Русский раскол

 

    Очерк
   
 Когда-то в середине 19 века   молодой профессор Казанского  университета  Щапов  написал ставшую вскоре известной передовой интеллигенции книгу "Русский раскол старообрядчества". А позднее еще одну   -   "Социально-педагогические условия умственного развития русского народа",   в которой  талантливо рассказывал о тысячелетнем    русском  горе - злосчастье.  Лекции молодого профессора  были  блестящи.  Затаив дыхание его слушали студенты, а  Щапов  говорил им о сострадании к черному люду, о необходимости конституции в России...

  Щапову  не понаслышке были известны бедность  и  неравноправие - он был разночинец - сын  пономаря и  простой  бурятки. И чудом получив образование, работал, как каторжный.   Недаром  разночинцев в России называли интеллигентным пролетариатом. Они умели и любили трудиться.
 
 Афанасию  Щапову  было тогда   тридцать лет.   Он был полон сил и замыслов.   Молодого профессора полюбили студенты, но Щапов был вольнодумец,  а  в  России  никогда не любили вольнолюбие и инакомыслие.   
 
  Профессор  лишился кафедры,   его  сослали в Восточную Сибирь и там,  оказавшись в Иркутске вместе с любимой женой,  он жил в крайней бедности, почти в нищете на хлебе и  воде  на небольшие гонорары, сотрудничая в журнале "Отечественные записки".  От нужды и отчаяния   Щапов стал пить запоем  -   этой  извечной  болезнью русских интеллигентов.  Жена прощала ему всё и умоляла работать, но книга о русском расколе осталась самой значительной .
  В ней  Щапов писал о раскольниках и главном из них -протопопе Аввакуме, не принявшем обряд Никона.  Аввакум пострадал из-за своей непокорности. Русоволосый, с большой бородой, горящим взором голубых глаз и огромным лбом, с посохом и двумя поднятыми вверх перстами. Таким он,  как живой,   предстает перед нами, яростный в своей  вере и убеждении правоты.
 
   Аввакума  посадили в яму с верной женой и сожгли в Пустозерске 24 апреля 1682 года. Было ему отроду 61 год. Он так и умер непокоренным, написав в яме свое знаменитое  " Житие протопопа  Аввакума".    Теперь   - это памятник древнерусской литературы.
     У  Аввакума  остались последователи и среди них  боярыня Морозова, ставшая известной всем по картине Сурикова. На ней её увозят в ссылку на простых санях,  непокоренную с поднятыми двумя перстами. За санями бежит мальчишка. На переднем плане юродивый  -  босой с синими обмороженными пальцами в волдырях. А возле саней народ. Кто зло высмеивает боярыню, а кто скорбно смотрит ей вслед, сочувствуя и жалея.
   
    Прошло с тех пор много лет, а  раскол  общества  остался в разных видах и взглядах  и продолжает  делить   людей  на два непримиримых лагеря.
       Одним из ярчайших его представителей в 19 веке стал Герман Лопатин.   В начале пути судьба благоволила к нему. Он происходил из старинного дворянского рода и родился в Нижнем Новгороде в 1845 году. Вырос в семье чиновника  -действительного статского советника. С золотой медалью   юноша  окончил гимназию в Ставрополе, отлично учился  на физмате в Петербурге, и там сблизился с революционно настроенными студентами.
  В 22 года   он блестяще окончил университет и в этом же году получает степень кандидата наук. Казалось бы, что карьера молодого талантливого ученого предрешена. Но почему-то его волнуют беды народа.  В университете  Герман сближается с революционно настроенными студентами и в 1867 году году создает   "Рублевое общество" для изучения экономики страны, быта народа и его способности  восприятий социализма.
   
  Но  за   свои взгляды  юноша  и поплатился первый раз свободой.  Его арестовали в 1868 году,  и он был заключен в Петропавловскую крепость на восемь месяцев, а потом сослан под надзор родителей.  После тюрьмы Герман написал диссертацию.
 
 Отец помог  сыну  устроиться работать чиновником особых поручений при губернаторе.   Казалось бы   -  живи  своей обеспеченной жизнью, преуспевай и радуйся, но нет - в свободное время Герман изучает труды Карла Маркса.  Он хорошо знал немецкий,  английский и французский языки.
Каким он был тогда?  Красивый, крепкий молодой человек с пышной шапкой густых  каштановых  волос,  высокий,  большелобый,  с легким прищуром голубых глаз,  кофейно-золотистой бородкой  и необыкновенно правильными чертами лица.

