Фетиния

Фетя родилась в феврале 1914 года. Число никто не запоминал. Но после я сделала вывод, что 26 февраля; потому что это день святой Фатинии, а называли в те времена строго по книге, впрочем, может и не правильный
вывод, потому что в книге, по которой положено было называть детей указывались не только дни; но и часы… Я, например, по книге должна была быть Александриной, но уже были другие, атеистические времена и меня назвали так, потому что отец был влюблён в какую-то Лену – не справедливо, по-моему, по отношению к маме.
Бабушку Фетю изредка называли Феней, больше – Фетей. Её мама Мавра была из обедневшего аристократического рода Бодровых, хотя у неё были и богатые родственники, жившие в Минске.  На память от матери Фете достался старый, крепкий шкаф, переживший и Мавру, и бабушку Фетю и живущий дальше в доме моей тёти.
Фете было 3 года, когда мама умерла. Она была самой младшей дочерью в обычной многодетной семье. В те времена детей в семьях было у всех помногу, за редким исключением. Многие дети умирали в детском возрасте. Это тоже было привычным делом.  Старшей Киликее было 14 лет, когда умерла мать. Она тяжело переживала смерть; да и все женские хлопоты ложились, в основном, теперь на её хрупкие девичьи плечи. Даже в старом возрасте на кладбище она плакала о матери, на что моя бабушка ворчала:
- Сама смотрит уже в могилу, а все плачет…
Бабушка, наверно, мать не помнила.
Мавра в тот злополучный год ездила к богатой родне за помощью. Ездили тогда на лошадях, бедные люди - на простых открытых телегах. Стоял холодный месяц март. Ночевать приходилось на этой же телеге на улице.
Мавра простыла. Воспаление лёгких часто было смертельной болезнью.
Да, такова жизнь – в ней много смертей. Перед смертью она просила мужа:
- Ивасейка, не женись, не сироти детей.
Строгий Ивасей выполнил эту просьбу.  Говорили, что у него была любовница -  Дёмиха. Он же  - человек, ещё не старый мужчина. Похоже; не плохая женщина, но мнение о мачехах у людей было не лучшее.
Ивасей держал детей в строгости. Мог ударить больно цепом – цепью, которой молотили снопы с зерном, но это, если уж сильно допекли… Цепа дети  боялись. Она могла и покалечить. Но Ивасей был же не изверг – все выросли здоровые, не покалеченные. Главное – боялись шкодить. Бабушка всё время называла своего отца батей, рассказывая о нём.
Была средняя дочь Марфа, брат Мартин и Хритя (Харитинья) – любимая бабушкина сестра и подруга, старше Фети всего на 2 года. Наверно, ещё были сёстры, братья, но я их не знаю.
Шла первая мировая война. Западная Беларусь попала под оккупацию немцев. Это были ещё не фашисты, хотя завоеватели… Они поселились в доме, семейство жило в бане… Маленькие кудрявые девочки умиляли немцев. Бабушка рассказывала, как они повесили ей и Хрите вместо ожерелья кольца колбасы на шею и отправили к родным…
После немцев Западная Беларусь оказалась под властью Польши. Жизнь текла своим чередом – тяжёлая, трудовая, крестьянская жизнь. Выращивали овощи, картошку, лён, обрабатывали его, были в хозяйстве коровы, овцы и другие животные… Дел хватало всем.
В 10 лет Фетя пошла в польскую школу. Учиться ей очень нравилось – не то, что теперешней детворе. Они  приходили с утра, здоровались с пани учителькой, молились и изучали нехитрые науки – читать, писать по-польски и др.
У Фети появилась подружка Клементина. Бабушка мне рассказывала о ней; а я очень жалела, что не родилась в то время, чтобы мне быть бабушкиной подружкой – дружить так, как она дружила с Клементиной.
Школа находилась в обычном жилом доме. Может быть там жила пани учителька. В сенях жили свиньи или одна наглая свинья, которая сожрала новенькую бабушкину курточку, порвала – искромсала её… Это было ужасное горе для ребёнка. Настоящее свинство!
