Автор книги «Тяжёлые звёзды» (2002).

Окончил Орджоникидзевское военное училище внутренних войск МВД СССР (1966), Военную академию  им. Фрунзе (1974), Военную академию Генерального штаба ВС СССР им. Ворошилова (1990). C ноября 1992 года — начальник Управления оперативных и специальных моторизированных частей МВД РФ, генерал-лейтенант.

 Участвовал в ликвидации межнационального осетино-ингушского вооружённого конфликта. С декабря 1992 по июль 1995 года — заместитель Министра внутренних дел РФ — командующий внутренними войсками МВД РФ. Активный участник событий в Москве в октябре 1993 года на стороне президента Б. Н. Ельцина, принимал участие в боевом столкновении у телецентра «Останкино» вечером 3 октября 1993 года. В феврале — июле 1995 года был командующим Объединённой группировкой федеральных сил на территории Чеченской Республики, один из руководителей боевых действий российских войск в течение всего периода первой чеченской войны.
 
С июля 1995 года — Министр внутренних дел РФ. 9 ноября 1995 года Указом Ельцина Куликову присвоено воинское звание генерал армии.
 
В марте 1998 года правительство В. С. Черномырдина было отправлено в отставку, при этом А. С. Куликов был снят со всех постов, затем уволен в отставку.)

Помню, ещё до прихода в Центр, когда стало модным критиковать Куликова, бросилась в глаза заметка в журнале «Огонёк». В ней Куликов обвинялся в том, что, придя руководить МВД, он, якобы, вместо организации рьяной борьбы с преступностью, потребовал от всех планирования своей работы. Тогда и я, по темноте своей, согласился с автором статьи. Но когда начальник отдела, Борис Владимирович, положил мне на стол утверждённую в 1996 г. этим же Куликовым «Инструкцию по планированию действий МВД при чрезвычайных обстоятельствах», мне стало стыдно, что я тогда, не зная сути дела, плохо подумал о министре МВД А.С.Куликове.

 На основе утверждённой Инструкции мне нужно было разработать подобный документ применительно к УИС.
 
Как положено, при проведении всяких научных исследований, начал с изучения доступной литературы, знакомства с новыми для меня понятиями и терминами. Работа была с чистого листа.

В первую очередь узнал, что чрезвычайные обстоятельства (ЧО), есть:
массовые беспорядки, организованные заключёнными под стражу;
побег из мест лишения свободы;
захват заложников;
нападение на учреждения и органы УИС.

Познакомился со структурой УИС. Узнал, чем отличаются учреждения от органов УИС. Спустя две недели смог составить план-проспект будущего отчёта, который наша Лена набрала и распечатала на компьютере. Для его обсуждения уже 26 мая поехал в Москву, в ГУИН (Главк). Тогда он находился в замечательном месте, на Малой Бронной, рядом с Пушкинской площадью.
 
В отделе МП и ГО Главка, помимо обсуждения план-проспекта отчёта, познакомился с начальником отдела боевым полковником Владимиром Михайловичем Дорофеевым, недавно вернувшимся с огненного Кавказа, сотрудником Виктором Борисовичем Немченко, который должен будет курировать мою работу, а также со всеми сотрудниками отдела.

План-проспект разместил на планшете таким образом, чтобы при изучении литературы, помещать на нём адреса материала, относящегося для отражения того или иного вопроса. Одновременно, пронумеровал все источники информации. В них, при их изучении делал цифровые отметки, которые здесь же переносил на планшет.

 Например, отметка: 5/12/3 означала: в 5-ом источнике информации, на 12 странице, под номером 3 находится необходимый материал. Такой подход при написании отчета позволил мне, «чайнику», не копаться без конца в книгах, которые были для меня совершенно новыми, а быстро компоновать нужный материал. После получения компьютера и овладения им, использовался тот же приём в электронном виде.
 
В Главке были приняты квартальное планирование и отчётность. В течение квартала ты спокойно работаешь, пишешь отчёт (проект документа), который везёшь в Москву в конце квартала. В Главке перед начальником отдела и куратором отчитываешься за проделанную работу. При положительной её оценке получаешь письменное Заключение о проделанной работе. Объёмный документ может разрабатываться по частям, в течение года, и даже нескольких лет. Но, всё равно, отчёт осуществляется ежеквартально. Заключение является отчётным документом для планового отдела Центра.

