Необычное приключение, глава вторая

Их рыболовный катерок ловко огибал извилистые речные берега, и разнообразные препятствия, иногда и мне давали порулить, в такие моменты я был просто на седьмом небе от счастья.

А потом отец смастерил мне свой корабль, это был деревянный плот, но не простой, а с парусом.

Мы вместе с Пашей учились ставить его и отважно бороздили наши реки.

Время шло, росли и мы. Я сильно вытянулся за это время, но остался таким же худым, а Паша наоборот рос вширь. Начали замечать девушек в школе, раньше они для нас были просто парнями в юбках, никакой разницы. Мне очень нравилась одна тёмноволосая девушка, звали её Инга, нерусское имя, татарка. Её волосы и глаза были темны, как смоль, и кожа смуглая, как будто она только что хорошо загорела. Характер у неё был подстать её красоте, такой же взбалмошный и капризный.

Конечно, не я один обращал на неё внимание, за ней уже увивались старшеклассники, ведь девочки взрослеют гораздо раньше мальчишек.

Мы сидели на уроке и решали задания. Я задумался и смотрел на Ингу со спины, покусывая ручку.

— Всё ещё глазеешь на эту Ингу?- Пашка дёрнул меня за рукав - оставь ты эту затею, она уже дружит со старостой класса, Андреем.

Андрей был юношей высоким, и широкоплечим, многие девушки обращали на него внимание.

— А что я могу поделать, если она мне нравится?

Он вздохнул,- всегда есть шанс, пригласи её погулять, например.

— Куда я приглашу её в нашем захолустье? Тут только сельский клуб, да библиотека, больше и сходить то некуда.

Парень почесал затылок,- А ты позови её прокатиться на нашем катамаране, плавать под парусом, это же так романтично.

— С каких это пор ты затесался в романтики?

— С тех самых, как сам увлёкся Дашей,- он вырвал из тетради листок, смял его и кинул во впереди сидящую девушку.

Та резко обернулась.

— Красотка, мы идём сегодня гулять?

— А пошли, - она кокетливо заулыбалась, иони захихикали вместе с сидящей рядом девушкой.

— Вот, а ты говоришь сложно - выпятив грудь, сказал он.

— Не сложно, но у Даши нет парня, а у Инги есть.

— Не переживай, выбери удачный момент, и пригласи её, скоро как раз выпускной.

— А ну тишина в классе!

Наша строгая учительница по алгебре не любила разговоров по другим темам, кроме учёбы, и даже била парней по рукам линейкой. К девушкам правда она была более благосклонна, и даже разрешила без спроса выходить в туалет во время урока, мотивируя это тем, что им сложнее терпеть. Было ей немного за пятьдесят лет, но она любила одеваться, как молодая девушка, немного странно, но всегда со вкусом.

С другом мы общались теперь только в школе, в остальное время он пропадал с Дашей, а я в библиотеке за книгами, решил всерьёз стать моряком и выходить в море. Надо было изучить корабельный быт и устав, да и просто попадались хорошие книжки по этой тематике.

После школы отец посоветовал мне поступить в морской институт. В стране таких было несколько: в Нижнем Новгороде, Петербурге, Владивостоке и Калининграде.

— Если ехать, то только к морю, зачем мне эти речные институты.

— Хорошо сынок, вот сдашь экзамены после одиннадцати классов и поедешь.



Если бы я знал, что всё так повернётся в дальнейшем, то проводил бы больше времени с семьёй, а не на этом дурацком плоту и в библиотеке.

А началось всё, когда я уже учился в десятом классе. Однажды вечером подслушал разговор отца и матери, они ссорились.

Моей любимой привычкой было не заходить в двери, а влезать через окно прямо в свою комнату, его я предусмотрительно оставлял незапертым. Они ссорились, думая, что меня ещё нет дома.

Как оказалось к маме давно подкатывает сам председатель, полненький лысеющий Иван Максимович, и она очень устала жить с отцом, простым рыбаком. Потом я узнал уже от бабушки, что ссорились они уже давно, и перестали спать в одной кровати, но при мне вели себя вежливо и не подавали виду.

— Ты простой рыбак! А я хочу хорошей жизни, сколько лет я потратила на тебя, и всё без толку!

Отца не было слышно, но зная его, он сидел, молчал и курил.

— И что ты хочешь, бросить нас в такой ответственный момент? Сын скоро окончит школу, поступит в институт, вот тогда и делай что хочешь.

Я сел на кровать и слушал, едва сдерживая слёзы. Как она могла так поступить с нами?

