Первый экзамен

  *Уровень сложности (*как градус сложности)...

  На вступительных экзаменах по математике этот уровень в тот год умышленно был повышен, поскольку конкурс резко возрос: 15 - 20 и более человек на место,- и приёмной комиссии необходимо было побыстрее отсеять несколько тысяч человек. На факультет, куда поступала я, планировалось принять всего 200 студентов (плюс примерно 20 студентов-иностранцев, которые уже были зачислены за год до этого и целый год изучали русский язык). В ХХ1 веке эта специальность уже не столь востребована, потому конкурс - всего 4 человека на место).

  По математике письменно я решила все четыре задачи (но в тот год даже за три решённых задачи уже ставили 4 балла, а лишь за правильную попытку решить четвёртую задачу уже ставили 5-ть... Следующим экзаменом был экзамен по математике устно. Целых пять часов два преподавателя-вундеркинда - юноша и девушка - так "гоняли" меня, задавая самые каверзные вопросы, что я, напрягшись как пружина, ежеминутно готова была к бою. Как редкий боец на ринге, я понимала,  что здесь, как знания, так и скорость, имеют решающую роль. В это время на стадионе МГУ вовсю звучала бравурная музыка, и когда запели задорную песню: "Солдат, всегда солдат", - я уже поняла, что строевую выполнила. Оставался марш-бросок длиной в пять лет, а может и дополнительные башни аспирантуры-докторантуры:- плох тот солдат, который не хочет быть генералом!.. 

   Почему мои оппоненты столь молоды?!. - Известно, что некоторые математики становятся студентами в 14 (четырнадцать), за два года заканчивают механико--математический факультет,- и выходят в доктора наук уже в 20 лет. Я предалась  размышлениям и наблюдениям:- в отличие от председательствующих седовласых "зубров", возглавляющих комиссию, эти двое были столь молоды, что приходилось только диву даваться! Выросли в хороших семьях, учились в специализированных школах. Ну и, конечно, сверхталант! Молодые да ранние, они старались изо всех сил, определяя, кого удостоить правом назваться студентом, дабы не промахнуться в выборе и быть уверенными, что именно их избранники способны будут рьяно грызть гранит науки и, главное, не подведут в будущем. В конце концов, удостоверившись, что и я - вполне серьёзная абитуриентка, на все вопросы без исключения отвечаю слёту, на заключительном аккорде отбора, мне предложили ознакомиться с результатами моей же письменной работы, где стояла почему-то "4-ка", спросив, согласна ли я с этой оценкой ("всего-то" не поставлен был "модуль". Небольшая деталь, но для чистой науки - целая бесконечность). И всё же, раз спросили, значит был явный шанс на "5-ку"... Почему не "5"? - так и хотелось воскликнуть, ведь другим даже за не полностью решённую задачу ставили "5", а лишь за начало рассуждений и правильный ход мыслей? Ведь решено всё.  Теперь мои шансы на то, что удастся пройти по конкурсу, уменьшались...

  Всё же предположив, что если я выражу протест и скажу, что не согласна на "4", то "за смелость" получу вместо желаемой "5-ки" даже не "4-ку", а куда более низкую оценку, а если упрямо буду претендовать на что-либо высокое, зададут такой дополнительный вопрос, что на него при всём уровне подготовки не  ответит даже профессор...

  Приходилось смириться: 4\5 по двум математикам, = не 10, а 9 баллов...

  Оставалось ещё три экзамена: физика, химия, сочинение. По первым двум профилирующим дисциплинам нужно было получить обязательно "пятёрки", чтобы повысить реальный шанс пройти по конкурсу. На апелляцию после моего молчаливого "согласия" рассчитывать не приходилось.

  Аудитории гудели: после 1-го экзамена на конкурс вместо 4 - 5 тысяч желающих уже осталось 400 студентов (остальных отсеяли на первом этапе: математике письменно. А уже после математики устно - осталось около 300 претендентов. Затем пошла лавина отсева абитуриентов после экзамена по физике и химии, шанс быть зачисленным, повысился. Но всё же, преимущество явно у москвичей, потому что им не нужно общежитие.

