Прометей

"Все эти факты выдуманы, поэтому я смею утверждать, что именно так все оно и было."



 Прометей


Странный, полный противоречий сюжет, проходящий осью от начала Греческой мифологии и до начала Троянского эпоса. Далее упоминаний о Прометее нет, ни в троянском эпосе, не в Римской мифологии. Прометей создатель, защитник и покровитель людей, полузабытый ими. Один из первых прорицателей, знающий последствия своих деяний и все равно идущий на них. Богоборец, сдавшийся в конце, и открывший тайну пророчества Зевсу.
Вот как все было:


Когда Кронос, младший из рожденных Ураном и Геей титанов, отрезал детородный орган своему не в меру пылкому родителю, из капель крови его отца, упавших на землю, родились Эринии, богини мести, а из капель крови и семени, упавших в океан, родилась прекрасная Афродита.


Братья и сестры Кроноса вышли из Матери-Земли и переженившись между собой нарожали кучу детей. Самыми плодовитыми оказались Океан и Тефида, у них родилось три тысячи сыновей, речных потоков, и три тысячи дочерей, океанид. У остальных титанов детей было поменьше. У Иапета и Фемиды, богини правосудия, было четыре сына, одним из них был Прометей. Кроносу его супруга Рея родила шестерых детей, которых Кронос сожрал, напуганный пророчеством. Ему было предсказано, что его сын от Реи поступит с ним также, как он поступил со своим отцом.


Кроме проглоченных детей у Кроноса был еще один внебрачный сын, кентавр Хирон. Кентавром Хирон родился, потому что Кронос сбегал на свидания со своей молоденькой племянницей Филирой, превратившись в жеребца.


Судьбы Хирона и Прометея тесно связаны, они оба бессмертны, мудры, оба любили смертных и помогали им, и оба одновременно сошли со сцены Божественного Театра, один в Царство Аида, а другой в небытие.
Один из сыновей Кроноса остался не проглоченным благодаря хитрости Реи. Она дала Кроносу вместо малыша запеленутый камень, который тот проглотил, не заметив обмана. Спасенного мальчика Рея спрятала в пещере на Крите, на попечительстве своей племянницы, юной Метиды, богини Премудрости.
 

Мальчик, его звали Зевс, вырос и влюбился в свою воспитательницу. Метида пыталась избежать его притязаний, но не смогла устоять перед пылким юношей и стала его возлюбленной. Премудрая, она научила Зевса, как из диких трав приготовить волшебное зелье. Кронос выпил это зелье, захмелел и его стошнило проглоченными ранее детьми. Скажем так, его дети "вырвались" наружу.


Между Кроносом и Зевсом началась война, Титаномахия. Часть титанов встали на сторону Кроноса, некоторые пришли на помощь Зевсу, большинство остались в стороне. Прометей, получивший от матери Фемиды дар предвидения, пытался отговорить титанов от участия в войне. Часть титанов, гордых своей силой, не послушались его. Тогда Прометей посоветовал Зевсу освободить огромных Киклопов и сторуких гекатонхейров, чудовищных отпрысков Урана и Геи, обиженных на Кроноса за то, что тот, свергнув Урана, не позволил им выйти на свободу. С их помощью Громовержец легко победил своих противников и отправил их в Тартар, а киклопов и гекатонхейров послал следом, сторожить.


Зевс воцарился на вершине Олимпа, и взял себе в жёны Фемиду, мать Прометея. Свою прошлую жену Зевс проглотил, пока она была беременна, опасаясь, что у нее родиться сын, который будет сильнее и мудрее него. Вместо сына родилась дочь, Афина, богиня мудрости и войны. И родилась она прямиком из головы Зевса, забрав с собой мудрость.
 

Фемида родила от Зевса трех мойр, богинь, отвечающих за судьбы. Потом в семейной жизни Зевса и Фемиды что-то не заладилось, и Зевс взял себе новую жену. Обиженная Фемида скрыла от Повелителя Олимпа пророчество о еще одном потомке, грозящем ему погибелью. И рассказала об этом только своему сыну Прометею.


