Тёмная сторона самоанализа

Игорь Орлов

Старец Порфирий и мужчина с демонической рефлексией

Святой старец Порфирий Кавсокаливит (в миру - Евангелос Баирактарис)

К старцу Порфирию Кавсокаливиту приехал мужчина. Вроде, внешне казался веселым и непринужденным. Но поведал старцу о многом в своей жизни, что показало иное.

Помощи попросил. От души.

Старец Порфирий, по милости Божьей, увидел, что гложет мужчину.

Что было с мужчиной?

История мужчины.
Немало боли испытывал мужчина в юности своей. Очень хотел, чтобы боль эта оставила его. Совершал немало действий, да боль душевная не покидала. Мрачнел он.

Ходил он к психологам, которые, видя мрачность его настроения, давали ему положительные настрои. Следовал им мужчина, произносил их сам себе. Но боль не уходила, настроение жизни не менялось.

После долгой безуспешной практики «настроев», оставил он это дело. Казалось ему каким-то фальшивым все это. Ему плохо на душе, а он, как заведенный, повторяет сам себе: «мне хорошо».

Сколько не говори «халва» - во рту слаще не станет.

Пробовал не обращать внимание на боль. Но она сама на себя внимание обращала, через события жизни и состояние его души.

С неких пор стал ходить в церковь. Там исповедовался в грехе уныния. Много раз исповедовался.

После причастия потом становилось лучше. Но ненадолго. Походил, походил он в церковь, да забросил и ту. Может, духовника-исповедника хорошего не нашел. С формальным подходом встретился?

Стоит сказать о нем то, что с ранней юности он был склонен к рефлексии, возможно, чрезмерной.

Как что происходит в жизни, он все в себе анализирует.

Стоит сказать и то, что когда он рассуждал о делах объективных, по работе, то ему помогала «внутренняя аналитическая работа». Он мог найти нужный ответ, решение. А вот когда эта «аналитика» касалась его самого лично, личностно значимых важных вещей, он ничего не находил.

Забросив психологов и церковь, он тем ни менее продолжал рефлексировать. То бессоница ночью поднимет, то уснуть не может. И предается он этому занятию. Привык он рефлексировать. Ему казалось эта деятельность очень положительной и очень близкой. Хотя, положительных плодов ее он не видел. Привычка?

Старец Порфирий.
Старец Порфирий Кавсокаливит

По молитве ему открылось, что гложет мужчину. Он сказал ему строго (в Афонской школе монашества в таких случаях всегда следовала строгость): забросить заниматься самоанализом.

- Не могу я, геронда – сказал ему мужчина – я привык к этому, это уже часть меня.

Старец Порфирий не обиделся, не стал прогонять его, а дал ему подсказку: если не спится или гложет что-то - не в себя уходи, а читай Евангелия, молитвы, Псалтирь. Больше ко Христу Богу обращайся. Особенно, и больше всего, именно в такие моменты жизни.

Благословив, отпустил.

Что сделал мужчина?
Он последовал совету старца, но встретился с огромным сопротивлением внутри себя. Только хочет он почитать Евангелие или молитву ночью, как все расплывается у него перед глазами.

Фото из Яндекс Картинки

Не может он. И вновь «падает» в рефлексию. Один раз, второй, десятый попробовал – не получается. Будто сил каких-то внутренних не хватает ему.

Думал бросить это дело и посчитать своей неудачей. Да что-то остановило его. Вспомнился ему старец Порфирий. Та незримая забота, что уловил он в старце, остановила его. Не мог он подумать о старце ничего плохого. Напротив, решил опять поехать к нему.

Второй приезд.
- Геронда, не идет молитва, не идет Евангелие – сказал в сердцах мужчина. Глаза его выражали отчаяние и надежду, просьбу о помощи.

- Поставь перед собой икону Христа. Подумай о Христе, Его призывай в помощь. Как душа просит, своими словами, честно и от души. Христос не оставит. Спаситель Он наш.

Икона Христа Спасителя

Благословив, отпустил.

