Мечты должны сбываться

Меньше всего она рассчитывала проснуться этим субботним утром от звука входящего сообщения:
"Лиза. Стажёр отдал Бернару не те результаты исследований. Не можем до него дозвониться. Сегодня он улетает в Париж. Возьми файлы в офисе и срочно выезжай к нему"
"Что, за... - глаза ещё слипались и предутренние сумерки никак не способствовали скорейшему пробуждению. - Стажёр, Бернар, Париж"
Мысль, подобно бильярдному шару, катящемуся точно в лузу, неожиданно ухнула в её сознание, и девушку словно подбросило на кровати.
"Чёрт - она взглянула на ярко светящееся табло часов. - Шесть тридцать". Лиза побежала в ванную, по пути включив чайник и закинув ломтики хлеба в тостер. Утренний кофе. Тосты с колбасой. Джинсы. Футболка. Плащ. Быстрый взгляд на улицу. За окном, кажется накрапывает дождь. Зонт. Через двадцать с небольшим минут она уже стояла на дороге и голосовала. Остановилась потрёпанная жизнью отечественная шестёрка. Девушка открыла дверь:
- До Никольской.
Водитель лет сорока оценивающе посмотрел на неё:
- Двести.
- Поехали.
Мотор взревел, и они помчались по только-только просыпающимся улицам города.
По пути водитель несколько раз бросал на неё короткие взгляды. Лиза засмущалась. Может второпях она надела майку наизнанку или с причёской что-то не то. У неё появилось непреодолимое желание объяснить причину своей утренней поездки:
- На работу срочно вызвали. У нас там ЧП небольшое.
- Где же Вы работаете? Надеюсь не на оборонном? - криво усмехнулся водитель.
- Нет. В химлаборатории. Проблемы с проектом. Я над ним больше года работала.
- Ого. И что же такого произошло, что ни свет, ни заря пришлось ехать?
- Долго объяснять. Но долг зовёт.
- Долг, долг - словно эхом, в задумчивости повторил водитель. - Куда ни плюнь, везде эти долги, - сказал он, сделав ударение в последнем слове на букву "о".
Потом, умело поворачивая ход разговора в интересное ему русло, мужчина продолжил:
- Вот, Вы - учёный человек, объясните мне, как так получается, что мы всем всегда должны?
- Что Вы имеете в виду?
- Да мы словно рождаемся с открытой кредитной историей. Не согласны? Ведь мы с детства должны подчиняться, слушаться, учиться.
- Вы же не будете спорить с тем, что мы в это время максимально беспомощны и зависимы.
- Это так. Но ведь потом мы заводим свои семьи, и у нас появляется супружеский долг. Затем родительский. На работе нам присваивают должности. Постоянно напоминают о гражданском долге. Кроме того нельзя забывать о сыновьем долге. И это я ещё не говорю о кредитах, - водитель слегка улыбнулся, показывая, что последняя фраза была шуткой, призванной смягчить его тираду.
Лиза неуверенно улыбнулась в ответ:
- Тут ничего не поделаешь, мы - социальные существа, и наши взаимоотношения строятся на компромиссах.
- Это да. Но ведь так хочется пожить просто... для себя, - задумчиво сказал её собеседник. - Вот у Вас есть мечта?
Лиза произнесла что-то невнятное о нехватке времени на пустые раздумья, а водитель продолжил:
- А я мечтаю о домике в деревне. Чтоб молоко парное из-под козочки. Чтоб соловей за окном свистел. Чтоб по утренней зорьке на озеро с удочкой.
- И что же Вам мешает?
- Ипотека, будь она неладна. Когда дети были маленькие, решили квартиру побольше взять, чтоб на всех места хватило. А они чуть подросли, да и выпорхнули из родительского гнезда, поминай, как звали. Теперь вдвоём с женой живём на ста квадратах. Вот я и таксую, чтоб ярмо это побыстрее скинуть.
Доехав до места Лиза полезла в карман за деньгами и достала сложенные пополам три сотенные купюры, на секунду задумалась, глядя на них, и протянула водителю:
- Держите, помогу Вам немного с достижением мечты.

