Попытка теологического осмысления гибели Д Дугиной

Валаамский монастырь
• Подписаться
22,2K подписчиков
Кто мы есть?
24 августа
7,6K прочитали

Поводом к этой работе стало трагическое событие в одной достаточно известной российской семье – гибель Дарьи Дугиной. Монастырь узнал об этом 21 августа. Кто-то до, но большинство братии – после божественной литургии. И, как принято у всех православных монахов, мы первым делом помолились о новопреставленной, о её оставшихся в горе близких, а потом стали рассуждать и пытаться осмыслить происшедшее – отнюдь не новое или неведомое в нашем мире. К чему и приглашаем вас присоединиться.

В ряде последних статей, как верно отметили многие наши друзья, мы предприняли попытку весьма схематично набросать для наших единоверных современников некую картинку мира. В стиле «бумага, карандаш». Каждая статья – это несколько штрихов, линий и пятен. И недавнее событие, именно в силу своей резонансности, нам показалось достойным для обобщения ранее опубликованного и некоторой фокусировки всего того, что мы столь неумело попытались изобразить.

ДАРЬЯ
Первая, на кого обращается наше внимание – это, конечно, погибшая. Мы не были знакомы с ней лично (как и большинство читателей), а потому знаем и пишем о ней лишь то, что известно всем из интернета, и что можно проверить самим. «Не судите, да не судимы будете».

Умна? Несомненно. Образована? Ещё бы! Воспитана? Дай Бог каждому… Молода… И сразу в уме и сердце болью отзывается то самое «ПОЧЕМУ?», о котором мы беседовали в «Зачеркнуть бы всю жизнь…». А дальше начинается то, о чём мы с вами думаем, говорим и молимся.

Большинство мнений сходится в том, что главной целью злоумышленников был отец Дарьи – Александр Гельевич. По чистой случайности он не пострадал. Но мы-то не верим в случайности. «Случайность – это непознанная закономерность». Случайность возникает там, где берётся во внимание лишь «логика намерений» – человеческая воля. Однако все христиане знают и нисколько не сомневаются, что из разумных сущностей в мире сем люди – далеко не единственные обитатели. Но есть лишь один разум, полагающий все пределы – Господь. Именно Он решил что этой душе в мире сем далее быть неполезно. Ибо не знаем, да и не можем знать – какие идеи стали овладевать умом человека, и куда его могли привести, продлись его жизнь несколько дольше. Неведомо нам и то, каковы будут обстоятельства личного и глобального масштабов даже в ближайшем будущем. А потому мы, убеждённые, что «Бог есть любовь», смеем только предположить, что «сумма векторов» Дарьиных устремлений в жизни на этом промежутке пути максимально совпала с божественным замыслом о её душе. При этом мы обязаны иметь в виду, что «максимально» это далеко не «абсолютно». И памятуя, что «несть человек, иже жив будет, и не согрешит», мы молимся о упокоении и оставлении грехов. Во-первых, наших близких. Во-вторых, о «всех, о ком просили помолиться нас, грешных». А в-третьих, о… далее – каждый в меру своей любви. Так что, происшедшее не случайно. Совсем не случайно.

Те, кто входил в её круг общения пребывают в скорби и смущении. Что вполне понятно и естественно. Говорят, она была весьма талантлива. Скорее всего, это так. А дальше всё как всегда у всех нас в связи с потерей тех, кого мы очень ценили за… Сколько доброго и хорошего мог (могла) он (она) ещё сделать! Не стоит заблуждаться. То, что должно быть сделано по замыслу Творца – будет непременно сделано. Так или иначе. Не теми так другими. Не зря же говорится, что «незаменимых людей больше всего на кладбище». Несомненно одно: ещё одна душа из многих ныне, и бесчисленного сонма ранее – завершила свою траекторию жизни и теперь ждёт оценки. Но… что-то никак не отпускает поставить точку. Это что-то, если прислушаться к себе внимательно, шепчет: «а когда мой черёд, Господи?». Потому что, как нам всем хорошо известно: «Чем мёртвые отличаются от живых? Только временем. У одних его нет совсем, у других нет почти». Она – свой последний выбор сделала, может быть даже не понимая этого. Мы – ещё не определились. Поэтому одни пока ещё пишут, другие пока ещё читают эти строки.

ОТЕЦ
Если за головой философа охотятся – это верный знак, что есть смысл прислушаться к тому, о чём эта голова проповедует. Придётся, видимо, выкроить время и таки ознакомиться с концепцией «Четвёртой политической теории» Дугина или «Ноомахией». Впрочем, в монастыре это вряд ли возможно. Отрывать время, (которого и так почти нет) от молитвы… Разве кто из друзей-мирян как-нибудь перескажет вкратце за чашкой кофе.

