Полевая жандармерия Вермахта

У читателя может возникнуть вопрос, с какой стати я обратился к этой теме? Поясняю – у меня есть сборник «Враги», это рассказ, если напишу, тоже туда попадёт. Врагов – надо знать! Это из той же области, что на ошибках надо учиться. А врагов у моей Родины добавилось. Англосаксы умело притворялись товарищами, а по своей сути, всегда оставались врагами.

Теперь, по прошествии 81 года, мы понимаем, что вторгшийся  в нашу страну немецкий Вермахт отличался высоким боевым духом, четкой организацией порядка и железной дисциплиной.

Высокий боевой дух Вермахта ковался на просторах Европы, где Германия как катком прошлась, при помощи своих молниеносных кампаний. Два года не зная поражений Германия разгромила и оккупировала в сентябре 1939 Польшу, в апреле 1940 Данию и Норвегию, в мае 1940 Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Францию, в апреле 1941 Югославию и Грецию. Великобритания отсиделась за Ла-Маншем, вместе с достаточно сильным военно-морским флотом.

Вот эти-то победы сыграли злую шутку с Адольфом Алоисовичем Шикльгрубером … Уверовавшись в соей гениальности, исключительности и непобедимости он не взирая на предупреждения Отто фон Бисмарка, решил напасть без объявления войны на СССР.
 Не получая должного отпора и по морде два года, высокий боевой дух, почему-то, на просторах нашей Родины, быстро сдулся…

Вот здесь-то и наступила очередь фельджандармерии. Которая стала символом жестокого нацистского оккупационного режима и одновременно были стержнем железной дисциплины. Они были безжалостны к трусам и дезертирам.

Их называли «цепные псы фюрера» — из-за того, что они носили своеобразный ошейник — металлический горжет, на котором была надпись «Фельджандармерия».
16 марта 1935 года был принят закон о создании вооружённых сил, по которому в состав «обновлённых» вооруженных сил Вермахта входили подразделения полевой жандармерии.

Новые подразделения проходили полную военную подготовку и могли  выполнять любые функции военной полиции. Для подготовки полевой  жандармерии была открыта школа военной полиции в Потсдаме, где обучали  уголовному кодексу, общим и специфическим полицейским навыкам,  составлению отчётов, военной технике, самообороне, методам расследовани, стенографии, культуре и общим управленческим качествам.

Одной из основных функций полевой жандармерии было обнаружение и  задержание дезертирующих солдат.                По словам Гитлера, «Солдаты могут умирать, а дезертиры должны умирать», — таким образом, большинство дезертиров было казнено.

Также некоторые подразделения выполняли ряд других функций на  оккупированных вермахтом территориях. Их миссии заключались в контроле за передвижением транспортных средств и самолётов, выполнении функций  гражданской полиции, выявлении партизан, скрывающихся военнослужащих,  также принимали участия в массовых арестах, расстрелах, особенно евреев, отправках людей в концентрационные лагеря.

Ещё  личный состав немецкой фельджандармерии получал право на полное обучение пехоты, имел обширные полицейские полномочия. Они включали: контроль дорожного движения, поддержку воинского порядка и дисциплины; сбор и сопровождение военнопленных; контроль гражданского населения на оккупированных территориях; предотвращение саботажа; взаимодействие с тайной полевой полицией; арест дезертиров; противодействие партизанам.

Часто полевая жандармерия взаимодействовала с подразделениями                Тайной полевой полиции и СС.
                Действия полевой жандармерии — одна из самых слабо исследованных страниц истории вермахта во время   Второй мировой войны.

В вермахте существовали полевая жандармерия сухопутных войск (нем. Feldgendarmerie des Heeres), люфтваффе (нем. Luftwaffe Feldgendarmerie; полевая жандармерия люфтваффе также функционировала в парашютных и авиаполевых дивизиях и в корпусе «Герман Геринг»), на флоте (нем. Feldgendarmerie der Kriegsmarine) и в войсках СС.
 