Двери офисного здания оказались закрыты. Она нажала на звонок и дождалась пока к ней вышла охранница. Увидев девушку, женщина заулыбалась и открыла дверь:
- Лизонька, ты чего так рано? Да ещё и в субботу?
К девушке она относилась тепло. То ли причиной тому был её старший сын, и в Лизе она видела потенциальную сноху. То ли узнавала в ней себя в молодости. Трудно сказать. Но отношения у них сложились дружеские. Тамара Васильевна журила Лизу, когда та слишком задерживалась на работе, рассказывала о модных тенденциях в мире, почерпнутых из многочисленных журналов, которые успевала прочитать за смену. Лиза же, в силу специфики своей работы, раскрывала охраннице секреты бытовой химии и косметики, исходя из её состава, ограждая ту от вредных или некачественных продуктов. Как-то раз Тамара Васильевна попыталась принести арбуз, чтобы его в лаборатории проверили на нитраты, но Лиза явно дала понять, что это - уже перебор, и с тех пор Тамара Васильевна с такими просьбами больше не обращалась.
- Да, вот, забежала, срочно понадобились результаты исследований.
- А что же ты своим "пчёлкам-лаборанткам" не поручила?
- Они уже напортачили - посетовала Лиза. - Сделали подарочек на день рождения.
- У тебя, что же, день рождения? - всплеснула руками охранница.
Лиза прикусила губу. Нет, конечно, она не скрывала календарную дату, своего появления на свет, но в то же время давно не праздновала свой день рожденья. Наверное, с тех пор, как переехала в отдельную квартиру. Как-то так получилось, что постепенно она растеряла контакты всех своих друзей из-за постоянного аврала на работе, а потом и вовсе решила для себя, что нет смысла отмечать неумолимое приближение старости. Только её сестра Маринка, неумолимая оптимистка, постоянно пыталась взбодрить её в эти дни, врываясь в жизнь неожиданным весёлым потоком.
- Да, очередной день икс - неумело отшутилась она. - Извините, Тамара Васильевна, очень спешу, - и побежала в свой кабинет.
Скачав на флешку нужные файлы, Лиза поспешила на улицу.
На выходе её окликнула охранница:"Лизонька, подожди, держи, - и протянула ей шоколадку. - Не могу же я тебя совсем без подарка отпустить. Пусть все твои мечты сбываются"

Часы в телефоне показывали семь сорок пять, а батарея отображала красную полоску с пятью процентами заряда. "Отлично, - подумала Лиза, - Не хватало ещё без связи остаться". Посчитав, что только выиграет по времени, если поедет на общественном транспорте, она запрыгнула в подъехавшую в это время маршрутку, и поехала к отелю, где остановился Бернар.