 Лопатин  был интеллигентом высшей пробы,  любил чистые рубашки, носил очки и не  любил тиранию.
Еще в юности  он написал: " Любовь к отечеству, включает нелюбовь к тирании."  И эту нелюбовь к тирании он пронес через все испытания, выпавшие ему в жизни.  А еще ненавидел  гангрену казнокрадства и взяточничества, которая царила повсюду.

 Лопатин  жил просто, как  и его друзья.  В Питере питались в студенческих кухмистерских в полуподвалах.  Собирались на Большой Конюшенной у Николая Даниэльсона, высокого юноши с тихим голосом, легкой походкой и внимательными серыми глазами.  Фарисеи и книжники,  они сидели в комнате, забитой книгами и мечтали о будущем России без монархии. Вместе с Николаем они впервые переведут позднее" Капитал"  Маркса на русский язык.
Отныне  их религией стали "Капитал"  и политэкономия.
 
 В ноябре 1867 Лопатин уехал  в Италию, он  хотел помогать Джузеппе Гарибальди  штурмовать папский Рим.  Герман  стоял  там на площади и  кричал на латыни: "  Жизнь  без свободы  - ничто!  И еще:
  "Благо народа -высший закон!"
 Он кричал, когда не только говорить, слушать было опасно - всюду стояли карабинеры, но в этот раз пронесло...

  В 1869 году он опять арестован в России, но ловкий и сильный Лопатин  бежал с военной гауптвахты и перешел на нелегальное положение. А вскоре помог и бежать из ссылки  за границу известному народнику Петру Лаврову. Он отдал ему свой заграничный паспорт, а сам получил паспорт на чужое имя. Герман эмигрирует в Париж, где вступает  в Первый Интернационал.
 
  В Швейцарии Лопатин пытается  разоблачить Сергея Нечаева и  сплотить русскую революционную эмиграцию, хотя безуспешно.  Но  Герман не опускает руки, он едет в Англию, лично знакомится с Марксом,  бывает у Герцена. Тот,   поразительно умный, коренастый,  с сильным рукопожатием, показался  ему похож на Сократа.   В Париже не раз Герман бывал и у Тургенева, который очень ему симпатизировал. С Герценом они разговаривали о Чернышевском, о его романе "Что делать?".

  В 1870 году Германа Лопатина вводят в состав Генерального совета Первого Интернационала. Революционные идеи бродят в голове Германа. Ему не дает покоя мысль о поруганном и ошельмованном Чернышевском, которого считал своим духовным учителем.
  Чернышевский был кумиром передовой молодежи того времени. Материалист, публицист и писатель в  1862 году, находясь в Петропавловской крепости, в одиночной камере Алексеевского равелина написал роман  "Что делать?" в виде рассказов о новых людях. Роман прошел двойную цензуру. Следственная комиссия разрешила его к печати, увидев в романе лишь любовную линию.

 Некрасов повез рукопись в типографию Вульфа и по дороге потерял ее...
А рукопись была в единственном экземпляре...
 Расстроенный Некрасов  дал подробное объявление в газете  о пропаже. Тому, кто найдет и вернет рукопись,  была обещана награда в 50 рублей серебром. Большие деньги по тем временам.

  Чудом рукопись была найдена  и отдана за награду. Роман был опубликован  в журнале "Современник" в 1863 году в 3, 4, 5 номерах. Вскоре номера эти оказались под запретом, а цензора отстранили от работы. 
 В 1867 году роман был опубликован в Женеве, потом переведен на 9 европейских языков. В России роман был запрещен, запрет был снят лишь в 1905 году.
А сам  автор романа Николай Гаврилович  Чернышевский попал на каторгу после гражданской казни  на Мытнинской площади в Петербурге дождливым утром 31 мая 1864 года. Обряд шельмования проходил при мертовой  тишине.   И вдруг кто-то  из толпы  бросил большой букет...
 
 Казалось, что  шельмовали здесь всех, стоявших и безмолвных, бессильных, послушных, покорных царскому режиму,  который отправлял на каторгу и в ссылку   лучших людей  за свою преданность народу, за свои социальные устремления и мечты.
  Чернышевского осудили по сфабрикованному делу с помощью подложных документов и отправили на каторгу в Сибирь. Три месяца везли его по разбитой дороге в любую погоду  - холод, дождь и жару. Он тяжело заболел  в пути, но после тюремного лазарета его отправили на работу в рудники. Царское правительство изолировало демократа от почитателей и предрекало ему политическую смерть.
 
