К вопросу о развитии человеческого потенциала
Итоги специальных исследований позволяют утверждать, что страна с большим демографическим ресурсом при прочих равных условиях обладает и большей совокупной мощью. Разумеется, сам этот ресурс сегодня определяется не только и не столько количественными, сколько качественными параметрами. Однако правительства и правящие элиты развивающихся стран во многих случаях всячески стимулируют рост населения, надеясь «конвертировать» его в геополитическое влияние и усматривая в нем гарантию национального суверенитета и примеров тому множество.
Индийская программа «нулевого демографического роста» была совершенно сознательно свернута правящими кругами, посчитавшими, что огромное население Индии само по себе даёт определенные гарантии против угроз, исходящих как от Китая, так и от исламского мира (в первую очередь от Пакистана). Высокий уровень рождаемости по тем же мотивам блокирования внешних угроз поддерживается режимами Ирана, Ирака и других стран.
Потом многими учёными стала обосновываться концепция «человеческого капитала», трактуемого в качестве единства знаний и квалификации, одновременно выполняющего функции «средства производства» и «предмета длительного пользования». Появление этой кардинально новой оценки населения стало велением времени для развития демократии в обществе. Это необходимо прежде всего для его защиты от посягательств кого-либо на право жить по своим, демократически избранным большинством населения страны, законам.
Стремление к всеобщей занятости населения трудоспособного возраста, вложения в человеческий капитал, рост ценности жизни и человеческого труда при его вознаграждении необходимым для продолжения жизни по труду становится основой развития многих стран. При развитии образования и медицины всё это становится важнейшим фактором в преобразовании экономики с модернизацией производства и это уже не просто повышение темпов экономического роста, а как абсолютная необходимость ликвидации безграмотности и бедности в демократическом обществе для его развития.
Постиндустриальное общество, в направлении к которому движутся социально развитые страны, определяется не только информационно-коммуникационными технологиями, но разумно должны развиваться также био- и нанотехнологии, способствующие развитию благосостоянию населения и улучшению его среды обитания.
Воплощение в жизнь общества достижений принципиально новых областей научного знания, инновационное реструктурирование отечественной экономики предполагает переход от развития, базируемого на использовании иссякающих природных ресурсов, к динамике, основанной на разумной эксплуатации развивающегося человеческого интеллекта, на наукоемких производствах и фундаментальных открытиях. Очевидно, что приоритетным становятся сохранение и наращивание человеческого потенциала страны, способного эффективно адаптироваться к усвоению всё возрастающего потока информации и нововведений при всё большем снижении количества природных богатств.
В социально развитых странах налицо смена государственных приоритетов — относительное сокращение доли военных исследований и ускоренный рост инвестиций в фундаментальные науки, связанные, в частности, с развитием социальных систем посредством развития образования и здравоохранения. На роль базового фактора развития экономики выдвигается образование, в том числе системы, обеспечивающие получение профессиональных знаний в течение всей жизни. При учёте того, что жизненный цикл знаний, навыков и профессий сегодня становится всё короче.
В условиях утверждения «глобально-информационного уклада» в обществе все более жёсткими становятся требования к профессиональному качеству трудящегося населения. В современной мирохозяйственной конкуренции побеждают «не числом, а умением», и основным источником национального богатства становится «интеллектуальный капитал». К 2015 году, согласно оценкам Всемирного банка, по данным применительно к 192 странам, как источника национального богатства материального капитала приходилось в среднем 16% от общего богатства, на долю природного капитала — 20%, а капитала человеческого — 64%! Для России эта пропорция — 14, 72 и 14%, тогда как в Германии, Японии и Швеции удельный вес человеческого капитала как источника национального богатства достигает 80%!
Физический капитал - это работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания, сооружения, земля, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемые для производства товаров и услуг необходимых для развития общества.
Природный капитал общества это тот запас природных ресурсов, который при экономической оценке позволяет использовать его как источник для развития общества и извлечения дохода.
Человеческий капитал - это совокупность навыков и знаний, свойств и способностей, которыми должен обладать человек для жизни в обществе и что позволяет ему иметь необходимое для жизни. В совокупности такой капитал всех дееспособных граждан составляет человеческий капитал общества и является его основной движущей силой и важнейшим фактором в развитии современной социально-экономической политике.
Из концепции человеческого капитала, которая интенсивно развивалась во второй половине XX столетия, непосредственно следует, что цель развития общества и человека заключается не столько в том, чтобы увеличить производство и потребление, сколько в том, чтобы предоставить своим гражданам равные возможности реализоваться прежде всего в социально благополучной жизни по количеству и квалификации своего труда при здоровом долголетии! Чтобы интеллектуально-духовное развитие и все способности с детства развивались в доброй морально-нравственной обстановке при нормальных социально-бытовых условиях.
Но это стало возможно только в тех странах, где к власти пришли партии, в программе которых было условие, что равенство рабочего времени на общественно необходимый, честно и справедливо нормированный труд по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья, должно определять не только относительно равное количество труда по времени, но и чтобы относительно равные нормы таких социальных благ, как добротное жильё, качественные продукты питания и фактуру для одежды распределялись относительно количества и квалификации вложенного труда!
Чтобы благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды каждый мог формировать для себя и своей семьи сам по зарплате от результатов квалификации своего труда или службы на благо общества по разрядам, классам, категориям, званиям и прочим критериям определения квалификации общественно необходимой деятельности трудоспособного населения! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.
Но в России все эти доводы довольно быстро трансформировалась в концепцию «расширения человеческих возможностей», при развитии которой все возможности интеллектуально-духовного развития общества народного благосостояния по труду, превратились в возможности развития общества потребления по капиталу со всеми вытекающими отсюда последствиями…
Свидетельство о публикации №222090101179