Недетские сказки Хелависы

        Примечание: То, о чём пойдёт речь в этой статье не преподносится читателю и слушателю группы «Мельница» как истина в последней инстанции, и уж тем более не несёт в себе никакого желания или намерения оскорбить вокалистку этой группы. Всё, что вы прочитаете далее – всего лишь мои предположения и догадки, основанные на сугубо дилетантском и ещё до конца не сформировавшимся мировоззрении юного писателя. Поэтому, не сочтите за грубость. Погнали!
Думаю, у любителей отечественной фолк-рок музыки не может быть никаких сомнений в том, что группа «Мельница», лидером и главным автором всех песен которой является Наталия О Шей, занимает заслуженное первое место в списке самых популярных фолк-рок коллективов нашей страны. Когда мы говорим о творчестве Хелависы – безумно талантливого и разнообразного творческого человека, лингвиста, писателя, кельтолога, германиста, кандидата философских наук, дочь химиков и биологов, мы подразумеваем прослушивание не просто историко-стилистически глубокой музыки, но и особой, духовно-образной составляющей всего материала певицы. Как раз об этом материале мы и поговорим далее.
Песни и альбомы этой фолк-рок группы слушает огромное количество людей всех возрастов: от юных романтических девушек, до взрослых светских людей. Талант и стремление писать собственную и особую музыку появился у певицы ещё с детства. Первая песня, «Дорога сна» была написана ещё до образования «Мельницы». Вскоре появился и первый альбом «Дорога сна». Потом второй – «Перевал». После чего песни с данных пластинок попали в ротации «НАШЕГО РАДИО». Они сразу же полюбились людям и быстро нашли своего слушателя. После нелёгких потрясений и устранения серьёзных разногласий среди участников коллектива, выходит альбом «Зов крови», записанный уже с новым составом.
Затем идут первый сольный альбом Хелависы – «Леопард в городе» и очередной «мельничный» альбом – «Дикие травы». Тем временем аудитория группы продолжает активно расширяться. Хелависа несёт в массы «истинную кельтскую культуру», точнее, её репродукцию, переосмысление и перерождение в новом времени.
После чего, «Ангелофрения» «Мельницы» и «Новые ботинки» певицы рождаются и находят своих слушателей на Украине, в России и Белоруссии.
Шестой альбом «Алхимия» и седьмой – «Химера» однозначно показывают всю внутреннюю самобытность, идейность и независимость коллектива от чьей-либо помощи. Качество и профессионализм музыкантов слышен в каждой следующей ноте.
Ибо инструментарий «Мельницы» просто уникален – от флейт, электроарф, труб, до электрогитар, классических рок-атрибутов и многого другого, что не поддаётся обычному человеческому описанию. Эта музыка чудесна, эта музыка красива, она завораживает, она заставляет погружаться в неё с головой. Я бы выразился так.
Через некоторое время после этого Хелависа и гитарист «Мельницы» Сергей Вишняков гастролируют по стране с новой концертной программой, играя которую музыканты пришли к необходимости продолжения совместных экспериментов и выноса их в отдельную программу, с новыми песнями и новым, совершенном модернизированным и электронным звучанием. Так рождается сингл «Поверь», а потом и «Люцифераза» - третий сольный альбом Хелависы. Он то и заставил меня провести подробный разбор всех «полётов и преображений» исполнительницы, чем мы далее и займёмся.