 Чернышевскому было запрещено печататься, произведения его были конфискованы, его имя нельзя было даже упоминать в печати, но он продолжал писать,  стойко перенося тяготы каторжной жизни. Единственное, что  он  мог позволить себе - купить литр молока у крестьянки, кипятил его на печке и пил понемногу. Молоко помогло ему выжить в Вилюйске, куда он был переведен в 1871 году. Там он пробудет долгие годы, еще целых 12 лет - до 1883 года, как " очень опасный государственный преступник..."
   
  Лопатин вернулся в Россию  зимой 1870 года, чтобы освободить Чернышевского.  Ему невыносимо было осознавать, что глохнет  могучий ум его кумира в  далекой сибирской ссылке.   Герман направился в Иркутск  под именем  коммерсанта Любавина,  но зимой 1871 заключен в тюрьму Вилюйска.

 У  молодого революционера  уйма энергии, два раза он совершает побег и опять неудачно, но не сдается. В 1873 году   Лопатин  дерзко бежит  от конвоя прямо из суда во время судебного перерыва по делу о его неудачном двойном побеге.  Герману удается укрыться в тайге.  С невероятным трудом он добирается до Петербурга и выезжает за границу.
 
 В Париже Герман живет по документам английского подданного Барта. Там он  женится  на обаятельной рыжеволосой красавице Зине Корали, которую полюбил всей душой и  которая в 1877 году подарила ему сына Бруно.
Казалось,  судьба опять улыбнулась ему! Живи и радуйся тихому семейному счастью. Но внутренний голос постоянно твердит ему : " Ты для себя ли только хочешь воли?"  Романтически он относится к революции и  пишет письма соратникам и друзьям в  Россию, а их читают, проливая семь потов перлюстраторы  на Почтамте в Петербурге...

 Несколько раз с большой опасностью Герман  нелегально  посещает Россию для участия в революционной борьбе.
В 1879 год его арестовали через   шесть  дней после приезда. Лопатина сослали в Ташкент, потом в Вологду, откуда он бежал в 1883 году сначала в Париж потом в Лондон. Мысли о воле для народа не оставляют Германа,  и он опять возвращается в Петербург.  В  Лопатин 1884 году примкнул к  организации  "Народная воля" и ведет активную работу по объединению рабочих организаций и убийству жандармского полковника Георгия Судейкина 16 декабря 1883 года.
   
  6 октября 1884 года Герман Лопатин был арестован  с важными записями, именами и адресами членов организации...
  Его задержали в Петербурге  прямо на Невском.  Лопатин  быстро скомкал бумаги и   бросил их рот,   начал жевать, но проглотить не удалось - ему заломили руки, вырвали изо рта бумажный ком  и  надели наручники.

 Лопатину  хотелось жить и любить, бороться за свободу  угнетенного народа, а  он попал  в каземат  на долгие годы...
 
  Записи позволили раскрыть всю сеть революционной организации. Начался процесс "двадцати одного", закончился он лишь в в 1887 году.
Лопатин был приговорен к смертной казни, позднее его заменили на пожизненную каторгу, которую он отбывал в Шлиссельбургской крепости.

  Она была построена в 1322 году на Ореховом острове в Ладожском  озере   недалеко от Петербурга.  Сейчас это крепость Орешек, туда возят туристов.  А в Российской империи эта крепость была  зловещей политической тюрьмой. Там томились в разное время многие  знаменитые узники:    друг Пушкина  поэт-декабрист Вильгельм  Кюхельбекер, Михаил Бакунин и другие революционеры. Там же был повешен брат Ленина Александр Ульянов.
Герман Лопатин отсидел в каменном мешке крепости восемнадцать лет...
 
  Его  жена  Зина  через несколько лет вышла замуж за художника Горского, который был давно и безнадежно в неё влюблен.
За время заключения в крепости Герман Лопатин духовно не сломался. Ему помогли огромный интеллект и несгибаемая воля.   Он был освобожден по амнистии 1905 года без восстановления в правах на состояние.
После  Лопатин проживал в Вильне. Тяжелобольной, он отошел от революционной деятельности, занимался литературной работой.   9 декабря 1909 года Лопатин посетил Горького на Капри, пробыл там 5 дней и рассказал писателю о своих встречах с Карлом Марксом. Он считал себя его другом...
    В 1913 году Лопатин переехал в Петербург.
 Он дожил до революции, к которой так стремился,  был свидетелем  массовых революционных выступлений народа.

