Моя дочь танцовщица. Часть 6. Театр-кабаре

Театр-кабаре «Леополис».


Историческая справка.

Кабаре имеет французское происхождение. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе-шантан или кафе-кабаре.               

В квартире зазвонил телефон. Наенко Сергей с громкой новостью. Ясноглазый, прекрасный, словно Нарцисс, вдруг вспомнил о подруге. Впрочем, помимо несомненной радости от встречи с Сергеем, у Алины было важное дело к нему. Одноклассница, теперь Таня Прокофьева - танцовщица балетной труппы Львовского театра оперы и балета со сложной судьбой. Сирота, жила с бабушкой. Она с детства была настойчивой, целеустремленной и творческой личностью. Очень хотелось узнать, как сложилась ее судьба, если есть проблемы, если имеются, то как помочь Тане.
               
- Как же я рада, что наконец-таки позвонил, – выдохнула Алина.    

Участник многих хореографических замыслов и нововведений, он постоянно их расширял. И с самого начала каждого ему сопутствовал успех. Все, кто знал Сергея, души в нем не чаяли. Его нельзя было не любить. Всегда улыбчив, вежлив, обаятелен. Он был полон жизни, энергии, и в постоянном движении.  Кое-кто завидовал его успехам, удивлялся, как ему удается схватывать все на лету. Ответ был до простого банален. Ничто не могло служить для него причиной безответственного отношения к работе. Будь ли это выступление на сцене или очередная репетиция. А темные стороны своей души Сергей умел скрывать. Следовательно, эта сторона дела не вызывала лишних разговоров. Блестящий, необыкновенный человек никогда ничего не делал зря.               

– Извини, что потревожил, но есть ряд неотложных решений, которые надо   принять не мешкая.

Оказывается, добрые друзья готовят единственный во Львове занимательный проект –театр-кабаре, и приглашают к сотрудничеству свободных, способных актеров.       
  - Я, сказал Сергей, - готов принять участие в этом проекте, и предлагаю тебе также подключиться. Будем вместе танцевать, как раньше.               

-  Что касается Татьяны – ответил Сергей - у нее все в порядке. Замужем за солидным человеком, растят мальчика.  А профессиональная подготовка и талант ее ни разу не подводили.               

И тут же отправил номер Таниного мобильного телефона.

Это было неожиданно и приятно. Разговор с бывшей одноклассницей  состоялся позже. Теплый, радушный, с воспоминаниями и добрыми   пожеланиями. А еще Таня сказала: «Почему мне нравится Сергей? Потому, что он очаровашка». Точно подмечено. Сама собой мелькнула мысль, что Татьяна, видимо, была влюблена в Сергея.


Неожиданное предложение Сергея вскружило Алине голову, и вместе с тем вселились сомнения: это было довольно смелое решение. В трубке повисло молчание. Сергей как бы мысленно, с тревогой заглядывал ей в лицо. За время их знакомства Сергей успел проникнуться к этой девушке симпатией и уважением. Ему всегда и без ошибок удавалось уловить ее настроение. Он представил Алину с лицом, выражающим напряженное смятение. Невзирая на ее замешательство, стал настаивать на согласии, аргументируя свою позицию. Магические потоки внушения, его стихийный дар ободрения всегда вызывал у нее уважение.               

Проговорили по телефону более получаса. Казалось, в своей заинтересованности Сергей был искренен, и явно тревожился, если бы услышал отказ. Как всегда, предложение завершилось согласием.               

Ее губы тронула легкая улыбка, она представила безупречно-красивое лицо Наенко, и тихо промолвила:               

- Я постараюсь, хотя не была готова к новому предложению.               

Это вызывало множество вопросов, на которые у Алины пока не было ответов.  Ей хотелось обязательно поделиться с кем-нибудь своими сомнениями. Неожиданная мысль завершила все ее сомнения.  Будь в Сергее перед сегодняшним звонком хотя бы тень сомнения, она бы не услышала звонка. Оригинальная идея постепенно начала принимать зримые очертания. Появилась возможность оказаться в новой ситуации и иной форме танцевальной социализации. Работать в партнерстве с Наенко, выступать в собственной танцевальной программе – это ли не радость! Алина дала согласие.

Театр-кабаре «Леополис» располагался в здании Дома офицеров.               


Историческая  справка.               

