лс-236. Пушкин и его Демон

Осенью (по разным версияv – в октябре-ноябре или в начале декабря) 1823 г Пушкин, выходя со второго Перекрёстка Судьбы, обозначил свой исход философским программным стихо-творением (манифестом) «Демон»

Отметим дюжину важных обстоятельств:
1) Впервые — в альманахе «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе». Часть III, М., 1824, с. 11—12 под заглавием   «Мой демон»
2) Второе издание было  в  ж-ле   «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 275—276. Под заглавием «Демон»
3) В 8-ой главе романа «Евгений Онегин» с эпиграфом    Fare thee well, and if for ever Still for ever fare thee well.     Byron.
(Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай.  Байрон)  Пушкин вновь напоминате о «моем Демоне» 
XII.
Предметом став суждений шумных,
Несносно (согласитесь в том)
Между людей благоразумных
Прослыть притворным чудаком,
Или печальным сумасбродом,
Иль сатаническим уродом,
Иль даже Демоном моим.
Онегин (вновь займуся им),
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Дм. Благой и Б. Томашевский = классики пушкинистики от тог самого «их легиона»,  стараясь сделать автора политкорректным в рамках установки «Пушкин- наш, советский!» газеты «Правда» - органа ЦК КПСС – отредактировали  стих с оссылкой автора на Демона  = «Иль даже демоном моим»  …

4) Между  «мой Демон» и «мой демон»  пропасть размером с дьявольскую разницу
5) Демон – это  явка Пушкина «с повинной»  = это заявление о том, что с момента признания в Безверии в 1817-ом ничего не изменилось в части поисков умом божества и пустом от благодати сердцем соискателя
6) В то же самое время Пушкин  приступил к описанию жития человека  века (героя его времени и почти  первого «лишнего» в русской лит-ре) = Жени Онегина -  не демонирующего, но ума  озлобленного и холодного
7) Роман (тогда еще классическая сатирическая шутливая поэма нравов в духе "Беппо" Байрона)  «Е..О.» замыслен в Крыму (тогда еще нашем без «Крим наш!», 1–я  глава начата  9 мая 1823 г в Кишиневе и закончена 22 октября в Одесе
8) И ежику Норштейна понятно = «Демон» вышел сразу по окончании родов текста 1-ой главы поэмы «Е.О.» и явился его пояснением в уже нешутливом виде = в виде философского мировоззренческого манифеста с признанием  автора:
Демон явился – в душе поселился - и прописался
Навсегда
9) В это же время Пушкин известил его агента в Доме Романовых – князя П.А. Вяземского – о том, что он покончил со всяким «либеральным бредом», что согласно его скомпонованному их двух творений «Свободы Сеятелю пустынному» народ (а не только одна чернь) для него  это лишь тупое чумазое зловонное стадо баранов, недостойное свободы и заслуживающее одного = стрижки и  ярма с погремушками и бичом(стимулом) 
10) В 8-ой главе Пушкин вновь напомнил о своем демоне  и его Демоне – и конец романа связал с его начальным демоническом замыслом о человеке никчемном, лишнем, злобном и холодном, отрицающем всех и вся (а не одних только Танек)
11) Это объясняет почему его Онегин с «моим демоном и Демоном» (т. е.с авторской чертой натуры, обремененной или беременной демонами и бесами !)  с легкостью из-за вроде бы вздора убил *друга от нечего делать» поэта Ленского пророчески на январской дуэле (ибо, фра, для Пушкина это le duel = слово мужского рода о мужском же деле!)
12) Пушкин и в Демоне, и В Онегине писал  о себе одном любимом = А.С. Пушкине
13) Мой демон … У каждой он свой. И это завет Пушкина наивняку
14) 1Из двух дуэлянтов  именно  Ленской ( так при первом упоминании – знакомстве с нами)  был каинитом – он вызвал на дуэли в состоянии аффекта  - в припадке гнева как истый пароксизматик  … а вот Женя – убийца хладнокровный и расчетливый = он не каинит – он метис авельянки и каинита = как и большинство из нас даже без  «своего персонального демона»