Молодой администратор с непреклонным взглядом смотрел на девушку, которая спрашивала его об одном из постояльцев:
- Вы поймите, не могу я раскрыть Вам сведения о наших гостях. Это - подсудное дело.
"И почему такой принципиальный должен был попасться именно мне? - подумала про себя Лиза, - выслуживается что ли?"
- Позовите мне вашего начальника.
Администратор в очередной раз красноречиво вздохнул, как бы говоря таким образом: "Непонятно, что нового Вы ожидаете услышать от моего начальника" - и ответил:
- Хорошо, присядьте, сейчас я его позову.
Лиза отошла от стойки регистратуры в небольшое фойе, где стояла пара мягких кресел и тут же остановилась в удивлении. Пробежав мимо, она даже не обратила внимание на пожилого мужчину, сидящего в одном из кресел и читающего огромную газету. "И где он её взял в наше время" - пронеслось у неё в голове. Хотя газета - это было не самое странное. Он как будто сошёл со страниц романа Агаты Кристи. Всё в нём кричало о неуместной старомодности. Седовласый, с коротко стриженный бородой и залихватски закрученными усами. Одет он был в костюм-тройку, а на голове красовалась летняя шляпа с полями. Как только девушка подошла к креслам, он привстал и приподнял шляпу правой рукой:
- Мадам. Прошу присаживайтесь. Так редко можно встретить здесь в столь ранний час столь милое создание.
Мысленно Лиза отметила для себя, что её новый знакомый отстал от современных тенденций лет на сто. Но всё же, сумасшедшего он не напоминал и вызывал смешанное чувство, которое можно описать, как ностальгирующее умиление, поэтому она недолго думая уселась в соседнее кресло:
- Спасибо.
- Вы знаете, современная молодёжь все больше любит нежиться в постели пока не прозвенит будильник или солнце не достигнет зенита, а потом вскакивают и бегут на всех парах, ничего не видя, ничего не замечая вокруг. И так из года в год живут, перемежая сон с бегом. А потом запал проходит, когда начинает пробиваться седина, и они начинают оглядываться вокруг, понимая, что жизнь прошла, а они так и не успели ею насладиться.
- Мы живём в том мире, где приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте, - ответила девушка, удачно подвернувшейся фразой из детской книги.
Мужчина улыбнулся:
- Да, пожалуй, Вы правы. Простите меня за это утреннее брюзжание. Видимо сказывается старость и возрастающая зависть к молодым. С этим, к сожалению, ничего не поделаешь. Как говорил классик: "Трагедия старости не в том, что человек стареет, а в том, что он душой остаётся молодым". И я с ним полностью согласен. В детстве для путешествия мне хватало одной квартиры. Путь из комнаты в кухню мог стать для меня целым приключением. В молодости мне уже и целого мира было мало, и я мечтал забраться на самую высокую вершину или покорить пустыню. И все эти мысли остались, но... теперь возраст приковывает меня к цивилизации и комфорту, не давая отойти от облагороженных туристических троп.
Он ненадолго замолчал, потупив взгляд, будто задумавшись, потом тряхнул головой, взглянул на Лизу и более бодро продолжил:
- Поэтому мой Вам совет. Путешествуйте, пока есть возможность. И не бойтесь сворачивать с нахоженных дорог, поддаваясь спонтанному порыву.
- Всё это звучит красиво, но мы ведь тоже скованны. Обязательствами, работой, финансами.
- Честно Вам скажу, зачастую это всё - надуманные проблемы и обязательно нужно преодолевать эти обстоятельства. Это стоит того, потому что к каждому из нас приходит то время, когда нам остаётся только сожалеть о непройденном пути. Вот Вы мечтаете где-нибудь побывать?
Лиза отмахнулась:
- Сейчас у меня только одна мечта. Отдать отчёт из лаборатории. От этого зависит судьба моего проекта.
- Проекты приходят и уходят, а впечатления остаются с нами навсегда. Крайне рекомендую Вам, побывать в Париже. Но не проездом, конечно, а так, чтобы пожить в нём. Обойти его улочки, надышаться его воздухом, насладиться тёплыми вечерами в уличных кафе. И в качестве изюминки обязательно посетите парижские катакомбы. Поверьте мне, это - пугающее, и незабываемое место. На днях мы общались с Этьеном, одним из постояльцев, по поводу городских легенд, которые ходят про эти подземелья.
- Этьеном? - встрепенулась Лиза - Случайно не с Этьеном Бернаром?
- Да, это его фамилия.
- Именно к нему я и пришла.
- Правда? Как же так? Он ведь уехал. Ещё вчера вечером.
- Не может быть.
- Я Вас уверяю. Я его встретил вчера здесь с багажом. Он собирался в Москву. А сегодня он должен лететь в Париж.
- Боже, всё-таки я опоздала - буквально выдохнула девушка.
- Если он Вам очень нужен... Он улетает только вечером. Так что при желании Вы, наверное, сможете поймать его в аэропорту.
Лиза, задумалась над тем, что ей делать дальше. Взглянула на телефон. Два процента заряда. На звонок может не хватить. Нужно решать самой. Можно сказать, что судьба проекта зависит от этих результатов. Почта ненадёжна. Через сторонние руки такие данные высылать нельзя. Ладно, решено. Тем более у неё день рождение. Может она себе устроить приключение, совместив приятное с полезным? Благо наличие денег сейчас решает присутствие в кармане пластиковой карточки. Паспорт она всегда с собой берёт, выходя из дома. А телефон, телефон она зарядит по приезду на место. Решено. Еду в Москву. Она написала сообщение начальнику: "Бернар уехал в Москву. Еду за ним, отдать отчёт". Нажала на кнопку отправки, и телефон погас. Всё. Все пути отрезаны. Она быстро попрощалась с новым знакомым и поехала на вокзал.

