Мгновение

                Посвящаю всем нам, женщинам


Поэт составил список своих пассий. Всего-то – сто. Другие, даже не поэты, похваляются и бОльшими списками.
В списке Поэта эти дамы перечислены весьма небрежно, по именам – поди догадайся, кто есть кто. Тем более, что имена повторяются, и какая дама была ближе к сердцу Поэта и, значит, должна стоять в начале списка, не понятно.
Но меня сейчас интересует лишь одна из них, которая тоже имеет своих тёзок, однако она оказалась единственной, кому Поэт посвятил такое возвышенное стихотворение.
***
Он, как трепетный влюблённый юноша, сомневался, отдавать ли ей то, что сотворил? Дал его и тут же забрал, но потом, всё же, вернул ей листок со стихами. Почему так? То ли стеснялся написанного, то ли думал, что, может, она и не достойна таких высоких виршей, не поймёт? 
Она их оценила, конечно.
Но в койку сразу к нему не кинулась. Стихи – это же о высоком. А вы что подумали? Хотя Поэт, в общем-то, и не возражал бы, даже наоборот. То есть Поэт – он тоже мужчина. 
А что наш мужчина из себя представлял? Невысокого роста, глазки маленькие, хоть и небесно-голубые, лицо и голова – в густой путаной тёмной растительности. А ногти — вовсе не ногти, а когти. Он их почему-то не стриг. Эффектно очищал мизинцем апельсин и угощал рядом стоящих зевак дольками этого фрукта.
Но когда Поэт восторженно читал свои стихи, он становился по-своему красив. Но это другое.

Получив в подарок стихотворение, она уехала, погрузившись в свою жизнь.
А он стал перебирать невест, какая согласная выйти замуж за родовитого, но небогатого Поэта, живущего на доходы от крошечного имения и печатных трудов, при этом, будучи страстным игроком, легко  делающего огромные долги.

Хороша ли была та, кому Поэт посвятил такие стихи? Должно быть. Просто обязана быть необыкновенно красивой. Ведь у Поэта больше никогда не появлялось столь великолепных стихов, адресованных кому-либо из списка и вне его.
Мы любим это стихотворение. Оно звучит в нашей голове, отзываясь в душе и сердце. Всегда, и особенно когда чувствуем приближение любви.
Откуда же эта Афродита, кто она?
***
Она была дочь полтавского помещика. Мать её выходила из более знатного рода, поместья потомков которых располагались в Тверской губернии. Порой мать с дочкой наведывались в эти края.

Девочке было 16 лет, когда в их местах в Малороссии расквартировался полк. И к её папаше, точнее к дочери – чтобы только на неё поглазеть, зачастили полковые офицеры, все. Попробуйте представить молодую девицу, как тот яркий василёк, распустившийся  на тёплом солнышке среди жестких выцветших колосьев, взращённую на сливочках и прочих экологически чистых продуктах, окутанную любовью и нежностью маменьки и нянек.
Свежее славянское личико с высоким округлым лбом с золотистым загаром, обрамлённое податливыми светло русыми локонами волос, убранными в скромную девичью причёску. Эти щёчки с молодым здоровым румянцем, легко порхающим на ланитах то ли от смущения, то ли от девичьей склонности к трепетной подвижности. Эти сияющие голубые глаза, которые уже одни могут человека мужского пола свести с ума. Эти аккуратно очерченные, сочные, что твоя смородинка, губки, невероятно привлекательные и всегда в доброй улыбке. И конечно же, стройная ловкая фигурка, безупречные линии шеи, рук и всего остального. Добавим к портрету – изящные движения, умение поддержать веселую интересную беседу. А как она пела?! Где, кто слышал это домашнее пение, такое дивное? Мы – нет. Жаль. А кто слышал – оставался верным почитателем этого исполнения и поклонником исполнительницы. Почему? А потому что она была – сама Любовь.
О чём может думать такая девушка, воспитанная на французских романах и перед собой видя, главным образом, только пшеничные поля? Правильно, о Любви. О большой, романтической, захватывающей Любви Рыцаря – к ней, Прекрасной Даме. И разве она этого не достойна? Ей, по скромности, порой было неудобно даже глядеть на себя в зеркало – настолько она была хороша. Она писала об этом в своём дневнике.
Она знала, зачем пришла на эту Землю – чтобы нести любовь, чтобы щедро дарить её и чтобы получать её, взаимно. Ведь это так прекрасно! Ведь это – главное. А что же ещё? Всё остальное – подчинено ей, разве не так? Всё остальное – пустяки. Только – Любовь. Остальное – вокруг неё.
Так девушка, вчера ещё подросток, вдруг возникла как женщина и окунулась в  это пугающее своей неизвестностью, но сердечно волнующее таинство предчувствия Любви. Она была к ней готова, она её хочет, она для неё создана. Глаза её светились робким, доверчивым ожиданием романтической, нежной, возвышенной Любви.

