015. Подлость

     Моя подруга, царство ей небесное, незадолго до своей кончины рассказала мне историю своей жизни. Мы с ней дружили очень давно и много общались, но вот так открыться до самого донышка – случилось впервые. И, мне кажется, что она чувствовала скорую кончину, и просто хотела облегчить свои последние месяцы жизни вот такой своеобразной исповедью.  Эта её история настолько поразила меня, что мне захотелось это записать.
     А началось всё с того, что я, как это часто бывало, зная о её болезни, приехала к ней в гости, навестить, поговорить, попить чаю вдвоём. Пьём чай и смотрим какой-то фильм, от которого охота плакать. Правда, мы не особо зацикливались на том, что творится на экране, но вдруг Зина сказала: «А ты знаешь, подруга, что подлость, как в этом фильме,  убивает? Нет, я не о том, что кто-то подлый возьмёт нож или пистолет и прикончит тебя. Нет, я о том, что такой подлый человек постоянно,  с удивительной настойчивостью и жестокостью занимается тем, что устраивает подлость тем, кто рядом. Ежедневно, по крупному, по мелочам, для развлечения, для возвышения своего собственного Я. А рядом, чаще всего оказывается кто-то из близких, и даже любящих его людей.
     Я это тебе почему говорю? Да, потому что вот такая подлость  - моя история жизни. Раньше никому не говорила из-за того, что у каждого человека и своих заморочек в жизни – хоть отбавляй. Я – терпила по жизни. А ещё – раньше во мне жила надежда, что в человеке может проснуться хотя бы намёк на что-то хорошее, что отзывается на моё хорошее отношение. Но это оказалось не так. Вплоть до его смерти. Ты догадалась, что я говорю о своём, так называемом, муже. Если ты спросишь, почему я от него не ушла, я тебе сразу задам встречный вопрос – а куда? Мы жили бедно, другого жилья нет, денег на приобретение нет.
     Вдобавок ко всему я, когда вышла за него замуж не поняла, что он творит подлости. Это понимание пришло гораздо позже. Ведь ты знаешь, что я много и часто болела. Только теперь я стала понимать, что это от его подлости, потому что болеть начала сразу, как вышла за него замуж. Из больницы не выходила по нескольку месяцев. А ведь ещё тогда, в молодости мне один врач, невропатолог, немного грубовато сказал, что мне мужа надо сменить. А он его прекрасно знал. Теперь я убедилась, что он был прав. Но… жизнь прошла, и я умираю. И уже ничего изменить нельзя».
     И она продолжала: «Жили мы всегда бедно, иногда очень бедно. А муж работал так себе. И, вообще, как я потом поняла, работал только на себя. К тому же, постоянно прятал деньги от меня и наших двоих сыновей. Для чего и куда он их использовал, знают только он сам и Бог. А я знала только одно – дом, дети, работа. Дети часто болели, так что для меня больница стала привычной: то сама лежу, то с кем-нибудь из детей. А от него видела только постоянное недовольство. Никогда – ни слова хорошего, ни поступка. Ни-че-го! Чем дальше, тем хуже. Пошли постоянные его пьянки, да гулянки по бабам.
     Сейчас, по прошествии времени, я поражаюсь, как в то время я всё это вынесла. Оглядываюсь, а позади меня – бездна, чёрная, жуткая! И помочь в то время мне было некому. К тому же, я не любила никому жаловаться. Только всё больше болела. Но при этом умудрилась заработать сорок лет стажа. Причём зарплата у меня была намного больше, чем у него.
     Вот говорят, что мужчина в своей жизни должен сделать три вещи: построить дом, посадить дерево и родить сына. Так мой муж выполнил только одно – родил сыновей. Самое приятное и немудрёное задание! Зачем заморачиваться на остальных обязанностях?  А по мне так лучше такая пословица: «Муж жене - отец, жена мужу – венец».