Помимо прочего, в одном из интервью, данных по случаю выхода альбома «Ангелофрения», Хелависа рассказывает о том, что «В работе над этой пластинкой я попыталась подойти к Ветхому Завету так, как обычно филологи и историки подходят к мифологии». Превращение человека в ангела по словам певицы происходит «через стадию нефилим (нефилим, «падшие» (от ивр. n ph-l «падать») — библейские персонажи, упоминаемые в книгах Ветхого Завета, существа, родившиеся от союзов ангелов со смертными женщинами, красотою которых они пленились». В отношении религии Хелависа относит себя к Русской Православной Церкви. При этом очевидная смесь мыслеобразов с языческими персонажами и «православным мировоззрением» певицы никак её не смущает: «Одно другому не мешает. Можно исповедовать какую угодно религию и заниматься изучением вопроса человеческих жертвоприношений в Центральной Африке. Можно быть правоверным мусульманином и заниматься скандинавским язычеством». Неожиданно звучит, согласитесь? На протяжении всех этих вопросов и ответов у меня начало создаваться впечатление, что вокалистка «Мельницы» решила целенаправленно «сгладить все углы»: «Могу сказать лишь о древнеирландских святых: святой Патрик, святая Бригитта, святой Кевин — также почитаемы и Православной Церковью». Неоднозначное утверждение, верно? При том, что в другом интервью она говорит иное: «Я – язычница в древнем понимании этого слова. Человек, который верит во многих Богов. Но в первую очередь я, конечно, христианка. Это подобно тому, как викинги, которые, путешествуя по Средиземному морю, молились Иисусу Христу, а, проплывая арабские земли – молились Аллаху, вот у меня всё обстоит примерно так же». Так давайте же вникнем в суть данного вопроса, и, опираясь на песни исполнительницы, попытаемся выяснить, к кому или к чему она обращается на самом деле?
Песня «Поверь», на которую впоследствии был снят мрачный и пугающий клип, где то и дело девушки с чёрными зрачками парят под потолком, а Сергей Вишняков с дьявольским лицом сжигает большую старую книгу, содержит в себе такие строки: «Мне бы спать бы и спать на вороньем крыле, Когда чёрные гладкие перья щекочут плечо, Лепестки темноты холодеют в золе, А к полуночи будет от полной луны горячо». Довольно-таки привычное и завораживающее начало композиции, с подробным описанием той самой планеты «Люциферазы», к которой мы ещё вернёмся. «Ты мне ворон, Ты мне воздух, величиною с кулак смотрят звезды верхнего мира, и горы стальные, рогатые шлемы, веера боевые». Типичные отсылки к кельтской мифологии вдруг выводят нас на таинственного толи кумира, толи возлюбленного, толи спутника певицы. «Во тьме под рукою рука, и броня оперенья легка, из подземного мира – и вверх, поверь, я верю, и ты поверь, поверь, поверь». Здесь мы уже отчётливо осознаём, что весь этот «волшебный мир» не просто связан с лирическим героем песни, а полностью зависит от него, подчиняется ему, находится в его власти, как и сама певица, которая является неотъемлемой его частью. «На вороньем крыле мне всегда снится ночь, я проваливаюсь в дупло, в нору, короче, к чертям, и подземный твой мир всегда готов мне помочь, только я не всегда к его готова дарам». А вот и одна из самых важных частей песни, которая не только проясняет сюжетную картину и сложившуюся ситуацию, но и прямо отвечает на вопрос, который мы поставили выше. Неужто все эти мифические существа, обряды и традиции напрямую завязаны с тёмными силами?
Ещё одна недетская сказка Хелависы – «Сказка о Дьяволе». Лично я, как верующий русский человек, видя название этой композиции уже нахожусь в некотором недоумении. Мол, что за «кота в мешке» подложили нам на этот раз? Описывать каждый момент в ней мы не станем, а возьмём самые показательные. Например, этот: «Жил однажды на свете Дьявол. По морям-океанам плавал. А меня никогда не видел, о тебе никогда не слышал». Это как бы вводная и на первый взгляд «безобидная» часть песни. «Принял Дьявол мое обличье, не найдешь и пяти отличий, он упал пред тобой на колени, целовал холодные руки». Рано или поздно всё тайное становится явным, а всё скрытое – видимым и очевидным. Если вы до сих пор этого не заметили и считаете мои доводы необоснованными, то вот вам более существенные доказательства. «Только стоит ли, право, вернуться, Только стоит ли мне воскреснуть, Если вместо меня живет Дьявол, Мои песни поет тебе Дьявол?». Риторический вопрос! В этой песне всё: и неприкрытая любовь к злу, и оправдание этой любви, и даже её результаты. Забавно, что именно после альбома «Зов крови», в который вошла эта песня, группа «Мельница» обрела огромную известность по всему миру. Впрочем, обо всём по-порядку…
Песня «Дорога в огонь» не менее символична. «Я иду — через осень иду к тебе по темным шпалам, каждый шаг — дорога в огонь, дорога к огню — мне тебе необходимо сказать, что времени так мало, и что я тебя люблю». И снова мы сталкиваемся с абсолютной самоотдачей Хелависы тем силам и чарам, которые она восхваляет и воспевает чуть ли не в каждой строчке.«Я меняю дни на расстояния от Москвы до Константинополя-поля-полями, мне доступно тайное знание, как свернуть пространство-время желанием». Как вы уже догадались, эта дорога в сказочный и чарующий мир лежит через огонь. Но, для того, чтобы пройти по ней, нужно самой стать огненной! Нужно стать такой же, как он! Нужно отдаться ему целиком! Как же это происходит? «По дороге в огонь, с другой стороны затменного солнца, поднимаются незнакомые вовсе города, мы для наших дорог сами тоже огни, только не бойся — никогда». Т.е. те самые «открывшиеся части света», спрятанные за «затменным солнцем», переполненные кишащими змеями, драконами, саламандрами и другими уродливыми существами, не должны пугать простого, светлого человека!