Офицеры скучали в этой пустыне. От видения этого сияющего сокровища, в лице необыкновенной девушки, у них, у всех, восторженно закружилась голова. БОльшая их половина немедленно посваталась к её отцу. Конечно, у предмета их обожания от такого количества обожателей тоже вскружилась голова. Только что вылупилась, так сказать, а тут – такой аншлаг. Неожиданно как-то всё.
А у отца глаза разбежались. Он размышлял, кто из претендентов повыгоднее. Но пока он прикидывал, «сломался» последний, самый важный претендент-холостяк – генерал, молодой ещё, всего лишь 50+. Вот тут папаша устоять не смог. Все другие офицеры сразу померкли со своими сомнительными состояниями и перспективами. А это всё-таки генерал. Не беден и, вообще, солидный уважаемый в столицах человек. Дочке и папаше будет не стыдно за такой брак. И он дал на него согласие.

А девочку кто спрашивал? А зачем? Глупа ещё. Генерал старше её значительно? Ничего. Умрёт скоро, может быть. Оставит наследство немалое, а потом – гуляй сколько хочешь. Да можно и при нём – многие так делают. Главное – положение в обществе и состояние.
Девушка плакала. Генерал совсем не был похож на героя её романа, хоть, с виду и приличный человек и всё остальное при нём.  Быструю военную карьеру сам сделал. Но где Любовь? Ведь она так ждала и хотела Любви! И что теперь ей со своими несбывшимися надеждами делать? Ведь это брак, и надо будет выполнять супружеский долг. Они все подумали об этом? А каково ей – ложиться в постель со стариком? Это цинично! Это разврат! Как они этого не понимают? Она плакала, умоляла, просила отца не отдавать за старика. Говорила, что не хочет идти под венец без любви, что она ещё очень молода.
Но папаша думал, когда ещё такой удобный случай подвернётся, чтобы к тебе непосредственно домой, без затрат на выезды с показом невесты, прямо вот так сразу и явился подходящий жених? И он сказал дочери, что вопрос решённый, и на днях будет венчание. И чтобы она прекратила плакать, поскольку её слёзы – это от девичье глупости. Все вы так, мол, не знаете своего счастья.
 Надо сказать, что генерал посчитал нужным до сватовства спросить девушку – не противен ли он ей? Деликатная девочка ответила, что нет. И, поняв, что этим словом попадает в ловушку, стыдливо убежала. Если бы генерал был тонкой души человек, он бы понял, что это был всего лишь тактичный ответ воспитанной девушки и что она просто не хотела его обидеть. Но солдафон не захотел углубляться в высокие материи. Уж очень хотелось попробовать девичьего тела.
***
Их обвенчали. Девушку отвезли в Петербург – туда, где служил её муж.
В их брачную постель заглядывать не будем – это неприлично. Скажу, лишь, что мне глубоко жаль бедную девочку.
Молодая жена скучала, терпеть не могла своего мужа. Конечно, по возможности, манкировала своими обязанностями супруги. Но трое детей появилось. Все девочки. Правда, две потом умерли.  Она их почти не любила, ими не занималась. Может, потому что сама была ещё молода. Но больше, наверное, потому, что, отдаваясь уступчиво мужу и потом в муках рожая не от любимого человека, думала, – зачем это ей было нужно? Считала детей не своими, а, как бы, его роднёй.
Старалась держаться от своего мужа подальше. Он в Петербург – она в Москву. Он в Москву – она в Петербург. И любила посещать своих родных, поместья которых располагались вдоль этого тракта.
***
Наш Поэт там первый раз её и увидел – в литературном салоне в имении своих соседей. Она восхитительно пела, и Поэт был очарован её манящей женской красотой и необыкновенным, проникающим в самую душу, пением.
Он был ею восхищён. Красавица не обратила на него должного внимания. Он даже показался ей несколько грубоватым.
Она уехала. Но Поэт запомнил это мгновение встречи с ней. И долго ещё перед мысленным его взором возникал её нежный облик, глаза, наполненные нерастраченной любовью, по-доброму смотрящие на собеседника, но и, как будто, – в себя.
Они оба тогда ещё были очень молоды. Ему — 20 лет, ей — 19. Поэт был холост, но она — замужем, и у неё на тот момент была уже дочь.

