21й рассказ-Чудеса Маркоки

  В марте Вездеходчик Митяй поехал в командировку на четыре месяца ещё севернее и ближе к полярному кругу в Маркокинскую гео-партию.
Там два вездеходчика уже три года не отдыхали в отпуске. И нужно было их временно заменить...

... Приехал он с попутной машиной на 309й километр Айхальской автотрассы в маленький посёлок Маркока на берегу одноимённой реки.
 Морозы держались приличные и весной ещё даже не пахло...

... Начальник гео-партии с прозвищем Дядюшка Шульц привёл Вездеходчика в гараж, где под замком стояли два совсем новых вездехода.
 - Вот, - новьЁ! Муха ещё не сидела! Выбирай любой, - сказал начальник.
 Митяй осмотрел опытным глазом обе машины и выбрал, тот, который ему понравился больше.
 - Через неделю нужно везти буровиков на вахту по очень сложному маршруту. Так, что подготовьте машину к рейсу основательно, - сказал Шульц.
  И Вездеходчик готовил на совесть. Проверил и долил смазку. И сам проварил усиление ходовой части элекросваркой...

... И вот пришло время первого рейса. В шесть часов утра он подъехал к общежитию, где его уже ждали буровики. Они не разворачивая уложили в салоне свои спальные мешки и, как кильки в банке вплотную улеглись на них по всему салону.
 - Двенадцать человек! - посчитал горный мастер, - Все!  - сел в кабину к Митяю,
 - Поехали!
  Вездеходчик по знакам руки проводника выехал на Айхальский тракт и повернул на право. И доехав до пересекающего дорогу профиля у моста через ручей, свернул с шоссе вправо на широкую просеку, прямую, как стрела, и ведущую, казалось бы в бесконечность.
 - Вот по этой прямой дороге и будем возить вахтовиков на работу два раза в месяц, -- заговорил мастер, - До места осталось триста километров по прямой просеке. Это почти пятьдесят часов пути без сна и отдыха! Выдержишь?!
 - Постараюсь, - ответил Митяй.
 - На пути будет только одно серьёзное препятствие, это Круглое озеро. Сейчас оно покрыто льдом. Но весной и летом придётся через него плавать, так-как его не объехать,
 - кричал сквозь шум мотора проводник...

... За разговорами, через несколько часов они подъехали к спуску к этому озеру. 
 Сверху было хорошо видно, что это огромный кратер от астероида, упавшего на землю в древности. Круглая двухкилометровая воронка, заполненная водой и обрамлённая горным кольцом. На противоположном берегу было видно продолжение просеки на подъёме из озера. Вездеходчик прибавил скорость по гладкому льду и без проблем выехал на крутой подъём другого берега.

  Так, и только прямо он ехал весь день, ночь, и опять день. И только изредка останавливался для техосмотра машины. Ел и пил на ходу. Проводник ночью спал сидя на своём сидении...
  К своей буровой приехали через двое суток, опередив обычное расписание.
 Там Митяя накормили и уложили спать.
Но через два часа его уже подняли буровики старой вахты, которые торопились домой к своим семьям. И снова, двое суток без отдыха до Маркокинской базы...

  Когда Вездеходчик подъехал к своему общежитию, его сразу отправили спать, и механики занялись обслуживанием машины без водителя.
  В своей комнате Митяй проспал двое суток, и оставшиеся три дня "отгулов", приходил в себя после такой перенагруки...

...Так Вездеходчик проработал до мая. И, каждые его рейсы были полны приключений...

  Весна! Лёд на Маркоке тронулся и в очередной раз разрушил паводком большой железобетонный мост через реку. И по обоим берегам на автотрассе скопились длинные колонны машин дальнобойщиков.
  Митяй, уезжая в рейс с очередной вахтой видел, как мостовики днём и ночью старались восстановить упавшую секцию пролёта  моста...

... Снег на просеке растаял и оголил всё камни, пни и коряги. Потому, пришлось ехать вдвое осторожнее и медленнее. Весна торжествовала зеленью деревьев и дурманила запахом трав и подснежников.
  Подъехав к Круглому озеру, Вездеходчик остановил машину и разбудил всех пассажиров в салоне: - Мужики! Не спите! Поедем через озеро! Лёд уже ненадёжный! Можно искупаться! Так, что будте готовы!?
 - Всегда готовы! - ответили из салона.
 Переправа прошла удачно. Весенний лёд выдержал, и выехав на берег, все успокоились. Снова началась монотонная дорога по зелёной тайге со средней скоростью в 12км/час.
  Но, вдруг, Митяй заметил, что зелень с цветами и комарами исчезли, и всё опять покрылось снегом! И деревья стали голыми. Опять зима!?!
 - Это, что за чудеса?! Где трава!? Где цветы!? Где комары!? - не верил своим глазам Вездеходчик. Но, уже через час езды опять стали распускаться почки на деревьях и стремительно таял снег! А через два часа пути наступило снова тёплое лето! Всё стало вокруг зелёным и запахло цветами!
 Но, как ни странно, через час снова наступила осень, а следом и зима.
Вездеходчик похлестал себя ладонями по щекам, - Сплю я, что ли?! Да, нет, вроде не сплю.
 - Ааааа!!! Понятно!!! Это не братцы месяцы шутят, как в сказке! Это мы едем по горам! Вверх километр, - зима! Вниз километр, - лето!
 Такое явление он увидел впервые, потому что всю свою жизнь прожил на равнине.
По дороге до буровой и обратно такие сезоны менялись несколько раз, и все к этому уже совсем привыкли...