Александр Гельевич нам знаком больше. Во-первых, он посещал наш монастырь. Во-вторых, есть в обители Валаамской знающие Александра Гельевича. И даже есть такие, кто читал и слушал. А среди последних есть те, кого прочитанное и услышанное заинтересовало. Именно как нечто «умопостигаемое». Ведь, если честно – многие ли из нас могут чётко очертить границу между философией и теологией? И мы, ни разу не являясь ни теми, ни другими – дерзнули же на провокацию с «Боже, что же будет завтра с нами?». И она вполне удалась на наш взгляд. И без Дугина тут не обошлось.

И по этой причине трагедия отца, на глазах которого погибла дочь-любимица не могла не прошуметь в обители порывом ветра. Ибо нет в этом мире ноши тяжелее, чем гроб сына на плечах отца. И если, услышав о подобном мы, православные, не чувствуем боли в сердце – что-то не так с нами, возлюбленные. Очень сильно не так. Более того. Что-то не так с нами, если соболезнуем мы только тем, кого знаем и ценим. Вот и давайте честно спросим себя – а что мы чувствуем, зная о том, что люди умирали и умирают ежеминутно, ежесекундно. Стоя на молитве о «ныне в скорбях сущих» - кого мы имеем в виду? Читая в новостях о жертвах ДТП, военных действий или природных катаклизмов – воздыхаем ли мы о близких? О тех, кто остался рядом с пустотой…

В-третьих, как нам хорошо известно, Александр – человек православный. И никогда этого не скрывал. Это наш единоверец. Что нас просто обязывает разделять скорбь. «Плачьте с плачущими…»

Но это всё внешнее. Суть случившегося лежит глубже. Именно в идеях.
В эйдосах, логосах и тропосах, выпущенных Гельевичем в народ. В духе, который он принял уже давно и которому служит. «Дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей» – некогда изваял незабвенный наш Фёдор Михайлович (помяни, Господи, раба твоего). «Всяк человек ложь» – это не столько про то, что мы врём, сколько про то, что мы изменчивы. Если у нас есть убеждения – Небо непременно устроит нам экзамен самой жизнью. Рано или поздно. Ибо «всё, что не по вере, грех» – писал божественный Павел к римлянам и всем нам. И у служителей слова – особая ответственность. Дугин в своих работах – трубач у врат зари, глашатай битвы света и тьмы, солярный воин. Но война – это всегда жертвы. Это павшие и искалеченные. И ещё оставшиеся. Рядом с пустотой.

За свои слова непременно нужно отвечать. Часто уже в этом мире. В мире ином – особенно. На таможне. «Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься», сказано в Писании. Зная это, и мы статьи не часто пишем. И с большой неохотой. Потому как – спросится. И есть серьёзный риск невольно солгать: в слове (по недостаточности знаний и благодати), либо в деле (по несовпадению жизни с проповедью). Вот и брат наш Александр сейчас пребывает в прямом и непосредственном диалоге с Богом, держа экзамен, где проверяется всё и сразу – и вера, и убеждения. Именно об этом и молимся мы ныне. Чтобы вынес человек эту тяжесть и прошёл это испытание огнём. Очень надеемся, что выдержит. Ибо верует. А тот, кто выдержит – непременно изменится. Мудрость – она ведь тоже вся в шрамах.

Ну а что касается его идей и взглядов – конечно, они не бесспорны. С чем-то кто-то согласится, кто-то с чем-то нет. Но всё это полная ерунда. Наши мелкие частные мнения. Что думает о человеке и его делах Господь – вот что единственно важно и истинно. Но сие от нас сокрыто до поры.

МЫ (все остальные)
Те, кто пролил эту кровь, как и те, кто одобряет подобное – в глазах Божиих в равной степени виновны. Что мы и пытались объяснить в «Целеполагании». Ибо в их сердцах поселилась и свила гнездо ненависть. Не праведная ненависть ко греху, а ненависть к людям. Которая, если её не убить покаянием, будет жалить всех, кто рядом. Без разбора и до последнего вздоха. И совершенно неважно, есть кровь на руках, или нет. Это здесь подобным нам можно «на уши навешать» всяких алиби. А ТАМ такое не сработает. Есть у нас встроенный девайс типа чёрного ящика. Который фиксирует самые мельчайшие отклонения самописца. А значит… и те, кто поддаётся «праведному гневу» и жаждет крови злодеев – тоже подвергаются большой опасности. «Мне отмщение и аз воздам». И там, и там, как это не странно, есть те, кто искренне считают себя христианами. Если разного рода альтернативно верующих мы сейчас просто выносим за скобки (не для них и не про них пишем), то к нам, христианам (уж чего греха таить), вопросов действительно много. И ответ на извечный русский «кто виноват?» в действительности чётко отделяет пшеницу от плевел. Христиане ищут причины в себе. Сыны неприязни – во вне. Нет, мы весьма далеки от призывов непротивления злу насилием. «Власть имущий носит меч не зря». И ещё: «также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь…» Тут не про «штыки в землю». Про Христа это всё.

