Душой измерь, умом проверь...

- Ой, девочки, моя совсем с катушек слетела! Вчера заявилась с кастрюлей борща! Как вам такое? Мой борщ ее не устраивает. Сыночка к ее привык! – Соня отодвинула от себя чашку с кофе и придвинула бокал. – Откуда? Ну, скажите мне! Откуда берутся эти тетки? Неужели мы будем такие же? Если да, то меня в лес, чтобы домой дорогу не нашла!
- Сонь, успокойся! – Лиза успокаивающе погладила подругу по руке. – Может климакс у нее или еще что. Да и скучно человеку. Твой же у нее единственный сын. И чем ей теперь заняться, как не причинять ему добро? Подумаешь – борщ! Спасибо сказала и попросила еще! Тебе же меньше готовки. Пусть старается.
- Ну вот еще! Она тогда вообще к нам жить переедет! Мне хватает того, что она сейчас творит. Помнишь комплект, который мы перед новогодними праздниками покупали?
- Подарочек?
- Ага. Она его выбросила!
- Как это? – Лиза пронесла чайник с чаем мимо чашки Ольги, и скатерть окрасилась в нежно желтый цвет.
- Он - вредный для здоровья! Трусы не такие! – Соня нервно засмеялась. – Я даже не стала говорить ей сколько он стоил. А то сожрала бы на месте.
- Не угодишь тебе! О здоровье твоем заботится, а тебе все не так. - Лиза зашлась от смеха, но тут же посерьезнела. - А почему она у тебя в белье роется?
- А ты у нее спроси! – Соня швырнула на стол салфетку и принялась промокать лужицу. - - Елки! Что я делаю! Потом не отстирают!
- Успокойся! – молчавшая до сих пор Ольга отобрала у Сони салфетку и подвинула ей чашку с кофе. – Ты вся дерганая какая-то стала. Так не годится.
- Задергаешься тут! Девочки, пока на квартире жили, так хорошо было! Она не приходила. Я могла хоть полдня по дому шататься, обдумывая заказ, и никто не мешал. Ей же не объяснишь, что работа на дому – это тоже работа. И понимать, что зарабатываю я почти столько же сколько и ее сын, она не хочет. А с тех пор, как мы купили квартиру, я чувствую себя какой-то… инфузорией под микроскопом. Она приходит в любое время, когда ей вздумается. Творит, что ей в голову взбредет. И все это под предлогом того, что она же помогла нам с первым взносом. Все! Теперь я у нее в рабстве, видимо. – Соня всхлипнула.
- Замки поменяй.
- Не могу. Муж ей все равно ключи выдаст. Она же мама. И там обид потом не оберешься! Хоть разводись!
- Придумала! Из-за такого! Сонька, ты не женщина, что ли? Я тебя не узнаю! Стервознее девицы в школе не было. Куда чего девается? – Лиза возмущенно фыркнула.
- В топку несбывшихся надежд. – Соня сделала большой глоток из бокала и выдохнула. – Ладно! А то разнылась совсем. Надо и правда взять себя в руки и решить вопрос радикально. А то я бешеная становлюсь. Меня скоро собственный ребенок бояться будет. Вчера спросил, чего я такая злая. И что мне ему сказать? Что бабушка довела? Правы вы, девочки, так нельзя…
- Конечно, нельзя! Буду искать себе сироту! Чтобы некому было борщ варить, кроме меня. – Лиза махнула официанту, подзывая. – Давайте по десерту, что ли? Нервы заесть.
- Давай… - Соня промокнула кончиком салфетки глаза и улыбнулась. – А, хотите покажу какой я торт наваяла на последнюю свадьбу? Сама себе удивилась!
Склонив головы над смартфоном Сони, подруги разахались:
- Ничего себе!
- Соня! А это что? Как оно висит вот так? Красиво! Невозможно красиво!
- Секрет фирмы! Сынуля подсказал. Конструктор собирал, а я подсмотрела. Как доставляли, я даже вспоминать не хочу, но у меня уже шесть заказов на ближайшие два месяца. Только… Как я их выполнять буду – не знаю.
- Так сосватай свекровь с внуком посидеть! Пусть делом займется.
- Эх, Лизка, наивная ты женщина! – Соня рассмеялась. – Это ей неинтересно. Сразу болеть во всех местах начинает.
