Лариса Алексеевна Щукина Счастье греет, если...

     Сегодня мелькнула на телеэкране передача об Анне ГЕРМАН.
     (10 лет назад написала небольшие воспоминания «Анна Герман в Джамбуле» (http://proza.ru/2012/05/15/471)    провели вечер ее памяти в нашей Гостиной)
     Но я о другом. В тех воспоминаниях упоминаю имя ЛАРИСЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ЩУКИНОЙ, моей главной наставницы по жизни. А сегодня, роясь в архиве и слушая одновременно передачу об Анне Герман, я вдруг  наткнулась на письма от Ларисы Алексеевны, которые  я получила от нее в … 1967-м? 1968-м ?. Даже забыла, что они у меня могли сохраниться…      
    Сейчас на дворе 2022 год.  Спустя 10 лет хочу дополнить ту публикацию и возвращаюсь по времени еще дальше.
  … В 1967 году  я решила начать жить сначала.  Уехала в Россию, обосновалась  в  подмосковных Серебряных прудах. Помогло письмо секретаря Джамбулского обкома комсомола Виктора Алексеевича Чибисова, знавшего мои сложные семейные обстоятельства и написавшего рекомендательное письмо  в ЦК ВЛКСМ. Пришла в ЦК ВЛКСМ с этим письмом и с надеждой получить направление на работу …на Крайний Север, куда почему-то очень хотела уехать! Думала – не пропаду, учителя  везде нужны.   Именно так - с крайнего юга на крайний север!
     Анатолий Ясько  ( на тот момент работал в отделе рабочей молодежи)   предложил мне … остаться в Подмосковье: « В ГК ВЛКСМ там сейчас как раз зав. школьным отделом ушла в декретный отпуск.. А дальше посмотрим»
      У меня к нему был только  один вопрос ( о, простота дикарки-азиатки!): «А лес там есть?»  Потому что я еще ни разу в жизни не была в лесу… «Есть и лес и река Осетр!»
        Так в моей биографии  появились Серебряные Пруды, самый дальний и самый южный район Московской области на границе с Рязанской областью.
        А Лариса Алексеевна – ВЕЧНАЯ ЕЙ ПАМЯТЬ – не упускала меня из виду. «Я папу и маму убедила, что ты очень правильно поступила, уехав в РСФСР… Аллочка, только  не   посрами чести казахстанской! Докажи, что мы умеем хорошо работать, веселиться, фантазировать и мечтать!!... Интересно, а если бы я вдруг сорвалась с места – устроилась бы я на работу?! ( Это пишет – секретарь обкома партии! Кандидат юридических наук!  - А.Ж.) А вообще я просто рада, что ты в Подмосковье, лесах, грибах и людях! Только обязательно, девочка,  помни о себе, о своей личной жизни. Конечно, поступай очень осмотрительно и не по-девчоночьи, а по-взрослому, серьезно. Так ведь?!
 Желаю тебе всего наикрайщего. Целуй Сашка. С приветом Л.А.»
   Из другого письма:
«Дорогая Аллочка, очень сожалею, что не смогла глянуть на тебя как следует во время твоего короткого приезда в наши края. Успела только заметить искорки счастья в твоих глазах и улыбке.  Вот и пусть эти искорки разгораются в настоящий пламень, согревающий твою семью…
     Милая девочка! Я всегда верила , что большое счастье найдет тебя и сынулю обязательно.
     ТОЛЬКО ПОМНИ ВСЕГДА, ЧТО СЧАСТЬЕ ДОЛГОВЕЧНО ТОГДА, ГОДА ЛЮДИ К НЕМУ БЕРЕЖЛИВЫ, А ГРЕЕТ – ЕСЛИ ЕГО СОГРЕВАЮТ  (выделила я – А.Ж)

 «В нашем доме все-прежнему. Работы очень много. В комсомоле у нас новый  второй , а теперь уже и третий секретарь – Виктор Чибисов теперь  в Алма-Ате в ЦК КПК - Компартии Казахстана. (Дальнейшая биография Виктора Чибисова, который помог мне в трудный период жизни – дипломатическая работа, последний раз видела его в ГДР,в восьмидесятых, где он работал секретарем посольства СССР – А.Ж.)
     Много интересных дел, но много и всевозможных хлопот. Пожалуй, это и хорошо.»
    «Наверно, в сентябре поеду в отпуск, а может быть что-нибудь найду и для постоянного отчаливания (уже во второй раз в письмах мелькает мысль  тоже уехать в Россию – А.Ж). Уж очень жарко, порою для сердца невыносимо. Страшно только на старости лет с места трогаться».
     В этом письме сохранилась дата -26 июля 1968 года. Лариса Алексеевна так и не уехала из Джамбула.
     Она умерла 12 апреля 2006 года, ей было 82 года и она до последнего дня работала- возглавляла городской совет ветеранов. На доме, в котором она жила - мемориальная доска…
     Я догоняю ее по возрасту. Мы все уходим понемногу. Как говорил Ричард Гир:  «Жизнь это такая штука, из которой еще никому не удалось выбраться живым…»
    Как вовремя  я нашла  ее письма!.. Статью на ПРОЗЕ.РУ  назову ее именем, чтобы  ее  легко могли найти те, для которых это имя так много значило в жизни.
   
      На фотографии: Лариса Алексеевна и Анна Герман во время приезда  певицы в Джамбул.


Рецензии