Ей повезло. Ближайшая электричка отъезжала через десять минут. Следующая была только через три часа. Лиза купила билет в первом классе у окна. Сидя в комфортабельном кресле, она вспоминала, как в детстве на утренних электричках добиралась с мамой до столицы. Тогда не было даже понятия классов. Не было этого разделения людей по благосостоянию. Все ехали на жёстких деревянных лавках по трое, зачастую обложенные многочисленными баулами. Челноки везли туда товар на продажу. Оттуда люди возвращались с деликатесами, одеждой и сувенирами, которые нельзя было раздобыть в их родном городе. Как всё изменилось с тех пор. Уже нельзя было встретить на соседнем сиденье бездомного, буквально окуривающего тебя запахами неблагополучия. Практически не было шансов наблюдать за дракой в вагоне. Канул в небытие прокуренный тамбур. Бутерброды и чай в термосе у не успевших позавтракать пассажиров сменились круассанами и крафтовым кофе. Сканворды и газеты превратились в смартфоны и планшеты. Возможно, темы разговоров остались прежними. Погода, зарплата, политика, знаменитости. Двое пассажиров, зашедшие в вагон и распалённые спором, привлекли её внимание громкой перепалкой.
- ... Не может быть в отстающей стране проблем с демографией. Если у женщины есть выбор между семьёй и карьерой, значит экономика уже выше среднего. Так что это скорее твоё извечное либеральное желание поныть.
- Ты вообще в этой стране живёшь? Не видишь, что вокруг происходит? Производство развалено, основы образования утеряны. Скажи спасибо своим друзьям американцам.
- А их то ты чего приплёл? Хотя, нет, ты угадал. Я им благодарен, но по другому поводу. Если бы не было "соседа", которого нужно опередить, переплюнуть, то мы бы сейчас бороздили не космос ракетами, а бескрайние поля сохой. Зависть - хороший мотиватор, знаешь ли. И не надо говорить, что это - источник всех зол. Даже ради любви человек готов пойти на убийство. Мы вообще мастера придумывать оправдания своим глупостям...
Электричка тронулась.
"Оправдания своим глупостям". Лиза, не зная почему, из всей тирады ухватилась именно за эту фразу. Повторила её несколько раз про себя, то растягивая слова, как податливое желе, то выплёвывая их короткой автоматной очередью. Кто вообще определяет, что является глупостью? А её поездка - это глупость? Она вдруг почувствовала себя той самой маленькой девочкой, которая, сидя на коленях у матери и прильнув к прохладному стеклу, наблюдала, как мир за окном, постепенно сбрасывая с себя завесу сумерек, наполнялся красками. Она вспомнила, что мечтала в это время как вырастет и объедет весь мир. Угадал её новый знакомый. Попал в самую точку. Сколько лет прошло с тех пор? Вот она и повзрослела, а вместе с тем посерьёзнела. Поставила свою жизнь на рельсы рациональных, взвешенных решений. И сейчас, сидя здесь, она начала недоумевать, как вообще решилась на такую авантюру. Такое поведение было характерно, скорее, для Маринки. Весёлая, искромётная, лёгкая на подъём. Как-то раз, появившись у Лизы на работе, Марина буквально очаровала их генерального директора Виктора Валентиновича... Виктора... Витю, и стала с ним встречаться. Какое-то время Лиза испытывала неловкость из-за внезапно изменившихся взаимоотношений с начальством. Даже пыталась вразумить младшую сестру, но потом поняла, что эти двое счастливы и отпустила ситуацию. Сейчас они, наверное, вдвоём волнуются, без возможности дозвониться. Ничего. В конце концов, разве не имеет она право отключиться от мировой сети на пару часов? Сделать себе маленький подарок на день рождение. Пуститься в маленькое приключение по пути из комнаты на кухню. Сейчас доедет. Найдёт Бернара. Отдаст ему отчёты. И пойдёт гулять по Москве. Отдохнёт, как следует. Жалко, что Маринки не будет рядом. Но ничего, когда вернётся, она с ней обязательно встретится. И всё снова вернётся на круги своя, погрузившись в обычную рутину.

Доехав до столицы, она зашла в ближайший салон связи. Заплатив двести рублей за экспресс-зарядку, оживила свой телефон, который сразу начал разрываться от полученных сообщений. Виктор. Марина. Пропущенный от матери, наверное, собиралась её поздравить самой первой. Несколько поздравительных сообщений. Решив, что сначала нужно закончить с делом, она набрала Виктора:
- Алло, привет.
- Алло, Лиза, ну ты даёшь. Куда ты пропала-то? Мы тебя все утро пытаемся найти. Ты уже в Москве?
- Да, только приехала. У меня всё в порядке. Можешь мне скинуть телефон Бернара?
- Телефон Бернара? - повторил Виктор задумчиво. - Давай так. Сейчас двенадцать. Ты на Казанском?
- Да.
- Езжай в Шереметьево. Там созвонимся. И не теряйся больше.
Девушка немного удивилась таким инструкциям, но не стала спорить. Может Бернар вылетает скоро из Шереметьево? Поэтому просто сказала: "Хорошо" - попрощалась и повесила трубку.

