Кусочек неба

Светлой памяти папы...

Небо. Величественное и бескрайнее. Загадочное и манящее. Всегда разное. И такое прекрасное, что миллионы художников во все времена обращались к небесной теме бессчётное число раз. Классики, импрессионисты, модернисты. И у каждого из них - своё видение неба, как, впрочем, и у самого неба, тысячелетиями пишущего автопортреты, ни один из которых не повторяет предыдущие.

Как-то раз, когда я была ещё совсем маленькой, во время одной из прогулок в красивейший час заката папа неожиданно спросил меня:
- Скажи, Натка, какой кусочек неба ты хочешь нарисовать?
Сам он всегда рисовал отменно, с раннего детства. И ещё до войны, в девятилетнем возрасте выиграл очень представительный конкурс детского рисунка. Районный или областной – сейчас уж и не припомню, но победил он сразу в двух видах – пейзаж и портрет. Причём в рубрике «портрет» он представил ни много ни мало – портрет Максима Горького в карандаше!

- Я его срисовывал, - вспоминал папа спустя годы, когда я уже стала взрослой. – Срисовывал с портрета, который висел у нас в школе.
- Понимаю, что девятилетний ребёнок явно рисовал Горького не по памяти, - рассмеялась я.
   
Этот рисунок до сих пор где-то хранится у нас и просто поражает своей точностью. Это каким же талантом надо было обладать, чтобы в столь юном возрасте с филигранной чёткостью срисовать портрет Великого писателя. Ведь отговорки типа «Художник так видит» - в данном случае неуместны. Нужна полная точность.

По итогам конкурса наш юный художник получил поистине королевский, по тем временам, подарок – большой альбом для рисования и акварельные краски сорока восьми цветов! Настоящее богатство! Первое время он только и делал, что рисовал. Но…постепенно пришлось вернуться к обычной жизни. Домашние задания в школе никто не отменял, да и обязанности по дому тоже – папа был старшим из троих братьев.

А потом началась война. И папино детство преждевременно закончилось на одном из оборонных предприятий. Как, впрочем, и детство многих его сверстников, которым «в сорок третьем выдали медали, и только в сорок пятом – паспорта». Тут уж явно было не до живописи… А после войны – служба в армии, вечерняя школа, затем учёба в знаменитой Макаровке*, экспедиции в Арктику и, наконец, счастливейший брак с моей мамой. Времени для хобби совершенно не оставалось. И то, что хотелось нарисовать, приходилось лишь созерцать. Может быть, поэтому он лелеял надежду воплотить свои детские мечты в маленькой дочурке. Впечатлительность, романтизм, тяга к прекрасному – всё это мне сполна передалось от родителей. Но вот папиным талантом живописца Бог меня не наградил. Увы…

Поэтому, отвечая на вопрос о кусочке неба, я выбрала самый простой, однотонный и ничем не примечательный. И указала именно на него. Почему?.. Да потому что вопрос звучал так: «Какой кусочек неба ты хочешь нарисовать?» Видимо, я опасалась, что, после ответа, меня попросят нарисовать этот самый «выбранный кусок». А я не смогу… Что ж, детская логика порой заставляет взрослых более точно формулировать свои мысли. Так или иначе, но папа сразу всё понял и задал другой вопрос:
- Какой кусочек неба тебе хотелось бы нарисовать?

«БЫ»! Всего одна маленькая частичка, но как многое она меняет! «БЫ» - это уже совсем другое дело. Вот тут-то и начался простор для фантазии! Широко раскинув свои маленькие детские ручонки, словно пытаясь обнять ими всё небо, я радостно сообщила:
- Этот!!!


*Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище им. Адмирала Макарова С. О.

Фото автора. Закат над Санкт-Петербургом, август 2022 года.         


Рецензии