Пешком по Каменке

(Газета "Междуречье", № 44 (97177), 20 апреля 1995 г., с. 2)
 
Если бы я был начальником…

Не первый раз езжу в поселок Каменный, и с каждым разом крепнет моё убеждение: хорошее место выбрали те, кто здесь поселился. Со всех сторон земля дышит, ветер продувает насквозь то волжской прохладой, то целебными запахами степных трав и лесопосадок. Главная улица плавно спускается к пруду. Здесь ещё и чисто, а летом вовсю купается ребятня, да и не только, – кто постарше тоже не отказывает себе в таком удовольствии.
На травянистом берегу приятно позагорать, а ребятишки мечтают о песочке. Чтоб был хоть маленький, но пляжик.
Здесь всем говорят, что руководитель агрофирмы Иван Иванович Ирикинов, – человек добрый и отзывчивый на всякие просьбы, особенно детские, когда очень прижимает его безденежье. Может, дойдут у него руки до этого – благоустроить пляжик?
А чуть выше пруда, в поселке, глаз то и дело натыкается на антисанитарию.
Тут же спрос... с кого? С администрации, что не оштрафовала за несанкционированнные свалки?
Живёт человек в своем домике, свой двор уберет, а весь мусор – за забор, на ничью улицу. Может почаще делать санитарные рейды и строго спрашивать с хозяев подворий, чтобы в чистоте держали не только свой двор, но и улицу, прилегающую к нему? За что осквернять землю, загаживая её всяким хламом?
Утопают наши села и поселки не в зелени, а больше в мусоре, и вопрос этот мало где отрегулирован достаточно результативно. Во всяком случае –не здесь.
Непомерно грязно и в общежитейских подъездах. Общежитие – тоже жилье, хоть и временное, и надо просто уважать себя и своих детишек, чтобы место, где ты живешь со своей семьёй, не содержать в такой грязи.
«Если бы я был начальником», – размечтался один маленький мальчик, – я бы ходил по дворам и даже квартирам и ругал бы всех грязнуль. Пусть убирают, потому что в грязных домах детям жить очень плохо».
Устами младенцев глаголет истина.
 
 
Ветераны – люди степенные

Зато в новом сквере, вокруг памятника воинам, погибшим при защите Сталинграда, абсолютно чисто. Аккуратная металлическая изгородь, аккуратные приствольные круги только что посаженных деревьев. Их более 100, высадили на днях школьники. И ухаживать за ними будут сами же. И зазеленеет через несколько лет, может, любимое место отдыха ветеранов. Они – люди степенные, спешить им некуда и, наверняка, облюбуют здесь место встреч.
Ветеранов в поселке – семь. Одному из них этот будущий парк, наверное, будет особенно дорог. Александр Илларионович Еремеев – участник Сталинградской битвы. Будет о чём вспомнить и поразмышлять и Федору Яковлевичу Цупину – всю войну маялся в плену.
Будут приходить сюда и супруги Фещенко. Иван Трофимович и Татьяна Александровна скрепили свой союз под фейерверк победного салюта. Это было 50 лет назад, 9 мая 1945 года, в Будапеште.

Льготники

А вот что только для них – так это уголок ветеранов в магазине № 5, которым заведует Л. М. Кошкодаева. Организовали его недавно, чуть больше трёх месяцев назад. Здесь продовольственные товары – в соответствии с решением местной администрации процентов на 20 дешевле. Так гречка, которая стоит 2200 рублей килограмм, ветеранам продаётся за 1900, макароны, соответственно, 2600, а со скидкой – 2400. «Недавно халву продавали, на 800 рублей дешевле, конфеты...
– Поступает товар часто, – говорит Любовь Михайловна, – в нашем льготном списке двенадцать человек, среди них трое «афганцев». Раньше и единственный наш чернобылец пользовался льготами, но сейчас его в списки не внесли. Почему, не знаю.
Действительно, почему? Или общество считает, что потерянное здоровье дешевле этих небольших льгот?