Видимо они услышали шум, и замолчали, дверь в мою комнату открылась.

— О, ты тут, а мы не слышали, как ты пришёл, будешь есть?

— Мам, почему ты хочешь уйти?

Она переменилась в лице.

— Да потому что меня достал этот сарай, вся эта деревня с её романтикой, хочу в город, хорошей жизни! Всё хватит, достали!

Она пошла собирать вещи, я пытался остановить её, отец всё так же курил на табуретке и молчал.

— Пусть идёт, она же так хочет хорошей жизни.

Тогда я был ещё слишком молод, и не мог понять, почему люди вдруг расстаются. Мужчина годам к 35-40 остывает, и предпочитает стабильность, чем постоянную беготню с распущенным хвостом в поисках очередной дамы, а женщины наоборот. Наверное все мы слышали поговорку: сорок пять, мама ягодка опять, хотя ей было только тридцать семь. Вот это оно и есть, женщина вдруг понимает, что она ещё ничего, а жизнь уходит, и надо срочно взять реванш.



Я отпустил её руку, она, пряча глаза, пошла в свою комнату, и кому-то позвонила. Через полчаса мать уехала, за окном мелькнула волга председателя.

Отец всё сидел и молчал, но потом резко встал и полез в погреб. Вылез уже с большой бутылкой самогона, на работу утром он не пошёл.

Летели дни, а он всё беспробудно пил, с работы его уволили, и мне всё больше не хотелось возвращаться домой, поэтому я часто ночевал в сарае. Бабушка поддерживала меня, как могла, хотя я у неё ничего не просил. Домой приходил только затем, чтобы постирать вещи, и прибраться, везде теперь валялись пустые бутылки и окурки сигарет.

— Отец, перестань, хватит курить в кровати, да ещё и пьяному.

— Помолчи сынок, не учи старших жизни.

Бабушка, его мать только крутилась над ним, и причитала, но исправно давала ему на выпивку с пенсии. Смотреть на человека, который так опустился из-за расставания, было невыносимо.

Мать я видел редко, только когда шёл со школы, машина председателя проезжала мимо на большой скорости, на пассажирском сиденье был виден её силуэт. Машина никогда не останавливалась, даже наоборот прибавляла газу. Такое впечатление, что внезапно меня взяли и бросили все, кого я любил. И даже Пашка был занят своими делами. Оставалось одно увлечение: книги, в библиотеке я теперь практически жил.

***

Так прошёл ещё год, отец не переставал пить, водил домой сомнительных женщин из соседних деревень, а мне нужно было учиться.

Зимой спать в сарае не получалось, и приходилось ночевать дома, заперев накрепко дверь. Бабуля тоже устала от всего этого пьянства, и постоянно ругала отца, но он не переставал пить. Лишь изредка делал перерыв на пару дней, и даже выходил ко мне во двор посмотреть как я занимаюсь, но это было очень редкое явление. Он стоял пару минут на крыльце, тушил сигарету и заходил обратно в дом.

Вся работа по дому легла на мои и бабушкины плечи, делать приходилось абсолютно всё, вплоть до ремонта клеток для животных и починки сарая. Я конечно и раньше помогал по дому, но теперь приходилось ещё копать огород на небольшом тракторе.



Наступила весна, птицы весело защебетали, сидя на ветках деревьев. Снег растаял, и обнажил серую землю. В деревне грязь, это явление регулярное, своеобразный атрибут этого места. Зимой она замерзает, весной и осенью превращается в глубокие лужи, и лишь летом становится сухой, расползаясь широкими трещинами по земле. Резиновые сапоги друг и помощник в такое время года, а ещё деревянные подмостки, по которым удобно ходить.

Скоро выпускной, на поле скорей всего оттаяли монеты, и нужно было опять идти собирать их, но дома было столько работы, что вырваться туда не представлялось возможным. Со всеми этими потрясениями оценки мои стали гораздо хуже, и я еле доучился, сдал экзамены на тройки.



В тот день все ребята нарядно оделись и готовились к предстоящему празднику, а я пошёл в библиотеку, никакого настроения не было, да и из-за того, что отца уволили, у семьи практически не было денег, жили на одну бабушкину пенсию. Взял очередную книгу, сел на стул и принялся читать.

Примерно через час в зал вошла Инга, косметика потекла на её лице, а платье было помято. Меня она не заметила, села в угол на стул, и заплакала.

И тут я понял, что у меня есть шанс, о котором так долго говорил мне Паша. Я встал и подошёл к ней.

