Самостоятельная

Она уехала из дома в возрасте семнадцати лет, поступила в педагогическое училище на школьное отделение, а в девятнадцать лет начала работать учительницей в сельской школе. И никто никогда ей не помогал.

Дома, в семье с пятью детьми, её часто обделяли. Иногда про неё просто забывали. Однажды им принесли посылку со сладостями от родственников. Её в это время дома не было. Потому что она, ребёнок шести-семи лет, разносила почту за маму на соседней улице. Когда она пришла домой, посылка стояла пустая на столе посреди комнаты, а вокруг валялись конфетные обёртки. О ней никто не вспомнил.

Спустя много лет брат матери сказал ей, что она всегда была в семье «отрезанным ломтём». Откуда он это знал? Они ведь жили далеко и редко виделись. Может быть, мать была перегружена пятью детьми, или это было из-за её характера, но мать любила и жалела только старшую сестру, всё остальное было второстепенным. Главное, чтобы была помыта посуда, чистыми были полы, прополоты грядки. А если возникал вопрос, почему сестра не делает этого, в ответ летел вопрос: "А тебе что, лень?"

Несмотря на множество домашних обязанностей и трудности с сестрой и матерью, на равнодушие окружающих и нередкие слёзы, у нее были иногда и светлые моменты в жизни.

Например, когда тётя Лена хвалила её за то, что она вежливо здоровалась, входя в гостях в помещение. Когда тётя Нелли учила ее пользоваться иголкой, ниткой и ножницами. Или когда тётя Эрика, будучи у них в гостях, наполнила карман её фартука сладостями, которыми не надо было делиться с другими и которые поэтому не сразу закончились.

Или как её младший брат смотрел на неё с уважением, когда она читала ему стихи. Однажды она допоздна работала над плакатом к уроку биологии в школе, но наутро плакат был испорчен, потому что братишка тоже что-то на нём нарисовал. Работу пришлось переделывать, но её влияние на брата было очевидным.

Или с каким уважением относился к ней старший брат. Однажды она послала ему в армию на день рождения пластинку с поздравлением и записью новой песни Софии Ротару.

Когда брат вернулся из армии домой, она была в летней кухне с младшим братишкой и готовила в сковороде самодельные карамельки из молока и сахара. Радость по поводу приезда старшего брата была велика. Потом пришли его друзья, вечером все праздновали его приезд, танцевали. Крутили пластинки на радиоле, которую родители купили на деньги, заработанные ею летом вместе с её младшими братьями в школьной бригаде на прополке сахарной свеклы. Парни играли на гитаре.

Брат превосходно играет на гитаре, его можно слушать бесконечно. Вообще оба брата, старший и младший, очень музыкальны и на редких семейных посиделках играют на гитаре и ионике, и поют песни их молодости - песни Юрия Антонова или группы "Машина времени".

Как-то на таком вечере вспоминали детство и она сказала матери, что та больше любила сестру, а о ней не заботилась. На что мать ответила: "Ну ты же самостоятельная!"


* * *
Когда она была маленькой, у неё были две большие куклы, подаренные тётей Леной. Второй брат, средний из трёх братьев, был болен и мать дала ему поиграть с куклами. Вскоре после этого у кукол больше не было голов. С тех пор игрушек у неё не было, иногда она мастерила их сама, делала куколок из лоскутов ткани и одёжки для них.

В третьем классе в новой школе на первое сентября тётя Эрика дала ей школьную форму своей старшей дочери. Учительница сказала, что для уроков рисования, которые она очень любила, надо купить акварельные краски. И все дети рисовали красками. А она нет. Потому что мать краски купила, но сестра придумала, что надо подождать и подарить их на рождество, тогда можно не покупать ещё один подарок. Так полугодие и закончилось, с красками для неё к рождеству. А для братьев - игрушечные ружья. Что получила сестра, осталось в тайне. И осталась обида, что на уроках рисования красок не было.

В четвёртом классе всем детям делали Пробу Пирке. На руке у неё на месте пробы покраснела и припухла кожа. Ей сказали, что её положат в больницу, чтобы поправить ей здоровье. И там она продолжит учиться весь учебный год.

Тубдиспансер находился на окраине села. В комнате было шесть девочек - она, четыре казашки и русская девочка. Детей водили кушать в столовую пять раз в день. По утрам учитель физкультуры выводил детей бегать вокруг больницы и делать гимнастику на свежем воздухе. Иногда по выходным детей водили за село в поход на природу. Весной ходили собирать подснежники.

Класс, в который она ходила учиться, был для детей с первого по четвёртый класс, всем детям учительница давала отдельные задания. Только рисование и труд были общими для всех детей.

Рисование и труд были самыми интересными предметами для девочки. Только часто учительница давала задание на свободную тему и все рисовали, что хотели. Однажды она нарисовала карандашом портрет Ленина и повесила этот листок на стенку. Она всегда получала пятёрки, и в этот раз тоже. В другой раз учительница сказала, что не знает, чем занять детей на уроке труда. Тогда девочка предложила делать из листа бумаги фигурки-оригами. Её пригласили к доске, чтобы она всем показала, как это делается. И тогда дети всего класса вместе с ней складывали фигурки из квадратных листочков бумаги - петушка и пароход.

Когда ей исполнилось одиннадцать лет, после восьми месяцев в тубдиспансере, её привезли домой в день её рождения. Мама испекла торт "Наполеон" и подарила ей маленькую НАСТОЯЩУЮ куклу. Это был первый подарок за много лет.

Позже она узнала, что тётя Эрика уговорила её мать подарить ей куклу. Потому что её дочери, подружки девочки, сказали тёте, что она давно мечтает о кукле, но так и не получила ее.

Может быть, поэтому у собственных детей она хотела всё делать правильно и всегда так переживала. Её собственные сыновья получали от неё одновременно и равноценные подарки. У них и так часто бывали разногласия, из-за разницы в возрасте или разных характеров, кто знает почему.

Нельзя же усложнять жизнь себе и детям больше, чем она уже и так есть.


Рецензии