  И вот! Ура! Победа: - поступила! Но если бы получила "5-ть" по всем "5-ти" дисциплинам сразу, а не одну "4-ку", то с первой сессии сразу вышла бы на повышенную стипендию, а это было так важно для меня! К тому же, математика была моим любимым предметом."*


  ... Вот и подходит к концу первая сессия. За лучшую курсовую работу меня удостоили почётной грамотой. Но впереди много зачётов и экзаменов. Вокруг все только и говорят, что нужно удержаться на 1 курсе!.. Преподаватели иностранного языка пугают, что будут отчислять тех, кто слаб по иностранному языку, так как замечено, что именно они "тянутся" до 5 курса, отставая по всем прочим предметам.

   Зачёты (около 10) сданы. Из четырёх - первый экзамен в первой сессии в первых числах января - химия (всего же четыре экзамена). Утром сообщили, что принимать кроме прочих ведущих преподавателей, будет аспирант Зайцев: он-де валит всех подряд!

   Мне достался билет № 1, который я знала наизусть. Доброжелательная комиссия после того, как часть из нас взяли билеты, торжественно заседает за столом. И вдруг, в аудиторию входит молодой человек (вероятно, Зайцев), решительно направляется к  почтенным экзаменаторам,- все экзаменуемые вздрогнув, возвели глаза к небу; а он берёт именно мою зачётку (я заходила первой).

    - Я ещё не готова,- моё восклицание поглощено было радостным вздохом всех остальных студентов ожидающих лучшего для себя часа... Мне же, за мою  нерешительность, был рикошетом направлен меткий выпад грозного преподавателя: "По ходу ответов сориентируетесь!"

     Ничего другого не оставалось, как проследовать к месту, где "приземлился" мой оппонент. "Так,- сказал он, взяв в руки мой билет № 1,- слушаю вас."

     - Закон сохранения энергии,- начала я и замолчала... Минуты две мы молчали оба. Потом молодой преподаватель с улыбкой глядя на меня, изрёк: "Так что там насчёт сохранения энергии?"

      Ничего другого не в состоянии произнести, я продолжила свою речь, дословно точно следуя фразе из учебника по химии для 1 курса, которая была изложена на 1-х же страницах книги:
   
      - Ломоносов сказал: "Сколько от какого тела отсовокупляется, столько к другому телу присовокупляется".

      От неожиданности молодой человек начал смеяться, но чтобы скрыть улыбку, наклонился к самому столу. Я же застыла, не в силах изречь больше ни слова. Тогда он, чтобы успокоиться отошёл к главному столу, где заседала комиссия, предлагавшая ожидавшим своего жребия студентам, новые экзаменационные билеты. Мой же высокий судья, не в состоянии отвлечься от подаренного ему хорошего настроения, продолжал смеяться уже в открытую. Все смотрели на него с удивлением. Тогда он проследовал по рядам и даже вышел из аудитории. Все толпящиеся у дверей в ожидании экзекуции ещё больше напряглись, поскольку не могли понять, что так развеселило столь грозного учёного.

      - Вот так,- думала я, так трудно было поступить, и так легко будет вылететь... Ещё и припомнят мне, что на занятиях по "качественному анализу", я чуть не учинила взрыв! Хорошо, что подоспела преподаватель, собрав всех вокруг моего опытного участка, чтобы остальные усвоили простые истины.

      Наконец, мой экзаменатор вернулся ко мне и с серьёзным видом произнёс: "Закон сохранения энергии! Прекрасно! Но как же тогда фотоны (кванты),- куда они исчезают? Выходит, закон не соблюдается?"

      Как же, как же,- хотелось воскликнуть мне: энергия в виде фотонов (квантов) никуда не исчезает и не появляется из ничего, она просто существует, как материя, вечно и просто переходит из одной формы в другую. Но ведь он всё равно будет докапываться до истины, а я не могу связать даже двух слов, внезапно войдя в ступор.

      Ответ-то мне был давно известен, ещё с абитуриентских времён и даже раньше. Но, оцепенев от предстоящего провала, я опять только и смогла произнести сакраментальную фразу... Ломоносов постарался! Спасибо ему!

      "Ну, хорошо,- сказал уже не столь суровый учёный,- давайте перейдём к следующему вопросу.

      Второй, третий вопрос и все дополнительные прочие оные не вызвали затруднений. Экзаменатор расписался в ведомости и в моей экзаменационной (зачётной) книжке. И ещё долго смеялся, потому что все спрашивали уже в общежитии: "Чем ты так его рассмешила?"