— Что ты делаешь тут в такой день?

— А разве не видно? Плачу конечно. Но что делаешь тут ты?

— Читаю, это ведь библиотека. Но почему ты плачешь, что случилось?

— Не всё ли равно? Ай, ладно, мы с Андреем поругались, я увидела его с другой девушкой, они танцевали.

Подвинув стул к ней поближе, я сел и принялся читать ей вслух стихи. Она перестала плакать и посмотрела на меня.

— Ты что шутишь?

— Нет, хорошие стихи, вот послушай:

« И ты, мой юный, вечной тайной

Отходишь прочь.

Я за тобою, гость случайный,

Как прежде - в ночь».

— Это Блок, верно?

— Да,- я продолжал читать, но она прервала меня, положив свою руку поверх моей.

— Сколько мы с тобой знакомы, с первого класса?

— Даже как-то сидели за одной партой, но нас почему-то быстро рассадили.

— Ха-ха, это потому, что мы часто спорили из-за ручки! Я забирала у тебя её, но ты упрямый человек, не хотел отдавать.

Она засмеялась.

— Слушай, а ты когда-нибудь каталась по реке на катамаране? У него есть парус, и даже стулья.

— У отца лодка с мотором, ты должен знать, но вообще нет, ни разу не каталась.

— Так пошли прокатимся, пока ещё совсем не стемнело.

И мы вышли из библиотеки, я взял с собой книгу со стихами. На улице был тёплый майский вечер.

Плот стоял там же, где я его и оставлял несколько лет назад, парус был предусмотрительно убран в чехол из брезента. Я поставил стулья, воткнул мачту в отверстие в полу, и раскрутил парусину. Дул хороший западный ветер и парус выпрямился, потянув плот за собой.

Инга уселась на стул, и восхищённо смотрела, как я управляюсь с парусом.

— А ты молодец, хорошо управляешься. Не знала, что ты такой.

— Какой такой?

— Не буду скрывать, все же помнят ту историю с Серёгой, когда он сломал тебе нос - она прикоснулась рукой к моему носу, - у тебя до сих пор шрам в этом месте. А теперь ты возмужал, совершенно другой человек стал.

Плот резко повернул на изгибе реки, и Инга чуть не упала со стула в воду.

Я успел схватить её за талию.

— Осторожнее.

Мы смотрели друг на друга, не смея оторвать взор, её карие глаза как будто смеялись мне в лицо. Дул западный ветер, развевая её чёрные волосы, они падали на хрупкие смуглые плечи. Прошло много лет, но эти мгновения я помню до сих пор. Я держал её за талию, и не спешил отпускать, а она не собиралась отстраняться.

Она подошла ко мне вплотную, и кусала губы от нетерпения. Может, у меня и не было опыта в таких делах, но лучше поздно, чем никогда. Я взял её голову обеими руками, и поцеловал.

Внезапно плот наскочил на топляк, мы рухнули на пол, и громко засмеялись. В ящике с парусом было одеяло, я расстелил его по полу, мы лежали рядом, смотрели на закат, и мило болтали.

***

Внезапно с берега нас кто-то окликнул. Это был Паша, он кричал и махал руками, призывая нас плыть к нему.

— Видимо что-то случилось, поплыли скорее.

Я перенаправил парус, достал весло из ящика и направил плот к берегу.

— Скорее, скорее, Лёха, плыви скорее!

Паша отчаянно махал руками.

— Пожар, дом твой горит, скорее туда!

Не успев подплыть к берегу, я бросился с плота в воду.

В руках была верёвка, привязав плот к какой-то железке, я побежал к дому.

— Паша, помоги ей выбраться, мне нужно срочно бежать туда.

— Хорошо, беги скорее, там уже пожарные приехали.

Дым было видно издалека, когда я прибежал на место, дома уже не было, сплошная груда дымящихся брёвен, которую пожарники заливали водой.

У дома толпились люди, стояла и бабушка с чёрным от гари лицом.

— Ты жив! Жив.

Она обняла меня, прижала к груди, я рыдал и не мог сдержать слёзы. Мужчины не плачут, скажете вы? Глупый стереотип. Это снаружи мы твёрдые, а внутри мягкие, словно яблочный пирог.

— Где отец?

— Там внутри, курил в кровати, и задохнулся от дыма, бабушка твоя успела выбежать, но сам понимаешь, пожарные едут долго, из другой деревни, поэтому они приехали уже на угли.

Это говорил сосед Дмитрий Алексеевич, бабушка же молча смотрела на остатки дома, и обнимала меня, не отпуская.

