Конная площадь в старой Москве 1 часть
Не так и давно,лошадь была главным транспортом для цивилизованного мира.Не только в сельской местности,но и в городах поголовье лошадей исчислялось сотнями тысяч.Не была исключением и столица Российской империи-Москва.
Издревле татары пригоняли для продажи лошадей в Москву многотысячные табуны степных скакунов.На огромных полях к югу от Земляного города,за защитными валами с бастионами, велись шумные торжища.Лошадей татары приводили конечно необученных(неуков),знающих только укрюк-петлю на длинном щесте,коими их вылавливали для осмотра покупателями.Ими были в основном конные барышники,которые отгоняли купленных по дешевке,оптом от пяти до двадцати голов, на частные конные дворы,где либо "обламывали",приучая к узде и упряжи,,либо после короткой "обтяжки"-приучение к недоуздку и рукам человека,гнали их на Конную площадь,которая находилась неподалеку,между Калужскими и Серпуховскими воротами Земляного города.
Сначала это был просто вытоптанный копытами обширный пустырь к югу от валов, с навесами и пряслами по периметру.Тысячи москвичей и жителей ближних и дальних губерний съезжались сюда в базарные дни(среда,воскресенье).Шум,свист и щелканье кнутов смешивались с пылью в жаркие дни или непролазной грязью в ненастье.В конце 18-ого века власти города решили навести порядок в этой "дикой" торговле и начали разбивку Конной площади,которая им виделась в виде правильного овала,размером в несколько квадратных верст,но на деле получился неправильный четырехугольник между улицами Шаболовка и Мытная.Мытная,названа от Мытного двора,где на пригоняемый в столицу скот ставили т.н "мытное пятно"-отметину синего цвета,означающую,что животное здорово и за него владелец уплатил в казну положенную пошлину(мыто).Помимо Мытного тут еще размещались и Скотинный и Масляный и даже Сенный рынки,а все окрестности вперемежку с частными домами были вскоре застроены частными конными дворами,конюшнями или просто навесами с привязью.Отсюда и вид и запах были тут соответственные.
При императоре Павле на Конной площади были даже конские скачки,для чего оборудовали беговой круг,где часто соревновались наездники и жокеи на породистых лошадях,а для зрителей имелись крытые галереи с рядами мест.Сюда часто наезжал знаменитый граф А.Г.Орлов-Чесменский,создатель собственных верховой и рысистой пород лошадей.Он имел огромное имение неподалеку(усадьба Нескучное у Калужской дороги) и был ярым любителем бегов и скачек.
Но со временем ристалища переместились на Петербургское шоссе,к Ходынке,где в 19-ом веке построили два ипподрома-рысистый(ныне существующий) и скаковой(на месте стадиона Юных пионеров),а на Конной площади осталась торговля обычными лошадьми,коих городу требовалось немало.Извозчики всех категорий-от лихачей до ломовых,пожарники,частные лица(многие богатеи в Москве имели свои выезды и конюшни),крестьяне-им всем нужны были лошади.И не ипподромные бегунцы ,а рабочие сивки-бурки.А стоили они немало,даже самые простецкие-от нескольких десятков рублей(а это тогда была немалая сумма),ломовые "битюги" еще дороже,а уж кровные рысаки оценивались в тысячи .Богатые купчины хотели иметь свою птицу-тройку,да такую,чтобы ветер в гриве и с серебряными колокольцами. Денег они не жалели,а лошадей своих в пьяном угаре могли и насмерть загнать или в ресторане напоить из ведра шампанским.Только для нужд армии тут лошадей не покупали,там к конскому составу требования были строгими,и "ремонтеры" от полков ездили сами по южным губерниям,где были большие частные конезаводы,имевшие породное поголовье.Офицеры,как правило имели собственных лошадей для строя(в гвардии не менее двух,а в армейской кавалерии одну свою,а вторая казенная).Казачьи части использовали только своих лошадей,причем весьма хорошего качества.
Кстати,помимо конной торговли на Конной площади и близлежащих от нее Коровьем и Дровяном дворах власти практиковали и публичные казни.Не смертельные конечно.Простолюдинов-преступников секли кнутами,а над головой дворян,под барабанный бой ломали шпагу,что означало лишение всех званий и привилегий.Но к лошадям это отношение не имело,и осталось лишь темной страницей в истории Москвы.
Как и в наши дни с рынком автомобилей,вокруг спроса и предложения обязательно начинается шельмовая игра посредников или просто аферистов.Обычно их называют общим словом-барышник,что справедливо,ведь их цель-получить навар,выгоду,барыш.Но на деле конные барышники были далеко не однозначны и далеко не всегда действовали обманом.Многие из них были знатоками лошади во всех ее аспектах,любили это дело,и как правило,работали на крупных частных владельцев конюшен,по заданию которых приобретали лучший товар.Кто-то и сам со временем выбивался в коневладельцы.Перед революцией из таких крупных торговцев лошадьми были известны братья Илюшины,Островский,Михаил Михайловия Груздев(последний имел собственную конюшню на 80 денников на Малой Серпуховке(Люсиновская ул).Эти люди дорожили своей репутацией и отвечали за качество продаваемого товара-лошадей на любой вкус,в т.ч и т.н "графских"-для парадных выездов.Очень хороших упряжных поставляли для московских пожарных.Они у них были все одной масти(в каждой части-районе города своя масть упряжки),и содержались в образцовом порядке.