Метро. Аэроэкспресс. И вот она уже в аэропорту возле терминала B. Девушка вышла и огляделась. "Прямо, как в шпионском романе, - подумала Лиза. - Нужно передать пакет агенту. Пароль и следующие инструкции будут сообщены на месте". Она присела на длинный ряд лавочек возле аэропорта, достала телефон и уже собралась набрать Виктора, когда услышала крик: "Лизка!". Девушка только успела поднять глаза, как к ней подскочила Марина и обняла её:
- Ну, ты даёшь!
- Маринка, ты то здесь откуда?
- Да мы за тобой от самого дома гнались.
Подошёл Виктор и улыбнулся:
- Привет, беглянка.
Лиза в растерянности переводила взгляд с одного на другую, не зная, что сказать.
- Ты не поверишь, - затараторила Марина. - Мы решили сделать тебе сюрприз. Послали сообщение, а ты взяла и пропала. Ну, ты даёшь. Не ожидали мы от тебя такой прыти. Хорошо хоть написала, что в Москву едешь.
- Сюрприз?
- Ну, да. Подарок на день рождения.
- Так значит, с отчётом было всё в порядке?
- Да, не волнуйся. Результаты у Бернара. Всё хорошо.
У Лизы задрожали губы, а глаза наполнились слезами от обиды:
- Да как вы могли?
- Ну не обижайся, - Марина снова обняла свою сестру и присела рядом. - Мы действительно хотели тебя порадовать, но Валёк ваш, недотёпа, облажался. Мы хотели, чтобы он забрал тебя с утра из дома, но он проспал.
- Зачем забрать?
- План у Марины был идеальный, - подключился Витя. - Ты должна была увидеть сообщение. Понятно, что ты бы собралась в лабораторию. А на улице тебя должен был встретить Веня на машине и отвезти в наш загородный дом.
- Да, - подключилась Марина. - А там мы бы поздравили тебя с днём рождения и отдали это.
Она протянула Лизе конверт.
- Что это?
- Открой.
Раздражение ещё не прошло, но всё же она открыла конверт, и глаза её расширились от удивления:
- Билеты? В Париж? На моё имя?
- Да, представляешь? Хотели сюрприз тебе сделать - заулыбалась Марина.
- Но как это возможно?
- Помнишь, - ответил Витя, - Ты приносила свой паспорт для оформления заявки на патент?
- Да
- Вот мы и оформили в то же время командировку во Францию на две недели. Кстати, держи, - он протянул ей паспорт. - По документам ты едешь для обмена опытом.
- Подождите, но дата. Дата стоит сегодняшняя. Вылет в восемнадцать двадцать.
- Это, чтобы у тебя не было времени на раздумья. Тем более деньги уже уплачены. Вообще, мы должны были отвезти тебя сюда, но ты нас перехитрила.
- Значит, я всё-таки двигалась в правильном направлении - наконец улыбнулась девушка.
- Точно, сестрёнка. И можешь считать это лишним подтверждением, что это - судьба.
- Какие же вы дурачки.
- Вот не надо оскорблений - с притворной серьёзностью, сказала Марина. - Не только ты у нас в семье головастая. Кстати, по пути мы даже успели заскочить к тебе домой и собрать вещи. Чемодан в машине.
- И о лаборатории можешь не беспокоиться, - продолжил Витя. - Справятся. Ты заслужила отдохнуть и ни о чем не думать. Считай это должностной инструкцией.
- Пошли, - Марина встала.
- Куда?
- В ближайшее кафе. Должны же мы отметить твоё день рождение. Тем более есть очень хочется. Погоня, знаешь ли, вызывает зверский аппетит.

В лучах просыпающегося солнца Лиза, кутаясь в плед, сидела на балконе своего номера за небольшим столиком. В руках у неё была большая кружка свежесваренного кофе. Она маленькими кусочками откусывала профитроли и думала о том, как удивительна жизнь.


Рецензии