Кроме того, сотрудники имперской службы безопасности (не следует путать с Службой безопасности (СД)) имели документы, а также права и полномочия сотрудников как полевой жандармерии, так и сотрудников тайной полевой полиции. Также права, документы и полномочия полевой жандармерии получили военнослужащие полицейских полков СС (SS-Polizei Regimenten).

Во время Второй мировой войны каждой армии был придан батальон полевой жандармерии, каждой дивизии — группа из 3 офицеров, 30 унтер-офицеров  и 31 рядовых (которые исполняли функции водителей и техперсонала).  Каждая группа имела не менее 6 мотоциклов, 4 тяжёлых транспорта, 17  вездеходов VW, два легковых автомобиля (2 тонны) и 2 грузовика (3 тонны).  Префикс автомобильных номеров был Pol (полиция), а не WH (вермахт — сухопутные войска); WL (вермахт — ВВС) или WM (вермахт — флот).


Чины фельджандармерии имели право проводить розыск военнослужащих и военного имущества, а также следовать через блокпосты и запретные зоны, оказывать любую необходимую помощь, с преимуществом перед любым другим военнослужащим того же звания независимо от рода войск; арестовывать рядовых и унтер-офицеров.

Исходя из полномочий понятно, что полевые жандармы непосредственно участвовали в военных преступлениях и преступлениях против человечности, осужденных на Нюрнбергском процессе.
Именно фельджандармы уничтожали евреев, военнопленных, партизан, утверждая «новый порядок» на оккупированных территориях. Среди них было немало членов НСДАП, да и нацистской идеологической обработке полицейские подвергались более усиленно еще на уровне обучения в школах военной полиции в Потсдаме, Праге, Лицманнштадте-Гернау.

В этих школах изучали народную культуру, уголовный кодекс, транспортный, промышленный, лесной кодексы, паспортный контроль и правила досмотра, криминалистику, ветеринарию, стенографию, оказание медицинской помощи, тренировались в стрельбе.

До 1940 г. полевые жандармы носили форму полиции рейха, но с армейскими погонами и нарукавной повязкой, на которой было написано Feldgendarmeriе. 

В начале 1940 г. все военнослужащие полевой жандармерии получили форму армейского образца со знаками отличия. Самым главным отличительным знаком был специальный металлический горжет с надписью Feldgendarmeriе.
 
Старший по званию офицер фельджандармерии находился в подчинении генерал-квартирмейстера сухопутных войск и отвечал за личный состав, за выполнение обязанностей военной жандармерии, за установление правил дорожного движения и обучение полицейских.

При командовании каждой из армий состояли штаб-офицеры, которые контролировали все приданные подразделения фельджандармерии, и были ответственны за поддержание порядка и дисциплины, за обеспечение дорожного движения и порядка при крупных передислокациях. В состав полевой жандармерии также входили регулировщики дорожного движения.


После поражений под Сталинградом и Курском боевой дух вермахта начал ослабевать. Чтобы предотвратить сползание к пораженческим настроениям, в ноябре 1943 г. был создан корпус фельдъегерей.

 Он действовал в качестве «заградительной сети» для отступающих и бегущих с позиций, занимался формированием из отпускников и окруженцев временных частей, разыскивал дезертиров и бежавших военнопленных, осуществлял сбор частей быстрого реагирования в случае выброски десантов, поддерживал местные части фольксштурма.

Но комплектование корпуса фельдъегерей разительно отличалось от комплектования фельджандармерии.

 Все зачисляемые в фельдъегерский корпус должны были иметь как минимум трехлетний боевой опыт и Железный крест 2-го класса, а офицеры к тому же должны были обладать значительным опытом службы.
Фельдъегерский корпус подчинялся верховному командованию вермахта, непосредственно генерал-фельдмаршалу Кейтелю.


Это давало корпусу даже большую власть, чем та, которой обладала фельджандармерия.

Корпус состоял из трех командований, сформированных соответственно в Кенигсберге, Бреслау, Вене. 1-е и 2-е командования применялись на Восточном фронте, а 3-е с 1944 — на западе. Командир фельдъегерского командования имел статус, равный статусу командующего не отдельной армией. Он имел право подвергнуть наказанию любого солдата или офицера, но не мог вмешиваться в военные решения.