Народный дом был создан в 1849 году Главной Русской Радой по инициативе священника Льва Трещаковского, на пожертвования русинского населения края, при австрийском правительстве. (архитекторы В.Шмидт и С.Гавришкевич). В Народном доме действовала основанная в 1848 году Галицко-русская матица, которая занималась культурно-образовательной работой. Некоторое время там находился театр «Русская беседа», размещалась гимназия с преподаванием на украинском языке. С 1930 года, после проведенной архитектором Адамом Опольским реконструкции бальных залов, действовал Львовский польский «театр разнообразий». С 1939 года в историческом здании Народного дома находился Дом Красной Армии, затем окружной Дом офицеров, где проводились разнообразные, культурные мероприятия. После провозглашения независимости Украины здесь расположили Дом офицеров Западного оперативного командования.
   Поздним вечером старинные улицы Львова освещаются тусклыми фонарями, а дома погружаются в таинственную мглу. Ночная жизнь и семейный вечерний уют освещались огнями в окнах домов, расположенных по две стороны улицы. Изредка слышен лязг трамвая и редкий звук машинных шин. Постепенно город затихает, и только над входной дверью Дома офицеров горит яркий фонарь, как будто приглашая войти в здание, где тепло и уютно, где ожидается веселье и музыка.

Театр-кабаре «Леополис» начинает свою программу.               

   Наша балетная пара обычно появлялась репетировать номера за час-два до начала представления. Сергей, как всегда, спешил после театра. С тех прошлых лет он совершенно не изменился, походил на юношески стройного и подтянутого кино-героя. Это было неотъемлемой частью его обаяния. Иногда вместе с Сергеем приходил его сердечный друг Виктор – актер одного из львовских театров.               

   Алина давно нашла общий язык с Виктором, личная жизнь друзей, говорит она, ее не касается. И не намерена с кем бы то ни было обсуждать такие вопросы.               
Однажды случайно услышала, как Сергей перед Виктором оценивал профессиональные качества своей партнерши, и еще больше зауважала своего наставника:               

 - У Алины, - сказал Наенко, - прекрасная хореографическая подготовка. А за ее красивой внешностью скрывается такая же красивая душа, полная поэзии и музыки. Она одержима танцем.               

   Второй год Алина занимается на юридическом факультете Львовского университета. После университетских занятий, библиотеки спешит в окружной Дом офицеров. Встречались у входа здания. С трудом распахивали входную, тяжелую дверь и попадали в новый мир, наполненный чудесами. Мысль Алины о том, что сейчас она войдет в здание и начнется совместная репетиция с Сергеем, уже сама по себе заставляла сосредоточиться, собраться, обдумывая поочередно ход репетированных занятий. Вот оно, первое дыхание.               

   В длинном коридоре всегда стоял запах свежеиспеченного хлеба, смешанный с ароматами спелых овощей и фруктов. На кухне с раннего утра до позднего вечера суетились повара. Пришедшие артисты с удовольствием вдыхали восхитительные запахи, но останавливаться не смели. Репетиция начиналась вовремя. Сотни поправок и экспериментов, проработка мельчайших деталей. Все нужно понять, усвоить, не забыть.  Каждый номер старались довести до совершенства, но достичь этого не всегда удавалось. Приходилось переживать сердцем, чтобы создать то, что предназначено и вложено в танец.               

– Тебе все понятно? – спрашивает Сергей, обращаясь к Алине.               
– Да, даже больше, чем понятно.

  Ей трудно было сохранять самообладание. Она бросила взгляд в сторону учителя, пытаясь проникнуть в его мысли. Но выражение лица Сергея было непроницаемым. Алина чувствовала неимоверную усталость во всем теле, но признаться в этом учителю было невозможно. Сергей часто задавал ей невыполнимые задачи, добивался ихрезультата. Он обращал внимание на детали, казалось бы, мелкие и незначительные, не понятые Алиной. Но именно они позволяли создавать именно то настроение, которого ждут от исполнителей зрители.               


  - Кстати, - подумала она, - у каждого исполнителя есть свое понимание, чувства, звучание.И с этим нужно считаться.
               

– Сергей, ты заметил, что наши танцы по вечерам звучат по-разному, и каждый раз непредсказуемо?  -  спросила Алина.               


   Этот вопрос она задала Сергею не случайно. На днях кто-то из коллектива спросил Алину:               
- А вам никогда не надоедает снова и снова, концерт за концертом, танцевать один и тот же танец?               

Подумав, Алина ответила:               

- Нет, не надоедает, потому что не может быть двух одинаковых танцев. Музыка может быть одинаковой, но танец – разный.

- Ну, для меня это не новость. – ответил Сергей - Ведь каждый танцевальный образ сложен для исполнителя и переживается сердцем. Сегодня, например, настроение у нас обоих – отличное, и танец – вспышка, гротеск. А на днях, при дождливой погоде и танец случился грустный, без огонька.               

Его последний вопрос Алина поняла по-своему: репетиционный процесс, по понятиям танцовщицы, завершается.

    И вдруг слышит:               
- Давай, еще немного позанимаемся.               

