Пепинелла

16 августа 2021 год

– Сегодня ныряем на Пепинеллу, - сказал по-фламандски капитан с легким французским акцентом.
– Пепинелла, - задумчиво сказала молодая девушка проверяя давления в акваланге. – Мне это имя что-то говорит. Там вроде какая-то темная история с капитаном была. Но хоть убей не помню, что именно.
– Мария не переживай, во время брифинга нам все расскажут. И историю этого рэка, и как он затонул. А если есть какая-то темная история, то ее уж нам непременно расскажут. Причем, чем невероятнее рассказ, тем больше нас будут убеждать в его правдивости, - смеясь сказал молодой человек, тоже проверявший давление в своих баллонах.
Было раннее утро. Небольшой катер вышел из бельгийского порта в Остенде, направляясь с группой дайверов совершить несколько погружений на затонувшие корабли в Северном Море. Погода была практически идеальной. Штиль и легкий бриз. Береговая линия постепенно исчезла за горизонтом. Приблизительно через два часа катер бросил якорь в нейтральных водах. Капитан пригласил всех собраться радом с рубкой для брифинга.
– Пепинелла – небольшое грузовое судно, шедшее под итальянским флагом. Затонула 20 апреля 1958 года, на этом самом месте где мы сейчас находимся, столкнувшись в тумане с большим норвежским теплоходом Сан Оак. Норвежец отделался легким испугом, а Пепинелле повезло гораздо меньше. Вся команда из 19 человек спаслась, а вот капитан отказался покинуть свое судно и пошел на дно вместе с ним.
– Вот оно что. Он лежит тут на дне и охраняет свой корабль. Стефан, может не надо туда лезть? - с притворным испугом спросила Мария.
– Ну только не говори мне, что ты суеверная. Его и останков уже не осталось. За полвека все уже растворилось.
Капитан закончил брифинг просьбой.
– Пожалуйста, не берите никаких объектов с Пепинеллы. Крабов, омаров можете взять, если поймаете, но только сам корабль оставьте в покое. Не растаскивайте его на сувениры.

