Миссия избранного народа

Статус избранного народа.

Тема избранного народа, если её рассматривать в рамках библейской истории, имеет, несомненно, важное значение, причём, как в период, ещё до прихода Иисуса Христа в мир, так и во время Его земной миссии. Именно с таким народом было заключено два основных завета. Один – через Моисея, на горе Синай после выхода народа Израиля из Египта, а второй – после  того, как первый Завет был нарушен, и сейчас всем известен как Новый Завет, что заключён уже самим Иисусом Христом. Это, можно сказать, был тоже своего рода процесс, начатый, по сути дела, ещё на горе Фавор, когда Христу во время Его преображения явились пророки Моисей и Илия. Они как бы символически передали Ему «ключи» перехода от прежнего Завета к Новому, завершая этим эру Ветхого Завета. И завершилось это скромным мероприятием на тайной вечери, где Иисус уже вполне ритуально причастил своих апостолов. Последующее Воскресение из мертвых и сошествие Святого Духа на апостолов прямо подтвердили наступление Эры Нового Завета. И это всё происходило именно в среде избранного народа. Значит, тогда есть смысл на этом народе нам подробней остановиться.
Разумеется, начало этой миссии избранного народа, следует искать ещё в Ветхом Завете. О том, что такой народ действительно будет существовать, было сказано ещё Аврааму.

Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение (Быт.12,2).

Затем то же самое будет обещано Иакову:

…и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные (Быт.28.14).
 
Именно Иаков получит такое имя, как Израиль, и именно этим именем будет называться тот самый избранный народ, о котором дальше пойдёт речь в нашей работе. Впоследствии тому же Иакову снова будет обещано свыше о происхождении от него и его сыновей великого народа, что и произошло на территории древнего Египта.

Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий (Быт.46,3).

Действительно, в Египет тогда переселилось фактически небольшое племя Иакова в количестве 75 человек (Быт.47,27). А вот выйдет оттуда под руководством Моисея, согласно Писанию, до 600000 пеших мужчин, кроме детей (Исх.12,37). Не будем сейчас обсуждать, насколько точным было указанное число, но вот сам масштаб исхода из Египта целого народа, по создавшемуся впечатлению, в том числе, у самих египтян, воспринимался именно таким. И вот это, покинувшее Египет, число израильтян будет названо Богом Его народом (Исх.2,7). Более того, Сам Господь Бог назовёт данный народ ещё Своим Сыном (Исх.5,22-23). Причина такого отношения к избранному народу также была указана самим Моисеем:

…ибо ты народ святой у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, ибо вы малочисленнее всех народов, но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою [и мышцею высокою] и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского (Втор.7,6-8)

И такая мысль через Моисея повторялась неоднократно (Втор.14,2; 26,17-19). Но вот в чём смысл такой избранности, и почему именно от него благословятся все племена земные, то это уже отдельный вопрос. Здесь, однако, мы должны затронуть как минимум два аспекта. Первый из них касается, назовём его так, начальной функцией избранного народа, которому с этой целью было дано довольно сложное, но чёткое законодательство, что состояло не только из десяти заповедей, изложенных в Главе 20 Книги Исход. Оно, в сущности, включало в себя обязательные 613 правил – мицвот, 365 из которых были запрещающими, следовать которым оказалось на самом деле не так просто.  Как впоследствии признался апостол Пётр, это было такое иго, «которое не смогли понести ни отцы наши, ни мы» (Деян.15,10). Тем не менее, важность этих правил нельзя было недооценивать, поскольку народу Израиля предстояло не только существовать при полном окружении их другими, но уже языческими народами, где требовалось противостоять не только непосредственно этим народам, но и влиянию их религий, против определённой привлекательности которых довольно часто трудно было удержаться. Ведь истинная религия, что дана народу Израиля через Моисея, требовала духовные правила жизни поставить выше плотских влечений (Рим.7,24), тогда как языческие верования потворствовали именно таким желаниям (Кол.3,5). И устоять против подобного рода соблазнов часто оказывалось тоже непросто. А чтобы по-настоящему выжить в таком неоднозначном окружении требовалось как раз соблюдение этого самого Закона. И при этом предстояло такому избранному народу не просто существовать в действительно непростых условиях, будучи при этом хранителем Слова Божия, но и центром последующего его распространения среди других народов:

Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою (Ис.43,21)
И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима (Ис.2,3)
Ко Мне обратитесь, и будете спасены, все концы земли, ибо я Бог, и нет иного. Мною клянусь: из уст Моих исходит правда, слово неизменное, что предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык (Ис.45,22-23).