       В тот день он всем девушкам ставил только "5-ки", утверждая, что девушки подготовились куда лучше мальчишек. Да и оных тоже пожаловал отличными оценками!
      
       В нашей комнате общежития подружки порадовались за меня, памятуя, что я отлично начала спринтерский забег перед предстоящими ещё тремя экзаменами, с улыбкой воскликнув: "Вот уже одна четвёртая Галки осталась в университете!" А им предстояло только завтра пройти первое своё испытание.

https://dev.mccme.ru/~merzon/mirror/mp22_sossinsky.pdf - 17
Золотая эра мехмата (1957–1967)
глазами приезжего
А. Б. Сосинский

      


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Галина Николаевна!

Погрузили Вы Вашим рассказом меня в давнишнюю студенческую бытность. Чего там там только не происходило в ней, в этой бытности! И мне на более, чем сто процентов, понятны Ваши состояния в первую ( и не только ) сессию. И как я, выпускник школы рабочей молодёжи, уступал в знаниях студентам, пришедшим из дневных школ с их кружками и факультативами. Уж после более или менее сравнялся с ними. Но каким трудом! Не забыть экзамен на четвёртом курсе по уравнениям математической физики. Чего там стоила теорема С. В. Ковалеской! Существовала на факультете притча: сдал урматфиз — можешь жениться или замуж выходить. Остальное одолеешь. Она же, эта теорема, и выручили меня на экзамене.

Рассказ увлекательный и эмоциональный. Вместе с Галкой побывал на зкзамене.
Благодарю!
С пожеланиями доброго в жизни!
Искренно.

Иван Думанов   03.09.2022 18:02     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Иван Данилович!

Как мне понравилась Ваша притча: "сдал урматфиз - можешь жениться или замуж выходить." Это не то что там: "Не хочу учиться, хочу жениться!" Мы были инопланетянами, ни на кого не похожими, правда, дорогой Иван Данилович! Хотя раньше-то можно было семью создавать,- общежитие и затем квартира были гарантированы(!) Но всё равно, стимул сдать всё подряд, всё преодолеть и встретить настоящую любовь - вот это главное! Что там формулы и "иррационально-нулевые годы". ЧЕЛОВЕК - ЭТО ЛЮБОВЬ! Вспоминается чудесное детство, когда мы с 5-го - по 11 класс всю первую четверть работали в колхозе. Потом школьную программу гнали галопом по европам. Приходилось всё недостающее осваивать по книгам, не до репетиторов было, когда "финансы пели романсы". Всё сами, своим трудом. А частушки были какие - всё про любовь! Но нам некогда было петь. Только библиотеки, порой вагоны разгружать или дежурить по ночам сторожами. Зато какой простор и сколько времени для "дифференциально-интегральных исчислений". У нас преподаватель математики на 1 курсе говорила: "У одного из студентов отец приехал и сказал: "Чего ты такой бледный стал. Бросай всё, поедем домой, в колхоз. Здоровье дороже!"
Что такое "модуль", признаться я даже не знала, потому студенты с другим уровнем подготовки "падали в обморок". Драгоценный Иван Данилович! Сибирского Вам здоровья, кавказского долголетия, цыганского веселья, швейцарского благополучия!
Они станут залогом надежной защиты от болезней. - На помощь нам интернет:
"Сибирского здоровья,
Кавказского долголетия,
Русской всечеловечности,
Казахстанского застолья,
Богатырской удали,
Рязанского хлебосольства,
Швейцарского благополучия,
Белорусского терпения,
Английского стиля,
Испанского темперамента,
Немецкой пунктуальности,
Украинской мелодичности,
Французского обаяния,
мексиканского задора,
африканского загара,
много-много всепланетного счастья
и большой
Индийской любви!"

Всех благ!!!
http://ok.ru/video/361363278528 -

Я хочу, чтобы песня звучала, чтоб вином наполнялся бокал, чтоб друг другу мы все пожелали, то что я вам сейчас пожелал.

Галина Черонова   04.09.2022 09:25   Заявить о нарушении
http://ok.ru/video/2723387279931 http://ok.ru/video/2687625857543

Это всё, что против человечности и здравого смысла.

Пусть сбудутся только прекрасные чаяния и мечты Человечества!

Галина Черонова   04.09.2022 09:50   Заявить о нарушении