Фельдъегерский патруль получал зону действия около 15 х15 км от линии фронта и имел в своем составе одного офицера и трех опытных младших командиров. Рядовые их называли «охотниками за головами». Фельдъегерь в случае неповиновения мог использовать оружие по своему усмотрению.

50 патрулей, в свою очередь, сводились в три роты и составляли дивизион фельдъегерей. Каждое управление фельдъегерского командования имело в своем подчинении фельдъегерский полк, состоявший из пяти дивизионов.

В 1944 г. в состав корпуса фельдъегерей были включены подразделения патрульного корпуса (Streifkorps). В каждом его отделении было 9 жандармов и 1 унтер-офицер. Фельдъегеря тоже носили «фирменный» горжет, но с надписью Feldjagercorps и нарукавную повязку, на которой было написано Oberkommando der Wehrmacht Feldjager.

Фельджандармерия и корпус фельдъегерей действовали на всех фронтах и направлениях — в России, Африке, Нормандии и Италии. В годы Второй мировой войны в немецком плену оказалось около 787 тыс. польских, свыше 1,5 млн. французских, 200 тыс. бельгийских, 147 тыс. британских, 300 тыс. югославских, 100 тыс. американских и 5,7 млн. советских военнослужащих.

Именно сбор и сопровождение более 9 млн. военнопленных в армейские сборные пункты, а затем в транзитные лагеря стали одной из первых задач фельджандармерии.

С началом операции «Барбаросса» в соответствии с «приказом о комиссарах» полевые жандармы выявляли коммунистов, комиссаров, политруков и евреев среди военнопленных. Но очень часто расстреливали их на месте.

К началу войны с СССР в вермахте было 15 батальонов полевой жандармерии. На 1 октября 1943 г. в 198 подразделениях полевых жандармов на советско-германском фронте находилось 5 тыс. солдат и офицеров. Гораздо меньше их было в составе войск СС и люфтваффе.
 

Это объяснялось четким разграничением полномочий между остальными службами немецкой военной полиции: между корпусом фельдъегерей, тайной полевой полицией, железнодорожной стражей, армейской патрульной службой, железнодорожной патрульной службой, береговой полицией и полицейскими стрелковыми полками.
В 1941–1942 гг. при продвижении вермахта в глубь СССР фельджандармерия немедленно приступала на оккупированных территориях к организации боевых подразделений из числа пособников из местного населения и военнопленных.

Вместе с фельджандармерией они должны были противодействовать партизанам, осуществлять репрессивные меры по отношению к местному населению, заключать евреев в гетто, охранять важные объекты и коммуникации, разыскивать бежавших военнопленных, участвовать в карательных операциях вместе с немцами.

Так эти подразделения становились проводниками «нового порядка».
Помимо ЕКА в непосредственном подчинении фельджандармерии до 1943 г. находились батальоны восточных добровольцев: русские охранные батальоны с 4 сотнями и запасным подразделением; казачьи части, 18 рот; восточные кавалерийские батальоны с 3–4 эскадронами.
 
Троица стандартная для войск контрпартизанской операции: фельджандарм, казак и переводчик.

Регулирование огромного транспортного потока в прифронтовой полосе также стало следующей сложной задачей фельджандармерии. Необходимо было контролировать движение, если, например, танковая дивизия вытягивалась на марше в 15-километровую колонну.

Стоит напомнить, что границу СССР пересекли 500 тыс. только грузовиков, не говоря уже о танках, мотоциклах, легковых автомобилях и гужевом транспорте. Установка указателей на немецком языке, борьба с автомобильными пробками, жесткий контрольно-пропускной режим на блокпостах, патрулирование дорог — всем этим занималась полевая жандармерия.

