Карманный блокнот. Тайна

Как благозвучно это слово - тайна. Слово окликающее, зовущее, вопрошающее. И часто безответное, поскольку всё тайное охраняет себя и не спешит сбрасывать покровы.Мы не всегда задумываемся над смыслом того, что произносим, подчиняясь привычке складывать слова в обычные сочетания. Говорим: тайна озера, тайна горного перевала, тайна египетских пирамид. На самом деле у природных и рукотворных объектов вряд ли может быть тайна. Это наш вечный антропоморфизм - наделять всё и вся человеческими свойствами и мерить людскими мерами. Берёзка у нас грустит, море волнуется, гром гневается, старинный особняк хранит вековую тайну. Наверно, в случаях с природой и творениями людских рук речь может идти о недостаточном знании, малой степени осведомленности. И еще о наличии воображения и поэтического миросозерцания.

Есть традиция отождествлять тайну с загадкой, секретом, явлениями, которые продолжают быть предметами пристального внимания долгое время и никак не поддаются разгадке. Непостижимое влечёт, интригует, стимулирует игру ума и фантазии, и в конечном счёте развивает познание. От существительного «тайна» образуются прилагательные «таинственное» и «тайное». В большинстве случаев таинственным называют то, причины чего неизвестны. А тайное, как можно предположить, это нарочно кем-то сокрытое. Таинственным нечто кажется со стороны, оно оказывается в фокусе  внешнего взгляда. Тайное имеет внутреннюю  принадлежность: моя тайна, его тайна, наша тайна.

Во все времена существовало представление о тайном знании, которым располагали отдельные просвещенные личности или сообщества избранных (пророки, египетские жрецы, пифагорейцы, розенкрейцеры и пр.). Это знание, возможно, не было чисто рациональным, составляющими его элементами могли быть гипотезы, идеи, способы истолкования текстов и основанные на всём этом представления). Тайное знание религиозного мира, провозглашённые кем-то истины, не требующие доказательства, были основой убеждений и верований множества людей.

Все эти известные вещи приведены здесь исключительно для того, чтобы в дальнейшем от них отрешиться и поговорить о человеческой тайне - персональной, индивидуальной.  Такая тайна - нечто тщательно скрываемое, не подлежащее разглашению. Это идеи, чувства, факты частной жизни, приверженность учению, членство в запретном сообществе, мечты о желанном, маловероятном, запретном. Всё тайное обладает для хранителя определенной ценностью, которая может исчезнуть в случае разглашения. По этой причине человек склонен оберегать своё или чужое сокровенное от остальных.

Бывает так, что нечто становится тайной для самого себя. Почему я прощаю всё одному и непримирима к лёгким прегрешениям другого? Почему один очаровывает и привлекает, а другой отталкивает? Почему мне нравится это лицо, я считаю его прекрасным, а то лицо вызывает отвращение, хотя черты его правильны? Почему мои нравственные критерии вдруг дают сбой? Потому что во всех случаях срабатывает один и тот же внутренний механизм избирательности, и он непостижим. Это и есть тайна для самого себя. (Тут надо сделать оговорку - психологи берутся объяснять подобные феномены. Но ни одна наука не скажет человеку лично о нём; компетенция наук - общие закономерности). Значимость тайны часто преувеличена хранителем. Он полагает, что обладание тайной ставит его в особенное положение, даже возвышает над остальными, он избранный и посвященный.
 
Разгадывание смысла таинственных трактатов и книг, истолкование священных текстов порой становятся делом жизни исследователей. А есть тексты, не имеющие прямого отношения к науке, околонаучным сферам, религии, но наполненные тайным смыслом (здесь уже речь идет не о знании, а об эмоциях) - это произведения стихотворные. Криптография напрямую не связана с поэтическим миром.  Но поэт в определённых обстоятельствах весьма умело использует приемы зашифровывания идей и оценок в тексте. Стихи-криптограммы принимают причудливые и отвлечённые от истинного содержания формы, из которых внимательный и просвещенный читатель может извлечь авторскую мысль. Простой и пользующийся популярностью прием - «переводы» поэтических текстов несуществующих авторов (или существовавших, но авторами стихов не являющихся). Очень удобно: сказал то, что хотел, но ответственности не несу, я же только переводчик. (Первый пример, который приходит в голову: А. Пушкин, поэтический текст «Из Пиндемонти», 1836).

Самое «неудобное» свойство личной тайны - нестерпимое желание ее выболтать. Когда «сердце рвется от любви на части», надо выпустить наружу неукротимый эмоциональный поток. «Не могу молчать», - стонет сердце. «Никак нельзя»,- отрезвляет разум. Нельзя, потому что грешно, неуместно, неприлично, это компрометирует, ставит под удар репутацию. Поэзия содержит много тайного и таинственного для постороннего взгляда. Не могу не вспомнить строки И. Голубева,  нашего удивительного современника, которые, на мой взгляд, очень точно показывают суть поэтического восприятия и стихотворчества: «Вначале это жест отчаянья,/Дневник свидания,/Потом - выбалтывание тайного /В исповедальне. /Прозренье подступает исподволь,/Внезапней вздоха,/И превращается вдруг исповедь/В разрез эпохи/…/» ( «Поэзия»).  Так, частное тайное, раскрываясь, вырастает в общезначимое, близкое и духовно необходимое для многих.

Позапрошлый век (как странно называть такой близкий нам девятнадцатый век позапрошлым!) устами Ф. Тютчева внушал: «Молчи, скрывайся и таи/ И чувства и мечты свои - / Пускай в душевной глубине/ Встают и заходят оне/ Безмолвно, как звезды в ночи, - /Любуйся ими - и молчи». Наставление почти двухсотлетней давности в эпоху господства Интернета и тотальной власти социальных сетей звучит диссонансом нынешнему образу жизни. Двадцать первое столетие практически избавило человека от сохранения личной тайны. Симулякры и фейки, имитации и всевозможные эрзацы (этакие социальные сахарины и маргарины) - заполонили пространство. Нет тайного, всё стало как бы явным, (на деле - искаженным до неузнаваемости), всё выставлено на продажу, бытует всеобщий ментальный (и не только) стриптиз. Всё уже снято и вывернуто наизнанку. Но любители сенсаций никак не уймутся. И это при том, что «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени», согласно действующей Конституции страны (ст.23, ч.1).

Справедливости ради надо сказать, что на семейные тайны посягали и прошлый век, и позапрошлый. Это вообще любимая тема определенной категории исследователей. Особенно рьяно действуют они, когда речь идет о знаменитости. Вспомним, например, сколько вариантов дат рождения А. Грибоедова существует в биографических публикациях (и как это мешает «правильно» отмечать юбилейные даты).

«Все тайное становится явным» - привычный речевой штамп. Но вряд ли это звонкое утверждение справедливо в отношении человеческой тайны, содержание которой упрятано под множеством защитных слоев и тщательно оберегается от посторонних. Иногда может показаться, что нам доступно разобраться в какой-то загадочной ситуации из чужой жизни, шаг за шагом приближаясь к истине. Главное - ни перед чем не останавливаться, так? Но вспомним, как устроена любимая детская игрушка «матрешка»: мы с усилием развинчиваем плотно притертые детали, разнимаем половинки, радостно достаем матрешку поменьше, похожую и непохожую на предыдущую, и продолжаем это делать, пока в наших руках на окажется последняя расписная деточка-матрешка с улыбкой Моны Лизы на лакированном личике. Крошка-матрешка - вечная тайна. Нераскрытая. Пусть так и будет - у каждого своя тайна. Неприкосновенная.


Рецензии