Десять мифов о рейде Дулиттла

Из истории Второй мировой войны известно, что в апреле 1942 года в ответ на нападение японских самолетов с авианосцев на главную военно-морскую базу Тихоокеанского флота 7 декабря 1941 года, американские самолеты сбросили бомбы на столицу Японии Токио и другие города.  Уже через 2 года, в 1944 году на экраны вышел художественный фильм об этом эпизоде, получившем название «рейд Дулиттла». Я видел этот фильм и восхищался как мастерством кинематографистов, так и мастерством летчиков сухопутной авиации, взлетавших с палубы авианосца. В те годы никаких возможностей снять подобное в студии не было, так что самолеты взлетали в реале.

Об этом рейде написано немало. Немало и выдумок, и мифов.  Разбить их решил историк Николай Колядко, материалом которого на сайте Tactic Media я воспользовался при написании этой заметки.

18 апреля 1942 г. на Токио и другие японские города упали первые в их истории авиабомбы. Их сбросили армейские двухмоторные бомбардировщики «Норт Америкэн» B-25 «Митчелл», которые американцы додумались поднять с авианосца. Сесть обратно на корабль они не могли, так что сажать их планировалось в не контролируемых японцами районах Китая. Однако, операция – как и положено – пошла сильно не по плану, в результате все 16 участвовавших в ней самолёты были тем или иным образом потеряны. Словом, история «рейда Дулиттла» вроде бы проста и широко известна, но это вовсе не помешало ей обрасти достаточным количеством мифов и заблуждений.

Миф 1.
Автором идеи был подполковник армейской авиации Джеймс Дулиттл
Ни одному лётчику настолько бредовая мысль просто не могла прийти в голову. Предложить запихнуть на авианосец армейские средние бомбардировщики мог лишь человек, слабо разбирающийся в авиации. Это был служивший в Генштабе ВМС США капитан 1-го ранга Фрэнсис Лоу. Подводник. Когда данный креатив начальства спустили на проработку специалистам, те первым делом покрутили пальцем у виска. Потом прикинули ЛТХ и габариты самолётов. Затем почесали репу и озадаченно сообщили: «А ведь может и получиться!» Командовать группой этих бомбардировщиков в предстоящей операции был назначен опытный пилот подполковник Джеймс Дулиттл.

Миф 2.
Сталин отказал в посадке самолётов под Владивостоком
Расстояние от Токио до советского Приморья вдвое меньше, чем до не контролируемой японцами территории Китая. По¬э¬тому Джеймс Дулиттл действительно предлагал такой вариант. Но начальство сразу велело ему забыть об этом, и никаких пе¬ре¬го¬во¬ров на эту тему с советским руководством не велось. Во-первых, от¬ри¬ца¬тель¬ный ответ был известен заранее. И аме¬ри¬кан¬цы то¬же были совершенно не заинтересованы, чтобы у СССР возникли ос¬лож¬не¬ния ещё и на Дальнем Востоке. Во-вторых, из соображений секретности. Так что в Москве о рейде Дулиттла узнали лишь из сообщений токийского радио.

Миф 3.
Операция была согласована с китайским руководством
Им тоже ничего не сказали. Во-первых, по тем же соображениям секретности. Поэтому ничего не сообщили даже ко¬ман¬ду¬ющему силами США в Китае генералу Дж. Стилуэллу, который отвечал за подготовку аэродромов, а также советнику Чан Кайши по ВВС, небезызвестному К. Шеннолту. Во-вторых, опять же, знали, что ответ будет отрицательным – из-за опа¬се¬ния ответных ка¬ра¬тельных акций японцев.  Но Чан Кайши, в отличие от Сталина, можно было просто поставить перед фактом.

Миф 4.
Для облегчения хвостовые пулемёты были заменены деревянными макетами
А в фильме «Пёрл-Харбор» 2001 г. это были вообще бортовые, причём замена производилась в последний момент, уже на палубе авианосца. Но на B-25 модели «B» не было ни хвостовых, ни бортовых пулемётов, так что «заменить» несуществующее было достаточно сложно. В реальности с самолётов были убраны неактуальные в данной миссии нижние турели, а для отпугивания японских истребителей в хвостовые блистеры воткнули по паре деревяшек. И сделано это было, конечно, ещё на берегу.