- А если с отцом отправить к бабушке в гости?
Сонина рука застыла над чашкой.
- Ольга! Ты - гений! И они под ногами путаться не будут и ей хорошо. Сыночка борщика поест маминого. Да не где-то, а на ее территории из правильно вымытых тарелок. Надо только пару конфет мелкому выдать. Пусть бабушку в тонусе держит.
Подруги рассмеялись, зная особенность сына Сони. После сладкого этот мальчишка превращался в сущего чертенка. Поэтому на всех детских праздниках Соня бдительно следила, чтобы сын не переборщил со сладостями.
- Оль, а у тебя как дела? – Лиза повернулась к подруге. – Ты почти весь вечер молчишь. Твоя как? Не заедает?
- Лизка, когда бы она успела? После свадьбы всего ничего прошло. – Соня облизнула ложечку и поморщилась. – Куда столько сахара в меренгу?
- Пойди, научи их как надо! – Лиза расхохоталась было, но тут же осеклась, глядя на Ольгу. – Ты чего?
- Не знаю, девочки. Как-то слишком тихо все, что ли. Я вот Соню слушаю и понимаю, что так, наверное, не должно быть.
- Почему? Может тебе выпал тот самый счастливый билетик – адекватная свекровь. – Лиза пожала плечами. – Не всем же такой фейерверк эмоций, как Соньке. Такая, как у нее - штучный товар.
- Не знаю… - Оля вспомнила вдруг день свадьбы и те, что сказала ей тогда будущая свекровь, Марина Владимировна.
- Олюшка, я не пряник и не денежка, чтобы тебе нравится. Ты меня совсем еще не знаешь. Тетка я вредная, по-своему обидчивая, поэтому общий язык нам находить придется, наверное, с трудом. Но, чтобы ты понимала. Для меня главное – это семья. И счастье моего Саши. Если он тебя выбрал – значит, было за что. Я, может быть, пока не вижу в тебе особых достоинств, кроме того, что ты красивая и, надо думать, умная, раз сумела вуз окончить с красным дипломом. А остальное – время покажет. Лезть с советами я к вам не буду, чай, не дети. Помочь – помогу, если надо будет. А остальное – посмотрим.
Ольгу подобная откровенность Марины обескуражила. Странно как-то, когда человек о себе говорит такие вещи. Да еще и той, которую видела до этого от силы раз десять.
Ольга с Александром познакомились на свадьбе у друзей. К стоявшей в стороне от подпрыгивающих от нетерпения девушек, готовящихся поймать букет, Ольге подошел невысокий крепкий парень. Ольга, которая ради такого случая красовалась на каблуках, была почти на голову его выше.
- А вы почему не ловите букет? Замуж не хотите?
- Не хочу.
- Почему? Все девушки вроде должны мечтать об этом.
- Замуж выйти?
- Ага.
- Странная у вас информация о девушках. Может, и есть такие, конечно, но большая часть вовсе не штамп в паспорте хочет.
- А что?
- Любить. Быть любимой. Как-то так, наверное.
- И поэтому вы не участвуете в традиционных забавах?
- Не-а. – Ольга усмехнулась. – Не поэтому.
- А почему?
- Потому, что я на каблуках еле стоять умею, а прыгать – это уже чревато.
Они проговорили тогда весь вечер и ушли вместе. Саша проводил Ольгу до дома и, поцеловав ей руку, распрощался, выпросив номер телефона.
Ольга полночи просидела тогда без сна, поглаживая руку, куда пришелся такой неожиданный поцелуй, и представляя, что сказала бы по этому поводу бабушка.
- Она сказала бы: «Наконец-то!» - Ольга чуть слышно рассмеялась, вспоминая легкий прищур и мягкую улыбку своей бабули.