Молитва старца.
Долгой она была за этого человека, очень глубокой. Старец понял, что с тем. Но сказать не мог, по смирению своему. Бог не давал ему сказать. Ответ должен прийти человеку от Бога, а не от него. Вот и просил старец все это у Бога для ближнего своего. Чтобы уловил человек Христа. Не себя самого (мы все ведь милы сами себе), а Христа. Пусть ненадолго, но уловил…

Исцеление.
Человек поступил так, как сказал старец. Бессонная ночь, боль. Икона Христа и обращение к Нему. Слова мужчине пришли сами. Он сказал Христу, перед Его иконой все, что болело у него. Как на духу. Какой-то поток шел у него и чувств, и слов.

И мужчина чувствует, будто иссякает он, будто выпивают его. Но не испугался.

«Да хоть умру сейчас, не боюсь. Умру? Пусть. Но со Христом».

Обессиленный, он упал в кровать, когда больше ничего не мог говорить.

Но он не умер, а проснулся. К нему стали, день ото дня, приходить силы. Его покинуло настроение тьмы. Он чувствовал себя новым человеком.

Третий приезд.
Через месяц мужчина чувствовал в себе исполинские силы и желание жить и творить. Много хорошего пришло к нему в течение этого месяца. Решил он отблагодарить старца, а заодно и узнать, что же с ним было. Если старец, конечно, скажет.

Старец Порфирий встретил его с любовью и радостью. Ему не надо было ничего говорить – он увидел и понял все сразу.

Мужчина поблагодарил старца от души, на что старец смиренно опустил голову, молвив лишь:

Старец Порфирий Кавсокаливит: смирение

- Все это Христос.

Спросил его мужчина: что же было с ним такое? И не вернется ли вновь старое, худое?

Старец подсказал ему: через такой самоанализ приходили к нему демонические силы. Подменял он самоанализом таким молитву, упование на Бога и покаяние. Гордыня тонкая, как упование на свой ум, привлекала к нему все это зло. Он себя оправдывал, а не охуждал, восторгался собой, а не умалял. Этого и много другого, темного, было в его самоанализе. И чем дальше, тем больше. Тоньше и глубже.

Сделала тьма его заложником такого самоанализа, безбожного и демонического. А как поработился он этим, так и дух уныния пришел. А до него рукой подать и до отчаяния. Слава Христу, что Он спас и удалил напасть.

- Почаще Христа Бога благодари, как Спасителя. И минует тебя эта напасть – заключил старец. Благословив, отпустил.

Старец Порфирий Кавсокаливит с чашей Святых Даров для причастия

Послесловие.
Случались еще попытки сбить с толку мужчину. Не так быстро и просто отпускает человека тьма. Если бы!

Но он мысленно, и от сердца, благодарил Христа. Все уходило. Сон его наладился, так как ушла внутренняя боль. Если же случались ситуации от жизни, где все-таки происходила боль, то он не к рефлексии прибегал, а к молитве ко Христу. И надобности предаваться излишнему самоанализу не возникало.

Понравилось – ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями в соцсетях.

Комментарии10
по популярности
Не удалось отправить сообщение
Комментировать
Войдите, чтобы комментировать
Ирина К.
16 ч
Рассказ интересный и поучительный. К большому сожалению силы зла не дремлют. Но Господь к счастью сильнее!!!

Ответить
17
жора трумпокаис
17 ч
Спасибо, дорогой Игорь.

Ответить
12
Марина Смирнова
15 ч
Благодарение Спасителю!

Ответить
10
Еще 7 комментариев
Страна звенит в тумане
• Подписаться
4,3K подписчиков
"Есть у Бога и другой лик — страшный..." Философ Николай Лосский о преложении хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы
В декабре 1932 года доктор философии Николай Лосский опубликовал в парижском журнале "Путь" статью "Магия и христианский культ". Это был своего рода ответ тем атеистам, которые говорили о "чародействе" в процессе Божественной литургии, когда освящённые хлеб и вино прелагаются в Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. Внешним наблюдателям это и вправду могло показаться чем-то волшебным. Лосский как богослов объяснил суть Таинства. Ответ отрицательный Возможно ли, чтобы в состав христианского культа входила магия? Ответ резко отрицательный...
1 неделю назад
Елена Аксенова (Азы православия)
• Подписаться
11,6K подписчиков
Как помочь ближнему, когда он охвачен злом? - Порфирий Кавсокаливит. Поучения
2 месяца назад • 777 просмотров
Елена Аксенова (Азы православия)
• Подписаться
11,6K подписчиков
Радость о Господе исцелит тебя - Порфирий Кавсокаливит
3 месяца назад • 3,6K просмотров


Рецензии