Персонажи на катке

                ПЕРСОНАЖИ НА КАТКЕ.

   Фильм Кончаловского о Щелкунчике и Крысином Короле—оригинальный фильм.
     Его ругают. Но несправедливо. Там всё кстати, всё хорошо. И Эйнштейн, и Фрейд… В сказке, чем нелепее, тем лучше, забавней… Жаль, что сценаристы развернулись недостаточно широко… Какие-то предрассудки им, видимо, помешали…
       Ну вот, взгляните—каток! Время предрождественское, праздничное… Конечно, на катке полно народу… Азартно, с наслаждением катаются… Одеты очень красиво… Но написано и снято это как-то куце… Мне, например, не хватает Льва Толстого, с лопатой на плече, идущего по катку в грубом полушубке и заплатанных валенках. На лысой голове его, венчик-кружок из горящих разноцветных лампочек. Кажется, он тут дворник.
    Рядом с ним, скользя и подскакивая, бежит невероятно волосатый человечек, очень похожий на Маркса. А может быть, это и есть Маркс, настоящий, одетый в клетчатое, разноцветное пальто. На голове его маленькая, чёрная шапочка, приколотая к пышным кудрям длинной булавкой. В красной, крепкой ручке Маркс держит кружку пива, и что-то весело кричит Толстому, который,  посмеиваясь, отворачивается от него.
    Что делает Маркс на этом катке—непонятно. В странной одежде, с кружкой пива, бежит, мешая всем… Но это неважно! Просто видно, что он хороший парень, что у него хорошее настроение, и он очень хочет поговорить с Толстым…
    В самом уютном уголке катка, рядом со входом в кафе «Шоколадное счастье старости», в фанерной будке, раскрашенной под хохлому, скрестив руки на груди, неподвижно стоит бледный Достоевский в мятом фраке… Торгует русскими топорами… Глядя на него, праздничная толпа возбуждается ещё радостней! Ещё веселей!  Как от шампанского! Гулять, так гулять!
    Ну а если серьёзно, то фильм получился великолепный, блестящий. Как большинство работ Кончаловского.
    Но! Есть в истории человечества имена, которыми не очень хорошо пользоваться так бесцеремонно… Это ведь не лако-красочный материал, которым с большим успехом можно закрасить облупившееся место на дачном заборе.


Рецензии