Профессиональных торговцев лошадьми съезжалось со всех концов России немало.Все они имели на местном жаргоне свои клички-тамбовские люди всю свою жизнь посвятили конной торговле и неустанно мотались из края в край по России в поисках хороших лошадей.
А вот аферисты,были аферистами,и было их две категории.Первая-это цыгане.Ну тут уж ,можно сказать,их национальная специфика-лошади и все,что с ними связано.На Конной площади заправляли цыганские барышники из Грузин(слобода близ городского зоосада) и из близлежащей Донской слободки.Цыгане приходили на Конную площадьс кнутами,которыми виртуозно щелкали(а если надо могли укротить ими любого неука).Даже малолетние цыганята упражнялись в кнутобойстве.Обычно цыгане-барышники поднимали страшный крик,расхваливая либо охаивая выставленную лошадь(в зависимости от того,чью сторону они представляли).С каждой сделки они имели заранее оговоренный барыш и не терпели обмана.Что касается денег,тут они всегда блюли свой кодекс чести.И если,скажем,кто-либо дал цыгану сотню разменять,то не было случая,чтобы тот исчез или утаил хоть копейку.
За века обращения с лошадьми у цыган сложилась своя методика объездки,ухода и лечения этих животных.В последнем они порой превосходили профессиональных ветеринаров.Это сейчас цыганские "бароны" разъезжают на люксовых иномарках в белых костюмах,а тогда цыган любил шелковую рубаху до колен,плисовые штаны,заправленные в сапоги со скрипом,кнут с махрами и широкополую шляпу из бобрового фетра.Цыгане не только промышляли кражей лошадей,за что тогда можно было запросто лишиться жизни,но и сами выращивали неплохих упряжных и верховых.Даже породистые кони попадались в их табунах,пригнанных таборами из Венгрии и Румынии.
Цыгане могли не только объездить любую лошадь,но и раз и навсегда отучить ее от дурных привычек.К примеру-чтобы лошадь не била задом,над ней в деннике подвешивали рогожный мешок с битым кирпичом,который больно бил ее по крупу,если это не помогало,то делали "ежа"-холщовый мешочек с гвоздями подносили на удилище, и тут боль при брыкании была ощутимей,до крови.Лошади обладают хорошей памятью, и неук быстро терял вкус к вредной привычке.Если лошадь кусалась(а укус лошади очень болезненен для человека),то метод был еще более жестокий(но эффективный)-варили репу,насаживали ее прямо из кипятка на палку,просунутую в рукав и водили этой"рукой" перед мордой лошади.Та сразу хватала "руку! и обжигала себе рот.А раз плеваться лошади не умеют,то ожоги были сильные и навсегда усмиряли зубатых. Очень опасно для всадника,когда лошадь со "свечки"(на дыбах) сразу падает на спину.Таких лошадей,как правило выбраковывают.Но только не цыгане.Они делают так.Стоит лошади проделать этот "смертельный" для наездника трюк,как они гуртом набрасывались на лежащую лошадь,прижимали к земле и связывали ноги.Оставляли так лежать до темноты(если лошадь начинала стонать,ее немедленно развязывали,так как могла умереть).В темноте,неподалеку от лежащей лошади раздавался многоголосый волчий вой(цыгане мастерски подражали серым хищникам).Лошадь покрывалась пеной от страха,начинала дрожать.И тут к ней подходил хозяин,успокаивал,развязывал,давал сахару,поил и все-с той поры они неразлучные друзья.Вот такие жесткие,но эффективные методы.Также и при лечении различных травм и болезней лошадей,цыгане мастерски использовали закрутку на губу(что отвлекало лошадь от манипуляций с ней),делали "исплек"-продевали через проколы в в коже у больного органа или мышцы,вымоченную в скипидаре пеньковую веревку.Это вызывало местное воспаление и оттягивало кровь от больного органа либо наоборот притягивало ее к ослабевшей мышце.Ну и разумеется эти мастера-коновалы могли ловко и незаметно для новичка скрыть имеющиеся дефекты у выставленной на продажу лошади-надуть надглазные впадины,подпилить зубы старой кляче,даже влить ей самогону для бодрости,подкрасить седину,замазать трещину на копыте и т.п А при покупке у несведущего мужика понравившейся им лошадки,наоборот,заговорить ему зубы,отвлечь, и незаметно перетереть веревкой под бабкой,уколоть шилом в стрелку копыта,или ударить молотком-и вот здоровая лошадь уже хромает,а значит цена на нее падает до минимума.Расстроенный владелец дает согласие на предложенную сумму,а его "больная" животина через пару дней опять здорова и выставлена на продажу...
Свидетельство о публикации №222082901424