Отложенный аттракцион

Светлой памяти моего дедушки Баранова Василия Ивановича


«По несчастью, или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.»

При всём уважении к Геннадию Шпаликову – я с ним категорически не согласна. Это не истина, это всего лишь мнение, а мнений на Земле столько же – сколько людей. Лично я люблю возвращаться в те места, где была счастлива в прошлом. И пусть там многое меняется, да и счастье прежних лет вряд ли можно пережить «по второму кругу», но светлая энергетика тех счастливых мест остаётся, превращая их порой в настоящие места силы.
 
Именно об этом мы рассуждали совсем недавно с моей старшей двоюродной сестрой Леной, посетив наш дворик детства у Нарвских ворот. Конечно, что-то изменилось, но дом стоит и даже вполне ухожен. Кажется - вот-вот выйдет бабушка и поведёт нас гулять в Сад 9-го января…

Память тут же перенесла на много лет назад, в самый конец 60-х. У Леночки весенние каникулы, и мы идём гулять, но не с бабушкой, а с дедушкой. Он специально забрал меня из детского сада сразу после тихого часа, чтобы вместе с сестрёнкой повести в другой сад – Сад 9-го января. В те годы там были и карусели, и аттракционы, один из которых только что открылся – это любимая всеми цепочка. Она была солидной, с большим размахом. И сквозь призму моего детского воображения выглядела просто космической! А потому на этот аттракцион и допускались дети только с пяти лет. Так гласила надпись у окошечка кассы. Сестрёнке было девять, а мне четыре, поэтому мы с дедушкой отошли в сторону, а Леночка побежала занимать своё место на карусели. Конечно, можно было бы схитрить и сказать, что мне пять, ведь документы никто не проверял. Но дедушка всегда говорил правду. Да к тому же и роста-то я была небольшого…

Дедушка держал меня за руку, и мы вместе смотрели, как наша Леночка порхает над Садом 9-го января. Иногда мне казалось, что она взлетает даже выше кинотеатра «Прогресс», находившегося сразу за оградой сада. Пролетая мимо нас, Леночка махала нам сверху, а мы с дедушкой махали ей снизу. Расстроилась ли я, что не пустили на карусель? Скорее всего – нет. Конечно, было немного обидно. Но ведь год пролетит быстро, почти незаметно, и я тоже смогу прокатиться на цепочке вместе с сестрёнкой. Так сказал дедушка. А он всегда говорил правду. Да и само словосочетание «пока нельзя» - это вовсе не трагедия, а, наоборот – надежда. Если «пока нельзя», то скоро будет можно, и, значит – всё ещё впереди. Но это начинаешь понимать лишь с годами, когда всё чаще и чаще звучит словосочетание «уже нельзя».

- На обратном пути зайдём в книжный и купим новую раскраску, - сказал дедушка, желая хоть как-то «подсластить» ситуацию.
И тут он попал в точку. Раскраски я просто обожала и уже перекрасила значительную часть запасов детского отдела книжного магазина на улице Зои Космодемьянской.
- А в нашем магазинчике купим мороженое, - продолжал дедушка.
- А Лене мороженое? – спохватилась я.
- И Лене мороженое. А как же!
- А вам с бабушкой?
- И нам с бабушкой.
- А раскраску Лене покупать не будем, потому что она уже выросла. Правда ведь?
- Правда, - улыбнулся дедушка.
Я до сих пор помню ту его улыбку и взгляд, полный нежности и умиления перед моей детской непосредственностью.
 
И сейчас, приезжая в Сад 9-го января, я непременно иду туда, где когда-то были аттракционы, словно пытаюсь сквозь годы увидеть там нашего дедушку – самого доброго человека на Земле. Таким он и запомнился – самым добрым…


Фото автора. Санкт-Петербург, Сад 9-го января, август 2022 года. 


Рецензии