Серафима Степановна воспитывала внучку одна с тех пор, как не стало сына и мать Ольги уехала в Москву на заработки. Первые два года писала письма, присылала нехитрые подарки и деньги, а потом пропала. Серафима Степановна собиралась уже было подавать в розыск, но пришло письмо, в котором мать Ольги каялась, говорила, что вышла замуж и ждет ребенка. Оля поначалу обрадовалась, но со временем поняла, что ее единственной семьей стала бабушка. Мама вычеркнула дочь из жизни, придумав себе другую, новую. За несколько лет она не прислала ни одного письма, ни разу не позвонила и никак не пыталась узнать, что с Олей. До сих пор Ольге было стыдно за то время. Подросток, колючий и обиженный, она весь свой гнев выместила на самом родном человеке, не давая бабушке ни минуты покоя. Чего только не было. Вспоминать об этом не хотелось. Ольга помнила главное. Что бы она не творила, дома ее всегда ждала тарелка супа и мягкие руки, которые проводили по перекрашенным в ядреный черный цвет волосам, и слегка сжав виски, отпускали ее. А она тянулась следом, не желая разрывать этот контакт.
Бабушка заболела, когда Ольге исполнилось пятнадцать. И вся ее жизнь перевернулась в один миг. Не было больше друзей, кроме Сони и Лизы, тусовки и прочих прелестей. Были больницы, лекарства по часам и учеба. Ольга вдруг как опомнилась. Слушая бабушку, которая уже с трудом могла говорить, она до боли сжимала руки, стараясь не расплакаться.
- Олюшка, учись! Ты теперь сама за себя, я тебе не помощница. Сколько протяну – не знаю. Дай мне уйти спокойно! Чтобы я не волновалась за тебя!
Ольге оставалось только удивляться силе, с которой бабушка боролась со своим недугом. Вместо года, отмеренного врачами по самым смелым прогнозам, Серафима Степановна протянула три и ушла, когда Ольга уже училась в институте.
Мать приехала после похорон только через два месяца.
- Не смогла детей бросить… - пряча глаза пояснила она Ольге.
Очень удивилась и рассердилась, узнав, что квартиру и крошечный земельный участок за городом, бабушка оставила Ольге.
- Это несправедливо. Делиться надо, дочь.
Ольга не знала, что на нее тогда нашло. Она плакала, кричала, высказывая матери все, что накопилось за те годы, пока той не было рядом. Перед глазами снова встали дни, которые она провела у постели бабушки, каждый раз ловя ее еле слышное дыхание и мысленно подгоняя сердце Серафимы:
- Стучи! Не смей останавливаться! Пока ты работаешь – она рядом!
Ольга понимала, что это чистой воды эгоизм. Видела, как больно и плохо бабушке, но ничего поделать с собой не могла. Ей было страшно. Она понимала, что с уходом Серафимы, останется совершенно одна. Матери не было до нее никакого дела, а больше родственников у нее не было.
Мать выслушала все, что говорила Оля, а потом молча собралась и, шваркнув дверью, уехала, чтобы больше никогда не появляться в жизни дочери.
Растерявшись поначалу, Ольга со временем взяла себя в руки. Нужно было выполнить все, что она обещала бабушке. Учиться было несложно, она всегда была способной. Гораздо сложнее оказалось совмещать учебу и работу. Лиза, отец которой был владельцем крупной мебельной компании, пристроила подругу на работу.
- Папа, конечно, сомневается, что из этого выйдет, а я знаю - ты меня не подведешь.
Яркая, красивая, очень умная Лиза насколько была успешна на деловом поприще, настолько же была неудачлива в любовных делах.
- Все какие-то странные мужчинки попадаются. Хоть бы один мужчина нарисовался на горизонте. Я бы его!
- Что? – хохотали подруги, глядя, как Лизавета машет воображаемой шашкой.
- Залюбила бы донельзя, девочки! Вот, где он ходит, а? Мне уже третьего рожать пора, а он где-то гуляет! Подлец!
Дом и большая семья были мечтой Лизы, на которую она с радостью променяла бы свою юридическую контору.
Лиза и Соня были единственными близкими людьми Ольги. Они вместе учились в школе и так же вместе шли по жизни, несмотря на разницу в положении и воспитании. Воспитанная в полной обеспеченной семье Лиза. Соня, которую воспитывала только мать и где иногда не было на обед даже хлеба. И Ольга. Соня почти жила у Ольги и Лиза, приходя в гости к Серафиме, вместе с подругами садилась за стол и ела тот же супчик, что и они, и нахваливала пирожки, которые печь умела только Ольгина бабушка. Она же помогла Ольге, когда пришла пора и мать хотела оспорить завещание Серафимы.