Наличие такой миссии подтверждалось также в Новом Завете:

Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет.2,9).

Сам Спаситель в памятной беседе с самаритянкой прямо указал, что поклоняться Богу следует в Иерусалиме, и что спасение идёт от иудеев (Ин.4,22). А вот здесь мы уже подходим к другой важной функции избранного народа, которому будет послан совершенно иной Пророк, родившийся в среде этого же народа. Следует сказать, что людям Израиля пророки посылались неоднократно, которые не только предсказывали будущее, но и учили данный народ правильной вере, предупреждая одновременно от всякого рода ложных поклонений, были надёжными хранителями Божественных истин. Но ожидали при этом здесь Пророка совсем иного уровня, который станет Спасителем всего человечества (1Тим.4,10). Разумеется, речь уже тогда шла об Иисусе Христе, что сказано ещё было самим Моисеем:

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте (Втор.18,15)

Впоследствии об этом, уже сбывшемся пророчестве, снова напомнит апостол Пётр (Деян.3,22). В Ветхом Завете не раз ещё будет сказано о приходе Мессии, много предсказаний и образов представлено будет в Писании. Пришёл ведь в мир не просто Спаситель всего человечества, а тот, кто дал начало новой религии, которая в отличии от ветхозаветной должна будет охватить уже не отдельный, тогда ещё избранный народ, но широко распространиться по всему миру:

…дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое. Да восхвалят Тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все (Пс.66,3-4).
Все народы, Тобою сотворенные, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое (Пс.85,9).
Господом будет оправдано и прославлено все племя Израиля (Ис.45,25).

Для самого народа Израиля это станет тем важным моментом, когда его миссия как избранного будет полностью выполнена и утратит прежнее своё значение. В самом деле, для чего вообще нужен будет такой статус избранности, если вера в Единого Бога впоследствии реально стала достоянием теперь огромного числа народов? В беседе с иудеями Христос скажет, что есть ещё «овцы не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10,16). А когда Он напутствовал своих апостолов, то он заповедал им научить все народы (Мф.28,19). А раз так, то тогда в избранности какого-то одного отдельного народа такого типа надобность как бы сама собой фактически должна была однозначно отпасть.

Окончание миссии избранного народа.

О том, что народ Израиля перестанет со временем быть избранным, было, в принципе, известно ещё прежде по текстам Ветхого Завета, где содержались образы, как об этом писал апостол Павел, грядущего Нового Завета (1Кор.10,11; Галл.4,24; Евр.9,9). Поэтому и рассматривать данный аспект мы также начнём с текста Ветхого Завета.
Прообразом утраты такой избранности можно считать события, которые произошли вскоре после исхода народа Израиля из Египта, когда Господь Бог решает по причине частых народных возмущений, что данный народ не войдёт  в «землю обетованную», как тогда называли территорию Палестины. Эта была та самая земля, где «течёт молоко и мёд», ранее обещанная народу Израиля, предназначалась теперь уже только для его потомков (Числ.14,29-33). И это обстоятельство не раз находило своё подтверждение в других текстах Ветхого Завета:

Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Пс.94,10-11).

Но это был только прообраз. Причина в потери избранности была, очевидно, совершенно другой, и она тоже указана в Библии. Уже тогда псалмопевцу Давиду было открыто, что его народ – народ Израиля в большинстве своём отвергнет впоследствии обещанного ему Мессию, выразив это словами: «стал я чужим братьям моим» (Пс.68,9). Эти слова считаются пророческими, потому что после них идёт настоящий рассказ о страстях Христовых, будто бы сам Давид непосредственно присутствовал при этом. И за ними сразу следует само пророчество о последующей потере этой избранности:

Да будет трапеза их сетью им, и мирное пиршество их — западнею; да помрачатся глаза их, чтоб им не видеть, и чресла их расслабь навсегда; излей на них ярость Твою, и пламень гнева Твоего да обымет их; жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих (Пс.68,23-26).