Для тех, кто хочет наглядно увидеть всё своими глазами – посмотрите клип на песню «Шей» про девочку и змею, которая постоянно её обвивает в мультипликационном ряде. Сделано элегантно, заманчиво и талантливо. «Мама, послушай, за ним всюду ходит змея, он её из волос моих как-то вытащил, и вроде бы ясно, что она - это не я, а с другой стороны волос-то тысячи». Наконец-то нас подводят прямо к той самой обречённости и безвыходности, в которой мы оказались, попав в лапы к тем самым тёмным силам.
Очередной хит с альбома «Люцифераза» называется «Саламандра». «Ее касание сжигает в прах и ломит до кости. Поставил демонов в ночную вахту, чтоб ее не пропустить. Она зовёт с собою в пламя всех живых на корабле. Кто не дракон меж облаками, станет саламандрою в золе». Как видите, принципиальных отличий этой композиции от других нет. Огонь, смерть, любовь, демоны, которых кормит певица, и зола, в которой окажется сама саламандра, образуют единую сказочно-адовою картинку. К слову, на мой критический комментарий к клипу именно на эту песню несколько лет назад обиделась Хелависа. Тогда же я сказал, что чёрно-белый мультфильм, где кукла-циклоп шагает по огромному городу и топчет его жителей, параллельно с этим связываясь с девушкой с горящими «вулканическими» глазами – это проявление очередного весеннего обострения авторов ролика. А вы, уважаемые читатели, согласны с этим? Посмотрите клип и напишите своё мнение под статьёй. Но, как по мне – так оно и было.
Теперь же, проанализировав все выводы и собрав все сложившиеся эмоции от разбора вышеупомянутых тем и отсылок, давайте зададимся главным вопросом в нашем сегодняшнем расследовании: «Что такое «Люцифераза»?».
В химии: «Люцифера;за — общий термин для класса окислительных ферментов, катализирующих реакцию, сопровождающуюся испусканием света, биолюминесценцией» (а вы знали, что слово «Люцифер» с латинского языка дословно переводится, как «несущий свет»?). «Люцифераза может синтезироваться в лабораториях для различных целей. Гены, кодирующие люциферазу, широко применяются в генной инженерии: их искусственно синтезируют и встраивают в одноклеточные организмы и трансфицируют клетки. В реакции, катализируемой люциферазой, свет испускается только в том случае, если люцифераза взаимодействует со специфическим люцифериновым субстратом. Эмиссия фотона может быть детектирована специальной светочувствительной аппаратурой, например, фотометром или модифицированным оптическим микроскопом. В биологических исследованиях гены, кодирующие люциферазу, используются, в основном, в качестве репортёрных. Они позволяют оценить транскрипционную активность в клетках, трансфицированных с помощью генетических конструкций, включающих в себя ген люциферазы, который находится под контролем промотора исследуемого гена» - говорится в открытх источниках. Т.е. данная технология вполне может быть применена для воздействия на человеческий организм путём вживления в него микрочипа, который в свою очередь способен воздействовать на его кровяную, нервную и нейронную систему, а так же, на жизненно важные процессы человеческого организма. Мне кажется, мои комментарии к полученной вами информации в данном случае будут излишними. Напротив – всё и так понятно. А что Хелависа?
