Хроники каменного лука

Кто только не пытался понять сущность Алтая! Пытались искатели центров происхождения рода человеческого, народов и народностей и даже находили там  мировой центр культуры. Пытались искатели растений, рудознатцы и просто путешественники. И конечно, художники.  Но, увы,   можно смотреть на картины  и  многочисленные изображения гор снежников и ледников  и сомневаться, Алтай ли это. Не такие ли ледники и горы в Гималаях, Саянах или Альпах?   Может ли художник раскрыть тайну Алтая?  Мало еще осталось на земле таких мест, где человеку не место.  И все-таки тайну Алтая в картинах художника раскрыть можно. Нет, нам помогут  не горы и озера, а  растения. Читатель, я приглашаю вас в мир растений и красок Алтая.

Хотите,   читатель, попасть на Алтай  и наслаждаться горными картинами каждый день? Есть такие замечательные слова – рокарий и альпийская горка. Вы скажете - что в них особенного? Сегодня любой может воплотить эти слова в заветный уголок на даче.  И вы будете правы -  слишком обыденно.  Мы когда-то решили воссоздать Алтай возле школы,  и так, что простому дачнику это  был не по силам. Хорошо, что существуют в мире карьеры, скрывающие в глубинах земли остатки былого величия.  Мы привезли с ближайшего карьера самосвал порфиритов. Некоторые глыбы прочного   камня,  странной  благородной окраски,   были почти в рост человека. Конечно, сделали дренаж,  с трудом, общими усилиями, красиво расположили  глыбы,   и засыпали промежутки хорошей землей. И задумались. И решили посадить  между камней не просто низкорослые растения, обычные на альпийских горках, а нечто алтайское. Может быть маральник, рододендрон? Сто лет назад энтузиаст сибирской автономии Потанин вывез с Алтая в Томск  десять  кустов для ботанического сада,  вез  словно драгоценность,  и ощущал себя конвоиром золотого эшелона. Нет, это теплолюбивое  растение в Сибири жить не будет. И что же такого алтайского, морозостойкого    приходит из памяти? Алтайский лук! Поехали мы в ботанический сад и получили бесплатный подарок. На огромном опытном участке, куда экскурсии не допускают,  нам откопали образы луков, и не только алтайских,  двенадцати  видов, и  все луки были горными – монгольскими и тибетскими, тянь-шаньскими.  На первый взгляд все они были одинаковыми – дудчатые полые листья и шарики соцветий, чаще всего белых, редко лиловых. Алтайский каменный лук так и вообще походил на батун. Но когда луковицы поделились, разрослись и заполнили промежутки между камнями, мы поняли, что воссоздали горы.  И, конечно,  самым легендарным был лук алтайский. Какие только мифы о нем не слагали! Что на Алтае найти этот лук очень трудно, потому  что он в Красной книге и близок в горах к исчезновению, что лук этот лекарственный, и помогает от всех болезней, что он гораздо вкуснее и полезней других луков, а луковицы могут даже в морозильнике храниться. Для нас, ботаников,  гораздо важнее было, что открыл и описал его двести пятьдесят лет  назад знаменитый сибирский  путешественник Питер Паллас.   Бледно-зеленые соцветия богаты нектаром,  и на густой сильный аромат  слетаются к нашей горе все окрестные пчелы и шмели.  И главное - когда-то такой уголок родной природы пытался создать первый алтайский художник из рода чорос  Григорий Гуркин.   Возле своего дома в знаменитом до революции селе Анос,  рядом с   Чемалом,   он специально выкопал пруд, и собирал,  и высаживал  вокруг него родные алтайские растения. Может,  Гуркин был ботаником?

Нет, Гуркин был не просто художником, а учеником Шишкина. Он совершил то, что учителю было не подвластно. Первые картины его были чисто подражательные. Сосны, освещенные солнцем, портреты растений. Только если Шишкин рисовал дикую сныть или лопухи  под забором, Гуркин выбирал моделями алтайские растения:  маральник, бадан, но и борщевик не пропускал, нашу русскую пучку.  А потом модели переместились с этюдов на его картины. Все художники в горах пишут вершины, ледники и бурные реки. Рерих добавлял к ним богатырей,  святых, а то и языческих богов. У Гуркина на переднем плане почти всегда растения. Кедры стерегут ледники, а на берегах холодных озер или бадан, или маральник, или радужное многообразие алтайских трав. А горы – вдали. Так и на картине «Тайны горного Алтая». А что же мы видим в центре самоцветных трав? Может быть огоньки или борец, или марьин корень? Нет, в центре горный лук! Мощное растение, способное жить на раскаленном камне летом  и переносить антарктические морозы зимой. И что такое горы  без самоцветных трав, и самоцветные травы без гор?

И без ботаников сущности Алтая не раскрыть. До революции, сто лет назад, Томск был столицей Сибири. Край от полярного круга до монгольской границы. Летом томичи перебирались на дачи, и дачи были на Алтае. Манжерок, Чемал были так же известны,  как и сегодня. Но центром духовной жизни  был Анос, усадьба Гиркина. Много раз приезжал к другу художнику Потанин, ярый сторонник независимости Сибири. Летом по окрестным склонам  бродили нарядные барышни с ножами за поясом и берестяными корзинками в руках. Они занимались гербаризацией (не правда ли странное слово для современной элиты!) Растения барышни определяли по Крылову. Да,  бывал там Порфирий Крылов, главный ботаник Сибири, прежде чем отправиться в экспедиции в  непроходимые горы. Гиркин мечтал  сделать Анос центром художественной жизни  страны. Увы, не успел ….
.

И все ботаники, художники и путешественники вспоминали усадьбу Гиркина,  вспоминали алтайские ночи  в черной чаше гор, тихий звон порожистого ручья в  усадьбе, грозный грохот  Катуни в отдалении  (ни одна река в мире так не звучит, сам там был и слушал).  Но и нам возле каменной горки у школы тоже было неплохо сидеть вечерком,  вдыхать аромат каменного лука, смотреть,  как уплывают в темноту его белые шары,  и вспоминать картины алтайского художника и пытаться разгадать тайну Алтая.


Рецензии
Спасибо, Вадим Кузьмич. Ценю Ваше мнение. Успехов

Юрий Панов 2   30.09.2022 07:56     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.