  Уже в старости могучий и непокоренный с белоснежной бородой и высоченным лбом мыслителя,  с гладко зачесанными назад волосами и умным пронзительным взглядом,  он производил   большое впечатление на собеседников.
Скончался Герман  Лопатин от онкологии 26 декабря 1918 года. Ему было 73 года. Похоронен  на Литературных мостках Волкова кладбища.
Память о нем осталась в его литературных трудах и нескольких книгах, написанных о нем разными авторами.

  Радетелей за русский  народ   в царской России  было много.  Хождение в народ студенческой молодежи с целью сближения  с народом, его просвещения и агитации  началось с 1861 года.  Началось оно с того, что осенью 1861 года правительство повысило плату за обучение и запретило студенческие кассы взаимопомощи. В ответ на это  в университетах произошли студенческие волнения, после которых многие студенты были отчислены. Активная молодежь была выброшена из жизни -исключенные  не могли   ни  устроиться на государственную службу по причине  неблагонадежности, ни продолжать учебу.

   Герцен в газете "Колокол" в 1861 году писал  из-за границы:  " Но куда же вам деться, юноши, от которых  заперли науку? Сказать вам куда?  В народ! К народу!  -  вот ваше место, изгнанники науки..."
Число же изгнанников науки росло, и хождение в народ стало массовым явлением. Бывшие студенты, не доучившись, становились сельскими учителями и фельдшерам, учили и лечили крестьянских детей.  И движение это приносило немалую пользу  среди в основном неграмотного населения. Эти люди называли себя народниками.

  В начале 70-х годов народники поставили цель вовлечения народа в революционную борьбу. Среди них были  революционер-теоретик  Петр Лавров, анархисты Петр Кропоткин и Михаил Бакунин.
Бакунин писал молодым революционерам: " Ступайте в народ, там ваше поприще, ваша жизнь,  ваша наука. Научитесь у народа, как служить ему и как лучше вести его дела."
   И было немало случаев, когда  пропагандисты собирались в переполненных крестьянских избах, сидели за полночь и пели  революциооные гимны.

  Особенно массовым стало хождение в народ весной 1874 года. Пропагандисты хотели поднять бунт.   Ходила учащаяся молодежь, в том числе и женщины,   как правило по одному или небольшими группами под видом торговцев, мастеров от села к селу, выступали на сходках, беседовали с крестьянами, стараясь зародить недоверие к властям, раздавали прокламации грамотным.
 
 Но народ верил царю-батюшке,  хотя в то время был голод в Среднем Поволжье и юге России - голодало много губерний.  И все попытки поднять народ на борьбу не увенчались успехом.  А тексты прокламаций были серьезные  - в прокламации  народника  Заичневского  предлагалось  даже :   "Двинуться на Зимний дворец и истребить живущих там..."
В 1875 году пропаганда началась и среди рабочих.
 В 1876 году образовалась организация  "Земля и воля".

   Правительство развернуло репрессии  -  начался политический террор. Многих пропагандистов сдавали сами крестьяне. Аресту подверглось четыре тысячи человек. У Ильи Репина есть замечательная картина  на эту тему -   "Арест пропагандиста",  над которой он работал долго  - почти десять лет с 1880 года.
Сюжет её такой:  в крестьянской избе поймали пропагандиста - народника. Это рыжеволосый молодой человек в красной рубашке,  поддевке и сапогах. У него решительный и смелый вид. Такой пойдет до конца в тюрьму и на каторгу, но свои идеи не предаст.
 Пропагандиста крепко держат за локти жандарм и крестьянин в лаптях и тулупе. Другой  жандарм,  рангом повыше,  с седой головой, одутловатым лицом и красным носом  читает один из найденных листков запрещенных прокламаций. Над жандармом угодливо склонился молодой следователь. На переднем плане на полу вещественные доказательства вины -   раскрытый чемодан с листовками  и  разорванные клочки прокламаций...

  Репин начал писать эту картину под впечатлением большого судебного процесса, на котором судили народников. Великий русский художник не мог остаться равнодушным и написал  еще  несколько картин на эту тему  в том числе : "Отказ от исповеди",  и  " Не ждали."

  Судебные процессы над народниками шли чередой. Самый значительный процесс проходил в особом присутствии Сената в феврале 1882 года.  Он назывался "процесс 20-ти".
Из двадцати обвиняемых к вечной каторге были осуждены 13 человек, из них две женщины...
20 лет каторги  получили двое мужчин и одна женщина.
Один народоволец был осужден на смертную казнь.