А ещё очень много таких, кого это… не очень сильно беспокоит, ибо где-то далеко и нас, в общем-то не касается. Пока не касается. Опять же, мы тут не про тех, кто ещё не познал Христа. То, что так дальше жить нельзя – понятно было уже давно. Ну нельзя долго ходить и плевать в небо… А потом был ковид. Похоже, мир встрепенулся, но не пробудился. «А нас-то за шо?» Думаете – это про Украину только? «Во что ещё вас бить, жестоковыйные?» Православные, мы Евангелие читаем вообще? Или предпочитаем тик-так и тытрубу? Мир уже горит. А мы за брендами гоняемся. Кто тушить будет? Специально обученные люди… Монахи пусть молятся. Кто же мы, Господи?

Помните – «по ком звонит колокол? – Он звонит по тебе. И по мне.»

Тех, кто почему-то считает Дугина фашистом – убедительно просим на этот раз воздержаться от комментариев. «Не читал, но осуждаю» – крылатая фраза времён развитого социализма, ярко и сочно выразившая позицию агрессивного невежества. Понимаем, что Шариковы были, есть и будут всегда. Но… есть у нас, наивных, надежда – что ну хотя бы раз, тут и сейчас может, будет услышан ваш ангел-хранитель? Не упустите же свой шанс промолчать.

PS В процессе работы мы попросили консультацию у нашего насельника, который знаком с работами А. Г. Дугина, и его замечания были учтены при написании текста. В свою очередь он предложил нам свой небольшой стих, написанный под впечатлением одной из работ Александра Гельевича «Иранский логос. Световая война и культура ожидания». Вместо венка на могилу или молчаливого рукопожатия. Который и предлагается вашему вниманию.

ТАРИКАТ

Надо мной свинцовая плита –

Мне её не пробить головой.

Где-то тихо умирает мечта

Наконец вернуться домой.

А душа, словно птица в силках,

В суете бессмысленных дней –

За веками мелькают века

В юрисдикции Царства Теней.

Плазмой взвиться

были должны мы,

Но без сил

выпадаем в осадок…

Кто я?

Лишь фигура из дыма

Многомерных полихромных

шахмат?

А в земле – культурные слои,

Да какой-нибудь артефакт…

Очень скоро кости мои

Лягут где-нибудь кое-как.

А пока по-детски сидим,

Свесив ноги над бездною вечности.

Человек – он только один.

Мы – молекулы человечности?

#дугин #украина #философия #политика #дарья;дугина #россия #традиция #традиционные;ценности

Не пропустите новые
публикации
Комментарии36
по популярности
Не удалось отправить сообщение
Комментировать
Войдите, чтобы комментировать
Евгения Усова
5 д
Спаси Господи! После гибели Даши была сумятица в мыслях и чувствах, а после Вашей статьи мысли и чувства свернулись, улеглись и сейчас наступила... Развернуть

Ответить
62
И ноги его на Земле, а чело обращено к Небу
5 д
Читаю уже 2 текст вашего аккаунта - и восхищён!

Вот таким должно быть христианину - ясным, чётким и близким к сердцу... Развернуть

Ответить
61
МногоМама
5 д
Скорбим....

Ответить
44
Еще 28 комментариев
Деревенская душечка
• Подписаться
3,5K подписчиков
Кого не увидим
Один старец будучи мудрым, часто говорил, что в аду будут многие из нас. И благотворители, и молитвенники, и добрые люди. И те кто много изучал Священные книги. И кто церковные службы не пропускал. В аду мы увидим и монахов, и Архиреев, и Священнослужителей. А не увидим мы там, только смиренных людей. Что же такое смирение? Эта работа на благо своей души. То есть, чтобы вокруг вас не происходило, всё с миром надо принимать. Обидели вас? Да ладно, ничего. Не гневайтесь и не гневите других. Не получается у вас что-то изменить в своей жизни, не ропщите, а смиритесь...
1 неделю назад
Протоиерей Андрей Ткачев
Подписаться
99,1K подписчиков
Война с лукавым
У нас с лукавым идёт вoйна. У нас нет врагов среди людей. Наши враги — это духи злобы поднебесной, как сказал апостол Павел. Однажды мне пришлось присутствовать на одной студенческой встрече, где обсуждался роман «Мастер и Маргарита». Как вы помните, роман Булгакова повествует о дьяволе. Роман писался в то время, когда в Москве посносили купола с церквей, а некоторые церкви просто сравняли с землей, и службы Божьи прекратились. И на этой встрече цитировали диалог поэта Бездомного с Воландом, где Бездомный называет дьявола незнакомцем, который имеет страшную силу...
1 месяц назад
Нескучные истории Людмилы Грицай
• Подписаться
76,3K подписчиков
Памяти Дарьи Дугиной...
5 дней назад • 8,1K просмотров


Рецензии