- Пусть попробует! Я ее в суде в порошок сотру!
- Не надо, Лиза. Я думаю, что она все и так поняла.
Лиза втихаря от подруги с матерью Ольги все-таки переговорила. Суда не было, но и матери у Ольги тоже больше не было.
А был Саша. Два года они встречались, а потом сыграли свадьбу. Лиза поймала букет, брошенный Ольгой и хищно оглядевшись, подцепила под локоть ближайшего друга Саши.
- Потанцуем?
Ольга с Соней, посмеиваясь, наблюдали, как Лиза флиртует с высоким симпатичным парнем и тихонько скрещивали пальцы – на удачу. Это, к сожалению, не сработало. Лиза, повстречавшись с Максимом около месяца, без объяснения причин бросила его и на вопросы подруг резко отрезала:
- Не мое!
Отлично зная ее, ни Соня, ни Оля, не стали задавать лишних вопросов. Было ясно, что ничего там не получится.
Максим часто бывал в доме у Ольги и Саши, и каждый раз Лиза, встречаясь с ним, старалась держаться от него подальше.
- Почему, Лиза? – недоумевала Ольга. – Он вроде неплохой человек.
- Осторожна будь с этим «хорошим» человеком. Мутный он какой-то.
Ольга не могла взять в толк, что имеет в виду подруга. Максим был контактный, с хорошим чувством юмора и всегда готов был помочь там, где это требовалось. Он отлично знал мать Саши и расхваливал ей Ольгу на все лады, как будто не замечая, как морщится от его панегириков Марина.
Прошел год, потом другой и Ольга поняла, что ждет ребенка. Это радость свалилась на них так неожиданно, что они с мужем даже отказывались верить в нее поначалу. Оля готовилась к процедуре ЭКО, так как врачи сказали, что шанс забеременеть от мужа обычным способом стремится к нулю. Саша, зная о своих проблемах, всецело поддержал желание жены. И тут такая новость!
- Это чудо, Саш! – Оля ревела, не стесняясь свекрови, которая пришла на день рождения сына. – Мой тебе подарок!
- Самый лучший! – Саша обнимал жену, но хмурился, глядя, как качает головой мать.
- Что не так, мама? – он вел машину по темным улицам, везя мать домой.
- Не знаю, сынок. Как-то неожиданно это все.
- Ты что хочешь сказать?
Марина, развернувшись на сиденье, в упор посмотрела на сына.
- Ты доверяешь своей жене?
- Мам!
- Ты ей доверяешь? – повторила Марина со странной настойчивостью.
- Полностью! И чтобы больше я не слышал таких разговоров! – Саша, дернув руль, объехал яму и мельком глянул на мать. – Не понимаю я тебя. Другая бы радовалась внуку или внучке.
- Я радуюсь, сынок. Вот теперь - радуюсь… - Марина задумчиво смотрела в окно, думая о чем-то своем.
Родился Ярик и Ольга с головой ушла в заботы о ребенке. Марина не навязывалась с помощью, но и ни разу не отказала, когда Ольга просила ее помочь с малышом.
- Оль! Эй, очнись! – Лиза помахала рукой перед лицом Ольги, которая так глубоко задумалась, что перестала замечать, что происходит вокруг. – Ты чего?
- Да так. Задумалась. – Оля тряхнула головой, прогоняя невеселые мысли. – Девочки, давайте не будем о грустном. Лизка! Как твои кавалеры?
Переключив внимание с себя, Ольга мельком глянула на телефон. Прошло уже два часа, а Марина ни разу не позвонила, чтобы спросить, когда Ольга будет дома. И правда, золотая, выходит, свекровь. И на встрече с подругами для Ольги, настояла именно Марина.
- Иди! Развеешься! А то совсем закисла. Я посижу с Яриком.
- Спасибо… - Ольга не знала, что еще сказать. Она не могла пересилить себя. С Мариной у нее были ровные, спокойные отношения, но Ольга все время чувствовала, что между ними будто есть какой-то камушек. Маленький, почти незаметный, но очень острый. Наступишь на такой и рану потом не залечишь. Что было этим самым «камушком», Ольга сказать не могла.