  Баранников Александр был приговорен  к  вечной каторге. В своем последнем слове он сказал судьям: " Живите и торжествуйте! Мы торжествуем и умираем."
 Веселый, совсем молодой, он умер от  туберкулеза  через два года в Алексеевском равелине Петропавловской крепости.
Среди осужденных народовольцев были ученый, историк, писатель, юрист, этнограф, двое рабочих, математик-изобретатель и  даже  лейтенант императорского флота.  Он и был приговорен к смертной казни...
 И все - таки пятерым из этих людей удалось дожить   до свержения самодержавия в России.
После процесса 193  -х на каторгу отправили 99 человек. 
 
  В 1877 году  был процесс 50, на котором многих осудили на каторгу, в том  числе и на вечную. На процессе присутствовал Сенат и 15 адвокатов. Процесс был гласный и публичный, присутствовало много людей.
На нем активно впервые выступили рабочие - 14 человек и  16 женщин от 18 до 23 лет. Молодые и красивые  девушки  носили косы. Одна из них Бардина на процессе сказала так: " Преследуйте нас, за Вами  пока материальная сила, господа, но за нами сила нравственная, сила исторического прогресса, сила идеи, а идеи-увы! -на штыки не улавливаются!"

 Но центральным событием  на процессе стала речь рабочего Петра Алексеева  -  одного из первых рабочих - революционеров.  В конце своей речи он сказал   9 марта 1877 года:
 "Поднимется мускулистая рука миллионов рабочего люда и ярмо деспотизма, огражденное солдатскими штыками, разлетится в прах!"
На суде все  обвиняемые держались безукоризненно. Никто не стал сотрудничать со следствием и судом. Никто не просил снисхождения и помилования. Их согревала святая ненависть погибнуть за свободу...

  С большим сочувствием следили за этим процессом Некрасов, Тургенев, Салтыков-Щедрин, а  за границей Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
 Энгельс просил даже Лопатина прислать статью о процессе и фото осужденных женщин.

 На  " процессе 14" судили  среди прочих и Веру Фигнер  - революционерку, члена  Исполнительного комитета Народной воли,  позднее эсерку.   Она была  дворянка по происхождению  - в юности  красавица  с длинной косой и огромными глазами.
На фото тех лет у нее нежный овал лица, темные брови, корона  волос уложена в пышную  высокую  прическу.   Она носила  закрытые платья  с   бантами и кружевными  воротничками, а  тонкую талию еще и  затягивала  корсетом. Умная и необыкновенно волевая Фигнер  не имела детей. Всю свою жизнь она посвятила революционной борьбе.

  Она родилась в Казанской губернии в семье помещика, воспитывалась строго  -по-спартански. В семье было два брата и три сестры. Сестры посвятили себя революционной борьбе, хотя все получили  образование в Казанском институте благородных девиц.
В юности  читала статьи Чернышевского, Добролюбова, Писарева,   а еще Евангелие. Ей хотелось помогать людям,  и  Вера поехала учиться медицине в Швейцарию и там прониклась идеями социализма Сен-Симона, Фурье, Прудона.

 В России  сдала экзамены на фельдшера и уехала в Питер. В 1878 году  случилось происшествие: в Петербугрского градоначальника Трепова выстрелила Вера Засулич. Это была месть за то, что погиб один политкаторжанин после тяжких телесных наказаний за то,  что  не снял перед начальством шапку. После этого по всей стране прошли акции возмездия с применением террора.
Вера Фигнер  тоже стала революционеркой первой волны и участвовала в подготовке покушения на императора Александра Второго.

 В 1883 году она была арестована и провела в Петропавловской крепости 20 месяцев в полной изоляции. Затем смертную казнь ей заменили на бессрочную каторгув Шлиссельбургской крепости,  где она провела 20 лет...
 Позднее она  разочаровалась в терроре, стала эсеркой, но   вышла из партии после разоблачения Азефа.
Освободившись из каторги  с 1906  по 1915 год живет за границей, восстанавливая здоровье, занимается литературным трудом.

  После Февральской революции  Вера живет в Москве и является председателем комитета помощи освободившимся каторжанам и ссыльным. Октябрьскую революцию Вера  Фигнер,   не приняла,  но осталась жить в Советской России.
Прожила она долгую жизнь - 89 лет и сохранила свой интеллект до глубокой старости.  Умерла 15 июня 1942 года. После неё осталось собрание сочинений в 7 томах.  Теперь её книги -антиквариат и стоят дорого.

  Особого раскола русское общество достигло  в гражданскую войну, когда порой брат воевал против брата по идейным убеждениям.
     Инакомыслящие в России были всегда и при советской власти тоже. В 70 -е годы их назвали диссидентами и стали выпускать из Союза.
Одним из них стал Эдуард  Лимонов, настоящая фамилия которого  Савенко. Он автор нашумевшей книги, изданной впервые во Франции   -  "Это я, Эдичка."
 