Миф 5.
Японцы прохлопали рейд Дулиттла
Японская сторожевая линия, состоявшая из мобилизованных малых рыболовных и китобойных судов, позволила свое¬вре¬мен¬но обнаружить американское авианосное соединение ещё в 1200 км от японского побережья. Береговая оборона и ПВО были приведены в состояние повышенной готовности, однако японское командование исходило из того, что американцам по¬тре¬буются ещё как минимум сутки, чтобы приблизиться на расстояние, позволяющее задействовать палубную авиации.

Миф 6.
Для американских лётчиков это был «полёт в один конец»
Если бы операция развивалась по плану, и авианосцам удалось бы подойти на 300 км ближе к Японии, то дальности облегчённых и оборудованных дополнительными бензобаками «Митчеллов» с запасом хватало на то, чтобы долететь до контролируемых силами Гоминьдана аэродромов в Китае. И даже в условиях более раннего взлёта из 80 лётчиков лишь 11 человек погибли или попали в плен. Словом, операция была крайне рискованной, но не самоубийственной.

Миф 7.
Целью рейда Дулиттла был Токио
Большинство целей действительно находились в японской столице и примыкающих к ней Йокосуке и Йокогаме. Однако были и дополнительные в 250-400 км западней – в городах Нагоя, Осака и Кобе. Что любопытно, выбор целей осуществлялся по большей части на основании данных советской разведки, которые были получены ещё до войны в ходе «ты мне – я тебе» между военно-морскими атташе СССР и США в Токио. Свои сведения о японской промышленности наши меняли на информацию о японских ВМС.

Миф 8.
Эффект от бомбардировки и всего рейда был чисто пропагандистским
Даже для пропагандистского эффекта требовалось, чтобы налёт восприняли серьёзно. Поэтому американские самолёты не просто помахали крылышками над Японией, а сбросили на свои цели почти 15 тонн фугасных и кассетных зажигательных бомб. Результатом были разрушения и пожары на семи промышленных объектах, плюс «сопутствующий ущерб» в виде жилой застройки и военного госпиталя. Вишенкой на торте стала огромная пробоина в корпусе лёгкого авианосца «Рюхо», из-за чего корабль ввели в строй на 4 месяца позже запланированного. Можно спорить, стоило ли это всё 16-ти самолётов. Однако в истории Второй мировой есть слишком много примеров, когда такие же эскадрильи бомбардировщиков гробились с гораздо более скромными, а то и вовсе нулевыми результатами.

Миф. 9
Севший около Владивостока B-25 был конфискован, а его экипаж – интернирован
Так было положено по международному праву. Но эта посадка стала крайне неприятным сюрпризом не только для Москвы, но и для Вашингтона. Поэтому в первой же инструкции, отправленной американскому послу, ему поручалось «отдать самолёт русским». В качестве маленького подарка, чтобы загладить данный косяк. Так что конфисковывать ничего не пришлось.

Скрыть факт посадки не удалось, и Япония требовала выдачи «военных преступников». Наши сослались на международное право и заявили об интернировании лётчиков. На самом же деле ни в какой лагерь для интернированных и уж тем более «в ГУЛАГ» они, конечно, не попали. Почти год, пока не утих шум, американцев держали на различных ведомственных дачах. Потом их перевезли в Ашхабад, где кровавая гебня организовала им «побег» в Иран, прямиком до ближайшего британского консульства. Заодно слупив с лётчиков все имевшиеся у тех деньги – аж 350 долларов – на оплату услуг «контрабандиста-проводника» в штатском.

Миф 10.
Рейд заставил японское командование согласиться на Мидуэйскую операцию
Генштаб ВМС Японии дал на неё согласие ещё 5 апреля 1942 г., за две недели до рейда. Но сделал это, мягко говоря, без энтузиазма, под давлением адмирала Ямамото. Однако после авиаудара по метрополии отношение радикально изменилось. Операция, одной из целей которой было предотвратить подобное в будущем, получила зелёный свет.

Генштаб Сухопутных сил до этого и слышать не хотел об участии в каких-либо флотских авантюрах. Но уже 20 апреля он согласился выделить войска для Мидуэйской и Алеутской операций. Более того, представители армии заявили о готовности предоставить гораздо более серьёзные контингенты для захвата – ни больше ни меньше – Гавайских островов.

Эхо от взрывов бомб подполковника Дулиттла оказалось очень громким.


Рецензии