Пока работал над своим Методическим пособием по ЧО, в Москве, в нашем мобилизационном отделе, сменился начальник. Изменилась и тематика работы. Моё направление работы было передано в управление охраны ГУИН. Для отчёта я начал ездить в управление охраны, на Садовую Сухаревскую.
 
В управлении охраны познакомился с интересным, жизнерадостным, доброжелательным человеком Львом Мурадовичем Петросяном. Ему постоянно звонили по телефону, интересовались, где сидит их родственник или знакомый, сколько ему осталось сидеть и т.п. Работали с Львом Мурадовичем продуктивно. Когда мною была написано Методическое пособие в части планированию, Лев Мурадович предложил в следующем 1999 году написать второй раздел Методического пособия в части «Действия учреждений и органов УИС при чрезвычайных обстоятельствах».
 
Для написания второго раздела Методического пособия нужно было где-то искать новый материал, выходящий за рамки Инструкции, утверждённой А.С.Куликовым.
В самом начале деятельности на новом поприще были налажены деловые контакты с сотрудниками, расположенным по соседству УИН (Управление исполнения наказаний) по Тверской области. Познакомился с командирами оперативного отдела и отдела спецназ (специального назначения) Владимиром Евгеньевичем Олисовым.

Интересна история командира отдела спецназ. В 90-е годы спецназ Тверского УИН, как было принято, направили в Чечню. Владимир Евгеньевич в этом отряде был доктором. Командир отряда запил и не просыхал. Командование было вынуждено командира снять, а вместо него поставить не пьющего и авторитетного доктора В.Е.Олисова.
 
Наш спецназ командировался в Чечню много раз, и всякий раз возвращался без потерь. У ребят поинтересовался, как это у них получается. Оказывается, всё очень просто. Они приезжают на место командировки и договариваются с местными жителями: «Мы вас не будем трогать, а вы нас не трогайте». Может быть, нужно было поступить так со всей Чечнёй, просто не трогать её.
 
Но речь о моей работе. В первую очередь познакомился в отделе спецназ с отчётными материалами о действиях в Чечне. Всё те же грабли, всё тот же 41 год. Без разведки, без подготовки, без соответствующего материально-технического обеспечения, с пьяными командирами, отдающими приказы из тёплых блиндажей, расположенных за десятки километров от места действий.

В УИН так же тесно работал с вновь прибывшим из Академии МВД майором Александром Леонидовичем Робота. Его назначили на должность начальника отделения по ЧО. К моим разработкам он относился серьёзно и всегда давал дельные советы по разработке материала. Его ответственное отношение к делу было замечено руководством. К 2011 году он полковник и возглавил одно из учреждений УИС. Отличался при этом порядочностью и ответственным отношением к делу.

Владимир Евгеньевич Олисов, помимо собственной помощи, посоветовал съездить и поработать по этим вопросам в Тверской филиал Московского института МВД, расположенный в пригороде Твери. При этом назвал фамилию друга, к которому, при необходимости, можно обратиться за помощью. От имени начальника Центра было написано соответствующее письмо, и я отправился в Филиал.

Здесь меня гостеприимно встретили, оформили пропуск и допуск в специальную библиотеку, представили подполковнику Лопатину Игорю Викторовичу, начальнику кафедры тактико-специальной подготовки (КТСП). Она занималась интересующими меня вопросами.

Проработал в Филиале около месяца. Познакомился и сблизился с ребятами КТСП: Сергей Николаевичем Юдиным, Вячеславом Анатольевичем Крыловым, Алексеем Борисовичем Арсеньевым (позже он возглавил администрацию Центрального района Твери). Ими были названы методические материалы, которые можно отыскать в их библиотеке.

В Филиале встретил отставников и сотрудников из 2 ЦНИИ Владимира Кукушкина (когда-то писал отзыв на его диссертацию) и Сергея Пояркова, с которым служил в одном управлении, а так же Елену Николаевну Ещенко-Юдину, которая была секретарём в приёмной. Они успешно занимались здесь преподавательской деятельностью. При этом Сергей защитил кандидатскую диссертацию, а Кукушкин работал над докторской диссертацией. На своём и их примере убедился, что подготовка, полученная во 2 ЦНИИ, позволяет успешно решать задачи в различных областях.
 