 Лимонов  человек с нелегкой судьбой.  Родился  он в 1943 году.  Детство его прошло на Украине в Харькове. Отец был военным, дослужился до звания капитана. Семья жила небогато.  Приходилось даже жить в палате бывшей больницы.
Мальчик был одарен литературными способностями, писать стал рано. Очень много читал. Имел на всё свой собственный взгляд и независимый характер. В юности научился шить, и это занятие ему нравилось. В 1967 году юноша взял швейную  машинку и отправился покорять Москву.  Ему удалось снять  небольшую комнату за сходную плату.

  Худой, с богатой шевелюрой,  в модной футболке, брючках в обтяжку и очках, он сидел  там   допоздна, писал стихи, шил джинсы,  а   потом   продавал. У него появились клиенты и среди них  известные люди - скульптор Эрнст Неизвестный, Булат Окуджава и другие.

 Он ходил тогда в Литературный институт имени Горького на поэтические семинары Арсения Тарковского, тогда уже маститого поэта. Там Эдик иногда читал свои стихи, которые нравились студентам.  Но публиковать стихи в журналах не получилось.  Никто не хотел их печатать.  Тогда предприимчивый Эдичка в 1968 году выпустил самиздатом 5 сборников  стихов и  сам продавал их.  В то время он дружил с будущими диссидентами, открыто выражал свои взгляды, критиковал советскую власть и поплатился за это.
В 1974 году им заинтересовались органы, Савенко лишили гражданства, и он уехал за границу.
 
  В Нью-Йорке он устраивается в газету "Русское слово", пишет статьи против советской власти. Получает в то время немного за свой труд, устраивается рабочим. Снимает маленькую комнатушку, экономит даже на еде. В те годы ему приходится нелегко.   Из-за своих низких доходов Лимонов живет жизнью бедняка и узнает другую сторону американской мечты.
 
По вечерам он изучает английский язык, ходит в кино со своей девушкой. Иногда удается получить небольшой гонорар за напечатанные стихи. Когда его не стали печатать, и жить стало совсем не на что, он  решился на крайний поступок -  приковал себя наручниками к дверям типографии газеты "Нью-Йорк Таймс".
 
  Затем сменил имидж- носил белый костюм, жилет,  расклешенные белые брюки, рубашки с воротником апаш и длинные волосы. Потом   Эдуард Лимонов  написал роман,   и лишь через семь лет после начала эмиграции ему  с трудом  удалось издать свою первую книгу в Париже.
  Роман назывался  "Это я  - Эдичка".   В романе он рассказал о нелегкой жизни молодого эмигранта в Америке,  о  его несчастной любви и разлуке с Еленой -женщиной,  которую он  любил и которая оставила его, уйдя к другому. В романе  он  свободно  использует ненормативную лексику. Но все перипитии жизни своего героя описывает так, что  читатель сочувствует  ему.
Книга Лимонова  получила большой резонанс в обществе и была переведена на 15 языков в 1976 году.
В Советском Союзе ее опубликовали через 10 лет.

  В 1980 году  писатель переехал во Францию, через семь лет получил французское гражданство, примкнул к левой прессе.  Он жил  в Париже и  писал один за другим романы,  печатался.   Так   были изданы романы "Дневник неудачника", "Палач", "Обыкновенные инциденты" и другие книги.
 
  В Париже он снова меняет имидж - носит модные футболки с рисунком во всю грудь, темные рубашки с закатанными рукавами. Он ходит по улицам Парижа в темных очках, с пышной шевелюрой ежиком, с сигаретой в руке. Крутой и независимый, в общем-то  неплохой писатель,  разочарованный  в буржуазном обществе.
 
 Эдуарда Лимонова  тянет в Россию, а там  поворачивается история  страны новой элитой.  Идет борьба за власть. Он приезжает  из Франции зимой в 90  -м году в Москву. Слушает по телевизору выступления депутатов, ездит по заснеженной холодной Москве, встречается с народом, ходит на митинги.

 Результатом этой поездки в Россию стала новая книга Лимонова  " Иностранец в смутное время". В этом романе  главный герой Индиана - прототип самого автора. В ней впечатления от поездки на родину, от всего увиденного там и неприкрытая ненависть к буржуазному строю.
В начале 90-х Лимонов возвращается на родину и с головой окунается в политику. Он на стороне оппозиции к новой власти и к ее лидерам.  В 1994 году им написана повесть "Лимонов против Жириновского".
 
