Святитель Григорий Двоеслов

Отекстовка: Сергей Пилипенко, август 2022.


Святитель Григорий Двоеслов или Григорий Великий, как чаще в западной традиции, папа Римский в условиях гибнущего, казалось бы, западного христианства, в условиях утраченного Рима созидал будущее величие Рима. Вот посмотрите, что получилось с этим образованным римлянином, сначала учеником, потом молодым клириком, когда он вступил в мир. Не только уже нету старого Рима, не только нет уже Римской империи (на западе), в VI веке уже нет и Готского королевства в Италии, нету Византийских владений, хотя империя существует на востоке, и она для всех обитателей Италии все-таки была империей, но то была идея, а не реальная власть. А город Рим оказался в очень странном положении. Огромный город, в который раньше многое привозили, который раньше жил жизнью империи, куда привозили хлеб и другое продовольствие, где был центр учености, где были святыни римских церквей и раннехристианских катакомб, где производилась продукция высокого ремесла, наполовину обезлюдел. Оказалось, что кормить-то Рим больше некому. Правда похоже на наше время? Особенно должно быть похоже на Москву сейчас. Современная Москва еще недавно давала России больше, чем с России получала. Можно, конечно, сколько угодно говорить, что москвичей кормили, притом кормили неплохо. Всегда же кто-то кормит горожан. Но в Москве и только в Москве русские получали сколько-нибудь приличное образование. В Москве был центр научной, инженерной и художественной мысли, художественного творчества. Так обычно в столицах и бывает. Трагична судьба столицы, когда она остается без страны. Так погибал Рим.

Григорий был очень пламенным и энергичным христианином. Он три года пребывал в отшельническом уединении. Он готовил себя к миссионерству среди язычников англов. Ему то не удалось, его замысел не смог реализоваться. И последние годы жизни с 590 по 603 год он возглавляет Римскую кафедру как Римский епископ, как Римский папа. И вот он нашел выход из этого трудного положения города. Он заключил договор с дикими варварами лангобардскими королями. Он добился особенной власти Римского епископа в Римской префектуре и, воспользовавшись этим положением, заключил новые соглашения, новые договоры, как мы теперь говорим, сумел накормить римское население. Занимаясь этим делом, он не забыл свои ученые, богословские, литургические труды. Потому мы и сейчас совершаем литургию его имени в православной церкви. То есть он показал нам с вами, как ведет себя христианин в тяжелейшем положении. Мир рушится, но мы ведь не вычисляем сроки. Может быть, нам только кажется, что мир рушится, а впереди еще достаточно долгая история. Григорий тоже, как и любой другой, знал, что время тварно, время закончится, что события, предсказанные тайнозрителем Иоанном Богословом в Апокалипсисе, неизбежно произойдут. Можно было бы сложить ручки и даже заранее лечь в гроб и ожидать апокалиптического исхода. А можно было трудиться и созидать основу авторитета Римской церкви, как и нам сейчас необходимо созидать основу авторитета Русской церкви.

Таким образом, Григорий Великий чрезвычайно важный образ, чрезвычайно важный образец святости. Властный иерарх вынужден был терпеть сомнительных христианских правителей, вступать с ними в контакт, не морщась, договариваться о какой-то конкретной жизни. И ведь ясно же, что Григорий Великий не стремился развивать принцип симфонии церкви и государства с полуспившимися лангобардскими королями. Какой образец для нас сейчас! Образец поведения для активного мирянина, для учителя, для православного политика. Слава Богу, у нас и такие есть. Для иерархов нашей церкви. Надо ли уважительно относиться к власти? Да, безусловно, как и Григорий Великий. Надо ли поддерживать власть? А кого поддерживать? Церковь поддерживает только христианского правителя, который испрашивает ее благословения. Вот что я хотел заметить в день памяти святителя Григория Двоеслова.


Рецензии