Именно немецкий патруль 12 февраля 1944 г. поставил точку в судьбе гауптмана Пауля Зиберта, под именем которого действовал во вражеском тылу легендарный советский разведчик Николай Кузнецов. На окраине Львова, не имея пропуска на выезд из города, Зиберт был вынужден в упор застрелить начальника патруля майора фельджандармерии Кантера. Бросив машину, он скрылся в лесу, где был убит бандеровцами.

С началом отступления нагрузка на фельджандармерию возросла. Под Москвой после известного «стоп приказа» Гитлера 16 декабря 1941 г. полевая жандармерия срочно начала формировать более 100 штрафных рот на советско-германском фронте. Это позволило во многом стабилизировать ситуацию.

В сталинградском котле подразделения жандармов 6-й армии до последнего дня сумели поддерживать дисциплину. Полевые жандармы охраняли подступы к взлетно-посадочной полосе, тщательно проверяя бумаги каждого раненого, дабы в самолет не пробрались симулянты.

Из котла вылететь мог только тот, кто имел свидетельство начальника санитарной службы армии. Все солдаты, пытавшиеся вырваться из окружения, расстреливались жандармами на месте.

Известен случай, когда унтер-офицер фельджандармерии расстрелял прямо на аэродроме полковника-снабженца, пытавшегося удрать из Сталинграда, сославшись на болезнь. По мере того как надежды на спасительную эвакуацию таяли, жандармам все чаще приходилось прибегать к стрельбе из автоматов в воздух, чтобы сдерживать толпу желающих улететь.

 За скрытую буханку хлеба, сброшенную с самолета, немедленно следовал расстрел, как и за мародерство и дезертирство.

На Восточном фронте в ходе боевых действий полевые жандармы часто вступали в столкновения с частями Красной Армии.

Ношение всех знаков отличий полевой жандармерии и фельдъегерей, кроме горжета, было отменено в 1944 г. Чтобы избежать преследований попавших в плен жандармов, каждому из них была выдана вторая, фальшивая солдатская книжка «зольбух» на случай пленения.

Последними немецкими частями, сложившими оружие во Второй мировой войне, оказались части 3-го фельдъегерского командования в Южной Германии. Их передали в распоряжение американской армии, где занимались передачей приказов немецким частям, розыском отказавшихся сложить оружие. Эти части были разоружены только 23 июня 1945 г.

Когда в ФРГ в 1955 г. был создан бундесвер, одной из первой была сформирована военная полиция, традиционно ставшая фельдъегерской. Сегодня фельдъегеря носят бордовые береты, к которым прикреплена звезда с надписью на латыни Suum cuiqe — каждому свое...

Так же как на воротах Бухенвальда Jedem das Seine — дословный немецкий перевод латинской фразы suum cuique, означающее «каждому своё». Всё помнят сучьи дети, только прикидываются...


Рецензии
Петрович, Вы необыкновенный трудяга - такие знания ведь не только из книг, скорее всего и архивы надо перелопачивать. Да и систематизировать полученные знания, и оформить текстово, и следить, чтобы не было слишком занудно и скучно - труд и большой, однако. Но я вижу - Вам это нравится, значит, труд во благо.
Желаю Вам продолжать в том же духе.
С уважением,

Сергей Салин   23.09.2022 21:51     Заявить о нарушении
Сергей! Не перехвалите. Не забронзовею. Всё нормально. Трудягой меня назвать пожалуй нельзя. Я в меру ленивый. Но если просыпается интерес, то даже во сне, что-то сочиняю. Сам не люблю длинные произведения. Не всегда дочитывать хватает терпения. Что мне самому интересно, то и для читателей пытаюсь донести. А итересы получаются самыими различными. Многое интересно. Но сейчас голова забита Украиной. Впервые препятствием стал возраст, да и ВУС у меня ВМФ. Но с пулемётом справился бы в лёгкую... Сейчас пытаюсь кропать повесть, но скатываюсь от повествования к описанию действий, техники с её ттх.там ещё причёсывать и причёсывать. Да и концовку пока не придумал. Три недели отдыхал от компа, был в Питере. Сейчас вернулись. Но отпуска ещё месяц. Постараюсь закончить.

Петрович 8   29.09.2022 23:15   Заявить о нарушении