Кто главнее в Главной роли?

Кто главнее в "Главной роли"? (рецензия на фильм "Главная роль")

Совсем недавно кинотеатры уступили стримингам честь показывать недавно вышедший испано-аргентинский фильм «Главная роль», в котором засветились такие звезды, как Антонио Бандерас и Пенелопа Крус.

Картина повествует о съемках «шедевра», который хочет оставить после себя глава огромной фармацевтической компании – его страх «сгинуть» в масштабах вечности толкает его на финансирование крайне амбициозного проекта. Для съемок покупаются авторские права на книгу нобелевского лауреата, нанимается самый модный и эксцентричный режиссер современности Лола Куэвас (Пенелопа Крус). Ну и, конечно же, на главные роли приглашаются маститые актеры: распиаренный голливудский мачо Феликс Риверо (Антонио Бандерас) и элитарный представитель театрального искусства Иван Торрес (Оскар Мартинес). Естественно, между актерами разгорается лютое соперничество…

Поначалу фильм кажется скучноватой попыткой показать изнанку съемочного процесса: вот так мы репетируем, вот так картонный камень превращается в обычный, вот так подбираются материи и цвета диванов. Честно говоря, в первые тридцать минут хочется зевать и завидовать экранным персонажам, которые повторяют свои заученные реплики в особняке за миллиарды долларов.

К середине повествования картина начинает набирать обороты. И вот уже появляются интересные вопросы, которые мы слышим из уст героев и над которыми задумываемся: что такое искусство? Для чего оно нужно? Как его измерить? С творческими дилеммами соседствуют и бытовые, например, тормозят ли дети творческого человека.
И конечно, с каждой минутой накаляется конфликт между двумя главными героями. Столкновение двух разных школ, двух творческих подходов, двух взглядов на жизнь – кажется, что Феликс и Иван настолько разные, что просто физически не могут находиться на одной площадке. Накал, который присутствует в фильме, словно списан из жизни: начинаешь узнавать в героях их прототипов. Бандерас, который, являясь испанским актером, смог открыть себе путь в мировой кинематограф Голливуда, и Мартинес, широкой публике за пределами Аргентины неизвестный. Актеры словно играют самих себя. Совершенно заслужено они получили награду за лучший дуэт.

Но стоит отметить, что он был бы невозможен без третьего участника – Лолы в блестящем исполнении Пенелопы Крус. Лесбиянка, феминистка, яркий и неуравновешенный профессионал – персонаж настолько хорошо оттеняет героев-мужчин, что без нее дуэт вряд ли удался бы. Именно она подогревает их спор, именно она становится катализатором череды событий, которые он повлек.

Крайне интересно наблюдать за развитием персонажей: поначалу лично я симпатизировала скромному и интеллектуальному Ивану. Но его трансформация в претенциозного псевдоэлитарного сноба убила во мне симпатию к нему. Феликс же, из расфуфыренного героя мыльных опер, предстает вполне неплохим актером. Но его человеческие качества все время остаются на уровне ниже плинтуса.
Где-то ко второй трети фильма начинаешь понимать, что оба героя –всего лишь неприятные дети, своим соперничеством не созидающие, а разрушающие труд Лолы.

Их актерское противостояние интересно еще и тем, что для любого творческого человека становится животрепещущим. Что правильно: массовый или элитарный подходы к искусству? Возможен ли талант и там, и там? Определяют ли деньги успех в профессии? "Главная роль" заставляет задуматься над всеми этими вопросами.

Отдельно хочется выделить и стилистическое решение. Экстравагантные костюмы, потрясающе красивые цветовые решения в сценах, образы героев – все на высшем уровне. Фильм безупречен с визуальной точки зрения, его хочется смотреть, даже если бы он был немым. Саундтрек тоже вполне неплох – я не помню ни одной мелодии из фильма, но точно помню, что они там были в тему.

Для любителей всего необычного есть в фильме и изюминки, которые, при желании, можно даже взять себе на вооружение: театральные приемы, техники психологической разгрузки. Они экстремальны, но тем более привлекательны.

Если подводить краткий итог, то картина к просмотру очень годна. Правда с той пометкой, что смотреть нужно внимательно, вслушиваясь в каждую реплику, всматриваясь в каждый кадр. И тогда вы точно получите моральное и эстетическое удовольствие.


Рецензии