20 апреля 1958 год

Джузеппе Мартинович – капитан Пепинеллы - всегда боялся, что с ним случится то, что случилось полчаса назад. Его корабль тонул. И об этом потом напишут газеты. В Бельгии, в Англии и, что самое ужасное, в Италии, в его родном Триесте! Всего несколько строчек на главной странице. Джузеппе даже представил себе начало статьи: “Пепинелла – итальянский корабль, затонул недалеко от бельгийского побережья столкнувшись в тумане с...”.
“Черт возьми, я даже еще не знаю с кем я столкнулся,” - мрачно подумал капитан. Туман был очень сильный. В трех метрах ничего не видно. Как положено, он подавал гудки и световые сигналы. И вдруг как из пустоты по правому борту вынырнул этот монстр. Столкновение, две пробоины по правому борту. В трюме уже вода.
В капитанскую рубку вбежал матрос.
– Связь с кораблем напротив нас установлена. Это норвежское судно Сан Оак. У них несущественные повреждения. Спрашивают, что у нас. Готовы прямо сейчас спустить две шлюпки, если нужно.
– Сообщи, что у нас две пробоины в правом борту. Помпа работает, пытаемся залатать дырки. Шлюпки пусть спускают. Если за полчаса не справимся, нас надо спасать. Что с командой, все на палубе?
– Да, все, – ответил матрос, выходя наружу.
В рубку вошел боцман.
– Джузеппе, дело плохо. Помпа пока работает, но она не справляется. Одну пробоину может и заделаем, а вторую вряд ли. Трюм залит почти весь.
Капитан хрипло выругался.
– Сколько у нас времени?
– Час, полтора от силы. Надо уходить.
– Сообщи норвежцу, что мы тонем с креном на правый борт. Пусть присылают шлюпки. Собирай всю команду для эвакуации.
Туман почти рассеялся. Сан Оак стоял метрах в трехстах. На его борту можно было хорошо видеть собравшихся там матросов. Вся команда Пепинеллы была около рубки. Капитан лично пересчитывал собравшихся. Восемнадцать человек плюс он. От плохого предчувствия в груди похолодело. Пересчитал еще раз. Восемнадцать.
– Одного человека не хватает. Быстро смотрим, кого нет.
Почти сразу раздался голос.
– Юнги нет.
Вообще-то его звали Кристофер Янсенс. Но все называли его просто юнга, поскольку он был единственным юнгой на борту.
– Где он? Кто его видел в последний раз?
– В трюме он был, - сказал кто-то из матросов.
У капитана сжалось внутри. Трюм был уже полностью залит водой.
– Боцман, сажай людей в шлюпки. Одна может уходить, вторая пусть ждет нас. Ты и ты, - указал он на двух матросов. – Со мной в трюм.
Пепинелла уже заметно накренилась. Дверь в трюм была приоткрыта. Почти у самого входа плавало несколько мешков и бочек. Вода доходила почти до двери. Никого искать там смысла не было.
– Я в машинный отсек. Вы проверьте каюты и палубу, – сказал капитан.
В машинном отсеке вода была почти по грудь. Плавали какие-то тряпки и доски. Мотор уже давно заглох. Капитан молча шарил взглядом по отсеку.
– Юнга, ты здесь?
Очевидно в отсеке никого не было. Пусто.
На палубе тоже было пусто. Вернувшиеся из кают матросы сообщили, что там вода, не пробраться.
Втроем они мрачно вернулись к рубке. Первая шлюпка уже ушла.
– Дальше ждать нельзя. Всех затянет воронкой, – прокричал боцман.
– Да, все в шлюпку.
Оставшаяся часть команды заняла места в шлюпке, готовой к отплытию. Только капитан все медлил. Капитан уходит последним. Или не уходит вообще...
– Уходите. Я остаюсь.
Все замерли.
– Идиот, кому и что ты хочешь доказать? Юнга утонул. Ты ему уже ничем не поможешь. Ты последний живой человек на этой посудине, которая идет ко дну. Залезай в шлюпку. Это корыто не стоит того, чтобы из-за него умирать, – почти испуганно прокричал боцман.
– Прощайте.
Капитан молча повернулся и встал у двери в рубку.
– Если он хочет умереть это его дело. Лично у меня есть ради чего жить. Отчаливаем. – послышался голос матроса с Сан Оак, командовавшего шлюпкой.
Через четверть часа весь экипаж Пепинеллы кроме капитана стоял на правом борту теплохода, наблюдая, как тонет Пепинелла. Расстояние было небольшое. Силуэт капитана был все еще различим на фоне рубки. К боцману подошел один из матросов с Сан Оак.
– Там этот ваш молодой пришел в себя.
– Какой молодой?
– Который в воду упал.
– Что?! Где он? Покажи мне его?
– Он тут недалеко, на верхней палубе. Его сейчас виски отпаивают, – матрос махнул рукой в направлении лестницы.
Боцман вбежал на палубу и почти сразу же увидел юнгу. Он был закутан в два одеяла, а в руке держал металлическую кружку, из которой то и дело что-то отхлебывал маленькими глоточками.
Увидев боцмана он виновато улыбнулся и развел руками.
– Когда мы столкнулись я упал в воду, и они меня вытащили.
Впрочем, боцман этого уже не слышал. Что есть сил он бежал назад. Надо было сказать, сказать, что юнга жив, что надо спустить шлюпку, может быть еще есть время спасти капитана. Он как раз успел добежать, чтобы увидеть, как нос Пепинеллы ушел под воду. На том месте, где только что был корабль, осталось плавать несколько пустых бочек и еще какой-то деревянный хлам. Шлюпку спустили почти сразу. Несмотря на то, что мало кто верил в успех, капитана искали еще несколько часов.
На следующее утро итальянская газета La Domenica del Corriere вышла с изображением капитана на тонущем судне на главной странице. Под картинкой было написано следующее:

"Eroica fine di un lupo di mare. Un cargo italiano di 1447 tonnellate, il Peppinella, ; affondato nella Manica in seguito a collisione con una grossa motonave norvegese, la Sun Oak. I 19 uomini dell'equipaggio si sono salvati. Unica vittima il comandante, capitano Giuseppe Martinovich, di 63 anni. Il valoroso ufficiale triestino vide tutti i suoi uomini saltare in mare mentre dalla motonave norvegese veniva calata la lancia che doveva raccoglierli. Martinovich non li ha seguiti. Egli ha voluto rimanere a bordo della sua piccola nave. Poi un'ondata violentissima lo ha travolto.".

(Героический конец морского волка. 1447-тонное итальянское грузовое судно Пепинелла затонуло в Ла-Манше после столкновения с большим норвежским теплоходом Сан Оак. Экипаж из 19 человек выжил. Единственной жертвой стал 63-летний командир, капитан Джузеппе Мартинович. Отважный офицер из Триеста, видя, как все его люди прыгнули в море, добровольно отказался покинуть тонущее судно.  Шлюпка, спущенная с норвежского теплохода, благополучно подобрала всех прыгнувших за борт членов экипажа Пепинеллы. Бурная волна оборвала жизнь капитана, решившего остаться на борту своего маленького корабля.)

*******************

Грузовое судно Пепинелла шедшее под итальянским флагом действительно затонуло 20 апреля 1958 года недалеко от бельгийского побережья, столкнувшись в тумане с норвежским теплоходом Сан Оак. Экипаж из 19 человек выжил. Капитан Джузеппе Мартинович по неизвестной причине отказался покинуть тонущее судно и погиб.


Рецензии