В результате кропотливой работы над стоящей проблемой, разобрался, какие штатные и нештатные группы должны быть созданы для действий при том или ином ЧО. Оказалось, что их может действовать достаточно большое количество. Вот только их названия: блокирования, рассредоточения, применения специальных средств, снайперская, изъятия, маневренная, разграждения, конвоирования, патрулирования, оцепления, охраны, разведки, документирования, следственно-оперативная, фильтрации, организационно-аналитическая, общения со СМИ, поисковая, преследования, захвата, прикрытия, переговоров, штурмовая, эвакуации, организации дорожного движения, тушения пожаров и т.п.
 
Действия всех этих групп должен организовывать, создаваемый на время ЧО оперативный штаб. В ходе работы подбирал материал, определяющий порядок действий каждой группы при ЧО и оперативного штаба. Тщательно изучались материалы привезённых из Москвы журналов «На боевом посту». В них обобщался и зарубежный опыт. Была также изучена поступившая в Главк на отзыв кандидатская диссертация. Так постепенно набирался нужный для Методического пособия материал.

Когда необходимый материал был собран, начал компоновать и писать материал в соответствии с разработанным план-проспектом отчёта. Был определён состав необходимых групп для каждого ЧО, количественный состав каждой группы и её оснащение, описан порядок действий оперативного штаба и каждой группы. При написании материала постоянно консультировался с ребятами из УИН, а также Филиала. В результате, материал в полном объёме был готов к сентябрю 1999г.

 В него вошли три раздела: планирование, действия и приложения с формами документов, которые должны при этом разрабатываться. Интересно то, что в это время по телевидению, как бы по заказу, неоднократно показывались материалы по действию наших органов при ЧО. Мне приятно было отмечать, что действия привлекаемых при этом групп были в пределах моего понимания. В тоже время замечал, что игнорирование той или иной рекомендации приводило к гибели личного состава.

Готовый отчёт всегда внимательно прочитывал и, при необходимости, корректировал начальник отдела Б.В.Юрченко. Разрабатываемые нашим отделом материалы представляли собой проекты документов, которые окончательно дорабатывались в Главке, утверждались, и соответствующим распоряжением или приказом вводились в действие. Инструкция по действиям учреждений и органов УИС при ЧО появилась несколько лет спустя. Приятно было отметить, что в ней были учтены и мои разработки.

 Примечательно было и то, что мои материалы брали для работы преподаватели КТСП Филиала, у которых я когда-то учился.

                Мобилизационная подготовка

Только успел отчитаться за материалы, разработанные по ЧО, как ко мне подошёл Борис Владимирович и заговорщически проговорил, что больше мы по ЧО работать не будем. А мне к концу 1999 года следует выдать проект Методических рекомендаций по организации и проведению командно-штабных учений (КШУ) при переводе учреждений и органов УИС на работу в условиях военного времени. На разработку Методических рекомендаций всего один квартал.

Так началась моя работа по новому направлению, по мобилизационной подготовке. Знания по ней были нулевыми. Что касается КШУ, то определённый опыт был. Ведь я неоднократно участвовал в организации и проведении учений ЗРВ. Правда, это были не КШУ. Опять помогли пытливость и труд.
 
На этот раз пошёл с письмом начальника Центра в УВД по Тверской области. Всё ещё действовал приказ, обязывающий МВД оказывать нам, УИС, необходимую помощь.

 Обратился в родственный мобилизационный отдел. Ведь они же должны были когда-то организовывать подобные учения. Сотрудники отдела встретили с пониманием. Отдел возглавлял Александр Петрович Порхун, прибывший из горячего Дагестана. Заместителем был Александр Михайлович Молитвин. В отделе подружился с Игорем Владимировичем Руденко, окончившего МВИЗРУ.

Выдавать мне портфели, с соответствующими материалами, было поручено майору Алексею Андреевичу Мищенко. Он вскоре после нашего знакомства перевёлся в УИН по Тверской области, где возглавил группу по МП и ГО, дослужился до полковника. С ним подружились и продуктивно сотрудничали все последующие годы, до моего увольнения из НИИИиПТ в 2011 году. Наша дружба продолжается до сих пор (2022г.).