Скиснуть можно

Галина Петровна Шаповалова, воспитательница детского садика «Золотой ключик». Специалист с высшим образованием. Её зарплата – 49 тысяч, с первого апреля возросла на 50 процентов. Конечно, дышать стало легче, но всё равно, если сесть да подсчитать, как прожить на эти 73 тысячи в месяц молодой и небездетной, впрочем, хоть кому, – сразу скиснуть можно.
Но каменцы стараются не скисать и выкручиваются, кто как может. Жить-то надо.
«Ой, какая красивая кофта, давно мечтала о такой, – обрадовалась молодая женщина в магазине, – в выходные повезу на базар молоко и сметану, наберу эти 32 тысячи и обязательно куплю кофту».
И она кокетливо покручивается в понравившейся кофточке перед зеркалом.
Другие тоже ищут пути, как выкрутиться из безжалостных тисков безденежья: кто начинает «прислоняться» к коммерческим вариантам, кто выживает за счёт подсобного хозяйства, базара...
Голь, как говорят, на выдумку хитра.
Кстати, в Каменном вообще, считай, большинство, если не все, получают минимальную зарплату. Одно только название – зарплата. Ну скажите, 30-60-100 тысяч – это зарплата? Не унижает тех, кто честно и нелегко работает? Даёт возможность считать себя достойным человеком и по-человечески жить?.. Хорошо хоть то, что зарплата, какая-никакая, выдается регулярно.
У тракториста Карапета Погосяна зарплата 60 тысяч. На неё живет его семья их четырёх человек, беженцы. Его брат по несчастью, тоже беженец, электрик Геннадий Казаров, зарабатывает 70-80 тысяч. Тоже на четверых.
Если б не подворье, считай, обеспечена была бы жизнь впроголодь.

Пока лишь теоретически

И хотелось бы руководителю хозяйства и администрации платить своим работникам достойную зарплату и помогать малообеспеченным получше, да результаты работы хозяйства и многие другие обстоятельства не позволяют этого.
– Раньше мы, ветераны, имели 50-процентную скидку при оплате за топливо, газ, квартиру, а теперь (с начала зимы) платим полностью. То есть теоретически я льготы имею, а практически – нет. Мне объясняют, что эти 50 переплаченных процентов вернёт администрация, а она сама сидит без денег и ещё ни разу эти проценты не возвращала ни одному ветерану. Так же с лекарством. Оно бесплатно для нас. Опять же, теоретически. А так как у местной власти на счету денег часто нет, то бесплатное лекарство по потребности мы не получаем. Правда, разовые льготы все-таки случаются. Так, в марте нам с женой оплатили лекарство на 80 тысяч. Что нам остается делать? Роптать? Возмущаться? Требовать? Приходится приспосабливаться и терпеть. Ну и радоваться, когда появляется возможность воспользоваться своими законными льготами.
Из беседы с ветераном Великой Отечественной войны И. Т. Фещенко.

И всё-таки...

При всех этих трудностях руководителю агрофирмы «Каменская» И. Ирикинову как-то удаётся помогать своим землякам, не отказывать в просьбах людям, если на то есть хоть какая-то возможность.
Взять хотя бы детский садик. Основные расходы по его содержанию агрофирма берет на себя: снабжает детей мясом, молоком, картофелем, маслом, сухофруктами. Родители вносят небольшую плату за ребенка (9-10 тысяч в месяц, сейчас чуть больше. Хотя для многих и такой мизер – четверть зарплаты).
В садик принимают всех детей при наличии мест, даже если родители ребёнка работают не в агрофирме, а где-то еще или даже в Волгограде. Или вовсе не работают.
– На сегодня всего 3 заявления от родителей, – говорит заведующая садиком М. Б. Мукатова.
– В основном садик может удовлетворить все заявления. Необходимости расширять его или делать пристройку пока нет, хотя наш посёлок и молодёжный... Ну а насчет семьи Погосян могу с уверенностью сказать, что летом, когда у нас будет выпускаться группа шестилеток в школу, мы сумеем принять их детей в садик.
 
Мне бы 20 миллионов

Зачем? Чтобы выкупить один их четырех «замороженных» коттеджей по улице Пролетарской.
– Агрофирма продала бы эти недостроенные коттеджи, – разъясняет глава сельской администрации С. А. Закордонец, – потому что сама достроить их уже не может – нет средств.
Закладывали дома года четыре назад, для своих рабочих, но строительство теперь остановилось, достроит тот, кто купит. На сегодня остаточная стоимость каждого из коттеджей – 17-20 миллионов. Каменцам это не по карману. Вот если бы кто приехал и купил...
А для жителей, нуждающихся в жилье, скоро наступит «час новоселья». Уже в этом году будет достроен двухэтажный дом в центре поселка. Но отделочные работы достанутся тому, кто получит эти квартиры. Они уже распределены между работниками агрофирмы – 12 квартир. А очередников почти 60...
...Галина Петровна Шаповалова призналась мне:
– Я вашу газету выписывала только ради программы, да ещё, чтобы про Каменку свою прочитать. Но вы пишете о ней маловато.
Выписывайте снова, Галина Петровна, мы учли Ваши претензии и расскажем Вам про Каменку ещё – два корреспондента уехали от вас с «заполненными блокнотами.

В. СУДАКОВА.


Рецензии