Размышления у петербургского дацана

Однажды Яса, сын богатого торговца оружием, ростовщика и главы торгового сообщества города Варанаси, избалованный родительской любовью и привыкший ни в чём себе не отказывать, пришел в отчаяние от бессмысленности жизни. Узнав, что в роще отдыхает со своими учениками Будда, он прибежал к ним с большой печалью в сердце, как будто потерял близких людей или его преследовали людоедки. Яса предстал перед Учителем в истерзанном виде и дико кричал: «Горе мне! Горе! Как всё гадко и противно!»

В Петербурге в июле снова ходили в дацан, слушали хурал. Передо мной сидела юная девушка с открытыми плечами и хоть бы один лама на нее заругался, чтобы надела на голову мешок или платок! Больше того, в разгар хурала в дацан зашла местная кошка и вначале стала на всех противно орать, а потом нагло разлеглась на передней лавочке, и никто не стал её тревожить, хотя многие сидели на полу. Возможно она является реинкарнацией какого-нибудь монаха. И, похоже, Будда любит всех – и девочку и кошку.

Философия должна быть неудобной, иначе это не философия, а годовой отчёт. Будда был первым, кто предельно честно пришел к выводу, что вся человеческая жизнь, если подвести под неё окончательную черту – страдание. Это истина и крайне неудобная истина. Первая благородная истина Будды гласит, что, когда мы страдаем, это совсем не значит, что что-то идет не так. Напротив, именно так и должно быть. Будда увидел и осознал, что весь ход жизни полностью определяется бесконечно повторяющимися повсеместными убийствами. Всё проходит, а плохое остаётся. Потрясающе: впервые в истории человечества кто-то сказал правду! Будда провозгласил уход из сансары путём растворения в нирване, которая, согласно буддизму Мадхъямики, есть пустота. «То, что имеет начало, имеет и конец. То, что составлено из частей, распадается на части. Стремитесь к освобождению с усердием», – призвал Учитель, покидая этот паскудный мир.

Страдания настолько всеобщи, что от них при жизни никуда не деться, в том числе и с помощью дхармы. Но их можно заметно ослабить, практикуя медитацию осознанности, позволяющую ограничить страдания текущим моментом, не зацикливаясь на будущем и прошлом. Самое печальное в жизни – это когда мы всё время лишаем себя настоящего момента. Но иногда мы сами себе удивляемся. Ничего не оценивая, не погружаясь в «нравится или не нравится», мы, оказывается, способны снова и снова возвращаться в «здесь и сейчас». Для этого важно уметь с изрядной долей иронии постоянно отслеживать свой внутренний диалог.

 Воспитывать в себе невозмутимость – вот главное для буддиста, ибо мир, похожий на страшную сказку, не переделать. Нужно не бороться с внутренним диалогом, а брать паузу и отстраняться от него, ибо от сползания в прошлое и будущее, равно как и от страданий, всё равно не уйти. Что же тогда делать с жизнью?

Видимо, страдания необходимо принять и тогда они будут переноситься значительно спокойнее. Это как в случае с изнасилованием, когда советуют расслабиться и получить удовольствие. А что представляет собой наша жизнь, если не непрерывное изнасилование? Начинается она с насильственного выдавливания в мир. Затем человек проходит через детство с его тотальной зависимостью и несвободой. А потом, в течение всей жизни, мы вынуждены зарабатывать себе на жизнь, ежедневно пребывая во власти абсолютно безнравственных идиотов, которые в самых извращенных формах насилуют наш мозг. И заканчивается всё более или менее мучительной насильственной (естественной) смертью, если только человек не разрушает данный сценарий путем самовольного ухода, для которого, однако, обычно требуется что-то посущественнее философских рассуждений.

В психологии выделяют пять стадий принятия неизбежного. 1 стадия – Отрицание (человек отказывается понимать то, что с ним случилось); 2 стадия – Гнев (на этом этапе проявляется агрессия ко всему окружающему миру); 3 стадия – Торг (появляются мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи); 4 стадия – Депрессия (на данном этапе человек может круглые сутки находится в депрессивном состоянии); 5 стадия – Принятие (согласие с неизбежной участью). А поскольку жизнь   – это неизлечимая болезнь, которая в 100% случаев заканчивается смертью, все перечисленные стадии можно смело перенести на отношение субъекта к жизни в целом. (К слову – поразительно, но, по моим наблюдениям, большинство женщин (за исключением достаточно трагических случаев) в течение почти всей жизни ухитряются пребывать на первой стадии!)

