О визуальной поэзии. Агитка или философская модель

Итак, отношение к ней у ценителей литературы неоднозначное.

Она, та самая, которая была настолько популярна в начале ХХ в. и даже в Средние Века, очень слабо продуцируется авторами ХХI в и ещё меньше освещается критиками.

То ли прагматизм, то ли технические неудобства, то ли усталость от активного стихосложения, то ли просто задавленность бытом - среди ведущих авторов нескольких украинских литературных сообществ между 2014 и 2020 гг. только 3-4 признались в интересе (скорее сдержанном) к этой теме и поделились своими работами в этом жанре.


История же литературы говорит нам о том, что и Т.Маринетти, и многочисленные авторы Средневековья, и харьковские модернисты вкладывали в свой авангардный формализм не только  и не столько эмоции, а своеобразные модели мира.

Чем же эти модели важны сейчас?

Они ярко демонстрируют читателям и критикам возможности творческой формы.

Так, будто впервые прикоснувшись к златокудрой Авроре и розоперстой (по Гомеру) Эос, сияют до сих творческие находки поэтов-визуалистов.

Критики относились к ним неоднозначно: для кого-то это были пустые агитки, для других же - забавные дополнения к неизмеримо богатым своим наследием первым десятилетиям Эпохи Возрождения. Современные авторы воспринимают визуальную поэзию скорее как игру и баловство.

Почему?

Не литературоведческий, а, скорее, социоэкономический ответ на этот вопрос может быть следующим:

1. Несмотря на обилие свободного времени у узкого круга эстетов, для многих из них гораздо важнее приобщение к классике, чем к апокрифам (а харьковские поэты-модернисты или, тем более, Нью-Йоркская группа - это нечто среднее между Святым Граалем и апокрифами).

2. Общество и без того перенасыщено лозунгами и призывами.

Да и нет.

Да, пресыщено сиюминутно.

Нет, не должно переставать писать и читать.

"Золотая середина" - это именно признание важности каждой страницы истории.

3. Отношение к футуризму как излишеству.

Это уже было в прошлом.

Футуристов считали визионерами, мистиками, гремящими из высших сфер пророками, суфиями, огнепоклонниками, колдунами, а на самом деле...

Поэт-футурист - это инженер, конструктор слова, прагматик и романтик в одном флаконе.

Чем он многоязычнее, тем сложнее конструкции, тем парадоксальнее форма.

Постепенно переходя от философской лирики к гражданской (через горнила собственных  и наблюдаемых жизненных побед и передряг, популярности и одиночества) , футурист, подобно азартному игроку, "ставит" на самого себя в будущем.

Отсюда летающие города, призывы к реформированию всего и вся, аллюзии, транскреации и искрящие пафосом юности тексты. Не умаляя прагматизма, а в содружестве с ним, эти авторы и авторессы творили и, надеюсь, будут творить и загадки, и ребусы, и форматы, и новые художественные траектории.

4. Футуризм в литературно-художественном творчестве может соотноситься и не соотноситься с политическими радикализмом, анархизмом и нонконформизмом в других странах, в то время как в современной Украине он, как ни странно, вызывает симпатии у приверженцев миноритарных и мелкобуржуазных партий, объединений и движений.


Рецензии