Произошло всё это уже в эпоху Нового Завета. Относительно конкретного события, когда миссия избранности обрела свой конец, мнения расходятся. Одни считают, что это произошло в момент смерти распятого Христа, когда завеса, отгородившая Святая Святых разделилась надвое (Мф.27,51), другие – после Воскресения Христова (Мк.16,6), третьи – после сошествия Святого Духа на апостолов (Деян.2,4). Но для нас, в данном случае, не это главное. Важнее сами доказательства этого акта, что мы и рассмотрим. Ведь ещё в начале своей проповеднической деятельности Иисус Христос прямо предупредил о грядущем окончании такой миссии.

Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф.8:11-12)

Впоследствии Спаситель уже не раз возвращался к этой теме, посвящая ей даже некоторые свои притчи, которые Он неизменно заключал однозначными выводами.

…неужели вы никогда не читали в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; это от Господа, и есть дивно в очах наших»? Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит (Мф.21,42-44)

Фраза о камне, «который отвергли строители» взята была из соответствующего Псалма (Пс.117,22). Понятно, что речь здесь также идёт о самом Христе, который, как уже было сказано, не был принят большинством народа Израиля в качестве обещанного им Мессии. Как указано в одной из притч, они поначалу были «званными», то есть избранными, но в итоге оказались «недостойными». Недостойными, как следует понимать, оказались той благодати, что была обретена уже в Новом Завете, а потому «кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф.22,8-9). Именно этим народам «будет проповедано Евангелие сие в целом мире» (Мф.26,13). И когда это уже стало реальным фактом, апостол Павел впоследствии напомнил о таком событии не принявшим его иудеям:

…вам первым надлежало быть проповеданному слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам (Деян.13,46).

При этом, всё таки, неизбежно встаёт вот такой вопрос. А как же дело обстоит с тем законом, который народ Израиля обрёл ещё на горе Синай? Когда данный народ считался ещё избранным, то тут всё было понятно – данный Закон служил надёжной оградой от опасного влияния всего языческого окружения. Но теперь вера а Единого и Истинного Бога становится достоянием уже целого ряда других, тех же, тогда ещё прежде языческих народов. И как быть в подобной ситуации? А ведь такие вопросы возникали ещё на заре Христианства. Недаром апостол Павел упрекал другого апостола – Петра в том, что он необоснованно обращённых язычников также принуждает жить по-иудейски (Гал.2,14). Не зря на первом Апостольском соборе с тех же обращающихся в христианство язычников был снят целый ряд ограничений, указанных в Законе (Деян.15,20). Впрочем, и сам Иисус Христос завещал своим апостолам, что чего они не попросят во имя Христа, будет связано или разрешено на земле (Мф.18,18). По-другому здесь быть и не могло, и апостол Павел это прямо признавал, «что с переменою священства необходимо быть перемене и закона» (Евр.7,12), «потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим.10,4).
Но есть ли на это указание в Ветхом Завете? Я считаю, что да. Во-первых, это само пророчество о заключении Нового Завета, которое записано у пророка Иеремии (Иез.31, 31-34). Во-вторых, сразу за этим пророчеством следуют не менее загадочные слова:

Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израиля перестанет быть народом предо Мною навсегда (Иер.31,36).

Надо заметить, что это выражение трактуется по-разному, но основные толкования сводятся к тому, что Господь Бог никогда не оставит своего избранного народа. Я считаю, что у этих слов может быть также иной смысл. Попробую тут дать своё объяснение.
В приведённой цитате присутствует такой речевой оборот: «Если…, то…». Но он может быть растолкован и по-другому. В греческом тексте на месте слова «Если» стоит слово «An», что в переводе будет то же самое. Но в библейские времена одно слово могло иметь разные значения. Что я имею в виду? Там, где стоит вторая часть оборота – «то», в греческом тексте это значится как «tote», что может переводиться словом «тогда». В таком случае, слово «An»(если) могло пониматься как «Pote»(Когда). Кстати, в славянском тексте тут стоит слово «Аше», которое также может пониматься в значении «Когда». Если это действительно так, то мы здесь также имеем дело с настоящим пророчеством об исполнении ветхозаветного Закона, которое и было осуществлено впоследствии Иисусом Христом (Мф.5,17), и что данное исполнение перестало в итоге быть настоящим препятствием на пути распространения новой христианской религии. Как писал апостол Павел, Закон прежде был «детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя» (Гал.3,24-25). По этой причине мы, можно сказать, получили действительно во многом уникальную религию, которая, с одной стороны, стала приемницей ветхозаветной, а с другой, эта была уже вера совершенно иного порядка, приняв черты не национальной, как это имело место прежде, а мировой, то есть универсальной религии. 

2022 г.


Рецензии