В Колледже Свободы в Танзании. Ч. 5
Юрий Горбунов
СОВЕТСКАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ в Колледже Свободы имени Соломона Махлангу в ТАНЗАНИИ (1986)
————————————————————————————————————————————
1
Один из идеологов и творцов южно-африканского апартеида объяснил цели расистского образования африканцев в ЮАР следующим образом: «каждый школьник-банту должен получить знания, приобрести практические навыки и усвоить нормы поведения, которые будут нужны и полезны ему самому, и вместе с тем пойдут на благо и его общине... Школа должна дать ему все, необходимое для того, чтобы он мог выполнять требования, которые поставит перед ним экономическая жизнь Южной Африки... Для него нет место в европейской общине, за исключением нескольких видов физической работы... По этой причине ему незачем давать образование, которое рассчитано на его ассимиляцию с европейской общиной». Он не должен находится в системе обучения, «которая вырывала бы его из собственной общины и только дезориентировала, открывая перед ним картину, рисующую солнечные пастбища европейской цивилизации, на которой ему запрещено пастись». (Апартеид. Правда о расизме в Южной Африке. Пер. с англ., М.: 1975, с. 50).
Короче говоря, образование и воспитание банту было рассчитано на то, чтобы оставлять африканцев малограмотными и невежественными людьми, слугами белых господ, покорных и смирных, и не посягающих на основы апартеида. Более половины африканских детей не ходили в школу в конце 70-х гг.
Расистская пропаганда пыталась навязать африканцам идеи расового превосходства белых и недоразвитости африканских детей. Зачем тратить деньги на школы, когда иностранным компаниям и белым поселенцам нужны только рабочие руки? Даже белые рабочие и мелкие служащие держали в доме слугу-африканца. 90 процентов коренных жителей жили ниже общепризнанного уровня бедности. Более 2,3 млн. африканских рабочих были безработными (не считая безработных в бантустанах). Детская смертность среди африканцев превышала 200, среди белых 20 детей на 1000 жителей.
Жилищные условия африканских трудящихся можно было назвать ужасными: в бантустанах они жили в краалях, примитивные постройках из подручных средств; в городах – в хижинах "дяди Тома", возведенных из картона, фанеры, кусков гофрированного железа, досок. Без водопровода и электричества. Апартеид разрушал африканские семьи.
В сельской местности, где африканцы работали на фермах белых колонистов, условия жизни и учебы детей были еще хуже, чем в пригородных районах. Там дети могли получать только начальное образование. Часто фермеры закрывали школы вообще. В бантустанах на обучение одного африканского ребенка затрачивалось средств в два раза меньше, чем в пригородах для африканцев. Один учитель приходился на 72 учащихся. Расистский режим заставлял учителей нести человеконенавистнические расовые идеи апартеида в массы молодежи.
Если марионеточные правители бантустанов создавали бантустанную систему образования в ЮАР, то Африканский Национальный Конгресс еще до победы в борьбе с апартеидом создал демократическую систему образования для африканцев с помощью независимых государств Африки в лагерях беженцев.
2
В Танзании у нашей делегации была запланирована поездка в Колледж Свободы имени Соломона Махлангу, известного героя восстания африканской молодежи в Соуэто. Махлангу был вынужден бежать за границу. Там он прошел военную подготовку, вернулся на родину и принял участие в вооруженной борьбе с расистским режимом. В одной из стычек с полицией был арестован. Его приговорили к смертной казни, и в апреле 1979 г. приговор был приведен в исполнение.
В колледже учились сироты погибших борцов против апартеида, дети, подростки, юноши и девушки из семей южноафриканских беженцев. Колледж был открыт по просьбе руководства АНК. Просьбу поддержали правительство Танзании, ОАЕ, социалистические страны. Преподавателями работали южноафриканские учителя, получившие образование в Англии, СССР, африканских университетах.
Возглавлял колледж Мохамед Тикли, индиец из ЮАР. В двадцать лет он уехал в Англию за знаниями, закончил Лондонский университет, работал учителем в английской школе. В 1982 г. руководство АНК пригласило его возглавить Колледж Свободы. Он приехал в Танзанию. В беседе с членами советской делегации он рассказал: «Нашей революции нужны борцы, кадры с высшим общим и специальным образованием, чтобы управлять страной, экономикой после уничтожения апартеида. Для этой цели и создан колледж».
Мы начали знакомство с центром с посещения нового здания детского сада. В нем воспитывалось 110 детей от трех до семи лет. В спальнях и игровых комнатах мы обратили внимание на советские детские игрушки. Их прислали в дар советские школьники.
В начальной школе обучалось более 270 детей. Всего учащихся в колледже более 600. Режим в школах строгий: подъем в шесть часов утра. В 7.30 начинались занятия. С перерывами они продолжались до трех часов. Три часа в неделю каждый школьник обязан посветить выполнению общественных работ по уборке территории школы или на строительстве, в зависимости от возраста.
Мы встретились с членами студенческого комитета, органа самоуправления. В него входили отличники и активисты. Все школьники изучали «Хартию Свободы», принятую АНК в 1955 г. В старших классах им преподавали курс обществоведения под названием «Развитие человеческого общества». Вечерами проводились политинформации о событиях в ЮАР и в мире. Учащиеся рассказали нам о своей учебе, о своих преподавателях. Они сообщили нам, что выпускники колледжа уезжали учиться за границу, в том числе в СССР.
Мы осмотрели также гараж, свинарник, зернохранилище, кормоцех, строившийся коровник. Посетили мастерские: швейную, обувную, мебельную, фотолабораторию. Все учащиеся занимаются общественно полезным трудом, проходят производственную практику и получают специальность. Продукция мастерских выдавалась бесплатно учащимся.
– Откуда вы получаете материалы? – спросил я.
– Доски из СССР, кожу и ткани – из Танзании, оборудование – из ГДР и Швеции.
– Обеспечивают ли подсобное хозяйство учащихся всем необходимым?
– Пока нет. Наладили производство свинины, бобов, сорго, маиса и подсолнечника.
– Мы встречали белых в вашем центре. Кто они?
– Добровольцы, учителя, агрономы, воспитатели, строители из ГДР, Кубы, Норвегии, Англии.
Такой вот Колледж Свободы, прообраз новой будущей школы в свободной от расизма ЮАР, мы посетили. Успешная работа Колледжа заставила руководство АНК подумать от открытии еще одного подобного, колледжа, рассчитанного на пять тысяч учащихся. Танзанийские власти выделили еще дну территорию неподалеку. Дороги, водопровод, электролинию подрядилась провести одна норвежская компания. Она уже приступила к работе. Новый колледж получил имя Рут Ферст, белой южноафриканки, прогрессивной журналистки, автора одной из первых книг о Намибии, убитой спецслужбами ЮАР.
——————
Опубликован в журнале «Азия и Африка сегодня»
Свидетельство о публикации №222090100044