Внезапно она отошла от меня, и ринулась с кулаками на машину, подъехавшую к пепелищу, и принялась бить по крыше.

— Это ты сволочь его довела! Ненавижу тебя, тварь!

В машине сидела мать, лицо её было бледным как полотно. Посмотрев на дом, и на меня, она сказала водителю ехать, и машина уехала, оставив после себя столб пыли.

Я побежал вслед за ней, но она не остановилась.

— Вот видишь, какая у тебя непутёвая мамаша. Отец сгорел, а она даже не вышла из машины.

Рядом с домом уже собралось половина деревни.

— Что вы припёрлись, поглазеть на чужое горе?

— Баб Надь, перестань, переночуешь у нас, утро вечера мудренее.

Проводив взглядом Ингу и Пашу, я вместе с бабушкой удалился.

Ночевали мы с соседа дяди Димы, он разрешил нам пожить у него, пока всё не наладится.

Но теперь учёба закончилась, и не было смысла оставаться в этой деревне.

В ту ночь спал я плохо, мне снились кошмары, что мы с Ингой опять на плоту, и нас тянет под воду неведомое чудовище. Проснулся в холодном поту, было уже совсем светло, в дверь постучали.

— Лёш, тебе письмо, не знаю от кого, оно лежало в почтовом ящике.

— Спасибо дядя Дима.

Письмо было от матери. В нём говорилось, что мать не может больше воспитывать меня, я уже взрослый, и могу сам решать свою судьбу. К письму прилагалась некоторая сумма денег, на первое время.

Мы пошли на пепелище и попытались собрать хоть что-то, но от дома совсем ничего не осталось, только хлев, и животные в нём. Пожарные ещё вчера вытащили из-под завала труп отца и увезли его в местный морг в соседнюю деревню. Похороны были назначены на начало следующей недели.

Я молча бродил по пепелищу, пытаясь найти хоть что-то, что не поглотило пламя, но всё было тщетно, огонь уничтожил практически всё. Среди обугленных головёшек словно скелет, торчали остатки обугленных стен и кирпичная печь.

Я показал письмо бабушке, она прочитала его, смяла и выбросила, демонстративно плюнув себе под ноги. К нам подбежал кот, во время пожара его не было дома, и стал тереться об мои ноги.

— Вот что Лёшенька, давай-ка ты поедешь в город, у меня там есть подруга, поживёшь у неё в двухкомнатной квартире, - бабушка взяла непослушного кота на руки.

— Но как же ты сама?

— А я останусь здесь, нечего старушке делать в большом городе, мы с дедушкой Димой давно дружим, если ты понимаешь, о чём я. Он работящий, с руками, дом нам отстроит заново. Ты поезжай, нечего тебе тут делать, учёба закончилась, надо идти дальше.



Я пошёл прогуляться и собраться мыслями, брёл по дороге и думал. Всё так хорошо начиналось, и оборвалось в одно мгновение. А что теперь? Уехать в незнакомый город, без друзей и подруг. Самое трудное было проститься с другом, а Инга?

Я сидел на берегу и кидал камни в воду. Ко мне подошёл Паша.

— Значит, решил уехать?

— Откуда узнал?

— Твоя бабушка сказала. Я не осуждаю, все мы после учёбы разъезжаемся, отец решил переехать в город, давно планировал, а значит я тоже скоро уезжаю. Как твои дела с Ингой?

— Да какие могут быть дела, сам видишь.

— Не переживай, всё наладится. Когда похороны?

— В понедельник. Теперь ни о каком морском институте не может быть и речи, придётся поступать туда, куда поступлю.

— Но почему?

— Деньги, то что мне оставила мама, просто смешная сумма, рюкзак себе купить, и то не хватит. Бабуля мне предложила пожить у её подруги, там двухкомнатная, можно пойти учиться, не на моряка конечно, но на ещё кого-нибудь.

— Но почему не моряк, ты же так хотел?

— Нельзя оставлять бабушку одну, она единственная из родни, кто у меня остался, не хочу потерять и её. А если я уеду слишком далеко, то вряд ли когда-нибудь снова её увижу.

— И это всё?

— Нет, конечно же нет, может мать одумается, и вернётся, мне её очень не хватает, а если я уеду далеко, то тогда точно всё.

— Странно это, но если ты так хочешь, то поезжай.

Мы ещё долго стояли и кидали в воду камни. Оба понимали, что расстаёмся если не навсегда, то очень надолго.


Рецензии