   Писатель  создает национал-большевистскую партию, проводит ряд   антиправительственных митингов, активно участвует в октябрьских событиях в обороне Белого дома в 1993 году, пишет статьи для газет " Известия" и  "Советская  Россия".
В конце концов  он создает свою газету и называет ее  " Лимонка".
За резкие критические публикации Лимонова привлекают к уголовной ответственности.

  В 2000 году лимоновцы  провели масштабную акцию. Несколько сторонников  Лимонова попали один за другим в тюрьму. Лимонов тоже был задержан.
Ему предъявили обвинение в незаконном хранении оружия и организации бандформирований. В 2003 году  суд приговорил Лимонова к четырем годам тюремного заключения. Он отсидел почти два года и был освобожден за хорошее поведение. В тюрьме Лимонов написал 8 книг. В том числе "Русский псих".

 В 2006 году Эдуард Лимонов стал одним из лидеров оппозиции, организовал серию уличных акций   "Марш несогласных"  с  требованием освобождения политзаключенных и отмены цензуры.
С 2009 года писатель  выступал за свободу собраний и демонстраций.  Он дружил с Егором Летовым - солистом группы  "Гражданская оборона."
 Особо Эдуард Лимонов любил молодежь. Презирал буржуазную мораль и буржуазный образ жизни.  В 2008  году он написал книгу "Дети гламурного рая".
 
  В своей личной жизни  Эдуард Лимонов не был аскетом. Он много раз влюблялся и был любим.
Большую роль в его жизни играли  женщины. Первой гражданской женой  стала Анна Рубинштейн.
Второй женой была  манекенщица Елена Щапова - главная женщина в его жизни. Ей он посвятил роман  "Это я -Эдичка". Ради него она бросила мужа и уехала в Америку. Но спустя годы, устав от нищеты, сбежала от него.
В последствии она, не лишенная дара слова, написала роман " Это я -Елена".
Третьей женой стала певица-эмигрантка Наталья Медведева. Они познакомились с ней в ресторане.  С  ней Лимонов и вернулся в Россию в 1992 году, но жить вместе  они  не смогли. В 2003 году  она умерла.

 Соратница  по партии Лиза Блезе  была младше Лимонова на 30 лет. Красивая, тонкая, большеглазая, с гладко зачесанными русыми волосами, она разделяла его взгляды и делала макеты газеты " Лимонка ".  Три  года она провела  с Эдуардом.  Неизвестно, как сложились бы  их отношения дальше, но  Лиза  погибла в 2011.
Следующей подругой жизни Лимонова стала Настя  Высогорская.  На момент знакомства ей было всего 16 лет, а ему 55. Огромная разница! Тем не менее они 7 лет были вместе.
 Последней официальной женой Эдуарда  была  Екатерина Волкова - младше  Лимонова на 30 лет.  Она  подарила ему детей - в 2006 сына Богдана, а в 2008  - дочь Александру,  но  семейная жизнь не сложилась - они разошлись.


 В 2018 году у Лимонова резко ухудшается здоровье. Диагноз был страшный - рак горла. Лимонову сделали две операции подряд. Во время второй операции сердце писателя -  бунтаря остановилось. Его похоронили на Троекуровском кладбище. Проститься с ним  пришло много людей. Молодой известный писатель Сергей Шаргунов потом сказал : "Я не ожидал, что на его похороны придет гораздо больше людей, чем я думал."

 Проститься пришли фанаты, соратники, друзья.  Товарищи несли портрет  Лимонова,  уже седого, умудренного опытом,  много красных гвоздик, большую красную звезду. Гроб был накрыт красным покрывалом с изображением серпа и молота.
Последнюю книгу   -  " Старик путешествует" Лимонов написал незадолго до смерти. 
 В ней он словно плывет по волнам своей памяти  на бумажном кораблике.   Писатель  вспоминает  детство  на окраине харьковской Салтовки, годы жизни на чужбине,  поездки  последних лет  в разные страны. Он как бы наблюдает со стороны и рассказывает читателям о своих впечатлениях. Например,  мы узнаем о том, как они, салтовские пацаны,  ездили зайцами между вагонов с чумазыми от угольной пыли лицами в то далекое послевоенное время. И эти яркие зарисовки остаются в памяти у читателя.

  Последняя книга  писателя опубликована посмертно.
Старый пассионарий, Лимонов в своей жизни испытал много. Он бывал и в ДНР  - инкогнито  и тайно, но об этом не  написал.   Смелый человек, наверное, он ничего не боялся, если   подставлял свою седую голову под пули, находясь в окопах в Нагорном Карабахе...
 На его могилу   приходят люди и приносят цветы.