Учиться в школе можно было только до 14 лет. Бабушка рассказывала, как она плакала горькими слезами, когда осенью дети пошли в школу, а  она пасла коров – ей уже исполнилось 14 и в школу нельзя было идти. Она окончила 4 класса польской школы.
В 14 лет девочка уже была девкой (девушкой). Работы хватало в сельском хозяйстве, но молодость есть молодость. Как во все времена, люди женились, выходили замуж…  Молодёжь собиралась на танцы, влюблялась, веселилась. Приезжали к ним качели – карусели и девчонки, подколов подолы булавками (нижнее бельё в те времена женщины не носили) лихо катались на каруселях. Была у них вышка, лестница – высокая, высокая и бабушка с гордостью рассказывала;  как она туда легко забиралась…
В семье покупалось всё необходимое, но девочкам хотелось и нарядов. Чтобы купить себе обновку, нужно было побатрачить у пана – поработать на панском поле за деньги. Но пан и его жена не были злодеями – помещиками. Они были приличными людьми и бабушка рассказывала, какими вкусными блинами кормила пани их во время обеда. В Советское время этот пан жил в Польше, но приезжал в родные края. Заходил в гости к бабушке и дедушке, угощал меня шоколадными конфетами. Больше он не был паном в том понимании слова, которое было до Советской власти…
Влюбляться люди влюблялись, но жениться ни в коем случае нельзя было на девушке другой веры и выходить замуж тоже, естественно. Бабушке нравился поляк Янак, но о серьёзных отношениях, конечно, помышлять нельзя было русской девушке и поляку. Даже позже традиции были сильны.
Например, русская девушка Уля влюбилась в поляка Чеся и они тайно встречались, но родственники как-то прознали про их любовь и узнали, что они прячутся в стогу сена. Стог сена прокалывали вилами. Обошлось без трагедии, т.е. без смерти и травм, но Улю выдали замуж за русского.
Хватало и драк у парней. Брата Мартина чуть не убили поляки, не знаю уж за что или за кого…
Мартин был  настоящий бунтарь и правдолюб. Однажды он зачем-то пошёл к попу в Великий пост и что же он там увидел? Он увидел, как святой отец ест  сало и пьёт водку со  своим другом. Страшное лицемерие убедило парня быть искренним атеистом. К вере у него не было больше уважения. И в первый день Пасхи он вышел пахать поле. Это было большим грехом. Отец с палкой  прибежал проучить сына.  Получился страшный скандал. Не знаю, что было дальше, но знаю, что Мартин не остался жить в деревне. Он уехал в не близкий, сравнительно большой город Витебск.
Однажды Фетиния решила подстричься. Стрижки были модны, но староверы относились к новой моде придирчиво. Придирчиво - это мягко сказано. У женщин должны быть длинные волосы, у мужчин - борода.  Фетя не снимала платка дома. Через некоторое время она заболела, слегла с ангиной. Отец ухаживал за ней, переживал… Она вылечилась. Он удивлялся, что это дочка всё время в платке ходит. И наконец увидел, что она подстриглась… Фете влетело и он сказал:
- Знал бы, что ты подстриглась - не лечил бы, пущай умирала бы… Больше Фетя не стригла коротко волосы.
Беларусь. Но в наших краях не было белорусов? Поляки и русские? История говорит о том, что многие белорусы; чтобы им было больше привилегий от польских властей приняли католическую веру и стали считаться поляками. В Советское время они снова стали считаться белорусами, тем более на польском языке они и не говорили. Их наречие отличалось от наречия русских, но все друг друга прекрасно понимали. Мои бабушка и дедушка зачастую переходили на их наречие в дружеских разговорах.
Староверы свою веру не меняли ни при Петре 1, ни при поляках…  Но при советском атеизме уже никто не думал о том, какая вера была у предков. Во мне течёт, например, кровь староверов, православных и  католиков, т.е. русских, белорусов и поляков..


Рецензии