Прошло 6 лет, и Поэт снова увидел её. В том же имении.

Казалось бы, люди меняются. И от нежного облика юной девы с момента их первой встречи могло ничего не остаться. Но… Опять он с восторгом смотрел на неё.
Высокий чистый лоб с золотисто русыми прядями волос на висках. Очерченные тёмными ресницами большие глаза, они – главные на лице и сияют как маяки души. Подбородок, чуть выдающийся, при общем скромном выражении лица, придавал ему божественную гордость. Нос прямой, с тонкими мягко очерченными ноздрями. Всё изящно на лице. Прическа, удивительно простая, заканчивалась пышным, почти небрежным пучком на затылке. Красивая линия шеи. Все черты мягкие, дышат покоем настоящей женщины, ждущей и достойной Любви.
Поэт вновь увидел её, и снова чувство Любви захлестнуло его, причём с ещё большей силой, которую он теперь сдержать не мог. И он волшебными словами восторженно описал эти два мгновения их встречи.
Теперь он был знаменит и заинтересовал её. Сна даже приехала с кузиной навестить Поэта в его имении. Здесь он подари ей своё стихотворение.
Она стала его Музой, вдохновившей его на большой цикл лирических стихов. Но ей он, получается, посвятил только одно это стихотворение – про мгновение встречи. Но какое!.. Лучшее стихотворение о Любви у него. И не только.
Вы помните его?
Я помню…