Прометей тем временем творил, как истинный Демиург. Из глины он создал людей, смотрящих в небо, как боги. С помощью Афины он оживил их, научил разным ремеслам, читать и писать, строить корабли и дома, вести счет дням и звездам. Даже гадание дал он людям, чтобы у них всегда была надежда. Только дара пророчества не дал им Прометей, понимая, что знание будущего ослабляет и сковывает. И женщин тоже не дал, чтобы не размножались люди без контроля и меры.


Прометей в греческой мифологии играет роль Творца, в противоположность Зевсу, архетипу Правителя. Правитель боится, что кто-то превзойдет его. Творец стремится к этому. Прометей хочет, чтобы люди сравнялись с богами, стали лучше них. Он начинает игру с огнем.


Прометей учит людей, как приносить жертвы богам. Зевсу это совсем не нравится. Дело в том, что незадолго до начала Титаномахии было пророчество - тот, кто совершит жертвенное сожжение потрохов быка, сможет победить богов. Боги тогда постарались и первыми провели жертвоприношение самим себе. И тут вот вдруг Прометей со своей дурацкой затеей.


Зевс предлагает компромисс, тушу быка разделить на две части, одну для сожжения во славу богам, а другая пусть остается людям. Тогда Прометей все лучшие куски с мясом прикрывает шкурой и на шкуру кладет вонючий бычий желудок с прочими потрохами, а кости с жиром кладет во вторую кучу, и говорит Зевсу, сам мол выбирай. Зевс суеверен и мнителен, потроха бычьи сжигать людям он позволить не может, и вынужден выбрать кучу с костями. Так люди, по воле Зевса и хитрости Прометея, начали приносить в жертву богам отбросы и вонь сожженного жира. 


Зевс решает положить конец всему этому безобразию и забирает у людей огонь. Тогда Прометей огонь людям возвращает, нагло угрожая известным ему пророчеством о свержении самого Зевса. Тот взбешен. Используя своих слуг - Силу и Власть, Зевс приковывает Прометея к скале на Кавказе, прибив ему вдобавок грудь к скале стальным прутом. Каждый день прилетает к Прометею орел, клевать ему печень и проверить заодно, не готов ли тот раскрыть Зевсу тайну пророчества. Прометей не готов. Он знает будущее и в этом его беда. Он знает дату своего освобождения и имя своего освободителя. Знание будущего сковывает его лучше оков Зевса.


Зевс делает ход конем и пытается вывести Прометея из равновесия. По его воле Гефест создает из глины прекрасную Пандору, первую женщину, и в качестве приданого дает ей красивый ящик, полный всяческих бедствий, болезней и гадостей, предназначенных для людей. Пандора ящик открывает, и бедствия разлетаются по свету. Люди, вынужденные преодолевать трудности, развиваются и становятся только сильнее. Хирон помогает людям справится с болезнями, обучив их искусству врачевания.


Тогда Зевс наслал на людей потоп. Все погибли, кроме Девкалиона, сына Прометея и Пирры, дочери Пандоры, которые спаслись на корабле, построенном по совету Прометея. Через девять дней, когда потоп закончился, Девкалион и Пирра вышли из ковчега. Фемида посоветовала внукам бросать за спину кости великой прародительницы. Девкалион и Пирра смогли разгадать загадку Фемиды. Они распустили пояса, покрыли волосы тканью и начали бросать за спину камни, кости Геи. Из камней, брошенных Девкалионом, родились мужчины, из камней, брошенных Пиррой - женщины. Зевс счастлив - он не ожидал, что его коварный замысел породит столько новых красавиц. Больше он не будет уничтожать людей, он будет активно участвовать в их размножении, и многие герои будут его детьми.


Прометей ждет своего часа. К нему прибегает несчастная Ио, одна из любовниц Зевса, превращенная в корову и преследуемая оводом. "Что мне делать, чтобы спастись, Прометей?", спрашивает Ио. "Беги в Египет, там будет тебе спасение", отвечает провидец. Он знает, что там суждено родиться внуку Ио - Гераклу, который придет и положит конец его мукам.


Геракл - сын Зевса, которому предстоит совершить двенадцать подвигов. Во время одного из подвигов Геракл случайно смертельно ранит кентавра Хирона, своего друга и учителя. Хирон бессмертен и вынужден продолжать жить в мучениях.