В портфелях, которые выдавал Алексей Андреевич, были найдены нужные мне Методические рекомендации. Помня сроки, начал усиленно их переписывать и одновременно переводить на язык УИС. Но, для организации и проведения учений теоретических рассуждений не достаточно.

При подготовке и проведении учений, должны разрабатываться соответствующие документы. Своей задачей посчитал представить их формы в приложении к Методическим рекомендациям. Для этого начал тщательно изучать документы, находящиеся в портфелях, выбирать нужные, их систематизировать, одновременно переводить на терминологию УИС. Чтобы успеть в срок, писал материал в две тетради. В одну тетрадь напишу достаточное количество материала и отправляю её в Центр, где быстрая и ответственная Елена Викторовна Ильина, набирала материал на компьютере. Это было время, когда в отделе был единственный компьютер.

К концу 1999 года отчёт с Методическими рекомендациями по организации и проведению командно-штабных учений при переводе учреждений и органов УИС на работу в условиях военного времени с формами документов, разрабатываемыми для подготовки учений были доставлены в Главк. И что примечательно, Методические рекомендации с минимальными доработками были в марте 2000 года утверждены приказом ГУИН и направлены для руководства в учреждения и органы УИС.
 
По мобилизационной тематике проработал более 11 лет. За эти годы пришлось познакомиться с Управлением юстиции по Тверской области. В 2003 году мне была поставлена задача, чтобы тот документ, который я разработал для УИС, был переработан применительно одновременно к УИС и Минюсту России.

С рекомендательным письмом из Главка поехал в Управление юстиции по Тверской области. Познакомился с сотрудниками, отвечающими за МПиГО, получил от них нужную мне информацию. Уточнив соответствующим образом документ, снова поехал в Управление юстиции, чтобы повстречаться с начальником Управления, доложить о проделанной работе, попросить его познакомиться с документом и сделать свои замечания. Документ был рассмотрен и одобрен.

Однако, вскоре, к всеобщему взаимному удовольствию, Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», Минюст был реформирован. На его развалинах остался чисто Минюст и три службы: Регистрации, Судебных приставов и ФСИН России. Все они остались под патронатом Минюста. Наш мобилизационный отдел, побывавший несколько лет под флагом Минюста, возвратился в свою родную УИС. Все документы начали переделываться под ФСИН России.
 
Работал над разработкой различных мобилизационных документов и одновременно учился. Благо, что Академия защиты и гражданской обороны МЧС выпустила ряд не плохих учебных пособий по МП. Одновременно, после застоя 90-х годов, правительственные структуры России, отвечающие за МП, начали, как бы, просыпаться. Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)  начал рассылать дельные методические указания и рекомендации по мобилизационной подготовке.

(Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП)  – федеральный орган исполнительной власти (федеральное агентство), осуществляющий функции по обеспечению исполнения президентом Российской Федерации полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации).
 
По этому поводу остался в памяти следующий эпизод. В мае вызвали в Главк и познакомили с документами ГУСП. На основании их, в кратчайшие сроки, должны были быть разработаны соответствующие методические рекомендации для учреждений и органов УИС. С текстуальной частью методических рекомендаций особых проблем не было. Но в приложении к ним должны были быть представлены многочисленные формы документов, которые должны заполнять многочисленные службы УИС в мирное время на случай войны.

Формы большинства документов в тех или иных источниках были разысканы. Некоторые невозможно было разыскать. На основании опыта, а так же по наитию предлагал формы недостающих документов. Будучи в цейтноте, делал это решительно, зная, что в Главке они будут согласовываться с соответствующими службами и, при необходимости, уточняться. Так как сроки были ограниченными, то работал по субботам и воскресеньям. Работа была выполнена в срок, нареканий за неё не имел.

Как писал выше, первым моим документом по мобилизационной подготовке были Методические рекомендации по организации и проведении командно-штабных учений. Они проводились как на уровне учреждений и органов УИС, так и в самом Главке. Естественно, для проведения КШУ в Главке разрабатывались соответствующие документы. Одним из них была карта Российской Федерации, на полях которой должны были быть размещены некоторые основные мобилизационные документы, а так же обстановка. Это органы и учреждения УИС всех 89 субъектов Российской Федерации.
 