***
Она опять уехала.
А он остался неудовлетворённым.
Неудовлетворённым как мужчина. Он искал её. По сути, он преследовал её. Не пойму, почему её муж не вызвал его на дуэль? Сам-то Поэт, чуть что – драться. От этого и скончался. А генерал терпел. А там такое началось!
Поэт забросал её письмами, требуя встречи. А как же! Получила такие стихи – и ни гугу! Позор для Поэта. Все в свете знали о его любви и сплетничали по этому поводу.
Один известный наш прозаик кривился, мол, и что он в ней нашёл? Обыкновенная горничная. А другие, зная о предмете обожания прозаика, фыркали, мол, а что он сам-то нашел? Его пучеглазая с орлиным носом – краше, что ли?  Ну, поёт хорошо, а внешне – даже его мамаше не нравилась, хотя она тоже далеко не красавица была.
Поэт обильно жаловался на свою недотрогу её двоюродному брату по матери. Откровенно. В грубой форме жаловался на неё, что, мол, «не даёт». О!!! Кошмар!!! Кошмар! Братец, приближённый к желаемому телу, обещал всё устроить. Но больше морочил Поэту голову. А, главное, не тот объект для жалоб выбрал Поэт. Сводник, возбуждённый стихами и любовью Поэта, сам не по-братски заинтересовался его Музой. Хоть и двоюродный брат, но тогда это можно было. Она, порхающая бабочка между огнями Любви и в поисках её, отдалась ей в лице своего двоюродного брата. Их связь продолжалась года полтора, пока молодому человеку она не наскучила, и он умчался на Кавказ, вспомнив о военном долге и оставив женщину в глубоком разочаровании. Ей пришлось смириться с тем, что это была вовсе и не Любовь, а нечто другое, похожее на интрижку.
А тут рядом, который уж год, маячит Поэт со своей неразделённой любовью. Он стал знаменитым, и теперь её все знают как объект его восхищения, приглашают в разные литературные салоны. Поэт, правда, попутно и небезуспешно волочился и за другими красавицами, но восторженная страсть к своей Музе не давала ему покоя.
Некто сказал ей с осуждением, мол, Поэт ей такие стихи посвятил, а она ему ничего не подарила.
Тогда она не ответила этому пошляку, промолчала. Была выше этого. Только при встрече с Поэтом подарила ему матушкино, дорогое её сердцу, кольцо, сняв его с руки. Он, конечно, всё понял и оценил её благородство, но отдарился – сам преподнёс ей кольцо с тремя крупными бриллиантами – мол, не откупишься. Нет, дорогая, ты мне должна, потому что страсть, африканская страсть, во мне бурлит и требует выхода. 
 Он продолжал закидывать её письмами, страдая от того, что не может обнять её колени и так далее, и тому подобное. Письма от него она берегла, понимая, что они от великого Поэта, они бесценны. Но отдаваться не хотела. Потому что не любила.
Она отнекивалась, отнекивалась. Всё ещё находилась в поисках Любви. Должна же она у неё случится? Но никак. Какие-то мелкие личности кругом. А Поэт наседал и наседал. И, наконец, она сдалась. Удовлетворила страсть Поэта. В какой-то один момент (мгновение?) он смог ею овладеть.
Не думаю, что оба были в восторге. Она – просто уступила, чтобы отстал, наконец. Он – больше из-за удовлетворения болезненного самолюбия. Воспользовался её минутной слабостью. Как дама отнеслась к их интимной близости, его привычно не интересовало. И сразу поспешил написать её двоюродному братцу и бывшему любовнику, письмо, в котором, как бы между прочим, сообщил, что он его сестрицу «отъе….». Мой комп таких слов не знает, краснеет. Я тоже.
Ни про одну из своих многочисленных любовниц Поэт так откровенно грубо не писал. По крайней мере, мы этого не знаем.
Но, в оправдание этого конфузного, на мой взгляд, случая, надо сказать, что Поэт никогда не забывал свою Музу, и потом, уже по-дружески, когда ей было особенно тяжело, поддерживал её, помогая устраивать материальные и финансовые дела.
Поэт продолжал искать себе подходящую невесту и нашел. Женился,  появились дети. Но темпераментный нрав Поэта не позволил ему долго наслаждаться семейным счастьем. Он был убит на дуэли. Это трагическая история. И в ней тоже много неизвестного.
Но сегодня я рассказываю о Музе Поэта. Что же с ней стало?
Продолжу.
***
Она искала любовь и после мучительных душевных ожиданий обрела её – в лице своего троюродного брата.
Это какая-то странность, мистика, колдовство. Как будто её Любовь жила только в пределах родового клана, она была предана ему.
Юноше было всего 16 лет. Ей – на 20 лет больше. Но они страстно полюбили друг друга и стали жить вместе.
Их связь стала в глазах других позорной. Родня не одобряла, окружающие осуждали. Генерал был возмущен, но развода не давал, считая, что это – очередная блажь. Жена перебесится и вернётся в лоно семьи. Он даже продолжал её финансово содержать.
В это время генерал служил в Прибалтике. Супруга пару раз приезжала к нему туда, вроде как мириться, но больше за деньгами. Не задерживалась надолго, спеша к своему любимому. А тот из-за своей любви потерял всё – карьеру, связь с родными. Не  обладая особыми талантами и хорошим образованием устроился служить на скромное место.
Кстати, часть родового имения принадлежала матери нашей героини, и после её смерти пара деревень должны были отойти дочери. Но родственники заложили их. На робкие обращения к родне по этому поводу наследница получала ответ – потом-потом, как только, так сразу. Так и зажилили. А иначе был бы у неё свой уголок в родном месте. Но нет, не судьба.
Когда умер генерал, она отказалась от всех благ, которые могла получить как вдова генерала, – в пользу его родни. Там оставалась её дочь.
Влюблённая пара повенчалась. У них родился сын. Они его обожали. Жили очень бедно, слонялись без своего жилья по родне и съёмным квартирам. Молодой муж был крайне непредприимчив. Но жена считала, что их бедность была опорой их любви, то есть тут нет никакой материальной составляющей, а только чистая Любовь. Преданная, нежная, взаимная Любовь.
Они прожили в любви и согласии долгих 40 лет. В час безвыходной бедности жена продала все бесценные письма Поэта – за сущие копейки. А самое дорогое послание к ней – с тем знаменитым стихотворением – дала посмотреть одному композитору, а он его потерял. Правда, написал романс на эти стихи и посвятил его дочери нашей героини.
Её любимый муж умер первым. Похоронили его в родовом склепе в Тверской губернии. Сын перевёз мать в Петербург, но она вскоре, всего лишь через 4 месяца после смерти мужа, тоже скончалась.
***
Гроб с ней повезли к могиле мужа, чтобы захоронить рядом.
Был май, месяц любви. Небеса плакали, заливая дождём всё кругом. Дороги, наши глиняные дороги, расползлись, и лошадёнка, тащившая телегу с гробом, увязла в грязи.
Всё. Лошади тянули изо всех сил, но не могли сделать ни шагу, телега не двигалась.
Сопровождающие сняли гроб с телеги и прикопали его рядом с дорогой. У ограды церкви в какой-то деревеньке близ Торжка. А что делать? На дощечке сделали надпись – мол, здесь похоронена такая-то. Потом можно будет перезахоронить в родовой склеп.  А сейчас – ну никак иначе не получается.
***
Но потом ничего не осталось от содержимого этого гроба – ни одной косточки. Куда делись? А пес их знает. Или дикие звери. Или коллекционеры растащили на реликвии останки той, которую так восторженно воспел Поэт. Которая сумела возбудить такую любовь Поэта.
Я помню…
***