Слушая вполуха, как Лизавета хохочет, рассказывая об очередном ухажере, Ольга беспокойно вертелась на стуле. Что не так? Почему ей так тревожно? Вроде, все же хорошо…
Звонок ее телефона прозвучал неожиданно громко, и она вздрогнула, чуть не опрокинув бокал, который держала в руке.
- Оля… - голос свекрови звучал так глухо, что Ольга не сразу узнала его. – Оля…
То, что было дальше, будто вымыло из памяти Ольги. Она не помнила, как девчонки хлестали ее по щекам, пытаясь привести в чувства. Не помнила, как они вызывали такси, а Лиза звонила куда-то, пытаясь что-то выяснить, что-то решить, а Соня поила ее ледяной водой. Не помнила, как ее привезли домой, где постаревшая вмиг на добрых полвека, Марина молча передала Лизе Ярика и попросила:
- Поедешь со мной? Мне страшно…
Саша разбился, влетев в открытый люк на дороге. Машину подбросило, развернуло и выбросило на встречную полосу прямо под идущий грузовик.
Ольга растворилась в тумане боли, которая пришла вслед за осознанием того, что случилось. Она то плакала, пытаясь спрятать слезы от сына, то принималась с остервенением драить квартиру, пытаясь хоть как-то занять мучительно тянущееся время. Она предложила Марине перебраться к ним хотя бы на время, но та отказалась.
- Не могу… Дома его вещи, его комната. Мне кажется иногда, что он рядом. Вот-вот придет на кухню и попросит нажарить оладий.
- У меня не просил…
- Должно же было остаться у нас что-то свое у каждой? – Марина грустно улыбалась. – Мне не давал блины жарить, когда приезжал. Говорил, что твои вкуснее.
Ярик топал между мамой и бабушкой, заглядывая им в лицо и проводя ладошками по щекам. Он никак не мог понять, почему они такие грустные и куда делся папа.
Ольга, видя, как Марина оттаивает возле внука, стала просить ее чаще помочь с ребенком. Глядя, как Ярик обнимает бабушку, она понимала, что все делает правильно.
Прошло полгода и с приближением новогодних праздников, Ольге становилось все хуже. Она гнала от себя мысли о том, что это должен был быть первый новый год, который они собирались провести в горах с мужем. Его давнишняя мечта, научиться кататься на лыжах, должна была осуществиться именно в этой поездке.
- Я буду покорять склоны, а ты гулять с Яриком и лепить снеговиков.
- Ты научись хотя бы стоять на лыжах для начала! – подначивала Ольга мужа. – А потом будешь покорять кого-то или что-то.
- Ладно! Тебя-то я уже покорил! Значит, и горы тоже смогу. Это полегче будет!
Ольга давила в себе желание закричать, взвыть от невыносимой боли. Путевки, заказанные заранее, она решила сдать, но тут вмешалась Марина.
- А если не туда? Поехали куда-нибудь. Все вместе. Ты, я и Ярик. Я не знаю, правильно ли это, но, мне кажется, будет хорошо нам всем отвлечься. Да и праздник… Первый, который Ярик, может быть, запомнит…
Ольга, поразмыслив, согласилась.
Зимний Адлер встретил их неприветливо. Холодный дождь лил, не переставая, всю неделю, пока они были там. И лишь раз им удалось прогуляться до моря, чтобы увидеть, как серые, угрюмые валы накатываются один за другим на берег.
- Как мрачно… - Оля поправила шапку на замершем от восторга Ярике. Он подпрыгивал каждый раз, когда очередная волна накатывала на берег и смотрел на мать – разделяет ли она его восторг.
- Сильно, Оль, мощно… Сама жизнь бушует… - Марина, обхватив себя руками, стояла, замерев и не сводя взгляда с моря. Было в ней что-то такое, что Ольга вдруг подошла и обняла ее, крепко сжав плечи. Порыв удивил ее саму. Оля никогда не позволяла себе фамильярности по отношению к свекрови. Впрочем, как и Марина по отношению к ней.
Марина откинула голову, уперевшись затылком в плечо Ольги.
- Хорошо, что вы у меня остались…
- Остались?
- Да, Оль. Остались. Я ведь чуть было не потеряла и вас вслед за Сашей.
- Ничего не понимаю! – Ольга озадаченно смотрела на Марину.
- Максим! – Марина словно выплюнула это имя и Ольга вздрогнула.