Последний подвиг Геракла - добыть золотые яблоки Гесперид, дающие вечную молодость. Эти яблоки растут в саду у Атланта, старшего брата Прометея. Яблоню Гере подарила бабушка Гея, на ее свадьбу с Зевсом. Прометей объясняет Гераклу, как достать яблоки. В благодарность тот убивает орла и освобождает титана. Добытые яблоки Геракл отдает Афине, всегда ему помогавшей. Когда-то, в юности, у Геракла была возможность выбора между ней и Афродитой, и он выбрал Афину. С тех пор он ее любимец.


Прометей открывает Зевсу тайну пророчества - сын океаниды Фетиды, дочери Хирона, превзойдет своего отца. Зевс опечален - Фетида незадолго до этого спасла его во время бунта богов на Олимпе и весьма ему приглянулась. Делать нечего, и Зевс отдает Фетиду в жены смертному, герою Пелею. Пелей - по папе внук Зевса, по маме внук Хирона. На свадьбе Фетиды и Пелея в пещере Хирона празднуют все боги, и кто-то подбрасывает золотое яблоко Гесперид с надписью - "Прекраснейшей!". Афина, Гера и Афродита спорят из-за яблока. Афина недавно получила три таких яблока в подарок от Геракла. Гера изначально хозяйка золотой яблони. Кроме них двоих никто не мог достать яблоко для подобной провокации. Но спор выигрывает старейшая, Афродита. Так начинается Троянская война, прославившая сына Фетиды и Пелея - великого Ахилла.


Игра Прометея близится к концу. Смертные - его потомки, дело рук его потомков. Граница между богами и людьми размыта. Осталось несколько событий, которые должны произойти - смертный должен получить бессмертие, бессмертный должен умереть, а боги и люди должны сойтись в битве, смешавшись.


Прометей исчезает из истории. Он продолжает жить среди людей инкогнито, но его легко узнать по большому железному кольцу с простым куском камня на пальце. Он никогда его не снимает.


Боги тоже потихоньку исчезают, оставшись воспоминанием. Так исчезают виды диких животных, спариваясь с домашними. Размытый генофонд. Незадолго до начала боевых действий под Троей исчезает и Хирон, отдавший свое бессмертие Гераклу в обмен на возможность спокойно умереть и избавиться от мук. Смертный и бессмертный поменялись местами.
 Вот и закончился сюжет Прометея, столь богатый событиями, отголосками других сюжетов, порой прямо противоположных друг другу. 


Прометей Творец создает людей, спасает их от бед, учит. Этим же он проявляется и как Искуситель, навлекший на людей беды и страдания. Он - Вечный Жид, давший науки и ремесла, незаметный, растворившийся в толпе, бессмертный, и Мессия, берущий на себя наказание за прегрешения других. Он и Нимрод, богоборец, и Локи, трикстер, мудрый жулик и воришка. Прометей, это культурный герой, приносящий себя в жертву, как Один,. В сюжете Прометея есть отголоски сюжета Кассандры, знающей будущее и не имеющей возможности изменить его, и жены Лота, неспособной отвернуться от человеческого страдания и наказанной за это. Забытой, потерявшей имя, как и Вечный Жид, растворившейся в толпе.
 

Удивительное многообразие и фрактальность. И одновременно с этим в системе координат сюжетов Борхеса сюжет Прометея необычайно четко очерчен и уникален. 


В нем нет отзвуков сюжета о Крепости и Бунте, и о Возвращении домой и Очищении. В истории Прометея нет и мотивов Поиска Смысла. Все эти сюжеты возникают после. Сюжет Прометея - это исключительно сюжет о Самоубийстве бога, Перерождении, рассмотренный до мельчайших подробностей. В сюжете Прометея Жертвоприношение себя раскрывается как необходимое условие совершения творческого акта, приводящее к перерождению. Прометей приносит себя в жертву. Хирон делает это тоже. Кронос и Зевс не способны на творчество и самопожертвование. Поэтому они покрываются пылью и сморщившись перезрелыми плодами, падают на землю. На которую наступает голая Ахиллесова пята.
 




Борис Леонидович Пастернак
"Гамлет"
 
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
 
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
 
Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
 
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
 
1946


Рецензии