 В 1825-ом  за год до выхода на очередной Перекрёсток Судьбы  Пушкин  попытался вернуться к своему Демону, начав незавершенную как и многое статью «О СТИХОТВОРЕНИИ «ДЕМОН»»:
[Думаю, что критик ошибся]. Многие того же мнения, иные даже указывали на лицо, которое Пушкин будто бы хотел изобразить в своем странном стихотворении. Кажется, они неправы, по крайней мере вижу я в „Демоне“ цель иную, более нравственную.
В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало по малу вечные противуречия существенности раждают в нем сомнения, чувство [мучительное, но] непродолжительное. Оно исчезает, 10уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения? и в приятной картине начертал [отличительные признаки и] печальное влияние [оного] на нравствен<ность> нашего века.
Примечания
1. Незаконченный набросок 1825 года.
2. «Думаю, что критик ошибся». В «Сыне отечества», 1825 г., № 3, в статье «Письма на Кавказ» говорилось: «Демон Пушкина не есть существо воображаемое: автор хотел представить развратителя, искушающего неопытную юность чувственностью и лжемудрствованием».
3. «...даже указывали на лицо...» — на Александра Раевского.
4. Впервые опубликован П. В. Анненковым в „Вестнике Европы“ 1874, кн. I, стр. 9; перепечатано П. А. Ефремовым в Собр. соч. 1880, т. I, стр. 566 в примечании к стихотв. „Демон“ и как отдельную заметку — т. V, стр. 14—15.
5. В собрание сочинений А. С. Пушкина входит, начиная с издания 1882 г., под редакцией П. А. Ефремова (том V, стр. 21).
6. Черновой автограф хранится в ЛБ 2370, лл. 582—59.
7. Печатается по черновому автографу ЛБ.
8. В отделе „Другие редакции и варианты“ помещены первоначальные варианты автографа.
9. Датируется 1825.
ФЭБ: Пушкин. О стихотворении "Демон". — 1949 (текст) (feb-web.ru)

***
Текст программного творения:

Демон
В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья —
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь, —
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
 Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.
<1823>
________________________________________
Образ демона, навещающего поэта, является выражением характерного для Пушкина в 1823 скепсиса. Однако современники узнавали в демоне сухого и язвительного Александра Николаевича Раевского (1795—1868), с которым во время пребывания на юге поэт был в дружественных отношениях. Пушкин намеревался публично опровергнуть такое мнение в заметке под чужим именем: «Думаю, что критик ошибся. Многие того же мнения, иные даже указывали на лицо, которое Пушкин будто бы хотел изобразить в своем странном стихотворении. Кажется, они не правы, по крайней мере вижу я в «Демоне» цель иную, более нравственную. В лучшее время жизни сердце, еще не охлажденное опытом, доступно для прекрасного. Оно легковерно и нежно. Мало-помалу вечные противуречия существенности рождают в нем сомнения, чувство мучительное, но непродолжительное. Оно исчезает, уничтожив навсегда лучшие надежды и поэтические предрассудки души. Недаром великий Гете называет вечного врага человечества духом отрицающим. И Пушкин не хотел ли в своем демоне олицетворить сей дух отрицания или сомнения, и в сжатой картине начертал отличительные признаки и печальное влияние оного на нравственность нашего века». Т. Г. Цявловская
1. Датируется 1—8 декабря 1823 г., по другим данным написано в октябре — 10 ноября 1823 г.
2.Впервые — в альманахе «Мнемозина, собрание сочинений в стихах и прозе». Часть III, М., 1824, с. 11—12 под заглавием «Мой демон». Ввиду неисправности текста «Мнемозины» напечатано вторично в альманахе «Северные цветы на 1825 год», СПб., 1824, с. 275—276.
3.Приводится по: Пушкин А. С. Собрание сочинений: В 16 т. — М.: Художественная литература, 1947. — Т. 2. Стихотворения, 1817—1825. Лицейские стихотворения в позднейших редакциях. — С. 299.
ФЭБ: Благой и др. Примечания: Пушкин. ПСС. Т. 2. — 1949 (текст) (feb-web.ru)

***
Скоро мы сможем отметить 200-летие  Евгения Онегина

А те, кто обожают отмечать не только "раждения" (так по Пушкину!), но и сам акт зачатия, уже могут приступать = Зайду и на посошок тяпну


Рецензии