- Что, Максим? – Оля пыталась вспомнить, когда она видела друга мужа в последний раз. Получалось, на девятый... Проводить Сашу друг не пришел. Тогда Ольге было не до того, чтобы смотреть, кто рядом, но сейчас почему-то вспомнилось.
- Он приходил ко мне.
- Когда?
- Через неделю. После… Сказал, что был в отъезде, что хочет поговорить.
- Зачем? Помочь хотел?
- Нет, Оленька, не помочь. – Марина повернулась лицом к Ольге. – Сказать хотел, что Ярик не от Саши.
Ольге показалось, что ее стукнули по голове чем-то тяжелым.
- Что он сказать хотел? – она повторила вслед за свекровью, пытаясь вникнуть в смысл того, что услышала.
- Он сказал, что Ярик Саше не сын. Что ты его родила от другого человека. Мне показалось, что намекал на себя, но я не уверена. Сказал, что знал – у Саши были проблемы со здоровьем, и ты решила вот так эту проблему.
Руки Ольги упали сами собой, и она шагнула назад.
- И вы поверили? – голос ее звучал такой яростью, что Ярик удивленно оглянулся.
- А как ты думаешь? – Марина шагнула к невестке и взяла ее за руки, не давая вырваться. – Была бы я рядом с вами сейчас, если бы поверила этому подонку?
Ольга молча смотрела на нее, не зная, что сказать.
- Я прогнала его, — просто сказала Марина и притянув к себе невестку, обняла ее.
- Почему? – голос Ольги прозвучал так спокойно, что Марина невольно подняла руку и погладила ее по голове.
- Тише! Потому, что он врал. И я это видела. А еще потому, и это главное, что Саша тебе верил. Верил безоговорочно. Мы плохо знали друг друга, Олюшка, пока вы были вместе с Сашей, но, если ты позволишь, я буду рядом с вами, и ты узнаешь меня лучше. Я понимаю, что тебе это ни к чему и больше нужно мне. Поэтому прошу тебя…
- Не надо! – Оля подняла глаза на свекровь. – Ни просить не надо, ни думать об этом. Мы – семья. А, как говорила моя бабушка, что это за семья, если она не рядом, не вместе. Так, пшик пустой.
- Вот и я не хочу, чтобы мы были… пшиком. – Марина прижала к себе подбежавшего Ярика. – Что, мой хороший, замерз? Пойдемте потихоньку, а то на ужин опоздаем. Расскажи мне о своей бабушке, Оля.
Они шли по мокрым после дождя улицам и говорили, говорили. Ольга думала, что впервые она говорит с этой женщиной вот так просто, без всяких оглядок. В какой-то момент она остановилась и, подумав мгновение, все-таки спросила:
- А зачем ему это было надо?
- Кому?
- Максиму. Зачем ему это было нужно? Говорить все то, что он сказал?
- Не знаю, Оленька. Иногда люди могут творить такое, что нормальному, здравому человеку даже в голову не придет. Зло… Просто зло. И остается только не поддаться этому, не пойти на поводу. Мне кажется так. Я не спрашивала его, зачем он это сделал, но, когда Максим говорил, у него был такой взгляд… - Марину передернуло. – Они с Сашей много лет друг друга знали. Ходили в одну секцию, занимались борьбой. Сашка был посильнее и, хотя на пьедестале они стояли рядом обычно, но мой был на ступеньку выше. Потом был институт, карьера, появилась ты. А у Максима складывалось не так гладко. Может быть в этом причины, а может и нет. Я не знаю, Оленька. Да и знать не хочу! Я рада, что этот человек в нашей жизни больше не появится.
- Я тоже…
Ольга не стала рассказывать Марине, как Максим приходил к ней спустя девять дней после того, как не стало Саши. Она была не в лучшем состоянии и с ним разговаривала Лиза, которая перебралась к подруге и жила у нее, присматривая за Ольгой и Яриком. Что произошло между ними, Ольга не знала, она лишь помнила, что Лиза как-то очень громко крикнула на Максима, а потом захлопнула дверь так, что задрожали стекла в старенькой «стенке», которая принадлежала еще бабушке.
- Что случилось? – Ольга оторвала тогда голову от подушки, пытаясь поймать взгляд подруги.
