Встреча с медведем

   В 1982 году, я проходил свою вторую геологическую производственную
практику, преддипломную, в горном Алтае летом, после окончания четвёртого
курса геологического факультета Днепропетровского Горного института в качестве
техника-геолога. . Каждодневно летом, во время геологиеского маршрута, со мной 
в маршруте находился горный рабочий – студент геологоразведовательного
техникума.
  Я, как старший, шёл первым в маршруте, за мной на небольшом расстояние шёл рабочий, который должен был нести образцы горнах пород пород мной отобранных
в маршруте, если порода содержала железо или сопутствующие железу минералы.
Приходилось часто подниматься вверх не только по предгорью, но и по горе с углом подъёма от 20 градусов до 30. В один из жарких дней мы поднимались согласно маршруту вверх. Весь подъём в гору был доволно трудным: на нашем пути находился
густой кустарник с колючками, который надо раздвигать руками, чтобы двигаться
по маршруту вперёд. Кустарник был выше пояса и довольно плотный для прохождения
по маршруту. Жара стояла приличная, рубашка моя вся была мокрая от пота. В таком же примерно состояние находилась и рубашка моего рабочего – Николая, молодого парня, студента геологического техникума. Солнце иногда просматривалось сквозь нечастые сосны. Комаров было огромное количество, но на нас были шляпы с накомарниками,
которые хорошо защищали лицо от комаров.  Но, вот кисти рук были голыми и приходилось постоянно сгонять со своих рук комаров. Укусы комаров, иногда, всё же
ощущались не только руками. Команы, иногда, проникали и под накомарники, впиваясь
своими хоботками в шею или в подбородок. Как им это удавалось не знаю. Возможно,
что какой-то доступ для них был через лёгкую одежду.
   Если по маршруту ничего особенного не наблюдалось, то через каждые 250 метров
мы останавливались. Я наносил наносил точку под каким-то номером на топографическую план карту и описывал горную породу в специальном полевом журнале. Рабочий, обычно, ждал, когда я закончу описывать, брал радиометром отчёт в радианах в том месте, где я описывал точку стоянки. Как тольо я заканчивал описание горной породы в специальном журнале, мы продолжали продвигаться дальше по маршруту.
Я постоянно шёл первым, а мой рабочий из-за густого кустарника отставао метров на десять, пятнадцать. Повсюду был колючий кустарник, от которого кололо пальцы рук.
   Если я останавливался на секунды, послушать какие-то шумы в лесу, то дневную
тишину нарушал только постоянный гул комаров охотившимся за нами двумя двигавшимися по маршруту.
  Во время одного из таких маршрутов, пробираясь через кустарник, я неожиданно вышел на медведя. Большой бурый медведь раскопал корни одного кустарника и сидя на траве,  грыз коренья... Увидев меня, медведь все свои коренья моментально бросил и с необыкновенной быстротой убегать в левую сторону по отношению ко мне,
да так быстро, что через две, три секунды его и след простыл. Медведь исчез словно
его и не было. Остались только раскопанные корни кустарника, которые он грыз.
Я не успел испугаться. Да и как можно успеть испугаться за такое короткое мгновение
пока мы видели друг друга.  Медведь, по -всей  видимости услышал меня раньше, чем увидел, когда я пробирался сквось высокий, колючий кустарник вверх к горе.
   Шум этот от самого себя я хорошо слышал и ещё уколы колючего кустарника, которые
совершенно не радовали меня. И вот тут в момент очередного раздвижения мной кустарника, медведь сидящей в траве и разгрызающий корни от кустарника, увидел меня... И сразу, моментально бросился убегать, как некий самый быстрый спринтер
через заросли колючего кустарника. И я хорошо запомнил, что огромный бурый медведь с необыкновенной скоростью побежал именно влево относительно нас поднимающихся в гору.  А почему именно влево? Это знает, наверное, медведь. Что-то там с левой стороны, наверное, спасательное было для медведя. Может быть, берлога, в которой он спал зимой, а возможно, что и какое-то замечательное место, где медведь привык отдыхать...
               
    Я стоял с удивлением и с любопытством разглядывал небольшую яму вырытую медведём под колючим кустарником и на слегка обглоданные им корни от этого кустарника. Ко мне подошёл мой горный рабочий, который во время моего движения приотстал от меня... Я подробно объяснил подошедшему ко мне Николаю про случившееся, про то, как я вышел случайно на огромного бурого медведя, который при виде меня, бросился, как очумелый от меня бежать, и исчез из виду через каких-то две
или три секунды за зарослями кустарника.
   Недоверие Николая к моему рассказу я чувствовал, несмотря на то, что надъеденные корни раскопанного кустарника про что-то говорили. Но это было, наверное, не очень убедительно для моего маршрутного рабочего. Он молчал. Говорил один я про то чудо, которое мне удалось только что увидеть. Огромный бурый медведь при виде меня сразу бросился убегать, будто бы ему угрожала большая опасность... И это от совсем не сильного парня ростом в 172 сантиметров. А могло быть и всё иначе. Бурый медведь мог меня просто загрызть в этом лесу.  И спасение от такого медведя мне или кому-то другому в этом лесу в такой ситуации просто невозможно.  Мне просто повезло.
   Мы тронулись дальше по маршруту в поисках руды, которой не было в этом месте...
Но была для меня встреча с этим необыкновенным медведем..
  Потом вечером, в нашем геологическом лагере, я несколько раз повторял своя рассказ про встречу впрямую с медведем на своём геологическом маршруте. Меня слушали с заметным для меня каким-то недоверием. Но этого недоверия не высказывали. Кто-то
выслушивал с серьёзным видом, а кто-то и улыбался... Но были и такие, которые негромко смеялись, выражая своим смехом недоверие ко мне.
   Что поделаешь. Не доверяли моему рассказу, моей встречи с этим, по - виду, страшным медведем. И в это случившееся, которое было настоящей правдой,
не верили молодые и бывалые геологи нашей геологической партии в Алтае.
Иной раз, в сущую выдумку, в придуманное кем-то искренне верят или хотят верить.
Но вот в эту правду верить не хотели. Да и трудно поверить, что огромный бурый медведь встретился со мной впрямую один на один и дал дёру, убежал, как джейран....
Да было такое, было! И больше со мной этого никогда не повторится. И с другими
этого тоже никогда не будет, попади они в тоже место на Алтае, где я встречался с этим медведем.
  Это останется в моей памяти, пока, я живу. Такое не забывается.
Горный Алтай, гора с сосновым лесом, кустарник колючий по пути геологического маршрута и вдруг встреча впрямую один на один с огромным бурым медведем.


Рецензии