      Так вот мы и дожили до серебряной свадьбы, потом - до золотой. А хорошего вспомнить-то и нечего. Теряла терпение – заболевала, однажды чуть концы не отдала, а врачи не могли определить мою болезнь. Выжила. Хотела развестись, собрала документы, а муж их спрятал, я не могла их найти целый месяц. Срок всех собранных справок истёк.
     Сыновья выросли. Слава Богу, что не в него. Потому что нельзя быть похожими на отца, который ни за что проклял меня и своих сыновей. Кому скажи – не поверят, но это было так!
     Умные люди говорят, что в жизни ничего не случается просто так. Я вот сейчас поражаюсь – как Бог терпит на земле такое исчадие ада?! И почему это исчадие оказалось рядом со мной? Наверное, поэтому сейчас у меня неизлечимая болезнь.
Сейчас бы пожить немного, когда его уже нет, без его подлости, но…
     А тогда, когда я поняла, что он не человек,  во мне всё перегорело, обуглилось.  Я стала ко всему равнодушна.  Как будто из меня вынули сердце и душу, и осталась телесная оболочка, выполняющая какие-то жизненные обязательства и функции – не более того. А теперь, тем более, я из этого состояния уже не выйду. И ещё, я разучилась верить кому бы то ни было. И потеряла веру в добро».
     После почти минутного молчания Зина сказала: «Ты знаешь, моя добрая подруга, а ведь я, глупая, в день нашей золотой свадьбы надеялась, что услышу хоть несколько хороших слов в мой адрес, или получу в подарок колечко. Надо сказать, что за всю нашу совместную жизнь, муж не подарил мне ни одного подарка, у нас не было даже обручальных колец. Да я, собственно, и не заморачивалась на этом раньше, потому что не любила всякие побрякушки. Но пятьдесят лет общей жизни – это всё-таки дата! Но – ничего!!! И, что странно, после этого я не могу плакать – у меня нет слёз. Всё – внутри! Иногда молюсь и прошу Бога, чтобы дал мне возможность выплакаться, облегчить душу, но – нет, не получается. Подлость убила во мне даже слёзы».
     Мы сидели почти до утра. Ночевать я осталась у Зины. Её исповедь была настолько тяжёлой, что я не смогла уснуть. Жалеть её?.. Да, я жалела. Но знала, что она сама очень сильный человек. И жалость может быть для неё обидна.
     Утром мы сидели, пили чай с лимоном. Зина выглядела лучше, чем вчера. Возможно, её стало легче после нашего разговора.
     Я собралась уходить. Зина проводила меня до дверей: «Ну, ладно, до свидания. Заходи. Завтра у меня будет очередное обследование, и через пару дней будут результаты». Я спросила, чем я сейчас могу ей помочь. Она сказала, что у неё есть всё, что  нужно, и мы расстались.
     Она позвонила мне через два дня. Сначала я даже не узнала её голос – он был возбуждённым и радостным: «Дорогая, у меня такая радость! Анализы у меня стали лучше. Я в восторге!»  Зина почти кричала: « Ты придёшь сегодня?» Я ответила согласием, и вечером была у неё. Мы порадовались такому прекрасному событию, и выпили по глотку вина за дальнейшее улучшение. И я пошла домой.
     Я даже предположить не могла, что видела мою подругу в последний раз. Она легла спать и больше не проснулась. Сын не мог до неё дозвониться, и утром приехал. Но она была мертва. Почему она умерла? Ведь при такой болезни во сне обычно не умирают.
     Об этом мы узнали только после её похорон, когда сын после моего рассказа обратился к врачам по поводу её анализов. Её настоящие анализы оказались критическими. Никто и никогда уже не узнал, откуда к ней попали хорошие результаты – то ли это чья-то злая шутка, то ли ошибка врачей. А, может, Бог пожалел её и подарил частицу радости в её последний день жизни.
     И всё-таки, так как она умерла во сне,  надеюсь, что она оставила этот мир с надеждой на выздоровление и нечаянным счастьем.
     Упокой Господь её душу! Славным она была человеком!

Фото из интернета


Рецензии