В институте был мастер на все руки, художник Владимир Александрович Сидоренко. В Главке об этом знали и без всякого стеснения присылали к нам для оформления всякие документы, в том числе и оформление карты для учения. Проблема заключалась в том, что Сидоренко, как всякий творческий человек, имел своеобразный характер,практически никому не подчинялся, тем более нам. От работы он не отказывался, оттягивая её до последнего дня. Вокруг него нужно было ходить кругами и ненавязчиво напоминать ему о работе, о сроках. Он что-то буркал в ответ. Пожаловаться на него нельзя было никому. Благо, если был Борис Владимирович. Он своим деликатным подходом умел мобилизовать на работу Владимира. А здесь, Бориса Владимировича нет, болеет. Карта висит на мне и ничего по ней не делается. Я уже ночами не сплю. Волнуюсь. Сделать ничего не могу. Как принято у Сидоренко, карта оформлялась ночью, накануне её отправки в Главк.
 
Органы УИС, это Управления исполнения наказаний (УИН) субъектов РФ, учреждения – СИЗО, исправительные колонии и пр. Большая путаница, для нас, составляющих документы, было то, как писать: «органы и учреждения УИС» или «учреждения и органы УИС». Иногда в Главке, это словосочетание меняли. Нам же, из-за этой прихоти, приходилось отслеживать эти перемены и перелопачивать все документы.

Однажды вызвали в Главк, где получил более 2000 листов текста. Это были отчётные мобилизационные документы. Нужно было их правильно разложить по томам, книгам, частям, озаглавить, сброшюровать и, главное, наилучшим образом переплести, так как документы нужно было представлять на подпись Министру юстиции Юрию Яковлевичу Чайка.
 
Всю, зависящую от меня работу, сделал, согласовал с ГЛАВКом, осталось книги сброшюровать и наилучшим образом переплести. Эту работу в редакционно-издательском отделе могла сделать единственная сотрудница, Антошина Раиса Васильевна. Но и у неё был характер не простой, кстати, она находилась  в подчинении Сидоренко. Раиса Васильевна, зная, что её ценят за отличную работу, а также в силу своего характера, не лёгкой женской судьбы, допускала различные вольности: опоздания, выпивки на работе, непослушание, грубость с начальством и пр. В общем, начальник РИО Казарцева Нина Васильевна, направила меня к ней, напутствуя: «Попробуйте с ней договориться».
 
Уже не помню, с какого бока я подошёл к Раисе Васильевне, но работали мы с ней в мире и согласии несколько дней. Так как документы мобилизационные, то они должны были оформляться в моём присутствии. Естественно, старался каким-то образом Раису Васильевну расположить к себе, то ли вином, то ли огурчиками с собственной дачи.

Работа была выполнена в самом лучшем виде: красные переплёты, заголовки с золотым теснением. Но на этом история не закончилась.

В Главке, сдавая работу начальнику отдела МП и ГО Павлинову Анатолию Владимировичу, отметил особую заслугу в выполненной работе Антошиной Раисы Васильевны и попросил её поощрить материально. Главком была выделена Раисе Васильевне приличная для того времени премия. Сидоренко неистовствовал: «Я готов был тебя убить! Никому из отдела премии нет, а Раисе, нарушительнице дисциплины, такая огромная премия».
 
С Раисой Васильевной, человеком с трагической судьбой, тепло общались до конца её дней. Она при встрече меня замечала и называла Юрочкой.
 
Мои знания по МП дошли до такого уровня, что в Главке не было сотрудников, которые имели бы лучшее представление о предмете. Это и не удивительно, ведь у нас специально не готовят по МП и ГО, и не было у них за плечами 20-летнего опыта научной работы.

Работая над документами, не стеснялся, для получения каких-либо исходных данных звонить в регионы. В результате, при разработке одного из документов, обзвонил более 50 регионов от Калининграда до Камчатки, и от Мурманска до Владикавказа. Знал мобилизационных работников органов УИС по имени и отчеству. Иногда звонили с мест, спрашивая Юрия Игоревича Власова, чтобы получить консультацию по МП. Приезжали в отдел с регионов с теми же проблемами. Никогда никому не отказывал, живя по принципу одного из героев советского фильма: «Всё остаётся людям».
Работал с удовольствием, думая, что мой труд и труд моего отдела идёт на укрепление обороноспособности моей страны.