 Политические силы, противопоставляющие действующему правительству свои взгляды есть  и сейчас. 
В 2003 году это были Яблоко, СПС, нацболы Лимонова, Авангард красной молодежи Сергея Удальцова.

 Летом 2005 года  легендарный чемпион мира по шахматам  Гарри Каспаров стал во главе новой организации Объединенного гражданского фронта. Были проведены  "марши несогласных" с 2005 по 2009 год. Но объединиться  они не смогли и в борьбе за голоса избирателей продолжали проигрывать.

 С 2010 года возник новый этап несистемной оппозиции. В это время широко популярен был  блогер Алексей Навальный. Он стал известен своими антикоррупционными статьями, и всем известна его судьба...
Наибольший резонанс  получил Марш миллионов в Москве, проведенный в марте 2012 года  на Болотной площади.  В результате произошел силовой разгон акции и массовое задержание активистов.
Гарри Каспаров эмигрировал за границу. Большую известность получил будучи  в оппозиции Борис Немцов. Он убит в феврале 20015 года. В настоящее время одним из лидеров несистемной оппозиции является Михаил Касьянов, возглавляющий партию " Парнас".

  Большого влияния на общество   несистемная оппозиция в настоящее время  не оказывает. Но в том, что есть определенный слой людей, поддерживающих тех или иных лидеров оппозиционных сил  сомнений нет. Инакомыслящие в России всегда были и будут,  особенно в наше время. Так что,  русский раскол продолжается. Что способствует этому? Высокая степень расслоения общества,  неудовлетворенность системой пенсионного обеспечения, недостаток рабочих мест, невозможность  для многих семей приобрести добротное жилье, проблемы в медицинском обслуживании, постоянно растущая инфляция и так далее.
Решение проблем социальной справедливости поможет снизить раскол в обществе.

 А  настоящие раскольники - последователи протопопа Аввакума есть в России и сейчас.
Например, живут они у нас в Горном Алтае в Уймонской  долине, в Усть-Коксе. Мужчины и женщины разных лет, обрабатывают землю, выращивают скот и так же крестятся, как в старину -  двумя перстами.


Рецензии
У многих людей во все времена была мечта о справедливом обществе. Очень интересная статья, большой труд. Спасибо, Татьяна! О многом, конечно, знала. Но вы дали целый экскурс, собрали данные.
"Молодого профессора полюбили студенты, но Щапов был вольнодумец, а в России никогда не любили вольнолюбие и инакомыслие" - да, к сожалению.
Лопатин поражает: "два раза он совершает побег и опять неудачно, но не сдается. В 1873 году Лопатин бежит от конвоя прямо из суда во время судебного перерыва по делу о его неудачном двойном побеге" Невероятно! Дерзкий и отважный.

Романтические представления о революции, об идеях равенства - а получиось всё по-другому. Гражданская, национализация, продразверстка, коллективизация и ссылка эшелонами миллионов трудолюбывых крестьян и пр. и пр.

Я всегда была на стороне борьбы тех, кто за справедливость. На стороне борьбы людей труда против эксплуататоров. И только в последние десятилетия разобралась в экономических законах. Почему хорошее благосостояние людей и хорошие условия труда на производстве достигнуты в системах постиндустриальных стран.
И во всех этих странах есть оппозиция, критика власти, профсоющы, право на протесты, независимые СМИ, смена власти через выборы и пр.

Не так давно прочитала "Остров Сахалин" Чехова. Страшно. "Сахалин - это ад".
А потом я прочитала ряд его рассказов, среди прочих "Невеста". Как же наивно там о будущей жизни, где фонтаны, огни, красота - а обеспеченная жизнь семьи Нади в провинции - это "мёртвая скука и пошлость серой и однообразной обыденности".
А потом, после революции, люди выживали и мечтали об этом: продукты, одежда, жилье...чтобы не умирали дети...обычная жизнь обычных людей, у которых есть необходимое.
Еще прочитала повесть "Мужики", 1897 год. Вот там тоже ярко видно многое.

С наступающим Новым годом вас, Татьяна. Здоровья!
С уважением.

Марианна Ольшевская   30.12.2023 21:52     Заявить о нарушении
Спасибо Вам огромное, Марианна, за оценку и комментарии.
Рада Вам.

Желаю Вам всего наилучшего в канун Нового года!
С уважением.

Татьяна Шмидт   30.12.2023 19:59   Заявить о нарушении
На это произведение написана 51 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.