Отрывок 24 из повести Счастливый глобус

Чужая непохожесть у некоторых людей  вызывает невероятное раздражение и агрессию. Став старше, поняла: причиной тому является банальный страх - боязнь  выглядеть в глазах большинства невыигрышно, результат мучительного внутреннего суда за то, что не смог выделиться, отличиться, доказать окружению что-то. Живя в состоянии тревоги по поводу собственной обыденности, человек с трудом терпит чужой успех, чужую внешнюю привлекательность, чужую духовность. Внутренняя дисгармония толкает на липкий путь очернительства, хамского  разрушения репутации, дешёвых  разборок, коллективного сплочения против одного, на яростные атаки в виде брани, подлых действий за спиной, даже кулаков.
Изучать бы чужую непохожесть как объект природной уникальности, учиться бы друг у друга многим вещам. Увы, мы так привязаны к укоренившимся суждениям! Консервативность эта сродни болезни: все время надобно подпитывать себя тем, что привычно  и  понятно, что сопоставимо с результатами собственной жизни, с выбранной планкой оценивания.
Когда  вдруг нарушается привычное течение событий и рядом оказываются те, что выделяются поведением, одеждой или внутренним стержнем, появляются растерянность и дискомфорт. Мечутся, уколотые чужой непохожестью, страдают, пытаются вернуть всё на круги своя. Проявляют чудеса изобретательности   в погоне за победой рухнувших прежних оценок! Держатся мертвой хваткой за то , что давно пора заменить. Люди  по странной и нелепой привычке  отгораживаются от того, что требует анализа, умственного и духовного напряжения , и идут  торными маршрутами, намеренно не желая менять и меняться,  не стремясь делать что-то  новое, тем более  искать  иные горизонты и признавать чужие достижения.
Чем отличалась от педагогов 19 школы Валентина Сергеевна Козлова? Пожалуй, манерой убеждать, объяснять урок, добиваться от учеников усердия и прочных знаний.
Она заходила в класс, загадочно улыбаясь. За этим мимическим проявлением всегда пряталась очередная придумка учительницы. Она словно говорила: «Ну вот, посмотрим, как сегодня проявите себя!» Валентина Сергеевна постоянно закаляла характеры, приучала готовиться к урокам основательно, всерьёз.
Напрягаться надо было во многом. Урок начинался с химического диктанта, проводимого в потрясающем темпе, который требовал нашего  колоссального внимания, быстроты реакции и безоговорочного понимания вопроса. Задания исключали тупое угадывание.
 На маленьких листочках мы писали формулы веществ, указывали, следуя номенклатуре, их названия , определяли валентность, расшифровывали значения терминов. Ответы собирались сразу после окончания диктовки. Замешкаться было невозможно.
Думаю, это был верный ход, с первых мгновений урока убирающий надежду на раскачку. Каждая минута работала на результат, на развитие общеучебных умений, на готовность школяра распределять свои интеллектуальные силы, трудиться на все сто.
Опыт, эксперимент - вот что сопровождало увлекательный рассказ Валентины Сергеевны. Теоретические выкладки всегда опирались на убедительные примеры.
Валентина Сергеевна дарила нам «улыбку Джоконды» и в момент завершения объяснения, и в конце занятия, когда озвучивалось домашнее задание. Оно было объемным, требовавшим многочасовой работы со сборником расчётных задач Гольдфарба и Ходакова.
-Ничего себе!- не удержалась однажды Ассоль, записывая столбцы номеров упражнений.
-Себе- ничего, ребята! Всё- вам. Надо покорпеть!- продолжая улыбаться, произносила учительница.
Уроки химии проходили на одном дыхании. Это были часы изучения интереснейшей науки, бесспорным знатоком которой была наша Козлова, мудрая и строгая, видевшая ребячьи  перспективы учительница.
Однажды она поручила мне подготовить доклад на тему «Крекинг нефти»:
-Лена, учебника недостаточно. В помощь тебе энциклопедия!
Неделю я сидела над разными источниками,  на оборотной стороне рулона обоев  тушью рисовала сложную схему, отжимала для выступления материал, у зеркала репетировала выступление.
Валентина Сергеевна с неизменной загадочной улыбкой внимательно выслушала мою речь, потом сказала:
-Ну что, славно, славно. Большой труд, зачёт!


Рецензии
Вечера доброго Вам, Елена!

И вновь целиком и полностью соглашаюсь с Вашими суждениями.

Чаше всего неприязнь и агрессия провоцируются именно внутренней боязнью потери собственного реноме, каких-то тщательно скрываемых комплексов, а чаще банального непонимания тех, кто радикально отличается, как своей внешностью, так и, а часто и в большей степени, своим характером и поведением.
Это своего рода защитная реакция, доставшаяся человеку от его животных предков, когда любое появление непонятного объекта трактовалось, как серьезная опасность.
И изжить в себе подобное поведение удается, к сожалению, очень немногим.
Нам гораздо проще плыть по течению привычных стереотипов, столь же привычно отторгая все то, что выходит за хорошо знакомые рамки.
И как же ценен опыт тех людей, кто умеет выстраивать совсем иную линию поведения.
Но, еще более ценны люди, владеющие искусством обучения подобному восприятию мира других.
И главное в этом, как мне кажется, не бояться идти вперед, не страшиться вполне понятных ошибок, чего, к сожалению, очень многие избегают.
И низкий поклон тем педагогам, коим все же удается вложить в неокрепшие головы более широкое восприятие окружающее мира.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   09.09.2022 21:32     Заявить о нарушении
Как Вы правы,Сергей! Здорово, что мысли семидесятников сходятся! Одно поколение, одни буквари...
Благодарна Вам за отклик! Здоровья, творческих успехов, планов, которые обязательно сбудутся!

Елена Румянцева 2   10.09.2022 10:31   Заявить о нарушении