Настроение придавал замечательный моральный климат, существующий в коллективе отдела. Тепло нас встречали и в Главке. Нагрузка была разной. Когда появились компьютеры, овладел тематикой, накопил достаточное количество информации, то работу выполнял досрочно. Были дни, когда можно было расслабиться и набирать свои «Анекдоты», писать «Родословную Власовых» или те же «Воспоминания о прожитой жизни». В то же время были дни, когда нужно было работать ночью и в выходные дни.

  В мае 2011 года наш отдел по воле директора ФСИН Реймера решили сократить. Мне, единственному из отдела, это сокращение было на руку. В свои 71 год, непрерывно проработав почти 54 года, ожидал подходящего повода, чтобы уйти на заслуженный отдых.
 
В заключительной аттестации руководством института была зачитана моя характеристика. Она без особых прикрас, даёт представление о проделанной мною работе в стенах «НИИ тюрьма».

                «ХАРАКТЕРИСТИКА
На главного специалиста отдела ведомственного нормативно-методического обеспечения МП и ГО ФБУ НИИИиПТ ФСИН России Власова Юрия Игоревича, 14.05.1940 года рождения, образование высшее военное (окончил в 1971 году Минское высшее зенитно-ракетное училище войск  ПВО страны по специальности радиотехническое вооружение зенитных ракетных войск, квалификация – инженер по радиотехнике), в институте – с мая 1998г.
Выполняемые по должности работы не могут быть отнесены к какой-либо конкретной специальности, но Власов Юрий Игоревич имея высшее образование, качественно и оперативно решает вопросы нормативно-методического обеспечения ФСИН России в области мобилизационной подготовки, опираясь на опыт работы и постоянно совершенствуемые знания.
Как руководитель разработки и исполнитель 35 проектов нормативных и методических документов и материалов по проблемам мобилизационной подготовки, заблаговременной подготовки учреждений и органов УИС к удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время внес значительный вклад в организацию мобилизационной подготовки и гражданской обороны уголовно-исполнительной системы в современных условиях и в формирование нормативно-методической базы учреждений и органов УИС в данных областях, проводит работу по аналитическому обеспечению отдела организации мобилизационной подготовки и гражданской обороны Организационно-инспекторского управления ФСИН России.
Должностные обязанности выполняет в полном объеме, самостоятельно, проявляет организованность, дисциплинирован, творчески и рационально использует рабочее время. Постоянно проявляет интерес к работе, выполняет работы, сложность которых выше квалификации, предъявляемой по занимаемой должности, качество выполняемых заданий высокое.
Знает основные направления современного развития закрепленного направления деятельности, проявляет к ним интерес, активно и регулярно повышает квалификационный и деловой уровень, изучает специальную литературу и знакомится с научно-техническими достижениями, применяет полученные знания в практической работе, делится ими с сотрудниками.
Работоспособен, исполнителен, имеет деловой авторитет в коллективе, работает с людьми без конфликтов, общителен, понимает интересы коллектива. Обладает организаторскими способностями, требователен, умеет планировать и распределять работу между подчиненными, координировать их работу. Оказывает помощь коллегам, вежлив и корректен в отношениях с окружающими.
Нарушений трудовой и исполнительской дисциплины не имеет.
За время работы неоднократно поощрялся руководством ФСИН России и ФГУ НИИИиПТ ФСИН России.
Начальник отдела – Б. В. Юрченко
И.о. начальника ФБУ НИИИиПТ  ФСИН России – И.В. Соминич"

Хочется сказать, что 13 лет, проведённые в ФБУ НИИИиПТ ФСИН России, были продуктивными и интересными. Научная школа, полученная во 2 ЦНИИ, позволила быстро овладеть тематикой в совершенно новой сфере деятельности и решать достаточно сложные задачи. Удовлетворение доставляло то, что твоя работа была востребована, получала высокую оценку и здесь же внедрялась в практику.





 


Рецензии