    Сергей не готов завершать занятие. А ей хотелось поговорить с кем-нибудь, кто бы понял про изнуряющие репетиции, про невыносимые нагрузки, но такого человека среди коллектива не было. Минуту спустя она уже стыдилась своих   кощунственных, предательских мыслей. И приходило веское понимание важности репетиций. А спаянность дуэта, общность интересов, направленных на лучшее выполнение поставленных задач, только это может привести к  положительным результатам. Ведь не всем девочкам повезло иметь рядом такого серьезного, талантливого компаньона.                Необыкновенный, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство в достижении цели быстро привели танцевальную пару к вершинам успеха.               

    Руководство Дома офицеров совместно с основательницей театра Еленой Серовой и коллективом артистов «Леополис» создали приятное и комфортное пространство с пониманием того, что люди приходят за эмоциями и яркими впечатлениями, которых так не хватает в обыденной жизни. Импровизированная сцена и зрительный зал на 10 столиков. Публика размещается за столиками, на которые подают блюда и спиртные напитки. Во время спектакля зрители не только являются участниками представления, но и могут отведать традиционные, львовские блюда.

    С этого времени «Леополис» становится вечерним театром-кабаре для платной публики. В репертуаре театра – вокальные, юмористические номера, пародии, миниатюры, танцевальные композиции, разнообразные дивертисменты. Театрально-танцевальные номера – от нежно-романтического до драматически- дерзкого представляли спектакль в миниатюре.               

   Труппа на первых порах была небольшой. Многие актеры театров отказывались принимать участие в работе кабаре, считая ее недостойной, хотя при этом не понимали ни смысла работы, ни направления, и не принимали ее театральную квинтэссенцию. Такое отношение иллюстрирует только одну мысль — мнимое совершенство уязвимо. Потому что нормальные человеческие проявления противостоят голым, стерильным, бесчеловечным идеям и намерениям. Инстинкт самосохранения этих актеров продолжает оставаться на критически низком уровне.               

   Со временем коллектив стал набирать силу. Вступали в кабаре симпатичные, обаятельные актеры, обладающие способностью свободно чувствовать себя на сцене, успешно играть различные роли.               

    Адаптация в новом коллективе прошла сравнительно быстро, так как коллектив был дружный и зрелый. Никаких закулисных разборок, ни мелких придирок со стороны руководства не наблюдалось.

  - Отдельное спасибо, - говорит Алина, - Сергею Наенко, который по-дружески помогал вливаться в новый коллектив, ведь на первых порах никогда не знаешь, чего ожидать и как правильно себя вести. Вдохновение черпалось во всем окружении. Особенно помогали танцевальные выступления с Наенко, которые проходили успешно и под аплодисменты зрителей.  Необыкновенный, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство в достижении цели давно привели эту танцевальную пару к вершинам успеха.               

Как-то спросили Алину, нравится ли ей работа в кабаре.               

- Насчет приоритетов придется разбираться, ответила она. – Театр-кабаре – это совершенно иной формат, чем танец в хореографическом коллективе, где я раньше работала. Чем дольше я здесь пребываю, тем больше мне здесь нравится. Наши творцы постоянно находят совершенно новые сценарии, новые роли и новые костюмы. Расслабиться не дают, а ты творчески развиваешься. Завораживающий калейдоскоп складывает рассыпавшиеся, отдельные, концертные номера в новые, яркие узоры. Радуешься, если узоры эффектны, не лишены смысла и складываются в масштабную картину.               

Или, когда видишь улыбающихся, веселых зрителей – это ли не радость и исполнение твоих желаний.               

В театре-кабаре невозможно следовать только академическому стилю. Случалось, что танцор становится актером. Приходилось учить роль и работать по канонам актерского мастерства. Кроме того, в постановках использовались приемы прямого контакта актера или танцора, и это было интереснее для зрителя, потому что он наблюдал за исполнителями вблизи во время выступления. Зритель здесь ближе, и при этом может лучше делиться с нами чувствами, испытывать те же эмоции, в чем и заключается смысл хореографии.
     Путем жеста или мимики, а иногда и голоса, обращение к зрителю провоцировало большую заинтересованность зала к происходящему на сцене. Для Алины подобные приемы были в диковинку, и вместе с тем казались занимательными. Конечно, эти сцены не сразу осваивались. К ним нужна определенная работа и творческое вдохновение. Приходилось по-новому учиться. Это сильно влияло на темп и характер исполнения того или иного номера. К счастью, многие коллеги театра помогали, насколько это возможно, при подготовке. Выработанная жизнью ее способность определять приоритеты приводила к способности жить своим порядком в своём мире: вникать, учиться, оценивать и понимать.               

Игровые сцены продолжают жить, развиваться и обогащать программу. Новый, дивный мир, напористо прокладывающий себе дорогу, ломится из каждой информационной щели. Пространство мнимой данности на глазах превращается в поле вероятностей, допустимости немыслимого, а сюжеты  развиваются по основным, серьезным законам драматургии.               

Вспомним слова известной, французской певицы. Эдит Пиаф это хорошо понимала:                               

«Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она — твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо.».


Рецензии