Эпикур считал, что жизнь человека отравлена страхом перед богами и страхом смерти. На самом деле страх (одна из главных причин депрессии) возникает как естественная реакция на приближение к истине. Обратная сторона страха – надежда, они всегда ходят парно и подпитывают друг друга. Если есть надежда, значит, есть страх, и наоборот. Именно поэтому в книге «Сны воинов пустоты» я в своё время написал, что надежда умирает первой. Это высказывание нужно понимать именно так! Уничтожение надежды представляет собой первый шаг на пути принятия. Мой личный опыт свидетельствует о том, что, когда я забываю это своё жизненное правило, расплата не заставляет себя ждать. (Впрочем, существует ещё тонкое различие между надеждой и мечтой. Скажем, если у повара закончились продукты, а на кухне много больших тараканов, почему бы не сделаться их царём? Тогда, сидя у плиты, можно представить, что ты находишься в небесном дворце, а под тобой бегают толпы слуг. Хорошо теплой ночью дремать в одиночестве и рассказывать тараканам о своих горестях... Ведь они-то знают, что в тараканьих бегах все призы и поражения тоже тараканьи.)

Отказываясь от надежды, мы приходим к отчаянию (безысходности), бесстрашно признавая ничтожность любых наших усилий и неизбежность хаоса и страданий. Однако в данном контексте безысходность не стоит смешивать с крайней формой депрессии – скорее это философское отчаяние в духе Кьеркегора. В тибетском языке такое состояние обозначается словом «йетангче», которое можно перевести как «предельную усталость», когда человек, подобно Ивану-царевичу в замечательной рок-балладе Юрия Хоя, давно уже сыт по горло, ибо всё, мягко говоря, достало. Бывает, человек устаёт настолько, что его оставляют любые надежды на возможность куда-нибудь спрятаться, включая такие формы зависимости, как повседневная рутина, потребление, алкоголь или религиозные мифы. Именно в таком ключе можно понимать финальный посыл моей книги «Сны воинов пустоты»: что бы ни случилось, не теряйте отчаяния! Храните отчаяние и продолжайте странствовать по безысходности, где важно идти, но не приходить.


Рецензии
Ну, вы же не для себя это пишете? Что надежду терять надо. На самом деле, Будда говорил о страдании как о том, что побуждает хотеть. Хотеть от него избавиться. И страдание, это нечто такое, с чем человек НИКОГДА не может примириться. И чем оно сильнее тем больше хотим от него избавиться. Вы просто пытаетесь дать способ. Такой

Федор Родионов   29.08.2022 13:26     Заявить о нарушении
Дело в том, что, согласно второй благородной истине Будды - причина страданий это и есть желания. То есть, человек хочет и оттого увеличивает страдания, а не наоборот. Чем меньше хочет, тем меньше страдает. На этом строится любая аскетика, не только буддийская. Например, христианские св.отцы приветствовали у себя фатальные заболевания. Хотя это уже похоже не только на самовнушение, но на патологию, близкую к мазохизму.

Вадим Филатов   29.08.2022 14:22   Заявить о нарушении
КАК хочет? ответ: неудовлетворенно. Именно это и называется танха (на языке пали) и тришна на санскрите. Причина страдания, как вы говорите. Жажда удовлетворения того, что существо хочет (упадана). И невозможность удовлетворения, по крайней мере сразу. Именно отсутствие упаданы или удовлетворения и есть страдание, когда желание уже возникло. И этим обусловлены клеши (или килесы на пали) - омрачения из-за того, что человек хочет и не может удовлетворить это желание. И если он невежествен, то идет на неадекватные поступки или даже на преступления - чтоб только получить то, что он хочет. И часто результат получения по сравнению с тем, что человек совершил чтоб это получить, полностью не соответствует затраченным усилиям и принесенным жертвам. Но вообще хотеть, это не преступление. Будда это как раз всегда и утверждал. Не отказ от желаний, но их возвышение. И это отлично видно в оригиналах палийских текстов. Потому, Будда различает жажду от которой советует отказываться и, например, бодхичитту. Жажда, это желание получить несмотря ни на что. Причем есть даже целые "гати" - послесмертные состояния или миры, в которых только испытывают жажду без её удовлетворения - "преталока" или "мир голодных духов". Но вот бодхичитта, это ведь тоже активное волевое стремление, как и жажда. Возвышенное желание. "Мысль мудрости", если буквально перевести. Мудрая мысленная активность. Но тоже активность, не пассивное созерцание. Вообще интересная тема.

Федор Родионов   29.08.2022 21:48   Заявить о нарушении
Спасибо вам за содержательный комментарий.

Вадим Филатов   30.08.2022 10:21   Заявить о нарушении
Очень интересно было здесь увидеть ваш совместный труд.
Так нащупывается суть и истина - для этого наверное и существует русская литература.

Ирина Купцова   18.05.2024 18:13   Заявить о нарушении
Надежда - не компас живой, а последнее прибежище дурака. Браво, Вадим, вы - истинный философ с большой буквы. Отрадно жить с Вами в одно время.

Ал Ор   04.01.2025 08:49   Заявить о нарушении