Почему так трудно учиться новому?

Грызть гранит науки – известное выражение. Почему же грызть? Гранит очень плотная магматическая порода. Он выдерживает огромные нагрузки: 600 кг/кВ.см. Не поверите, но гранит прочнее, чем мрамор, поэтому именно из гранитных плит делали мостовые много лет назад, И до сих пор люди по ним ездят. Стены старинных замков тоже стоят очень много лет. И памятники разные.

Очень плотная порода гранит. Нереально его грызть. Зубы можно сломать. А мы хотим, чтобы школьники его грызли, то есть, хорошо учились и мало задумываемся, насколько это сложно, грызть такой плотный минерал. Мы просто требуем и все.

Учиться – это значит, создавать в мозгу новые нейронные связи. Не будем углубляться в нейрофизиологию. Будем создавать ассоциации, картинки и расширять свое видение.

Представьте, вы идете по кукурузному поле. Оно большое. Кукуруза высокая, она гораздо выше человеческого роста. Тропинок нет. Внизу - мало света. Вы идете впервые и, что самое главное – вы не знаете, куда идти и зачем? У вас нет ориентиров.

Если, допустим, вы стоите перед полем пшеницы, которая вам по пояс и впереди видите на горизонте дерево. Оно далеко:  2-4 км, не меньше, но зато у вас есть ориентир, это дерево, поэтому идти вам гораздо легче.

Но, когда вы идете по кукурузному полю, дерева нет, нет ориентира, вы идете, непонятно, куда?

Конечно, можно воспользоваться советом известного психолога
М.Лабковского. Он говорит так: «Скажите детям, что люди интеллектуального труда получают более высокую зарплату, чем люди физического труда. Пусть они думают о том, как хотят жить». Я не спорю. Порой так оно и есть. Но часто бывает наоборот в нашей искаженной реальности: учителя, врачи, работники культурной сферы да и спорта получают гораздо меньше, чем строители, монтажники, поэтому торговцы на наших рынках долгое время были сплошь с высшим образованием.

В школе ребенок  демотивирован, он не знает, куда идет и, главное, зачем? Так, какой смысл идти по бесконечному, до горизонта, кукурузному полю, где так много препятствий. Кукуруза - это зерно. Зерно любят грызуны. Это их основной корм. А грызунами питаются змеи.

Значит, не знаю, куда иду, не знаю, зачем иду. Идти надо нескончаемо долго. Ориентиров не видно. Еще и змеи ползают.

Учителя требуют, чтобы дети создавали нейронные связи, корпели над тетрадками и учебниками, грызли гранит науки, то есть ходили в темноте по кукурузному полю, а тут - руку протяни, телефон возьми и там жизнь, полная игр, хорошего настроения и приключений. И дома еще все есть. Все блага на голову сами падают. Родители работают весь день, а некоторые еще и ночь. Так какой смысл ломать зубы о гранит?

Так что же делать?
1. Понимать, как трудно учиться, вспоминая описанный гранит или кукурузное поле. Это уже немало. Другим языком, проявлять эмпатию – сопереживание и терпение, если у ребенка что-то не складывается и есть непонимание по школьным дисциплинам.
2. Быть командой, то есть не оставлять ребенка одного в этом поле. Оказывать поддержку, помощь. Это не значит, что надо делать уроки с ним и отрабатывать вторую смену после работы. Это значит, что можно и нужно поставить вагончик на рельсы, если он еще не стоит или стоит неважно. И это первейший родительский долг. Это и есть воспитание.
3. Ругать ребенка, выплескивать свой негатив на него только потому, что наши родители так делали – несовременно. Потом все равно придется мучиться укорами совести. Это однозначно.
4. Лучше искать мотив для действий, цели, к которым нужно идти. Формировать интерес, вовлекать в учебный процесс. Аппетит приходит во время еды. Эта работа должна осуществляться постоянно и кропотливо, шаг за шагом. Нахрапом здесь не возьмешь.

Старание и труд – все перетрут.


Рецензии