... На обратном пути они уже подъехали к Круглому озеру, и подготовились к переправе.
 Вездеходчик старался ехать на льду по своим следам. Но, когда до берега оставалось не более сотни метров, лёд не выдержал. И вездеход стал заваливаться в воду на правый борт! Левая гусеница ещё осталась на льду, а правая сторона потеряв опору затонула в ледянной воде. Машина накренилась на правый бок, так, что лобовое стекло скрылось под водой! Ещё секунды и вездеход зачерпнёт воды, и пойдёт на дно.
 Горный мастер потянулся рукой к ручке двери.
 - Назад!!! - крикнул Митяй, - и мастер отдёрнул руку, словно обжогся.
Открыв правую дверь, он бы открыл доступ воды через затопленную полностью правую сторону машины.
 Вездеходчик начал гусеницами разбивать лёд и на левой стороне, что бы выравнить плавающую машину горизонтально. И это ему удалось. Теперь провалилась левая гусеница и вездеход ровно держался на плаву в ледянной полынье. В зеркало он увидел, как сзади, похожие на пингвинов, прыгали на лёд с машины пассажиры. Открыл верхний люк и сказал мастеру, что теперь уже можно выходить.

  Все стояли в растерянности на льду, а Митяй, как капитан тонущего судна не спешил покидать свой корабль. Он пробрался через тент в салон и достал там топор, верёвку и две цепные петли для самовытаскивания. Закрыл задний борт и застегнул надёжно тент. Что бы не зачерпнуть воды кормой при выходе машины из воды. Дал топор ребятам и поручил срубить на берегу крепкое дерево длинной десять метров. А сам включил помпу, насос, откачивающий воду из лодки машины.
  Ребята быстро срубили на берегу подходящее дерево, и очистив от сучьев, притащили бревно к машине.
 - Кладите поперёк впереди, -- руководил Вездеходчик, - Проденьте на бревно цепные петли, - и после этого, сам зацепил крюки цепей за отверстия на звеньях(траках) левой и правой гусениц.
 - Ну, а теперь все отойдите в сторону! - он сел за рычаги. Поочерёдно подтянул гусеницами обе цепи. И на пониженной первой передаче поехал вперёд из полыньи на лёд.
 Бревно создало надёжную опору для гусениц и вездеход вышел из воды.
Нос машины поднялся круто вверх, и кроме неба ничего не было видно. Но Митяй чувствовал габариты, и знал, что в это время корма машины погрузилась на два метра под воду, - Главное, что бы лёд выдержал и не провалиться снова! - думал Вездеходчик.
   И лёд выдержал!!!
 - Урааа!!! - закричали все, и сняв цепи, побежали следом за вездеходом на берег.
 Митяй въехал на подъём берега и круто развернул вправо, что бы наклонить машину на правый бок. Там справа была откачивающая помпа, из патрубка которого выливалась струя воды из салона.
 - Немного подмочились ваши спальники!?
 - Да, ничего! Просушим! Главное, выбрались!!!
 - Но до Маркоки ещё более сотни километров!
 И прошприцевав маслом катки машины, Митяй повёз уставших ребят домой на две недели отдыха...

... Он ещё не знал, что это его последний рейс с вахтовиками. Так-как на базу уже вернулись вездеходчики--отпускники. Следующую вахту повезут теперь они, сразу на двух вездеходах. А ему придётся поработать на третьем вездеходе.
Не знал Митяй, что тот второй новый вездеход, который он НЕ выбрал в самом начале, окажется неисправным, и потребует серьёзного ремонта...

***Примечание: Кратер Круглого озера два километра диаметром и около одного километра глубиной.
В сотне метрах от берега мы на верёвке опускали тяжолый груз, что бы замерить глубину.
Семьдесят метров верёвки не хватило достать дно!!! Если бы утопили машину, никто и никогда её бы не достал...***


Рецензии