- Не вникай! – Лиза отрезала это так, что у Ольги пошли мурашки по рукам. – И, если он появится здесь еще раз, гони его в шею. Этот человек тебе не друг, Олька. И даже не враг. Он хуже.
Сейчас Ольга начинала понимать, что имела в виду Лиза.
Оставшиеся три дня поездки они провели в разговорах. Ярик, обнимая за шею то одну, то другую, заглядывал им в глаза, пытаясь понять, что изменилось. А они целовали его и снова говорили, вспоминая Сашу, думая о том, что будет дальше…
А спустя полгода Ольга достала из коробки давно забытые туфли, встала на каблуки и охнула:
- Это ж китайская пытка!
- Терпи, если хочешь быть красивой! – Марина рассмеялась, помогая ей застегнуть молнию на платье.
- А в балетках я не могу побыть красивой?
- Подолом заметать будешь, платье длинное. – Марина задумчиво покачала головой. – Возьми с собой, там переобуешься.
Она взяла за руку внука и кивнула на приготовленный букет.
- Забирай и пошли, а то опоздаем.
- Ой, нет! – Ольга заторопилась. - Лизка мне этого не простит! Скажет, что всю жизнь ждала, а тут я такая несознательная, не оценила момента.
Свадьба Елизаветы была пышной и какой-то торопливой. Торопливо ждали регистратора, которая опоздала на выездную церемонию. Торопливо обменивались кольцами, которые держал надувшийся от важности Ярик. Торопливо рассаживали гостей и принимали подарки. Наконец, все угомонились и Ольга, которая была «подружкой» невесты, подошла к хлопочущей возле стола с тортом Соне.
- Ты как? – она легонько погладила уже заметный животик подруги.
- Да лучше всех! Со свекровью помирилась на выходные, а то Лизка бы без торта осталась. – Соня сердито поправила подставку, разворачивая торт так, как ей хотелось. – Все надо делать самой! Никому нельзя доверить ничего!
- Что случилось?
- Смотри! – Соня незаметно кивнула на торт. – Пока везли, смазали, что ли… До слез обидно! Я над ним три дня колдовала!
- И это шедевр, Сонька! – Лиза незаметно подошла к подругам.
- Фу! Что ты меня так пугаешь? Крестной хочешь стать раньше времени?
- Нетушки! Не сегодня, дорогая моя! Сегодня мой день. А чего ты страдаешь?
- Да так… - Соня бочком придвинулась к столу, пытаясь прикрыть торт.
Лиза рассмеялась и покрутила пальцем у нее перед носом.
- Я это, я! Ну, не сдержалась. Вкусный тортик!
- Ах, ты! – Соня задохнулась от возмущения.
- Изничтожишь меня позже, мне пора танцевать! – Лиза ловко увернулась от подруги и поспешила к жениху.
- И что ты с ней будешь делать?! – Соня махнула рукой. – Баламутка!
Она устало опустилась на стул.
- А где твои, Оль?
- Вон, танцуют.
- Как ты, Олька?
- А, хорошо, Сонь. Все хорошо у нас.
- Мамой уже называешь?
- Стесняюсь.
- Глупо! Была бы у меня такая свекровь…
Ольга задумалась. Глядя, как Марина смеется, танцуя с Яриком, она подумала, что Соня, наверное, права. И слово, которое так много несет в себе, подходит этой женщине как никому другому.
- Мама…
Ольга произнесла это вслух, прислушиваясь к звучанию. Поймала на себе внимательный взгляд Сони, кивнула сама себе и сказала уже твердо:
- Мама!


Рецензии
Замечательно. Особенно понравилось начало. Извечная проблема со свекровью. Свекрови бывают разные. Надо только попытаться их понять. Одни стараются помогать молодой семье, другие, словно отрезали, живите самостоятельно. Невестка обижается на свекровь, часто наведывается, пытается помогать. А что ей делать? Жила с сыном, осталась одна. Здорова, смерть не приходит. Конечно скучает. А понять ее никто не хочет, стремятся только уколоть. Тема рассказа злободневная,
написано хорошо. С уважением

Иван Глебов   05.07.2023 10:27     Заявить о нарушении
Иван, благодарю Вас за отзыв!
С уважением,

Людмила Леонидовна Лаврова   05.07.2023 10:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.