Теперь на этом месте, в этой случайной, Богом забытом деревеньке, стоит большой серый камень с металлической табличкой и надписью на ней – здесь была похоронена такая-то, Муза Поэта.
И караванами едут сюда, к этому камню, автобусы с туристами – на поклон той, которая так хотела Любви, светилась вся в ожидании её и пробудила в Поэте это высокое божественное чувство.
***

И даже в Прибалтике, где она и была-то всего пару раз, холодные прибалты поставили памятник – на белой колонне бюст жены коменданта и вдохновительницы Поэта. А рядом, пониже и сбоку, установлена стела с профилем Поэта и на ней высечена одна лишь строчка из того знаменитого стихотворения. Та, всем известная строка.
 Не знаю, как долго сохранятся эти памятники, но строки стихотворения Поэта, обращённые к его Прекрасной Даме, живут и будут жить так долго, как долго будет жить на свете Любовь.

А вы помните эти стихи?
Я помню…

P.S. Изображение достаточно известное, чтобы указывать автора.


Рецензии
О, Света!
Получилось необыкновенно!
Все, все замечательно. И описание внешности известной теперь, благодаря поэту, всем, кто читал его стихи. И жизнь, и слезы, и любовь...
Спасибо тебе!

С уважением,

Нина Пручкина 2   16.06.2023 16:03     Заявить о нарушении
А рисунок не самого ли поэта?

Нина Пручкина 2   16.06.2023 16:04   Заявить о нарушении
Рисунок его. Живопись лучше не смотреть. Как я поняла, нет удачного портрета, передающего всю прелесть оригинала. Там же и харизма, и движение, и игра красок! А голос! Она ведь прекрасно пела. А характер, отражающийся во всех чертах и движениях! Не каждый художник такое может передать. Лучше всего, я думаю, у Поэта получилось.
Я долго носила в себе эту историю, как родную. Вот, наконец, и написала. Спасибо тебе, Ниночка, что не остались к ней равнодушны.
Спасибо!

Лысенко Светлана   16.06.2023 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.