В её понимании «Люцифераза — это не только новый альбом, это новая планета в мироздании, которое создают и исследуют Хелависа и ее коллеги. На планете Люцифераза сосуществуют колонисты с Земли и местные формы жизни. Они могут любить, страдать, воевать, летать, они помнят земные песни и имена, и создают собственные, новые». Ну, о том, какие это «формы жизни», чем они занимаются и куда ведут увлечённого путешественника мы уже поняли. Хелависа даже книгу свою выпустила вслед за альбомом, называется «Хроники Люциферазы». Должно быть, она получилась такой же завораживающей и заманчивой, как и сама пластинка.
Косвенные отсылки к тем явлениям, которые происходят с беззащитной человеческой душой, попавшей в лапы «темного омута», присутствуют почти во всех песнях группы «Мельница». Чтобы и в этой ситуации не быть голословным, приведу конкретные примеры.
Прялка: «Ты разлейся в смерть кипящей смолой, разлетись сотней пепла лепестков, в руки мне упали звездой, ты мой, теперь ты мой вовеки веков!..».
Княже: «Ровно десять лет я не смыкала глаз, десять лет ты спал спокойным сном, мой князь. Но в ночь гнева все не так, и жена не жена, и душа не мила, и когтей летучих стая развернула крыла».
Гори, Москва: «Говори-гуляй, Москва, да за околицу не выходи, гори-пылай, Москва, высоко кружат гуси-лебеди. Говори еще, Москва, о темном золоте семи холмов, гори свечой, Москва, как летний дым горька твоя любовь».
Прощай: «За краем вечности, беспечности, конечности пурги — когда не с нами были сны, когда мы не смыкали глаз; Мы не проснемся, не вернемся ни друг к другу, ни к другим с обратной стороны зеркального стекла».
Обряд: «А за морем на черной скале Змей серебряный кольца плетет. Самоцветы горят в серебре, Змей крылатый желанную ждет, — Он свою нареченную ждет. Обреченную ждет».
Голубая трава: «Я — голубая трава, что поёт ночью и днём, что крушит железо и сталь! Я голубая трава, что живёт в сердце твоём. Сопротивление, мой друг, бесполезно, поверь, бесполезно — мне жаль!».
Невеста Полоза: «Зелье змеиное отыскать не сумею я, золото глаз на тебя поднять не посмею я. Чешуею загар – мне в осеннюю гарь уходить вслед за змеями».
Колесо: «Катись, луна, набирай разгон, катись, луна, чертово колесо, катись-крестись, раздувай огонь, пока не пробило двенадцать часов».
Огонь: «Где теперь взять тепла – всю душу я отдала, а другая тебя нашла, другая за руку увела, я ее за то прокляла».
Таким образом, можно сказать, что наравне с нежностью и обаянием сказочно-мифических героев, образов и персонажей стоят недвусмысленные отсылки к «поглощающим душу» силам и явлениям. Сначала они манят наивного человека в свой мир. Затем, показывают ему множество замечательных «даров и благ» своей цивилизации. После чего, он ненароком соглашается стать частью этого мира, принять его, остаться в нём. Отдавая ему своё сердце, свою любовь и плоть, слабоориентирующийся путешественник, сам того не желая, попадает в коварную ловушку «тёмного омута», из которой больше не может выбраться. Но, лично я считаю, что даже, когда жертва и среагировала на приманку, она ещё способна дать решающий отпор всем  искушениям мира зла. Так что, мои уважаемые читатели, будьте бдительнее!
P. S. Последний альбом группы «Мельница» - «Манускрипт», который так пиарила и прославляла сама Хелависа получился гораздо хуже предыдущих релизов абсолютно по всем музыкально-техническим характеристикам. Так что, дорогая Наталья Андреевна, не теряйте своих драконов!»   


Рецензии