Масквичка

Да, так меня назвали мои друзья, после какой-то игры зимой, в которой наши взгляды разошлись. Я сначала очень удивилась: почему, именно, масквичка, а никак иначе. Объяснение этому нашлось не сразу, а после одного школьного мероприятия. Дело было так. В поселковый клуб купили катушечный магнитофон. В то время это была большая диковина. Завклубом пришёл с ним в школу, договорившись с директором и учителями, что для истории было бы не плохо оставить память и записать на магнитофон лучших учеников, поэтому всем заранее дали задание подготовиться и выучить стихи, песни, басни и т.д. Мне тоже выпала такая честь и, когда запись была закончена, стали прослушивать её, тут-то и случился для меня шок, потому что рассказывала я стихотворение, действительно, выговаривая слова ни на «о», а на «а», то есть, не как все, проживающие в нашем посёлке.  Теперь мне было понятно, почему меня назвали масквичка. Поделившись с мамой своими открытиями и переживаниями по этому поводу, получила я полное объяснение. Оказывается, моя мама была родом из Оренбургской области, там говор от московского не отличался, все говорили на «а». (Видимо сказалось и то, что ещё раньше туда удалялись, попавшие в опалу целые семейства, обретя там свою вторую родину). Дома нашим воспитанием занималась, в большей степени, мама и до школы, как нам казалось, мы не выделялись от других детей. Когда же пошли в школу, стало заметно, что мы с братьями говорим не так, как все, но первыми это заметили не мы. С моими братишками вышла такая же история. Видимо, их стали тоже дразнить, хотя они никогда не жаловались дома на этот счёт. Из нас четверых только младший брат стал говорить, делая ещё больший упор на «о», чем все другие дети. Как-то приехал к нам в гости из Москвы мамин двоюродный брат, Томилин Михаил Васильевич. С мамой они были ровесниками и в детстве были не разлей вода. Став взрослыми, дружеские отношения их не терялись, они переписывались всю жизнь. Так вот, мама со своим братом сидели на диване и, о чём-то разговаривали. В это время прибежал мой младший братишка Юра и спрашивает у мамы: «Мам, дай пять копеек, я в кино пойду» - окая так, что дядюшка рассмеялся, Юра засмущался, взял деньги и убежал. Мама пояснила брату, что сын стал окать совсем недавно,как только пошёл в школу. Да, ярославский говорок, да ещё с ростовским акцентом. В отличие от братишки, дразнилка на меня и мою речь не подействовала, она осталась такой же, как прежде. 

 РS. По этому же поводу был случай, когда я работала в школе п.Сарылах, Оймяконского района.  Уроки черчения давал у нас совместитель – инженер с рудника. Как-то он задаёт мне вопрос: «Елена Николаевна, вы ленинградка?» «Нет» – отвечаю - «а что?»: Да, у вас говор ленинградский.
Я рассмеялась и сказала: «Раньше меня масквичкой называли».

26.082022г.


Рецензии
Елена,сам я родился в Москве и живу тут же,но всегда говорю;что мОсквич я,хотя мой отец украинец(к сожалению погиб в ВОВ)и я часто ездил на Украину к бабушке и прекрасно говорил по украински,но мама у меня русская из Смоленской губерни и её привезли ещё ребёнком в Москву и приезжая к бабушке по матери в деревню к ней,я часто говорил украинские слова и ребята надо мной смеялись.

С уважением.

Юрий Симоненков   10.07.2023 05:55     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо за отклик. Да, в детстве было всякое, но я не обижаюсь.
С уважением.

Елена Топоркова   10.07.2023 10:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.